Выдержка из текста работы
В современных условиях бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами событий требует постоянного пополнения денежных ресурсов на региональном и местных уровнях. Это достигается, как правило, за счет денежных поступлений юридическими и физическими лицами налогов и прочих обязательных платежей. Согласно настоящему налоговому законодательству и иными нормативными актами плательщики должны уплачивать данные платежи в установленных объемах и в определенные сроки. На налоговые отчисления в структуре доходной части бюджета на всех уровнях, приходится, как правило, свыше 90%.
Существуют недостатки в практике деятельности, налогоплательщики не производят своевременную уплату налогов и прочих обязательных платежей с числом объективных и субъективных им обстоятельств. В переход на рыночные отношения появляются все больше организаций, исполняющие свою финансово-хозяйственную деятельность в разных сферах экономики. Многие организации не имеют достаточно квалифицированный рабочий персонал в сфере бухгалтерского учета. На таких организациях, обычно допускаются недостатки в учете. Кроме того, есть случаи, где предприятия специально искажают отчетные данные. В современных условиях налогоплательщики уклоняются от налоговой повинности, как легальными, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.
Специальное и непреднамеренное нарушение законодательства о налогах и сборах приводит к поступлению налоговых платежей в муниципальный бюджет и целевые государственные бюджетные и внебюджетные фонды в меньшем объеме. Государство ставит цель обеспечить соблюдение всеми налогоплательщиками налогового законодательства и в конечном итоге полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Достижение этой цели реализуется, прежде всего, посредством функционирования системы органов налогового контроля.
В настоящее время создание прочной финансовой основы существования страны и социума в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, осуществляемых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, который обеспечивает финансовые интересы страны при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Значит вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля, представляются весьма актуальными.
Целью выпускной квалификационной работы является определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе написания работы:
· определение налогового контроля в системе финансового контроля государства;
· изучение видов, форм и методов налогового контроля;
· рассмотрение основ организации контрольной работы налоговых органов;
· анализ контрольной работы налогового органа, их проблемы и пути совершенствования
Объектом данного исследования является межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 2 по РБ.
Предмет исследования — определение мероприятий по совершенствованию налогового контроля на примере межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 2 по РБ.
В написании выпускной квалификационной работы были использованы методы систематизации и логического обобщения теоретических источников, а также статистического анализа фактического материала по контрольной работе налоговой инспекции
Для написания практической части ВКР была использована отчетность Межрайонной ИФНС России № 2 по РБ, приложения к ней, пояснительные записки, памятки и иные документы.
При определении путей совершенствования контрольной работы рассматривались различные материалы периодических изданий, ресурсы сайта налоговой инспекции, а также консультации специалистов налоговой инспекции.
В первом разделе рассмотрено сущность и содержание налоговых проверок, их роль в системе налогового контроля, нормативно-правовое регулирование, а также основные этапы проведения налоговых проверок.
Во втором разделе проанализировано контрольная деятельность на примере Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Бурятия и анализ динамики результатов ее работы
В третьем разделе рассмотрены проблемы проведения налогового контроля в РФ, а также предложены пути совершенствования налогового контроля в Межрайонной ФНС России № 2 по РБ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Налоговый контроль, понятие и принципы
Налоговый контроль это система обязательных процедур, проводимых налоговыми инспекторами в пределах своей компетенции.
Возможно налоговый контроль следует назвать как, отельный вид работы уполномоченных органов налоговой администрации, используемый в разных формах с целью получения информации о исполнении норм налогового законодательства и проверки полноты и срочности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и другими обязанными лицами.
Объект налогового контроля можно определить как разновидность финансовых отношений общего характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности.
Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков организаций, в соответствии со ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов.[1, С.19]
Субъектами налогового контроля в России являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в прибыль государства.
В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие взаимоотношения в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в области налогового контроля за крупными расходами физических лиц. Организационная структура центральных аппаратов налоговых органов около 30 % стран построена на функциональной основе, в 27 % случаев — по налогам и только в 5 % — по категориям налогоплательщиков.
Региональные налоговые органы несколько чаще строятся по функциональному признаку (36 %). Организационная структура региональных налоговых органов построена по видам налогов (31 % стран) и на смешанной основе (26 %). Как и центральный аппарат, региональные налоговые органы используют принцип построения «по налогоплательщикам» только в 7 %случаев.
Местный уровень налоговых органов еще чаще, чем региональный, основан на функциональных началах (41 % стран). Другие принципы построения на местном уровне распределились следующим образом: по налогам (28 %), смешанный (23 %), по налогоплательщикам (9 %). [25, С. 23]
Один из важных вопросов деятельности налоговых структур связан с организацией их взаимодействия с таможенными органами. Те и другие в большей части стран находятся в подчинении министерства финансов (75 % случаев), при этом функционируют таможенные органы в основном отдельно от налоговых органов. Только в 22 % рассмотренных стран таможенные органы входят в структуру налоговых администраций.
Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.
Осуществление налогового контролирования в различных правовых формах. При этом контрольные действия регламентируются на основе закона, где четко указаны полномочия налоговых органов.
Правильно сформулированный налоговый контроль определяет, с одной стороны, широкие полномочия налоговых органов в части доступа к нужной информации, а с другой — уважение к налогоплательщику и недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику.
Для осуществления налогового контроля налогоплательщики (организации и физические лица) подлежат постановке на учет в налоговом органе. Это лежит в основе налогового контроля. Нужно подчеркнуть, что в соответствии с Налоговым кодексом постановке на учет подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, налоговые агенты, индивидуальные предприниматели без юридического образования в обязательном порядке должны самостоятельно предпринять конкретные действия по постановке на учет в налоговом органе.
В современном обществе правовой инструментарий налогового контроля заметно прогрессирует, развиваются также и различные формы и методы осуществления контрольных событий, появляются специальные контрольные налоговые режимы в рамках налогового контроля, а также детализируется правовое регулирование налогового контроля.
Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.
Налоговая проверка — это совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и прочих носителях информации. В ходе налоговых проверок проводится всестороннее изучение финансово — хозяйственных операций юридических или физических лиц с объектами налогообложения.
Осуществление налоговых проверок всегда в некой степени является «вторжением» в хозяйственную работу проверяемых организаций. В ходе проведения налоговыми органами своих контрольных действий возникает непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя государства, которым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку. Чтобы сбалансировать интересы обеих сторон в налоговом контрольном правоотношении, нужно было определить правовой статус сторон при осуществлении налоговых проверок, а также последовательность их действий, что и было установлено в Налоговом кодексе РФ. С правовой точки зрения установление в кодифицированном акте последовательности действий сторон с одновременным определением правового статуса участников этих действий может рассматриваться как придание процессуальной формы действиям сторон соответствующих контрольных правоотношений.[1, С. 17]
Что касается непосредственно понятия налогового контроля, то в современных научных пособиях существует огромное количество трактовок. Так, для сравнения нужно привести ряд наиболее часто встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.
«Налоговый контроль можно трактовать как установленную законодательством совокупность приемов и способов работы компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд». Е.Ю. Грачева и Э. Д Соколова акцентируется на деятельности уполномоченных органов: «налоговый контроль относится к правовому финансовому контролю и может быть трактован как регламентированная нормами налогового права работа компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд»[9, С.159].
Такого же мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем «деятельность налоговых инспекторов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах»[7,С.247].
Исходя, из написанных определений налогового контроля следует выявить, что авторы, раскрывая понятие , сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.
Налоговый контроль — это элемент финансового контролирования и часть налогового механизма. Налоговые контрольные действия обхватывают всю систему налогообложения, а также реализуются в разрезе отдельных налогов, налоговых коллективов, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль использует всю экономику, обеспечивая нормы и правила бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.
Важно знать, что деятельность налогового контроля опирается на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Данными принципами должны пользоваться субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения (Приложение А).
Прежде всего, это общеправовые принципы.
1. Принцип законности.
В целом этот принцип подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний других правовых актов. Иными словами, любые действия в рамках налогового контроля обязаны базироваться на действующем законодательстве.
2. Принцип юридического равенства.
Относительно к налогообложению этот принцип выражается в том, что налоги и сборы не должны иметь дискриминационный характер и разнообразно применяться исходя из общественных, расовых, государственных, религиозных и иных подобных критериев.
3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.
Права и свободы человека, согласно Конституции, являются наивысшей ценностью, органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижая их честь и достоинство.
4. Принцип гласности.
Этот принцип означает легкодоступную для всех организаций и граждан работу государственных органов, а также получения информации.
5. Принцип ответственности.
Данный принцип гласит о том, что к лицу, совершившему нарушение, применяются меры юридической ответственности. В ходе налогового контроля проводится установление и документальная фиксация правонарушений в документах налогового контроля.
6. Принцип защиты прав.
Защита прав субъектов это гарант на любом этапе развития налоговых отношений, в том числе и при осуществлении мероприятий налогового контроля.
Контролируемые субъекты вправе обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии реализации контрольной деятельности. Принцип защиты прав проверяемого предприятия или физического лица в ходе проведения налогового контроля предполагает также право данного объекта не исполнять неправомерные требования должностных лиц или уполномоченных органов.
Существуют принципы которые традиционно выделены авторами при рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности. Их также нужно перечислить и охарактеризовать.
1. Принцип независимости.
Лимская декларация руководящих принципов контроля предполагает, что контрольные органы могут исполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не бывают абсолютно независимы, поскольку они считаются частью государства в целом, высший контрольный орган обязан иметь функциональную и организационную независимость, нужную для выполнения возложенных на него задач.
2. Принцип планомерности.
Этот принцип говорит о том, что любая контрольная работа, для которой характерно ее постадийное осуществление, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования.
3. Принцип регулярности (систематичности) контроля.
Согласно этому принципу, контрольная работа носит цикличный нрав, и конкретные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.
4. Принцип объективности и достоверности.
Принцип объективности и достоверности итогов налогового контроля подразумевает, что решение управляющего уполномоченного органа обязано отвечать практически существующим обстоятельствам, обнаруженным в процессе проведения событий налогового контроля, и содержать вывод о согласовании/не согласовании налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.
5. Принцип документального оформления результатов контроля.
Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления мероприятий налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.
6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами.
Обычно , для реализации последствий контрольной работы, особенно в тех случаях, когда обнаружены правонарушения законодательства, осуществляющим контроль органам нужно обращаться к иным государственным органам, которые имеют надлежащие полномочия по применению мер ответственности.
Следует отметить, что перечисленные выше общеправовые принципы и принципы контрольной работы не исчерпывают систему принципов налогового контроля, но они являются основополагающими при его организации.
1.2. Основы организации налогового контроля в РФ
Создание крепкой финансовой базы существования страны и общества в целом, удачное воплощение реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное составление бюджетов всех уровней невозможны в отсутствии создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить экономические интересы страны при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому при исследовании теоретических основ налогового контроля нужно уделить существенное внимание аспекту его организации в государстве.
Налоговый контроль исполняется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных деяний, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны имеют также законодательно закрепленные права и обязанности. Контрольные мероприятия, используемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их итоги фиксируются в определенных документах налогового контроля. Рассмотрим данные аспекты организации налогового контроля более детально.[4, С.59]
Говоря о системе органов налогового контроля, нужно еще раз отметить, что существует муниципальный налоговый контроль и контроль, исполняемый аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, т. е. налоговый аудит. Государственный налоговый контроль исполняют специальные налоговые органы. Кроме них, налоговый контроль в определенной степени исполняет Министерство финансов, таможенные органы, другие контролирующие органы государства, в компетенцию которых может входить контроль за отдельными вопросами налогообложения. На микроуровне контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов исполняют работники соответствующих отделов субъектов хозяйствования, которые являются налогоплательщиками.
Но при определении основных этапов контрольной деятельности есть целый спектр научных мнений, использующих различные критерии для отделения одного этапа контроля от другой. Так, например Л.А. Сергиенко разбивает процесс осуществления контроля на ряд последовательно идущих друг за другом стадий:[12, С.150]
1) планирование проверки и организационных мероприятий по ее проведению;
2) подготовка к проверке;
3) проведение проверки;
4) составление, обсуждение и принятие контролирующим органом (лицом) акта проверки, принятие решения по ней и ознакомление с ними заинтересованных органов и лиц;
5) реализация принятого по материалам проверки решения;
6) рассмотрение возможных жалоб на принятое контрольным органом (должностным лицом) решение;
7) контроль за фактическим исполнением решений, а также предложений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки. С. О. Шохин выделяет не стадии, а три основных этапа контроля;
— проверка согласованности показателей, прямо влияющих на налогооблагаемую базу, различных форм собственности;
— сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
— проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов [5, С. 43].
В. В. Бурцев при разработке стандартов контроля предлагает следующие этапы контроля с выделением внутри этапов стадий контроля;[16,С.154]
Этап 1. Подготовка контроля:
стадия 1-предварительное (первичное) планирование;
стадия 2-обследование (предварительный обзор);
стадия 3-планирование.
Этап 2. Проведение контроля:
стадия 1-осуществление контрольных процедур по существу и получение контрольных доказательств;
стадия 2-отчетность по результатам контроля.
Этап 3. Реализация результатов контроля:
стадия 1-доведение результатов контроля до заинтересованных лиц;
стадия 2-проверка принятия мер по результатам контроля.
Следовательно, приведенные выше высказывания ученых позволяют квалифицировать те аспекты, с помощью которых можно разграничить организацию контрольной работы налоговых органов на отдельные этапы. принимая во внимание однородность задач и исполняемых в процессе любого шага действий, состав участников, методы и формы контрольной работы, а также состав документов, оформляющих итоговые результаты, можно выделить следующие этапы налогового контроля в общем (Приложение В):
Этап 1. Проведение учета организаций и физических лиц в налоговых органах. На этом первоначальном этапе деятельности налоговых органов предполагается, что каждый налогоплательщик (или его налоговый агент) обязан зарегистрироваться в налоговых органах по основаниям, установленным налоговым законодательством. Целью постановки налогоплательщика на учет является прежде всего получение информационных данных о налогоплательщике и его имуществе, необходимой для проведения мероприятий налогового контроля (в том числе юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно правовой форме организации-плательщика и др.). Результатом учета становится создание и ведение единого реестра налогоплательщиков.
Этап 2. Подготовительный этап осуществления налогового контроля. Эффективность налогового контролирования, которая во многом определяет (или должна определять) поступление налоговых доходов в бюджеты разных уровней. Подразумевает получение высококачественных эффектов при наименьших издержек на подготовку и осуществление контроль……..