Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ЕДИНСТВО СТАТУСА СУДЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ10
Выдержка из текста работы
Правовые системы всех стран не существуют изолированно. Они взаимодействуют друг с другом, ведут нескончаемый культурный диалог. Такая практика позволяет оценить собственный опыт правовой жизни, обрести зеркало для его рассмотрения, возможность развивать, совершенствовать отдельные элементы своей правовой системы, наполняя их новыми смыслами . Дошедшая до нас история генезиса большинства когда-либо существовавших великих правовых систем, как правило, начинается с заимствования (афинское, римское право, западное право и т.д.).
При этом, если фрагментарная юридическая аккультурация — обычное явление, проистекающее из повседневных контактов представителей различных правовых систем, то тотальная рецепция — явление исключительное. Она всегда является результатом более широкого культурного заимствования, когда меняются все или многие важнейшие культурно-смысловые парадигмы сознания общества и принятые в нем практики социальной жизни. Как правило, юридическая аккультурация способствует модернизации права страны-реципиента, право обогащается новыми принципами и юридическими конструкциями. Однако, в ряде случаев рецепция чужого права может привести к юридической декультурации.
Последняя выражается в том, что прежнее право отбрасывается, правовая культура реципиента разрушается, в праве возрастает количество противоречий, недопустимых упрощений, что к тому же отнюдь не обеспечивает воспроизведение реципиентом у себя в стране заимствуемой правовой культуры. Поэтому юридическая аккультурация вовсе не является для правовой системы безусловным благом, так как может влечь за собой не только развитие последней, но и ее разрушение. При оценке характера юридической аккультурации важно представлять себе, как она протекает: в результате диффузионного проникновения чужой правовой культуры в страну посредством стихийного копирования отдельными лицами чужих образцов поведения; в результате централизованного переустройства правового строя жизни общества публичной властью; в результате правовых реформ собственного государства.
Россия, включая ее непосредственных государственных предшественников, принадлежит к разряду стран, правовая система которых несколько раз менялась в результате тотальной рецепции. Это было не стихийное копирование чужих образцов жизни, чужих образов, а их сознательное и планомерное заимствование, выступающее как модернизация реципиента, приближение его к этому самому.
Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам.
Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности.
Глава 1. Правовые основы отбора и подготовки судей в России
Разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченно.
Требования к кандидатам в судьи, содержащиеся в ст. 119 Конституции РФ, являются не только общими для всех судей, но и минимальными. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 3132-1, в части судей военных судов — в Федеральном законе Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции». При этом Закон о статусе судей, приводя дополнительные требования, сам также указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования………………………
Заключение
Судебная власть — не отрасль или ведомство, а такая же опора государства, как законодательная и исполнительная ветви власти. Дальнейшее развитие судебной реформы и становление судебной власти действительное, а не мнимое, возможны при условии законодательного включения органов судейского сообщества в механизмы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти и в механизме административного управления по обеспечению судебной деятельности
Правосудие пока не стало в России доступным и надежным средством защиты прав и законных интересов людей. Это вызвано, в частности, устарелостью организационной модели судебной власти, нехваткой не просто квалифицированных суде, но судей вообще; совпадением судебной юрисдикции с административным делением, что обусловливает зависимость судов от местных властей; нехваткой финансовых средств на собственно судебную деятельность (вызов свидетелей, оплату присяжных, почтовые расходы и прочее). Чрезвычайно остра проблема коррупции в судебных органах. Судебная система не обеспечивает надежную защиту права собственности, обязательных прав, личных неимущественных и иных прав. Не обеспечено реальное равноправие граждан и хозяйствующих субъектов в их спорах с государством. Крайне низок уровень доверия россиян к институтам правосудия.
Цель реформы в судебной сфере — гарантировать гражданам и хозяйствующим субъектам доступное и справедливое правосудие.
Для этого необходимо принять неотложные меры в нескольких направлениях:
1. Всесторонняя реформа судебной системы.
2. Реформирование судейского сообщества.
3. Реформирование процессуального права.
Всесторонняя реформа судебной власти должна быть направлена на создание судебной системы, обеспечивающей единый стандарт защиты гражданских прав, свобод и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов (вне зависимости от того, к какой сфере -частной в собственном смысле слова, предпринимательской, публичной — относится правоотношение) и стабильность этих отношений.
Выступая на открытии 5 съезда судей, Президент РФ Владимир Путин отметил, что судей в стране мало, их количество не соответствует потребностям. Но это не значит, что «независимость судебной власти должна превращаться в личную зависимость от судьи». Глава государства посетовал, что работа над процессуальным законодательством растянулась на долгие годы, а ряд статей действующего законодательства противоречит Конституции РФ.
Владимир Путин заверил, что никаких новых судебных реформ не будет, надо доводить до конца начатую.
Не надо создавать новую концепцию судебной реформы, следует просто взять и посмотреть что за 9 лет сделано, и постараться доделать оставшееся. Как сказал Президент России, надо совершенствовать то, что есть, а не ломать созданное. Кроме того, необходимо с помощью государства поднимать престиж судебной работы.
Вот тогда концепция судебной реформы будет реализована. И тогда суды станут сильными, независимыми, а правосудие настоящим.
Список использованной литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 29 июля.
3. Постановление Совета судей РФ от 30 января 2001 г. N 43 «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы»
4. Постановление V Всероссийского съезда судей 29 ноября 2000 г. «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы»
5. Постановление Совета судей РФ от 2 апреля 1999 г. N 3 «О мерах по повышению эффективности участия международных финансовых организаций в проведении правовой и судебной реформы в России»
6. Н. П. Яблоков. Судебная реформа в России. М., 2001
7. Питер Г. Соломон. Судебная реформа в России: движение сквозь вакуум. 2003
8. Страсти по судебной реформе (В. Маевский, «Российская юстиция», N 11, ноябрь 2001 г.)
9. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы (В.Лебедев, «Российская юстиция», N 3, март 2000 г.)
10. «Тревожные будни судебной реформы» (интервью с С. Пашиным, судьей Мосгорсуда в отставке) («эж-ЮРИСТ», N 1, январь 2004 г.)