Выдержка из текста работы
Экономика общественного сектора сформировалась как самостоятельная научная и учебная дисциплина лишь в последние десятилетия, когда общепринятым стал подход, предполагающий комплексный анализ ресурсов, форм и результатов деятельности государственных и общественных институтов как поставщиков экономических благ.
Современная тенденция развития общества заключается в ускорении институционализации социальной жизни и экономики. Возрастает роль институтов гражданского общества, общественно-добровольных структур, нацеленных на реализацию разнообразных общественно-значимых потребностей, существующих в некоммерческой, неприбыльной сфере.С развитием гражданского общества структура общественного сектора усложняется. Он уже не сводится только к государству и его институтам, а включает в себя добровольно-общественные, некоммерческие структуры, занимающие промежуточное положение между государственными и общественными институтами, с одной стороны, общественными и рыночными институтами — с другой.
Настоящий выпуск рассматривает основные институциональные формы организации общественного сектора. Следующий выпуск этой серии будет посвящен практическим вопросам, таким как: механизмы социального взаимодействия государства и некоммерческих организаций, стратегии финансирования благотворительных организаций, др.
Проблемы эффективности государственного управления собственностью в первом ряду тех, которые находятся в центре внимания современной науки и практики.
Тема представляет актуальность, поскольку эффективность государственного управления проявляется на всех уровнях функционирования системы: от отдельной организации — до местного общества, от местного уровня — до регионального, от регионального сообщества — до социальной системы и ее политической организации — государства
На каждом из уровней эффективность измеряется своими критериями, характеризующими соотношение целей и результатов, а в иной плоскости соответствие результатов интересам управляющих и управляемых, выраженных в целях.
В данной работе предстоит раскрыть 2 вопросов, 1)эффективности государственного управления собственностью, 2)Институциональные основы экономики общественного сектора обобщить некоторые имеющиеся в литературе наработки и попытаться разобраться в вопросах, еще недостаточно освещенных.
1. Институциональные основы экономики общественного сектора
С ростом объема и разнообразия, общественных благ, повышением требований к качеству жизни и усилением тенденции к местному самоуправлению и корпоративности, а также к общественной самостоятельности и инициативе личности, институциональная организация общественной экономики стала более сложной, границы между общественным и рыночным секторами экономики стали более гибкими и подвижными, появились различные организационные формы их взаимодействия. Так, некоторые виды общественных благ обладают свойствами, чертами частных благ и могут быть платными, а также быть предоставлены частным образом. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, дающая возможность отделить функцию потребления от функции оплаты и организовать коллективное потребление независимо от организации производства общественных услуг.
Например, если раньше государственные и муниципальные органы власти представляли вертикальную интеграционную структуру, которая включала в себя одновременно производство и коллективное потребление платных смешанных общественных благ, то в последние годы часто можно наблюдать такую ситуацию, когда государственные (муниципальные) службы выступают как коллективный потребитель, выражая запросы граждан подведомственной территории на соответствующие общественные блага. Они могут также заключать контракты как с государственными организациями, так и с частными предприятиями на производство общественных благ. В этих условиях имеется возможность одно из звеньев государственной структуры сделать фондодержателем и поставить в финансовую зависимость от него другие звенья, например, поликлинике или семейному врачу предоставить в соответствии с нормативом определенный объем общественных финансовых ресурсов, чтобы пациенты могли выбрать стационарные медицинские учреждения. Выбор общественных услуг может быть организован с помощью предоставления каждой семье и каждому гражданину социального ваучера — образовательного, жилищного, полиса на социальное страхование, талона на получение продовольствия и т.д. В данном случае речь идет о бюджетно-финансовых взаимоотношениях между внутренними структурами общественного сектора, которые приобретают характер внутренней конкуренции и являются частью квазирыночного механизма.
Однако немало смешанных общественных услуг предоставляются государственным (муниципальным) органам управления как структурам коллективного потребления частным образом, т.е. путем заключения городскими властями контрактов с частными фирмами. Поэтому широко распространенной формой участия частного капитала и частного предпринимательства в общественном секторе является система контрактно-договорных отношений, в том числе концессия и франчайзинг.
В условиях концессии частной фирме передается ответственность не только за управление бизнесом, но и за финансирование. Типичной моделью концессии является подход, основанный на принципе «строительство-эксплуатация построенного объекта и передача прав собственности».
Муниципальные власти передают частной фирме право на строительство, эксплуатацию и управление объектов инфраструктуры на строго установленный в соответствии с договором срок, по истечении которого основные фонды передаются в общественный сектор. Срок концессии определяется с учетом окупаемости и нормы прибыли на вложенный капитал Существующий институциональный механизм допускает, с одной стороны, предоставление общественных благ частными фирмами и конкуренцию с государственными поставщиками общественных благ. С другой стороны, государственные органы власти имеют дело только с частной формой предоставления общественных благ. Это предполагает конкуренцию на входе экономического пространства, где будет осуществляться хозяйственная деятельность частного поставщика общественных благ. Для создания такой конкуренции контрактная система, в том числе концессия и франчайзинг, организуется на тендерной основе путем открытой аукционной продажи лицензий и других контрактных прав.
Успех контракта или франчайзинга в общественном секторе зависит во многом оттого, насколько добросовестно и справедливо организованы условия аукциона для продажи контрактных прав и лицензий, насколько ясно проведена спецификация контракта, т.е. насколько четко определены цели и сроки действия договора. Важно, чтобы условия контракта легко поддавались проверке, ясно были видны стимулы и в то же время была возможность эффективно обеспечить рынок продажи лицензионных прав частным фирмам. В последнее время возрастает значение финансирования производства социально значимых благ не за счет налоговых поступлений и государственных бюджетных расходов, а непосредственно за счет собственных средств населения. Переход от полного бюджетного финансирования к финансированию на основе частичной оплаты стоимости услуг потребителями вносит существенные изменения в институциональный механизм общественного сектора. Придание бюджетным учреждениям статуса некоммерческой организации в определенном смысле позволяет разрешить возникающее в настоящее время противоречие между бюджетным финансированием и платностью предоставляемых услуг. Соотношение коммерческих и некоммерческих начал в общественном секторе определяется структурой и соотношением различного вида общественных благ. На крайних полюсах целого ряда общественных благ находятся чистые общественные блага и общественные блага, имеющие много общего с чистым частным благом. В промежутке между ними имеются различного рода смешанные общественные блага, ближе или дальше стоящие от соответствующего полюса. Так, социально-культурные услуги являются смешанным общественным благом, но по масштабности внешнего эффекта их воздействия на общество и их социальной значимости они ближе всего к чистому общественному благу.В зависимости от места на шкале ряда общественных благ доля коммерческого и некоммерческого начал в их финансировании может быть равной и при этом неодинаковой будет институциональная модель управления производством и потреблением таких благ. Институциональный механизм в общественн……..
Список литературы
1. Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов , 2012
2. Глазьев С, Батчиков С. За ликвидацию безграмотности в органах государственной власти Эффективность государственного управления, 2012,
3. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов. — М.: ИНФРА-М, 2011
4. Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. Экономика и жизнь 2012
5. Игнатов В. Повышение эффективности государственной власти и управления — жизненно важная проблема сохранения российской государственностью 2012.
6. Игнатов В., Понеделков А. Эффективность государственной службы Государственная служба: теория и организация 2012
7. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественног сектора (основы теории эффективности государства): Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011
8. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник Под общ. ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. М.: Инфра-М, 2012. (Рекомендован УМО по клас. универ. образованию).
9. Свайн Д., Уайт Д. Эффективность государственного управления.- М.: логос,2012.
10. Хольцер М. Производительность, государственное управление и демократия. Эффективность государственного управления. Социс, 2011
[1] Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов Н.Д, 2012
[2] Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. Экономика и жизнь, 2013
[3] Лапин Н. Модернизация ценностей России Социс, 2012
[4] Игнатов В., Понеделков А. Эффективность государственной службы Государственная служба: теория и организация, 2012
11. Институциональные формы организации общественного сектора экономики : учеб. пособие О. Б. Макеева ; Воронежский государственный университет. — Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012