Выдержка из текста работы
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика общественного сектора» подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») и учебным планом.
Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
Рекомендовано решением научно-методического совета
НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права»
© Чепурных М. Е., 2009
© НОУ ВПО «Западно-Уральский
институт экономики и права», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины | |
1. Цели и задачи изучения дисциплины …………………………………………………… | |
2. Требования к уровню освоения дисциплины ……………………………………………. | |
3. Объем дисциплины ………………………………………………………………………… | |
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………………… | |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………………………… | |
4. Содержание курса ………………………………………………………………………… | |
5. Темы семинарских занятий ……………………………………………………………… | |
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………….………………… | |
6.1. Литература .…………………………………………………………………………….. | |
6.2. Информационное обеспечение дисциплины ………………………………………… | |
6.3. Задания для самостоятельной работы студента……………………………………… | |
6.4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………………… | |
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации …………………………………………………………………. |
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» в соответствии с ФГОС ВПО является углубление фундаментальных знаний студентов и всех заинтересованных лиц об основных положениях экономики общественного сектора.
Задачи изучения курса состоят в формировании представлений о принципах анализа хозяйственной деятельности государства, о причинах, формах и методах участия государства в рыночной экономике, о том, как правительство распределяет ресурсы, какие виды экономической деятельности должно выполнять государство. Соответственно, важное место в курсе занимают проблемы государственных финансов, а также специфика общественного сектора в период перехода к рынку.
Изучаемый курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Финансы», «Налоги и налогообложение». Знания, полученные при изучении курса «Экономика общественного сектора», незаменимы в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности – как на уровне принятия правительственных решений, так и в повседневной жизни каждого человека.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление о структуре современной модели рыночной экономики и роли общественного сектора в ней;
знать концептуальные основы перераспределительной деятельности государства;
уметь из множества возможных аллокационных решений выбирать то, которое не только экономически наиболее эффективно, но и в наибольшей степени соответствует принятым в обществе представлениям о справедливости и равенстве;
приобрести навыки участия в политическом процессе;
овладеть методами оптимизации издержек и выгод при создании общественных благ.
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения – заочная
Тема 2. Общественные блага в рыночной экономике
Свойства общественных благ. Несоперничество в потреблении и неисключаемость. Чистые и смешанные общественные блага. Общенациональные и локальные общественные блага.
Равновесие в сфере производства общественных благ. Горизонтальное и вертикальное суммирование индивидуальных функций спроса. Спрос на общественные блага. Цены Линдаля, равновесие Линдаля.
Модель общественного равновесия. Условие Самуэльсона – Паретто оптимального производства благ.
Коллективные действия. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного. «Трагедия общности». Концепция селективных стимулов М. Олсона.
Выявление предпочтений.
Теория клубов. Клубное благо.
Общественное благо в переходной экономике.
Тема 3. Социально-экономическая сущность процесса перераспределения в условиях рыночной экономики. Модели общественного благосостояния
Перераспределительная деятельность государства, целенаправленная и ненамеренная. Объекты перераспределения: доходы, капитал, экономические возможности.
Соотношение равенства и эффективности в рыночной экономике. Факторы, влияющие на неравенство в распределении. Неравенство и справедливость.
Понятие равенства в экономической науке.
«Сильная ловушка безработицы», «слабая ловушка безработицы», «сильная ловушка бедности», «слабая ловушка бедности».
Конфликт между равенством и эффективностью. Критерий Паретто – критерий эффективности. Критерий Калдора – Хикса – критерий компенсации.
Общественное благосостояние. Теория методологического индивидуализма. Способы агрегирования индивидуальных предпочтений. Функции общественного благосостояния: индивидуалистическая (или функция благосостояния Бергсона – Самуэльсона), классическая утилитарная функция, роулсианская функция.
Либертаристская позиция.
Тема 4. Теория общественного выбора и несовершенство государственного сектора
Общие черты и различия между индивидуальным и коллективным выбором. Роль политических инструментов демократии в коллективном выборе общественных благ. Голосование как процедура демонстрации и учета индивидуальных мнений.
Оптимум Паретто, отражающий достижение оптимальных состояний на конкурентном рынке. Процедура единогласия принятия решений в коллективном выборе. Право вето.
Потребитель общественных благ как избиратель. Ресурсы избирателя: право голоса, возможности участия в различных организациях, проведение и финансирование политических кампаний. Феномен рационального неведения избирателя. Сознательное сокрытие предпочтений.
Политик как посредник между избирателями и государственным сектором. Особенности рационального поведения избирателя, политика государственного чиновника.
Голосование как универсальная модель коллективного принятия решений. Свойство механизма голосования: универсальность, полнота.
Рациональный коллективный выбор. Парадокс голосования. Профиль предпочтений. Циклическое голосование. Полнота и транзитивность выбора. Манипулирование выбором. Правило простого большинства. Медианный избиратель и коалиция. Группы специальных интересов и погоня за рентой. Лоббирование.
Исполнительные структуры. Бюрократия. Склонность к расточительности, стремление к стабильности.
Изъяны государства: ограниченность доступной информации, неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия, несовершенство политического процесса, ограниченность контроля над государственным аппаратом.
Теорема Эрроу о невозможности.
Тема 5. Налоговый механизм и доходы государственного сектора
Источники доходов государства: налоги, доходы от государственных предприятий и организаций.
Функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, социально-воспитательная, контрольно-учетная.
Виды налогов: подоходные налоги, налоги на потребление товаров и услуг, налоги на имущество и собственность, социальные платежи. Прямые и косвенные налоги.
Принципы налогообложения: простота налоговой системы, гласность, гибкость, эффективность, справедливость (равенство).
Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.
Маркированные и немаркированные налоги.
Критерии оценки налоговых систем: относительное равенство обязательств, экономическая нейтральность, организационная простота, гибкость, контролируемость налогов со стороны плательщиков. Взаимосвязь и противоречие критериев.
Налоговые обязательства и перемещение налогов. Сфера действия налогов. Сокращение налоговых обязательств. Перемещение налогового бремени на других лиц. Перемещение назад, перемещение вперед. Действительная налоговая ставка.
Распределение налогового бремени на конкурентных рынках. Понятие специфического и стоимостного налога.
Распределение налогового бремени в условиях монополий.
Распределение налогового бремени на рынке труда.
Перемещение налогов на прибыль.
Сфера действий налога и общее равновесие.
Эквивалентные налоги.
Избыточное налоговое бремя потребителя. Избыточное налоговое бремя производителя.
Искажающее действие налогов на доходы и капитал. Оптимизация налогообложения. Правило Рамсея. Правило Корлетта – Хейга.
Налоговая система Российской Федерации.
Тема 6. Государственные расходы. Социальная помощь и государственное страхование
Понятие государственных расходов. Программный подход к формированию и осуществлению государственных расходов. Основные задачи, решаемые в сфере расходования государственных средств: оказание специальной помощи лицам, не имеющим возможности к самообеспечению; обязательное страхование на случай болезни, безработицы и т. д.; ответственность за удовлетворение которых берет на себя государство.
Формы государственных расходов: финансирование эксплуатационных расходов организации госсектора; закупки товаров и услуг; субсидирование предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок; денежные выплаты и натуральные выдачи лицам, охваченным программами специальной помощи и страхования.
Перемещение выгод и сферы действия программ государственных расходов. Реципиенты. Сфера действия программы госрасходов. Круг потенциальных и действительных реципиентов.
Искажающее действие госрасходов.
Взаимозависимые предпочтения и госрасходы.
Государственное страхование. Социальная помощь.
Понятие неприятия риска. Объединение риска. Экономия на масштабе. Социальные риски. Неблагоприятный отбор. Моральный риск.
Взаимосвязь социальной помощи, государственного и частного страхования и принудительное перераспределение. Проблема минимизации перераспределения и его обязательные последствия при данном уровне социальных гарантий. Нагрузка на работающее население.
Государственные расходы, их структура и тенденции развития в Российской Федерации.
Тема 7. Финансирование и производство товаров и услуг в государственном секторе
Государственное предприятие. Государственная некоммерческая организация. Частная некоммерческая организация. Критическая степень зависимости всей экономики от некоторых ее подразделений, находящихся в зонах изъянов рынка.
Контрактация. Квазирынки. Реальная конкуренция между потенциальными поставщиками. Трансакционные издержки.
Пути эффективного использования отношений контрактного типа.
Виды контрактов. Контракт с фиксированной ценой. Контракт типа «издержки плюс прибыль». Контракт с разделением затрат. Контракт типа «издержки в расчете на услугу». Блочный контракт. Контракт типа «издержки и объем».
Типы организации: частные предприятия, государственные предприятия, государственные некоммерческие организации, частные (негосударственные) некоммерческие организации.
Тема 8. Бюджетный федерализм
Понятие бюджетного федерализма.
Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Локализация выгод. Локализация издержек. Условия эффективности бюджетного федерализма. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.
Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ. Проблема переполнения.
Функции государственных финансов: аллокационная, распределительная, стабилизационная. Особенности их выполнения на региональном уровне. Перераспределение ресурсов госсектора между регионами.
Различия в структуре расходов бюджетов разных уровней.
Доходы территориальных бюджетов. Источники формирования территориальных бюджетов: налоги местного уровня; долевые отчисления в бюджет территории от налогов, поступающих на более высокий уровень бюджетной системы; трансферты, поступающие из верхнего звена бюджетной системы.
Американская модель бюджетного федерализма.
Германская модель бюджетной политики.
Бюджетные гранты. Предельные издержки поставки локальных общественных благ.
Капитализированный налог. Блочный грант. Категориальный грант. Долевой лимитированный грант. Долевой нелимитированный грант. «Эффект липучки». Плавучесть налогов.
Бюджетный федерализм в условиях перехода к рынку.
Становление российской модели бюджетного федерализма.
Темы семинарских занятий
Изъяны рынка и роль государства в рыночной экономике
Цельсеминара – выявить недостатки рыночной системы хозяйства, показать роль государства при регулировании изъянов рынка, обосновать необходимость и размеры государственного сектора в рыночной экономике различных стран мира. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
1. Экономическая сущность и виды изъянов рынка.
2. Экономические функции государства.
3. Государственный сектор экономики. Его удельный вес в рыночной экономике.
4. Государственный сектор переходной экономики.
Библиографический список
1. Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 13–37.
2. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 8–33.
3. Экономика общественного сектора: учеб. пособие / ред. П. В.Савченко. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 9–30.
4. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000. С. 12–27.
Ключевые термины
Государство, право собственности, изъяны рынка, монополия, экстерналии, государственный сектор, налоги, государственные расходы, асимметрия информации, экономика государственного сектора.
Темы рефератов и докладов
1. Роль и функции государства в переходной период.
2. Особенности российской приватизации.
3. Масштабы и роль государственного сектора в экономике различных стран.
4. Сокращение роли государства: государственное управление и устойчивое человеческое развитие.
Общественные блага в рыночной экономике
Цельсеминара – выявить сущность общественных благ, их свойства, рассмотреть модель равновесия в сфере производства общественных благ, а также модель общего равновесия. Важное место в семинарском занятии отводится модели коллективных действий, теории клубов, а также роли и значению общественных благ в переходной экономике. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Занятие 1
1. Свойства общественных благ.
2. Равновесие в сфере производства общественных благ.
3. Модель общего равновесия.
Занятие 2
1. Коллективные действия. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного.
2. Теория клубов.
3. Общественные блага в переходной экономике.
Библиографический список
1. Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 69–118.
2. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 55–70.
3. Экономика общественного сектора: учеб. пособие / ред. П. В. Савченко. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 57–99.
5. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000. С. 30–64.
Ключевые термины
Общественное благо, несоперничество, неисключаемость, чистое общественное благо, локальное общественное благо, переполнение, теория клубов, спрос на общественные блага, равновесие Линдаля, цены Линдаля, проблема «безбилетника», коллективное действие, избирательный стимул, блага, обладающие особыми достоинствами.
Темы рефератов и докладов
1. Экономический анализ производства общественных благ в Пермском крае.
2. Проблема «безбилетника» в современной экономике России.
3. Трагедия общности (на примере реальных событий) в условиях переходной экономики.
3. Социально-экономическая сущность процесса перераспределения в условиях рыночной экономики. Модели общественного благосостояния
Цельсеминарского занятия – обсудить и обосновать необходимость перераспределительной деятельности государства в условиях рыночной экономики, показать соотношение социального равенства и экономической эффективности в рыночной экономике, исследовать возможности критерия компенсации при достижении равенства. Важное место в данной теме занимают теоретические проблемы общественного благосостояния и их практическое воплощение при использовании принципа «второго лучшего». Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Занятие 1
1. Социально-экономическая сущность перераспределительной деятельности государства в рыночных условиях.
2. Соотношение равенства и эффективности в рыночной экономике.
3. Использование критерия компенсации для достижения равенства.
Занятие 2
1. Общественное благосостояние. Функции благосостояния.
2. Принцип «второго лучшего».
Библиографический список
1. Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М.: ИНФРА М, 2008. С. 119–146.
2. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 34–54.
3. Экономика общественного сектора: учеб. пособие / ред. П. В.Савченко. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 66–89.
4. Социальная политика: учебник для вузов / под ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2006. С. 14–32.
5. Чепурных М. Е. Взаимодействие трех секторов экономики при производстве общественных благ. Пермь, 2006. С. 7–50.
6. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000. С. 65–85.
7. Barr N. Economics of the Welfare State. Oxford University Press, 2004. P. 43–56.
8. Barr N. The Welfare State as Piggy Bank. Oxford University Press, 2003. P. 15–32.
Ключевые термины
Распределение и перераспределение, справедливость, равенство, издержки перераспределения, «сильная ловушка безработицы», «слабая ловушка безработицы», «сильная ловушка бедности», «слабая ловушка бедности», эксплицитное налогообложение, имплицитное налогообложение, критерий компенсации, функции общественного благосостояния, функция благосостояние Бергсона – Самуэльсона, утилитаризм, роулсианство, либерализм, принцип «второго лучшего».
Темы рефератов и докладов
1. Проблемы общественного благосостояния в России в переходный период.
2. Государственная политика борьбы с бедностью в России.
3. Реформа системы социальных льгот в России на современном этапе.
4. Становление новой системы социальной защиты населения в РФ.
5. Благотворительная деятельность в России и за рубежом.
Теория общественного выбора и несовершенство государственного сектора
Цельсеминарского занятия – выявить особенности и «провалы» государственного сектора экономики, показать механизм нерыночного согласования предпочтений, распределение функций и ответственности всех субъектов, участвующих в избирательном процессе. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Занятие 1
1. Нерыночное согласование предпочтений.
2. Субъекты в государственном секторе экономики и их взаимоотношения.
3. Механизм голосования. Рациональный коллективный выбор.
Занятие 2
1. Медианный избиратель и коалиции.
2. Группы специальных интересов и погоня за рентой.
3. Теорема Эрроу о невозможности.
Библиографический список
1. Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 178–207.
2. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 96–120.
3. Социальная политика: учебник для вузов / под ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2006. С. 78–90.
4. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000. С. 65–85.
Ключевые термины
Коллективный выбор, демократия, единогласное принятие решений, политическое решение, избиратель, политик, государственный аппарат, голосование, теорема о невозможности, медианный избиратель, интенсивность предпочтений, обмен голосами, коллективное принятие решений, профиль предпочтений, циклическое голосование, рациональный выбор, группы специальных интересов, лоббирование, погоня за рентой, изъяны государства.
Темы рефератов и докладов
1. Государственный сектор экономики России и его изъяны.
2. Лоббирование: положительные и отрицательные последствия.
3. Группы специальных интересов в российском парламенте (анализ их деятельности с точки зрения погони за рентой).
5. Налоговый механизм и доходы государственного сектора
Цельсеминарского занятия – сформировать у студентов понимание механизма образования доходов государственного бюджета, выявить возможные пути повышения эффективности налоговой системы страны. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Занятие 1
1. Источники доходов государственного сектора экономики.
2. Виды налогов. Особенности налоговых систем разных стран.
3. Принцип налогообложения. Определение эффективности налоговой системы.
Занятие 2
1. Сферы действия налогов.
2. Избыточное налоговое бремя.
3. Искажающее действие налогов на доходы и капитал. Оптимальное налогообложение. Правило Рамсея. Правило Корлетта – Хейга.
Библиографический список
1. Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М: ИНФРА-М, 2008. С. 232–275.
2. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 307–334.
3. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000. С. 120–214.
4. Социальная политика: учебник для вузов / под ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2006, С. 365–412.
5. Сутырин С. Ф., Погорлецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. СПб.: Полиус, 1998.
Ключевые термины
Налог, налоговая система, прямые налоги, предельная норма налога, косвенные налоги, средняя норма налога, маркированные налоги, равенство по горизонтали, равенство по вертикали, равенство налоговых обязательств, экономическая нейтральность налога, организационная простота налога, гибкость налога, контролируемость налога, принцип получаемых выгод, принцип платежеспособности, искажающий налог, корректирующий налог, перемещение налога, сфера действия налога, действительная налоговая ставка, специфический налог, стоимостный налог, эквивалентный налог, эффект замещения, эффект дохода, избыточное бремя налога, оптимальное налогообложение, налоги Рамсея, правило Корлетта – Хейга, Паретто – эффективная налоговая структура.
Темы рефератов и докладов
1. Особенности налоговой системы Российской Федерации.
2. Влияние неденежных форм доходов на величину налоговых поступлений.
3. Экономический смысл и сравнительный анализ искажающих налогов.
4. Формирование сферы действия налога на монопольном рынке.
5. Распределение налогового бремени в условиях олигополии.
6. Взаимосвязь налогов и инвестиций.
6. Государственные расходы. Социальная помощь и государственное страхование
Цельсеминарского занятия – выявить основные направления расходования государственного бюджета, возможные потери в этом процессе и пути повышения эффективности государственных расходов. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Занятие 1
1. Понятие и формы государственных расходов.
2. Перемещение выгод и сферы действия программ госрасходов.
3. Искажающее действие госрасходов.
Занятие 2
1. Взаимозависимые предпочтения и госрасходы.
2. Государственное страхование. Социальная помощь.
3. Взаимосвязь социальной помощи, государственного и частного страхования.
Библиографический список
1. Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 276–296.
2. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 271–306.
3. Социальная политика: учеб. для вузов / под ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2006. С. 599–631.
4. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000. С. 215–240.
5. James E. Austin. The Collaboration Challenge. Harvard Business School. 2004. P. 188–214.
Ключевые термины
Государственные расходы, социальная помощь, социальная безопасность, государственное страхование, реципиент госрасходов, перемещение выгод, сфера действия программы госрасходов, чистые потери, денежные выплаты, натуральные выдачи, субсидии, взаимозависимые предпочтения, неприятие риска, объединение риска, социальный риск, нагрузка на работающее население.
Темы рефератов и докладов
1. Государственные расходы, их структура и тенденции развития в РФ.
2. Становление новой системы защиты населения в РФ.
3. Государственная политика борьбы с бедностью в России.
4. Реформа системы социальных льгот в РФ.
5. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере.
7. Финансирование и производство товаров и услуг в государственном секторе
Цельсеминарского занятия – ознакомить аудиторию с сущностью государственного предпринимательства, рассмотреть формы его осуществления на практике, пути повышения эффективности участия государства в бизнесе. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
1. Государственное предпринимательство.
2. Контрактация. Пути эффективного использования отношений контрактного типа.
3. Типы организаций, функционирующих в государственном секторе.
Библиографический список
1. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 139–185.
2. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000. С. 65–85.
Ключевые термины
Государственное предприятие, государственная некоммерческая организация, частная некоммерческая организация, контрактация, квазирынок, ваучер, контракт с фиксированной ценой, контракт типа «издержки плюс прибыль», контракт с разделением затрат, контракт типа «издержки в расчете на услугу», блочный контракт, контракт типа «издержки и объем».
Темы рефератов и докладов
1. Государственное предпринимательство в Российской Федерации.
2. Некоммерческое хозяйствование и его формы в РФ.
3. Особенности ценообразования в государственном секторе.
8. Бюджетный федерализм
Цельсеминарского занятия – изучить сущность бюджетного федерализма, рассмотреть условия его эффективности, выявить особенности выполнения функций государственных финансов на региональном уровне. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Занятие 1
1. Понятие бюджетного федерализма.
2. Условия эффективности бюджетного федерализма. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.
3. Взаимосвязь численности населения и масштабов производства локальных общественных благ. Проблема переполнения.
Занятие 2
1. Особенности выполнения функций государственных финансов на региональном уровне.
2. Различия в структуре доходов и расходов территориальных бюджетов.
3. Бюджетные гранты.
Библиографический список
1. Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 297–339.
2. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 335–381.
3. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 214–235.
4. Шамхалов Ф. И. Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 23–43.
5. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000. С. 280–315.
Ключевые термины
Бюджетный федерализм, локализация выгод, локализация издержек, теорема о децентрализации, гипотеза Тибу, аллокационная функция бюджета, распределительная функция бюджета, капитализированный налог, блочный грант, категориальный грант, долевой лимитированный грант, «эффект липучки», плавучесть налогов.
Темы рефератов и докладов
1. Особенности формирования доходов региональных бюджетов.
2. Особенности формирования расходов региональных бюджетов.
3. Проблема региональной несбалансированности бюджетной системы РФ.
4. Политика финансового выравнивания в РФ.
5. Американская модель бюджетного федерализма.
6. Германская модель бюджетной политики.
7. Бюджетный федерализм в условиях перехода к рынку.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Ахинов Г. А. Экономика общественного сектора: учебник / Ахинов Г
Литература
Основная
1. Ахинов Г. А. Экономика общественного сектора: учебник / Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. М.: ИНФРА-М, 2013. – 345 с. (Высшее образование)
Дополнительная
1. Пономаренко Е. В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Экономика общественного сектора: учеб. пособие / ред. П. В.Савченко. М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Аткинсон Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: учебник для вузов / пер. с англ.; под ред. Л. Л.Любимова. М.: Аспект-пресс, 1995.
4. Иванов А. М. бюджеты субъектов федерации и приоритеты социальной политики // Финансы. 2004. № 8.
5. Кадомцева С. В. Развитие человеческого потенциала и социальная политика государства // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2004.
6. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2003.
7. Социальная политика: учебник для вузов / под ред. Н. А.Волгина. М.: Экзамен, 2006.
8. Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект) // Экономист. 2003. № 1.
9. Чепурных М. Е. Взаимодействие трех секторов экономики при производстве общественных благ. Пермь, 2006.
10. Шмелев Н. П. Ключевые проблемы современной социально-экономической политики России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 3.
11. Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Рекомендуемая
1. Егоров Е. В. Экономика общественного сектора России: курс лекций. М.: Изд-во МГУ, ТЕИС, 1998.
2. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
3. Нуреев Р., Кохен С. Современная экономика: принципы и политика: учебник для вузов. М., 1996.
4. Сутырин С. Ф., Погорлецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. СПб.: Полиус, 1998.
5. Шамхалов Ф. И. Основы теории государственного управления. М., 2003.
6. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М.:2000.
7. Barr N. Economics of the Welfare State. Oxford University Press, 2004.
8. Barr N. The Welfare State as Piggy Bank. Oxford University Press, 2003.
9. James E. Austin. The Collaboration Challenge. Harvard Business School, 2004.
Информационное обеспечение дисциплины
Кроме указанных выше литературных источников в курсе «Экономика общественного сектора» широко используются интернет-ресурсы, такие как:
http://www.socialpolicy.ru
http://www.ilo/ru
http://www.budgetrf.ru
http://www.bio.org
http://www.asi.org
http://www.urbaneconomics.ru
http://www.klerk.ru
http://www.civitas.ru
http://www.wildfield.ru
http://www.unglobalcompact.org
http://www.csreurope.org
http://www.duma.gov.ru
http://www.socpol.ru
Задания для самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студента нужна для более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и должна научить студента применять полученные теоретические знания на практике.
Тема 1. Изъяны рынка и роль государства в рыночной экономике
Самостоятельно подготовить материал для выступления на семинарском занятии, а затем коллективно обсудить вопрос «Масштабы и роль государственного сектора в экономике стран мира». Это задание предусматривает не только выяснение необходимости сохранения государственного сектора в рыночной экономике, но и оценку его размера в разных странах. Обычно для сравнения в качестве примера берутся несколько стран с развитой рыночной экономикой, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Изучение данного материала позволяет студентам более четко представлять себе, какой путь уже прошла Россия к рынку и какой путь ей еще предстоит пройти.
Тема 2. Общественные блага в рыночной экономике
Проработка материала не только по лекционному материалу, но и по учебной литературе, указанной выше в планах семинарских занятий.
Методические рекомендации для преподавателя. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи
Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
– изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
– логичность, четкость и ясность в изложении материала;
– возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
– опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
– тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определенной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии оценки ответов:
– полнота и конкретность ответа;
– последовательность и логика изложения;
– связь теоретических положений с практикой;
– обоснованность и доказательность излагаемых положений;
– наличие качественных и количественных показателей;
– наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
– уровень культуры речи;
– использование наглядных пособий и т. п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
– качество подготовки;
– степень усвоения знаний;
– активность;
– положительные стороны в работе студентов;
– ценные и конструктивные предложения;
– недостатки в работе студентов;
– задачи и пути устранения недостатков.
При проведении аттестации студентов важно помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
Оценку знаний студентов предлагается проводить с использованием 100-балльной системы оценки знаний. Критерии этой системы:
100 баллов:
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по некоторым вопросам, выходящим за ее пределы;
– безупречное владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и культурой экономической аргументации;
– выраженная способность самостоятельно и творчески решать проблемы в нестандартной ситуации;
– умение творчески анализировать экономическую литературу и способность обосновать собственную позицию;
– творческая работа на семинарских занятиях, активное участие в обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
90 баллов:
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
– четкое владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и культурой экономической аргументации;
– способность самостоятельно и творчески решать проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;
– умение анализировать экономическую литературу и способность обосновать собственную позицию;
– активное участие в обсуждениях на семинарских занятиях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
80 баллов:
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
– владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и культурой экономической аргументации;
– способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
– усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по экономике общественного сектора;
– активное участие в обсуждениях на семинарских занятиях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
70 баллов:
– систематизированные и глубокие знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
– владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и достаточной культурой экономической аргументации;
– умение анализировать изученную в рамках самостоятельной управляемой работы экономическую литературу и способность обосновать собственную позицию;
– активное участие в обсуждениях на семинарских занятиях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
60 баллов:
– достаточно полные и в целом систематизированные знания в объеме учебной программы;
– владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и определенной культурой экономической аргументации;
– усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– активное участие в обсуждениях на семинарских занятиях, высокий уровень культуры исполнения зданий.
50 баллов:
– достаточные знания в объеме учебной программы;
– владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом и определенной культурой экономической аргументации;
– усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– участие в обсуждениях на семинарских занятиях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
40 баллов:
– достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
– знание основных экономических категорий, умение их использовать;
– умение делать выводы без существенных ошибок;
– способность находить аргументы для обоснования основных экономических проблем с помощью преподавателя;
– допустимый уровень культуры исполнения заданий.
30 баллов:
– недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
– слабое владение экономическим понятийно-категориальным аппаратом;
– знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях экономики общественного сектора;
– пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
Для точного вычисления количество набранных баллов число семинарских занятий умножается на пять как высший балл, отражающий наиболее эффективную работу студента на семинаре. Полученный результат приравнивается к 100 баллам. В конце семестра делается итоговый подсчет количества баллов, набранных каждым студентом, сравнивается со 100 баллами. Оценки за работу на семинарах выставляются в следующем порядке: от 100 до 85 баллов – «отлично», 84–55 баллов – «хорошо», 54–40 баллов – «удовлетворительно», 40 баллов рассматривается также как «зачтено», если студент набирает меньше 40 баллов – «не зачтено» или «неудовлетворительно».
II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль и промежуточная аттестация должны проводиться в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в НОУ ВПО ЗУИЭП.
Вопросы к экзамену
1. Экономическая сущность и виды изъянов рынка.
2. Экономические функции государства.
3. Госсектор и его удельный вес в рыночной экономике разных стран.
4. Госсектор в переходной экономике.
5. Свойства общественных благ.
6. Равновесие в сфере производства общественных благ.
7. Модель общего равновесия частных и общественных благ.
8. Коллективные действия. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного.
9. Теория клубов.
10. Общественные блага в переходной экономике.
11. Социально-экономическая сущность перераспределительной деятельности государства в рыночных условиях.
12. Соотношение равенства и эффективности в рыночной экономике.
13. Использование критерия компенсации для достижения равенства.
14. Общественное благосостояние. Функции благосостояния.
15. Нерыночное согласование предпочтений.
16. Субъекты в госсекторе экономики и их взаимоотношения.
17. Механизм голосования. Рациональный коллективный выбор.
18. Группы специальных интересов и погоня за рентой.
19. Провалы государства.
20. Источники доходов госсектора.
21. Виды налогов. Особенности налоговых систем разных стран.
22. Принципы налогообложения. Определение эффективности налоговой системы.
23. Сферы действия налогов.
24. Избыточное налоговое бремя.
25. Понятие и формы государственных расходов.
26. Перемещение выгод и сферы действия программ госрасходов.
27. Искажающие действия госрасходов.
28. Взаимозависимые предпочтения и госрасходы.
29. Понятие бюджетного федерализма.
30. Условия эффективности бюджетного федерализма. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.
31. Взаимосвязь численности населения и масштабов производства локальных общественных благ. Теорема о переполнении.
32. Особенности выполнения функций государственных финансов на региональном уровне.
33. Различия в структуре доходов и расходов территориальных бюджетов. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».
34. Контрактация. Квазирынки.
Билеты к экзамену
Билет 1
1. Экономическая сущность и виды изъянов рынка.
2. Контрактация. Квазирынки.
Билет 2
1. Экономические функции государства.
2. Различия в структуре доходов и расходов территориальных бюджетов. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».
Билет 3
1. Госсектор и его удельный вес в рыночной экономике разных стран.
2. Особенности выполнения функций государственных финансов на региональном уровне.
Билет 4
1. Госсектор в переходной экономике.
2. Взаимосвязь численности населения и масштабов производства локальных общественных благ. Теорема переполнения.
Билет 5
1. Свойства общественных благ.
2. Условия эффективности бюджетного федерализма. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.
Билет 6
1. Равновесие в сфере производства общественных благ.
2. Понятие бюджетного федерализма.
Билет 7
1. Модель общего равновесия частных и общественных благ.
2. Взаимозависимые предпочтения и госрасходы.
Билет 8
1. Коллективные действия. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного.
2. Искажающие действия госрасходов.
Билет 9
1. Теория клубов.
2. Перемещение выгод и сферы действия программ госрасходов.
Билет 10
1. Общественные блага в переходной экономике.
2. Понятие и формы государственных расходов.
Билет 11
1. Социально-экономическая сущность перерасределительной деятельности государства в рыночных условиях.
2. Избыточное налоговое бремя.
Билет 12
1. Соотношение равенства и эффективности в рыночной экономике.
2. Сферы действия налогов.
Билет 13
1. Использование критерия компенсации для достижения равенства.
2. Принципы налогообложения. Определение эффективности налоговой системы.
Билет 14
1. Общественное благосостояние. Функции благосостояния.
2. Виды налогов. Особенности налоговых систем разных стран мира.
Билет 15
1. Нерыночное согласование предпочтений.
2. Источники доходов госсектора.
Билет 16
1. Субъекты в госсекторе экономики и их взаимоотношения.
2. Провалы государства.
Билет 17
1. Механизм голосования. Рациональный коллективный выбор.
2. Контрактация. Квазирынки.
Билет 18
1. Группы специальных интересов и погоня за рентой. Теорема Эрроу.
2. Равновесие в сфере производства общественных благ.
Билет 19
1. Экономическая сущность и виды изъянов рынка.
2. Механизм голосования. Рациональный коллективный выбор.
Билет 20
1. Модель общего равновесия частных и общественных благ.
2. Источники доходов госсектора.
Билет 21
1. Субъекты в госсекторе экономики и их взаимоотношения.
2. Сферы действия налогов.
Билет 22
1. Провалы государства.
2. Различия в структуре доходов и расходов территориальных бюджетов. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».
Билет 23
1. Коллективные действия. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного.
2. Нерыночное согласование предпочтений.
Билет 24
1. Теория клубов.
2. Перемещение выгод и сферы действия программ госрасходов.
Билет 25
1. Использование критерия компенсации для достижения равенства.
2. Взаимозаменяемые предпочтения и госрасходы.
Билет 26
1. Госсектор и его удельный вес в рыночной экономике разных стран.
2. Понятие бюджетного федерализма.
Билет 27
1. Общественное благосостояние. Функции благосостояния.
2. Сферы действия налогов.
Учебно-методическое издание
Чепурных Маргарита Евгеньевна