Выдержка из текста работы
3. Методы детерминированного анализа (используемые при наличии прямой функциональной связи между показателями): виды, сущность, аналитические задачи 7
4. Методы стохастического анализа (используемые при наличии вероятностной связи показателей): виды, сущность, аналитические задачи 10
5. Интегральный метод: сущность, содержание, аналитические возможности, практика применения 12
6. Индексный метод: сущность, содержание, аналитические возможности, практика применения 15
7. Метод абсолютных и относительных разниц: сущность, содержание, задачи, практика применения 18
8. Факторные модели в стохастическом анализе: виды, сущность, практика применения 20
9. Методы оценки резервов производства: виды, содержание, практика применения 23
Тест 27
Практические задания 30
Список литературы 38
1. Методика проведения экономического анализа на предприятии: содержание и задачи каждого этапа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия [3, с.167].
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации [8, с.59].
Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных необходимо выделить [8, с.61]:
— повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
— объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
— определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
— контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
— выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
— проверка оптимальности управленческих решений.
Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики [10, с.237].
К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.
Математические методы можно разделить на три группы:
— экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса);
— методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование);
— методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период. Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления [5, с.119]:
1) этап предварительного управления (функция планирования);
2) этап оперативного управления (функция организации управления);
3) заключительный этап управления (функция контроля).
Все эти три вида анализа присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие получил текущий анализ, особенно в первичных хозрасчетных звеньях народного хозяйства (предприятиях, производственных объединениях).
2. Метод функционально-стоимостного анализа: сущность, задачи, этапы, практика применения
Функционально-стоимостный анализ – это методология непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур [6, с.197]. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.
Основные идеи ФСА [6, 201]:
1. Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования.
2. Потребитель стремится сократить свои затраты.
3. Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.
4. Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя.
Система ФСА полностью соответствует 8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов семейства ИСО 9000.
Основные принципы ФСА [6, с.202]:
1. Ориентация на потребителей. Методология ФСА занимается совершенствованием потребительной стоимости продукции – главным показателем степени ее соответствия запросам и ожиданиям потребителя.
2. Роль руководства. Общее руководство организацией и проведением ФСА принадлежат высшему руководству предприятия.
3. Вовлечение сотрудников. На предприятии организуется многоуровневое обучение персонала в области ФСА, осуществляется популяризация метода.
4. Подход как к процессу. Функционально-стоимостный анализ рассматривается как непрерывный процесс совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур.
5. Системный подход к менеджменту. Функционально-стоимостный анализ представляет собой систему взаимоувязанных организационных мер и методических средств, направленных на непрерывное совершенствование, как продукции, так и самого предприятия.
6. Постоянное улучшение. Организация и проведение работ по ФСА на предприятии являются постоянным видом деятельности и строятся на основе внедренной на предприятии нормативно-технической документации.
7. Принятие решений, основанное на фактах. Функционально-стоимостный анализ базируется на современных методах и средствах анализа, поиска и принятия решений.
8. Системный и комплексный подход к проведению исследований. Функционально-стоимостный анализ в своих исследованиях применяет системный и комплексный подходы.
Использование ФСА при проведении маркетинговых исследований существенным образом повышает достоверность полученных результатов. Методология ФСА позволяет определять наи…….
Список литературы
1. Басовский Л.Е., Лунёва А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. – М: ИНФРА-М, 2009. – 222 с.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 215 с.
3. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. — СПб.: Издательский дом Герда, 2010. — 288 с.
4. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 304 с.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 511 с.
6. Ковалев В.В. Экономический анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 560 с.
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М.: Перспектива, 2006. – 462 с.
8. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. — М.: ИКЦ «ДИС», 2009. — 224 с.
9. Любушин Н. П. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 423 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, 2008 – 686 с.
11. Селезнева Н.Н, Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. – М.: Юнити – Дана, 2009. – 639 с.
12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 208 с.