Содержание
Содержание
I. Достижения классической школы менеджмента и их актуальность в современных условиях………………………………………………………………………………………..3
1. Основоположники классической школы и их деятельность……………………………………..3
2. Принципы управления организацией…………………………………………………….4
3. Развитие идей классической школы в современное время…………………….6
II. Тест………………………………………………………………………………………….8
Список использованной литературы………………………………………………………..10
Выдержка из текста работы
Представители административной школы управления пытались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности функционирования организаций. Основная цель школы — создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что ее представители считали, что существует только один единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес.
Основателем классической (административной) школы является французский предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд "Общий и промышленный менеджмент" был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал основные функции менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления:
Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.
Организация — формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.
Мотивация — активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования, и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Контроль — количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.
Координация — достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые.
Принципы управления по Файолю:
1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
9. Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.
Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремился дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять, поскольку даже незначительная кодификация принципов является необходимой во всяком деле.
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно.
Другим представителем классической школы является профессор экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложил концепцию "рациональной бюрократии". Ом выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:
· технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства;
· использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике;
· стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий;
· представлению высших руководителей как людей, которые мудрее, чем рынок, и т. д.
Ключевым фактором успеха на рынке Вебер считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспечены высокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выпадение этих условий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, рост организации.
Мы видим, что теоретиков управления первой половины XX в. мало волновали проблемы делового окружения. Они придерживались взгляда на предприятие как на "закрытую систему", основными характеристиками которого являлись:
· стабильность целей, задач, условий деятельности;
· рост масштабов производства — как главный фактор успеха и конкурентоспособности;
· рациональная организация производства, эффективное использование ресурсов — основная задача менеджмента;
· производительность труда производственных рабочих — главный источник прибавочной стоимости;
· контроль, функциональное разделение труда, нормы, стандарты и правила, эффективное использование ресурсов — основа системы управления.
К такой системе взглядов привела логика промышленного развития, результатом которой явилось формирование крупных организаций, корпораций, где сосредоточились огромные ресурсы.
Как рассмотренную теорию можно использовать в российской практике менеджмента организации
Теория классической школы управления изначально задумывалась как универсальная система, применение которой обязательно приведет к успеху. По этой причине принципы данной школы могут быть использованы в российской практике менеджмента во многих сферах деятельности и для различных организаций. Если рассмотреть структуру и организацию современных отечественных компаний, то наверняка в большинстве случаев мы увидим, что они используют принципы, сходные по своему содержанию с принципами, которые были сформулированы Анри Файолем.
Особенно эффективна эта система управления будет работать на крупных предприятиях и предприятиях «монополистах», у которых мало или вообще нет конкурентов, т.к. теоретики классической школы управления придерживались взгляда на организацию, как на «закрытую систему», не рассматривая внешних факторов, влияющих на нее. Взамен система рассматривает такие важные характеристики внутреннего устройства предприятия, как стабильность, рост и рационализацию производства, а также контроль и повышение производительности труда.
Административная школа управления за несколько десятилетий своего существования показала свою состоятельность и эффективность, поэтому современные организации должны придерживаться данной теории, что обеспечит их стабильность и развитие, при прочих благоприятных условиях.
Как рассмотренную теорию можно использовать в жизни человека
Рассмотренная теория находит свое широкое применение и в повседневной жизни человека. Ведь даже при выполнении каких-то бытовых работ по дому человек, осознанно или нет, использует планирование, организацию, контроль и мотивацию, т.е. функции менеджмента, сформулированные Файолем. Примером таких работ может служить домашний ремонт или садоводство.
Можно также рассмотреть семью как своеобразную мини организацию, для которой также возможно применять принципы административной школы управления, такие как разделение труда (жена готовит еду, стирает; муж зарабатывает деньги, моет посуду; дети выполняют приборку в своей комнате и т.д.), единство действий (должны быть четкие планы на будущее, которых придерживается каждый член семьи), подчиненность интересов (интересы семьи часто должны ставиться выше интересов их отдельного представителя), порядок и др.
Кроме того, теоретическая система, предложенная классической школой управления, может быть использована в качестве основы для самоменеджмента. Используя предложенные принципы можно лучше организовать свое время, издержки, повысить эффективность работы и, в конечном счете, стать более успешным.
административный школа управление
Кейсы по теме
1 кейс: Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Решение: Во-первых, можно сразу заметить, что в данной ситуации нарушен принцип единоначалия, который предполагает, что каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения. Есть несколько вариантов выхода из этой ситуации: в интересах дела предложить подчиненному выполнять начатую работу либо выразить подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупредить его, что впредь в подобных случаях будете отменять задания, поручаемые ему без согласования с вами. И самое главное попытаться наладить выполнение принципа единоначалия, чтобы подобные ситуации больше не возникали.
2 кейс: На предприятии, занимающемся изготовлением сложных деталей, каждый работник выполняет весь цикл работ на одном экземпляре продукции, т.е. начиная с подбора заготовки до конечной подготовки изделия к продаже. После некоторого периода времени выясняется, что нормы по количеству изготовленных деталей не выполнены и предприятие несет убытки.
Решение: Очевидно, что на данном предприятии не выполняется один из основополагающих принципов управления, который позволяет увеличить производительность труда рабочих – разделение труда. Нужно полностью пересмотреть процесс производства и ввести разделение труда, что приведет к увеличению числа изготовленных изделий в единицу времени, ввиду того что персонал получит возможность сосредоточения своего внимания на какой-то отдельной операции изготовления.
3 кейс: В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак.
Решение: Как видно из приведенной ситуации, нарушена трудовая дисциплина. На мой взгляд, разумным вариантом решения сложившейся проблемы будет оставление выяснения фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания, что не нарушит хода работы. Безусловно, в дальнейшем необходимо выяснить причину произошедшего инцидента, выявить виновников и возможно провести производственное собрание, и применить адекватные санкции к нарушителям. Дисциплина является основополагающим принципом управления, поэтому важно провести вышеперечисленные действия, чтобы свести к минимуму или вовсе исключить повторение такой ситуации.
Примеры из российской практики, личной жизни
Как уже упоминалось, классическая школа управления рассматривается как универсальная система. По этой причине при анализе многих отечественных предприятий можно выявить признаки и принципы данной системы. Как пример, можно рассмотреть ОАО «РЖД». Это очень сложная организация, но даже в ней просматриваются принципы, сформулированные Файолем: разделение труда, дисциплина, единоначалие (президент, совет директоров и т.д.), подчинение частных интересов интересам организации, вознаграждение (работникам гарантируется своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы), порядок (т.е. каждому свое место, ОАО «РЖД» обязуется правильно организовывать труд работников на закрепленных за ними рабочих местах, обеспечивая необходимыми принадлежностями и техникой, создавая здоровые и безопасные условия труда, соответствующие правилам по охране труда (технике безопасности, санитарным нормам, противопожарным правилам). Обучаясь в музыкальной школе, я был участником духового оркестра. Управление данной организацией во многом было построено по принципу административной школы управления. Существовало разделение труда (каждый играл на своем инструменте), единоначалие (дирижер), дисциплина (необходимость посещения репетиций и концертов), система вознаграждения (за кол-во репетиций и концертов), порядок (каждый занимал свое место в оркестре, свой инструмент, папку с нотами и др.), стабильность состава (дополнялся максимум раз в год), корпоративный дух (дружеская обстановка) и поддержка инициативности.
Как это работает, проявляется в нашем вузе, городе
Рассматриваемую концепцию можно наглядно увидеть на примере нашего вуза, где четко прослеживаются принципы классического управления:
· Единоначалие (во главе института ректор)
· Скалярная цепь, иерархия «начальников» (вуз – факультет – кафедра)
· Единство действий (направлено на выполнение миссии вуза)
· Дисциплина (на основании устава вуза)
· Вознаграждение (заработная плата и стипендии)
· Корпоративный дух (своеобразный «бренд» вуза, для поддержания проводятся разные мероприятия)
· Стабильность персонала (сформированный костяк преподавателей)
Если рассматривать признаки данной школы в нашем городе, то можно обратиться в качестве примера к Администрации города. Здесь также видны принципы административного управления:
· Единоначалие, единство руководства (глава города – мэр)
· Скалярная цепь (мэр – заместители мэра – их подчиненные и т.д.)
· Дисциплина (работники должны добросовестно выполнять трудовые обязанности, указанные в трудовых договорах и должностной инструкции, соблюдать трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации и непосредственного руководителя, использовать все рабочее время для производительного труда)
· Разделение труда (для эффективного использования рабочей силы управленческого труда в Администрации применяется принцип разделения труда)
· Подчинение частных интересов общим