Выдержка из текста работы
Логические ошибки бывают содержательными и формальными. Содержательные указывают на несоответствие мысли в той или иной ее форме реальной действительности, а формальные — на нарушение законов и правил образования мысли. Также ошибки делятся на паралогические и софические.
Паралогизмы — это неумышленные логические ошибки, обусловленные нарушением законов и правил логики, это невольные ошибки (по незнанию логики, невнимательности). Паралогизм не является, в сущности, обманом, так как не связан с умыслом подменить истину ложью.
В отличие от паралогизмов софизмы (от древнегреч, «софисма» — «хитрая уловка, выдумка») — результат преднамеренного обмана, умышленные логические ошибки. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу.
Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Софизм — не простое явление. На самом деле софизм — один из феноменов мышления, стимулирующее развитие логики.
Современные софизмы — это логически неправильные рассуждения, выдаваемые как правильные. Софизмы используют многозначность слов естественного языка сокращения и т.д. Нередко софизм обосновывается на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т.п. Говоря о мнимой убедительности софизмов, древнеримский философ Сенека сравнивал их с искусством фокусников: мы не можем сказать, как совершаются их манипуляции, хотя твердо знаем, что все делается совсем не так, как это нам кажется. Френстис Бэкон сравнивал того, кто прибегает к софизмам, с лисой, которая хорошо петляет, а того, кто раскрывает софизмы, — с гончей, умеющей распутывать следы.
Что такое парадокс?
Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. Далеко не всегда она обнаруживает себя в виде прямого вопроса, вставшего в самом начале исследования. Мир проблем так же сложен, как и порождающий их процесс познания. Выявление проблем связано с самой сутью творческого, мышления. Парадоксы представляют собой наиболее интересный случай неявных, безвопросных способов постановки проблем. Парадоксы обычны на ранних стадиях развития научных теорий, когда делаются первые шаги в еще неизученной области и нащупываются самые общие принципы подхода к ней.
В широком смысле парадокс – это положение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися, ортодоксальными мнениями. «Общепризнанные мнения и то, что считают делом давно решенным, чаще всего заслуживают исследования». Парадокс – начало такого исследования.
Парадокс в более узком и специальном значении – это два противоположных, несовместимых утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы. Наиболее резкая форма парадокса – антиномия, рассуждение, доказывающее эквивалентность двух утверждений, одно из которых является отрицанием другого.
К примеру, кто–либо должен назвать всех скромных людей. Если в их число он включит самого себя, то получается, что он уже не скромный и не должен фигурировать в числе скромных людей. Если же он не назовет себя, то это будет говорить о его скромности, и значит, он себя должен назвать, как одного из скромных людей.
Внешне парадоксы похожи на софизмы, поскольку тоже приводят рассуждения к противоречиям. Главное же различие между ними, как остроумно заметил писатель Даниил Гранин, заключается в том, что софизм– это ложь, обряженная в одежды истины, а парадокс – истина в одеянии лжи: Это, конечно, образное сравнение, но оно довольно точно схватывает суть проблемы. Хотя в действительности связь софизма и парадокса более тонкая и сложная. Парадокс может быть следствием, заключением некоторых софизмов, то есть из корректного по форме, но ложного по содержанию рассуждения может следовать выражение, которое можно назвать некорректным по форме, но истинным по содержанию. Парадоксальный вывод обязывает искать источник парадокса, заставляет выбираться из круга, в котором оказалось наше рассуждение, и искать другой путь.
Упражнения:
Определите вид логической ошибки:
- Лекарство, которое принимает больной — это добро. Чем больше добра, тем лучше. Значит, чем больше принимать лекарства, тем лучше.
Софизм (ложный вывод) – формальная ошибка.
В данном примере присутствует нарушение правил силлологизма, а именно нарушен закон тождества: мы отождествляем лекарство с добром, а то, что добро полезно, — это истина, не требующая доказательства. Если нарушить закон тождества в рассуждении, т.е. вложить в одну и ту же мысль разное содержание, то верного вывода в результате рассуждения не получится. Это и привело к построению софизма.
- Все европейские государства — члены шенгенского союза. Значит и Англия, как европейская страна, входит в шенгенскую группу.
Паралогизм
В данном примере присутствует логическая ошибка — паралогизм, то есть неумышленная ошибка или ошибка по не знанию. Паралогизм в этом примере является результатом неверный подбора исходного положения, и как следствие — из ложной посылки выводится ложное утверждение.
- Все православные являются христианами. Все католики — тоже христиане. Значит, католики и православные — это одно и то же.
Правило всех терминов.
В силлогизме должно быть три и только три термина. Двух – недостаточно, а четвертый — лишний. Задача, стоящая перед силлогизмом, может быть решена только тремя терминами. Нарушение данного правила называется «учетверением терминов» и означает нарушение закона тождества в ходе умозаключения. Какой-то термин не уточнен по смыслу и взят в разных значениях
(омонимичность).
Список использованных источников
- Логика: Учеб. пособие / Г.И. Малыхина. — Минск, 2010.
- Логика. Учебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Г. И. Малыхина, В. А. Иноземцев, М. Р. Дисько. — Минск : БГУИР, 2007
- Арно А. и Николь П. — Логика, или Искусство мыслить – Москва, 1991
- http://studentu-vuza.ru/logika/lektsii/logicheskie-oshibki.html
- http://www.i-u.ru/biblio/archive/ritorika/11.aspx