Содержание
6.4 Что заставляет объект власти повиноваться субъекту?3
9.1 Что такое государство? Допустимо ли отождествлять государство и общество?4
13.2 Определите структуру политического сознания.7
15.2 Какое содержание вкладывается в понятия «политическое», «политическая подсистема», «политическая сфера общественной жизни»?12
18.3 В чем сущность структурно-функционального анализа политических систем?14
Литература19
Выдержка из текста работы
После 2-й мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства — его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Вскоре после войны социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции.
В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.
В конституции какого государства провозглашено, что во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья (ст.25)?
г) Японии
В Конституции Японии 1947 г. В ст. 25 было провозглашено: «Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъёма и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья».
В конституции какого государства провозглашается, что оно является социальным государством, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты, считает, что…ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие положение людей, не только аморальны, еще и незаконны»?
в) России
Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация — это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей — они не только аморальны, они еще и незаконны.
Является ли базовым признаком государства как политического института монополия на взимание налогов и сборов со всего населения?
а) да
Базовые признаки государства:
1. Наличие особой группы людей, занятых управлением обществом и охраной его структуры.
2. Монополия на принудительную власть в отношении всего населения.
3. Право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.
4. Суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения.
5. Организация власти по территориальному признаку (границы)
6. Монополия на взимание налогов и сборов со всего населения на формирование общественного бюджета.
Возможно ли социальное государство без гражданского общества?
б) нет
1. Демократическая организация государственной власти.
2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
б) социальной защищенности;
в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Кто из российских ученых обществоведов в конце ХIХ -начале ХХ вв. отрицал роль государства в перераспределении благ, но считал, что помощь нуждающимся и поддержку должны оказывать благотворительные фонды, только потом –государство?
б) Б.Н.Чичерин
Идея и проблемы государства рассматривались и в российском обществоведении. В конце 19 – начале 20 в. профессор Московского университета Б.Н. Чичерин отрицал роль государства в перераспределении благ, но считал, что помощь нуждающимся и поддержку должны оказывает благотворительные фонды, а только потом-государство. Это не слишком радикальная идея оказалась актуальной в современной России. Русский правовед и философ П.И. Новгородцев подчеркивал необходимость социального реформирования России ещё в 1909 г. и обращал внимание, что политическое реформирование всегда легче социального.