Выдержка из текста работы
- Проблема исследования: Недостаток информации о факторах, влияющих на развитие всемирной компьютерной сети Internet в Туле и мнении об этом ее потенциальных и реальных пользователей.
- Цель исследования: Изучение основных тенденций и закономерностей в мнении о проблемах существования и развития всемирной компьютерной сети Internet в Туле и мотивациях выбора и использования Internet ее потенциальными пользователями и юзерами. Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного социологического исследования, для создания более благоприятных условий для развития и функционирования всемирной компьютерной сети Internet в Туле.
- Задачи исследования:
- Выявление основных тенденций и закономерностей в мнении о проблемах существования и развития всемирной компьютерной сети Internet в Туле и мотивациях выбора и использования Internet ее потенциальными пользователями.
- Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet по улучшению функционирования провайдерских фирм в условиях развития всемирной компьютерной сети Internet в Туле.
- Определение и ранжирование изменений и тенденций в работе с юзерами всемирной компьютерной сети Internet со стороны провайдерских фирм.
- Выделение и ранжирование внешних и внутренних факторов, оказывающих отрицательное влияние на деятельность провайдерских фирм в условии развития всемирной компьютерной сети Internet в Туле.
- Объект исследования: Сформулированной выше проблеме в качестве объекта исследования соответствуют потенциальные пользователи и юзеры всемирной компьютерной сети Internet, приходящие в провайдерскую фирму «ТМБЦ», в здании которой и проводится данный социологический опрос.
- Единицы наблюдения: потенциальные пользователи и юзеры всемирной компьютерной сети Internet.
- Единицы учета: потенциальные пользователи и юзеры всемирной компьютерной сети Internet.
- Предмет исследования: Предметом данного социологического исследования является изучение основных тенденций и закономерностей в настрое и закономерностей в настрое и мотивациях потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet в их выборе и заинтересованности в развитии всемирной компьютерной сети Internet в Туле.
8. Гипотезы исследования:
- В настоящее время в Туле наблюдается бурный рост продаж персональных компьютеров, как следствие — увеличивается число пользователей Internet. Некоторые фирмы, специализирующиеся на продажах компьютеров и комплектующих, предлагают в качестве опции или же бесплатно подключение к Internet и несколько бесплатных часов работы в Сети. Опираясь на опыт стран, в которых Internet получил широкое распространение, проникнув в почти все сферы деятельности человека, можно сделать вывод о том, что и в Туле, а также и по всей стране, количество пользователей Internet будет расти экспоненциально при условии немедленного улучшения качества связи;
- Связь большинства пользователей Internet с Internet происходит по телефонным линиям. Если же телефонные линии Тулы, не говоря уже о региональных, возраст подавляющего числа которых довольно велик, не претерпят в ближайшее время переоборудования под современные стандарты телефонной связи, то ни о каком быстром росте и распространении Internet в Туле и в стране не может быть и речи. Телефонная связь — просто-напросто постоянная головная боль для пользователей Internet: Низкая скорость перекачки информации, частое прерывание сеансов связи из-за посторонних шумов и других помех, негласная «война» АТС с имеющими модем абонентами телефонной сети, в число которых попадают и пользователи Internet и т.д.
- Рост числа реальных и потенциальных пользователей Internet спровоцирует появление новых фирм-провайдеров, что приведет к обострению конкурентной борьбы (подразумевается здоровая конкуренция) между ними, а, как следствие, понизятся цены на обслуживание пользователей, повысится качество обслуживания, расширится список предоставляемых услуг и т.д.
- Осознание выгод, которые открывает Internet организациями, коммерческим структурами, приведет к появлению таких замечательных возможностей, которые уже открыли для себя пользователи Internet в других странах, как то: покупка через Internet всевозможных вещей, заказ билетов как на какой-либо концерт, так и на любой вид транспорта и т.д.
Примеры использования различных видов шкал в бланке
опросного листа.
N |
Вид шкалы |
Примеры использования шкал в вопросах |
1 |
Неупорядоченная альтернативная |
1 — 3, 10, 15, 18, 35, |
2 |
Дихотомическая |
36 |
3 |
Неупорядоченная неальтернативная |
4, 23, 24 |
4 |
Полностью упорядоченная (ранговая) шкала |
5 — 9, 11 — 14, 16 — 19, 21, 22, 25 — 28, 19 — 32, 35, 37 |
5 |
Идеальная метрическая |
35, 38, 39, 20 |
Примеры использования различных типов вопросов в инструментарии исследования.
N |
Тип вопроса |
Пример формулировки вопросов данного типа |
По содержанию |
||
1 |
О фактах |
5, 6, 9, 18 |
2 |
О личности респондента |
35 — 37 |
3 |
О мнениях, оценках и суждениях |
7, 11, 19, 22 |
По форме |
||
1 |
Полностью закрытые |
7, 11, 12, 35, 37, 38 |
2 |
Не полностью закрытые |
2 — 4, 9, 15, 23 |
3 |
Линейные |
все вопросы анкеты |
4 |
Альтернативные |
1, 7, 35, 37 |
5 |
Дихотомические |
36 |
6 |
Не альтернативные |
4, 23, 24 |
7 |
Ретроспективные |
1 — 3 |
8 |
Проективные |
14, 17, 22 |
9 |
Прямые |
11 — 14 |
10 |
Косвенные |
22 |
11 |
Личные |
1 — 4 |
12 |
Безличные |
8 |
По функции |
||
1 |
Основные |
все вопросы бланка |
2 |
Не основные |
нет |
3 |
Вводные |
1, 3 |
4 |
На информированность |
18, 25, 31 |
5 |
Вопросы-фильтры |
5, 6, 9, 18 |
Общие указания по проведению анкетирования.
Социологический опрос проводится методом интервьюирования на основе нижеприведенного бланка опроса.
Значок «» информирует, что следующим следует задавать вопрос, номер которого указан за ним.
Бланк для изучения мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Туле.
- Припомните пожалуйста, откуда или от кого вы впервые узнали об Internet?
- От друзей, знакомых или посторонних людей
- Из периодических изданий, книг
- Из телевизионных передач
- Где вы впервые вплотную познакомились с Internet, то есть где смогли попутешествовать по виртуальному миру?
- Будучи в гостях у друзей, знакомых
- На работе
- В Интернет-кафе
- В другом месте (напишите) ______________________________
- Как Вы думаете, что подтолкнуло Вас к решению стать самостоятельным пользователем Internet?
- Желание получить доступ к океану информации, коим является Internet
- Желание найти друзей, единомышленников
- Простое стремление не отстать от друзей
- Другое (напишите)_____________________________________
____________________________________________________________
- Скажите пожалуйста, что стало для вас решающим при выборе именно этой провайдерской фирмы? (можно выбрать несколько ответов)
- Низкие цены на обслуживание
- Широкий спектр предоставляемых услуг
- Опыт работы
- Надежность фирмы
- Надежная и скоростная связь
- Советы друзей, знакомых
- Другое (напишите)_____________________________________
- Были ли вы пользователем Internet ранее?
- Да ( 6)
- Нет ( 25)
- Вы пользовались Internet:
- На работе ( 7)
- Из дома ( 9)
- Был ли Internet подспорьем в Вашей работе?
- Да, он мне очень помогал
- Да
- Да, но не особым
- Не думаю, что был таковым
- Нет, он больше мешал работе
- Затрудняюсь ответить
- Как вы думаете, как Ваши коллеги по работе относятся к Internet?
- Положительно
- Нормально
- Отрицательно
- Затрудняюсь ответить
- Ранее Вы были клиентом:
- Этой же провайдерской фирмы ( 11)
- Другой провайдерской фирмы ( 10)
- Скажите, что стало причиной прерывания контракта с предыдущей провайдерской фирмой?
- Ее отношение к клиентам
- Высокие расценки на обслуживание
- Низкое качество обслуживания
- Низкое качество и скорость связи
- Другое (напишите)_____________________________________
- Отказываюсь ответить, затрудняюсь
- Вы довольны работой Вашей провайдерской фирмы?
- Да, полностью
- Да, но не совсем
- Не очень
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Вас устраивают расценки на услуги Вашей провайдерской фирмы?
- Да, устраивают полностью
- Да, но хотелось бы подешевле
- Не совсем
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Удовлетворены ли Вы списком предлагаемых фирмой-провайдером услуг?
- Да, удовлетворен полностью
- Да, но хотелось бы несколько больше
- Не совсем
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Будете ли Вы рекомендовать Вашу провайдерскую фирму друзьям, коллегам, знакомым, желающим присоединиться к числу пользователей Internet?
- Да, конечно
- Да, но не всем
- Стоит подумать
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Каким броузером вы пользуетесь для работы в Internet?
- Netscape Communicator ®
- Internet Explorer ®
- Opera ®
- Другим (напишите) ____________________________________
- Есть ли у Вас Ваша «домашняя страничка»?
- Да, есть ( 18)
- Да, но еще в стадии разработки ( 18)
- Нет ( 17)
- Собираетесь ли Вы в будущем сделать свою «домашнюю страничку»?
- Да, планирую
- Нет
- затрудняюсь ответить
- Знакомы ли Вы с языком HTML?
- Да ( 19)
- Да, частично ( 19)
- Нет, но слышал о нем ( 20)
- Нет ( 20)
- Затрудняюсь ответить ( 20)
- Умете ли Вы работать с HTML?
- Да, умело
- Да, немного
- Нет
- Сколько еще человек, помимо Вас, в вашей семье пользуется Internet?
- 1
- 2
- 3
- 4 и более
- Устраивает ли Вас качество и «скорость» телефонной связи?
- Да, полностью
- В общем, да
- Не совсем
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Согласились бы вы с введением повременной оплаты за пользование телефоном?
- Да
- Да, но при условии что это будет выгоднее абонентской платы
- Нет, это высшая степень наглости!
- Затрудняюсь ответить
- Что нового привнес в Вашу жизнь Internet? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
- Я теперь могу получить самую свежую информацию
- Я нашел много новых друзей, единомышленников
- Я получил возможность самовыражения
- Другое (напишите)_____________________________________
____________________________________________________________
- Доводилось ли Вам использовать такие возможности Internet как (отметьте) :
- Покупка товаров в виртуальных магазинах
- Заказ всевозможных билетов
- Другое (напишите)_____________________________________
____________________________________________________________
( 33)
- Как вы думаете, достаточно ли Вы информированы об Internet и о процессе доступа к нему?
- Да, достаточно
- Да, но смутно
- Нет ( 38)
- Затрудняюсь ответить ( 38)
- Есть ли у Вас на данный момент модем?
- Да
- Нет
- Есть ли у Вас программное обеспечение, необходимое для работы в Internet (какой-либо броузер)?
- Да, его не может не быть
- Нет
- А что это такое?
- Какой именно броузер у Вас есть?
- Netscape Communicator ®
- Internet Explorer ®
- Opera ®
- Другой (напишите) ____________________________________
- Умеете ли Вы пользоваться модемом, броузером?
- Да, умею
- Да, но далеко не в совершенстве
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Умете ли Вы настраивать модем, броузер?
- Да, умею
- Да, но не достаточно умело
- Нет
- Знаете ли что-либо о «домашних страничках»?
- Да, знаю достаточно много ( 37)
- Да, но лишь понаслышке ( 37)
- Нет, не знаю ( 38)
- Затрудняюсь ответить ( 38)
- Собираетесь ли в будущем ее создавать?
- Да, планирую
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Читаете ли Вы периодические издания, частично или полностью посвященные Internet? Назовите их (можно выбрать несколько вариантов ответа):
- «Chip Magazine»
- «PC Week»
- «Домашний компьютер»
- «Computer World»
- «Компью-терра»
- Другое (напишите)_____________________________________
- Смотрите ли телевизионные передачи, частично или полностью посвященные Internet? Назовите их (можно выбрать несколько вариантов ответа):
- «Музыка. Компьютер. Интернет»
- «Интернет Кафе»
- «От винта»
- Другие (напишите)_____________________________________
Разрешите в заключение задать Вам несколько общих вопросов:
- Укажите, пожалуйста, свой возраст:
- До 20 лет
- 20-24 года
- 25-29 лет
- 30-39 лет
- 40-49 лет
- 50-54 года
- 55-59 лет
- 60 лет и более
- Ваш пол:
- Мужской
- Женский
- Ваш социальный статус:
- Рабочий
- Служащий
- Студент
- Безработный
- Пенсионер
- Каков примерный ежемесячный доход Вашей семьи?
- От 1000 до 1500 руб.
- От 1500 до 2000 руб.
- От 2000 до 3000 руб.
- От 3000 и выше.
- Сколько человек в вашей семье?
- 2 чел.
- 3 чел.
- 4 чел.
- 5 чел.
- Более 5 чел.