Содержание
1. Что понимают под гражданской правоспособностью? Когда она возникает и прекращается?…………………………………………………………………….
2. Что такое административный надзор, его субъекты и назначение?……………………………………………………..………………
3. В чем заключаются особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства?…………………………………
4. Задача
Пятнадцатилетний школьник, выбежав на проезжую часть улицы, создал аварийную ситуацию, однако дорожно-транспортного происшествия удалось избежать. За это на него сотрудником государственной инспекции безопасности дорожного движения был наложен административный штраф.
Правильно ли поступил сотрудник ГИБДД? При ответе используйте ссылки на статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Список литературы…………………………………………………………….
Выдержка из текста работы
Ответ: Под философскими вопросами понимаются вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума.
Философские вопросы — есть поиск и нахождение челове¬ком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее суще¬ственные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исклю¬чений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек). Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее?
При этом простое, однозначное решение философских вопросов невозможно. Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.
Философские вопросы — это, прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.
Вопрос 2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
Ответ: Мировоззрением называется целостная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Выделяют три ведущих исторических типа ми¬ровоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифология (от греч. mythos — сказание, предание) — древ¬нейшее мировоззрение, основанное не на теоретических доводах и рассуждениях, а на эмоционально-образ¬ном и фантастическом отношении к миру.
Мифологическое мировоззрение рождается также в результате неадекватного восприятия большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.
Основные черты мифологического мировоззрения
Тип мировоззрения Основные черты Основные функции
Мифологическое Эмоциональность
Очеловечивание природы
Слитность Объяснение явлений природы
Регламентация поведения
Передача опыта новым поколениям
Уже из определения ясно, что в мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями.
Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. По-скольку у человечества еще не было достаточного опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, часто без учета причинно-следственных связей.
Одной из особенностей мифа является то, что он мог с помощью этих предположений объяснить «все», т.е. для него не было непознанного и неизвестного. Этим миф отличается от науки.
Очеловечивание природы являлось основным способом объяснения мифом. При этом неизвестное (и потому опасное) сводилось к близкому и понятному. Так, деревья и реки стали местом обитания дриад и русалок; гром и молния — действия¬ми разгневанных божеств и т.д. Слитность – еще одна важная характеристика мифа, когда человек и природа воспринимались как единое целое.
Миф является наиболее ранней, а для современного сознания — архаичной формой мировоззрения.
Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
Ответ: К основным этапам развития философии можно отнести следующие:
I. Зарождение философии – философия Древнего мира:
1) Философия Индии (I в. до н.э.) и Древнего Китая (VI-V в. до н. э)
В индийской философии мироздание рассматривалось как единое и противоречивое целое. Уже достаточно отчетливо выявились два полюса ее объекта мир и человек, — а в человеке филосо¬фия обратила особое внимание на его душу и сложные психологические состояния и процессы.
На становление философии в Индии большое влияние оказали Веды — литература в основном религиозно-философского толка, в которой имела место постановка вопроса о происхож¬дении мира, космическом порядке и его законах, о естественных природ¬ных процессах и вечном круговороте жизни. Осмысливались идеи о пер¬вооснове мира, о наличии у человека души, вечности мира и смертности индивида.
Древнеиндийские философские школы обычно подразде¬ляют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Это школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет «Вед» и локаята, джайнизм, буддизм, отступающие от традиций «Вед».
В силу исторических особенностей страны древнекитайс¬кие мыслители основное свое внимание уделили решению соци¬ально-этических и политических проблем. Это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии.
Наиболее важными из философских учений в Китае считают¬ся конфуцианство и даосизм. Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы (в европейской тра¬диции — Конфуций). Главное для него — совершенствование человека, его стремление к нравст¬венному идеалу. Основателем даосизма («школы пути») считается Лао-цзы, старший современник Кун Фу-цзы. Центральное понятие даосизма — дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически — не как жесткая предопре¬деленность, а как вечное движение и изменение. Для даосизма судьба — переход всего в свою противополож¬ность, чередование темных и светлых полос, инь и ян.
2) Античная философия
а) Досократический период (VI в. до н.э.) – ранняя классика;
Этап ранней классики исследова¬тели античности нередко называют натурфилософским. Представителями ранней классики являются философы: Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др.
Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение. Древние понятия постепенно приобретают характер философ¬ских категорий: Физис — природа, натура (вопросы о закономерностях протекания природных явлений, о первоначале мира); Космос — Вселенная, порядок, украшение (в греческой философии Космос — противоположность пер¬вобытного беспорядка — Хаоса. Вся античная философия космоцентрична — она представляет мир упорядоченным и пото¬му доступным для научного изучения).
б) Классическая греческая философия (V – IV вв. до н.э.) – средняя классика и высокая классика.
Этап средней классики условно можно охарактеризовать как антропологический. Представителями средней классики являются Сократ и его школа; софисты: Горгий, Типпий, Антифонт, Антисфен и др. Главная проблема — сущность человека.
Поставленный Сократом вопрос о том, каким образом может строиться человеческое знание о мире, выступает важнейшим импульсом переосмысления самого предмета философского знания.
Этап высокой классики связан с философскими учениями Платона и Аристотеля. Главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др. В рамках высокой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических философских концепций, задающих канон западно-европейской философской традиции.
Центром философии Платона, обусловившим ее уникальный статус в историко-философской традиции, является платоновская концепция мира идей — эйдосов или образцов.
Вершиной высокой классики древнегреческой философии по праву считается Аристотель. Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцирован¬ную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.
в) Послеклассический период (III в. до н.э. – V в. н.э.) – эллинизм.
В послеклассической мысли вопросы о приро¬де и политике отодвигаются на второй план. На этапе эллиниз¬ма главные проблемы — мораль и свобода человека, проблема познания и т. д. К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека. Существует четыре главных философских течения эллинизма: кинизм, стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Представители эллинизма: Основатель кинизма — ученик Сократа Антисфен, крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар, скептицизма — Пиррон и Секст Эмпирик, стоики – Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков про-славились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. неоплатонизм — Плотин и др.
II. Западно-Европейская философия
1) Средневековая философия (с Vв. по XV в.)
Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться го¬раздо раньше — еще во II в.
Главная особенность этого этапа развития философии — ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Философия выступала как «служанка богословия». Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?» и т.д. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии.
Важнейшими этапами в истории философии средних веков были патристика (учения «отцов церкви») и схоластика («школьная филосо-фия»). Во втором периоде существовали два основных течения — реа¬лизм и номинализм.
Этап патристики (с I по VI в.). Крупнейшими философами этого времени были Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген. Они же являлись и разработчиками основных догматов христианской религии.
Главные проблемы: проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели — «Град Божий»; свобода воли человека и возможность спасения его души; проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог и др.
С V по VIII в. — этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Петр Ивер и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций.
Этап схоластики (IX—XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются.
Представителями схоластической философии были: Эриуген, Бонавентур, Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский и многие другие. Однако на первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного, который был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» или с позиций «реализма»
Т.к. схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и с помощью науки — философии она обретала статус науки, вполне сочетаемой с религией.
2) Философия возрождения (XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и про¬должается вплоть до начала XVII в.);
Эпоха Возрождения, или Ренессанса — переходная эпоха между средневековьем и Новым временем в истории философской мысли и культуры. Само название «Возрождение», говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости.
Основные черты философии Возрождения следующие:
— антропоцентризм — в центре мировоззрения стоит человек;
— гуманизм — обоснование самоценности человека, его прав и свобод;
— эстетизм — ведущая роль искусства;
— свободомыслие — освобождение от догматического средневе¬кового мышления.
Антропоцентризм (от греч. anthropos — человек) Возрождения — главная особенность философии Ренессанса, обозначает, что место бога в центре мироздания занимает че¬ловек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу, т.е. человекобогом.
Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др. (XV-XVI вв.)
Еще одна особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния.
Постепенно проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Возрождение стало подготовкой к Но¬вому времени.
3) Философия нового времени (XVI-XVIII вв.);
Эпоха Нового времени начинается в XVII в. с зарождением капиталистических отношений. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки.
Основной темой в философии раннего Нового времени (XVII век) стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире. Философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.).
Наука основывается на опыте и разуме: именно они предопределяют основные черты философии Нового вре¬мени. Это: эмпиризм — опора на опыт (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк); рационализм — опора на разум (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.); высокая роль науки — наука как способ улучшения жизни чело¬века и общества; социальный оптимизм — вера в устройство общества на разум¬ных началах.
Эмпиризм и рационализм в философии два крупных философских течения, по-разному трактовавших источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения, чувственный опыт человека. Научный метод — индукция (Ф.Бекон)- главный способ получения новых зна¬ний.
Напротив, сторонники рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека. Основателем рациона¬лизма считается Р. Декарт — создатель дедуктивного метода научно¬го познания.
Противоположность подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научного метода была разрешена в немецкой классической философии.
4) Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей.
Хронологически этот этап начинается с работы родоначальника немецкой классической философии И. Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров» (1770) и заканчивается в 1872 г. со смертью Фейербаха. Представители школы: Иммануил Кант (1724-1804); Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814); Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854); Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) и поныне остаются признанными гениями, с идеями которых соглашались.
Ее специфика состояла в обращенности к «небу», т.е. к теме Духа в различных его формах (индивидуальное и общественное созна¬ние) и его роли в мироздании. В немецкой классике на идеалистической основе большое развитие получила диалектика (Г.Гегель) как теория единства и движения всего сущего, метод философского мышления.
5) Постклассическая европейская философия XIX—XX вв. возникла в результате критики классической философии (и прежде всего немецкой). Классические решения основных философских проблем отвергаются или изменяются.
Постклассическая философия не является однозначной по содержанию, в нее входят разные концепции и направления. Это иррационализм или «филосо¬фия неразумности» — представители А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд; религиозно окрашенная философия Киркегора; диалектический материализм К. Маркса; позитивизм О. Конта и др.
Предметом интереса иррациональной философии явились, прежде всего, инстинкты и воля человека, его интуиция, бессознательные эмоциональ¬но-волевые процессы, т.е. неразумное.
Иррациональная философия Шопенгауэра, представлена в работе «Мир как воля и представление». Его творчество пронизано пессимизмом: воля, желание и бесконечные стремления человека упираются в несовершен¬ство мира, и это превращает жизнь человека в неисчерпаемое страдание.
Немецкий философ Ф.Ницше один из идейных предшественников философского иррационализма XX века в своей «философии жизни» развивал идею о том, что сущностью и законом мира, его «душой» является слепая и неисчерпаемая воля к власти. Философия Ницше это — истинная справедливость есть функция силы и власти и должна служить «сильным» людям. Для «слабых» высшая справедливость — это погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Само же общество необходимо превратить в своеобраз¬ную теплицу по выращиванию сильных людей. Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха.
К философскому иррационализму можно отнести теорию З.Фрейда, которую принято называть психоанализом. Фрейд считал, что основную роль в психике человека играет ее бессознательное начало, некие «тем¬ные» пласты в виде инстинктов и прежде всего — полового инстинкта («либидо»).
Как правило, философскому иррационализму присущи крайние суждения о человеке и обществе. Иррационализм не несет в себе оптимистических трактовок сущности и природы человека, смысла его существования в мире, перспектив развития общества, от него исходит чаще всего дух исто¬рического пессимизма.
Кроме иррациональных постклассическая европейская философия включала и мощные рациональные системы.
Рациональная философия, или «философия разумности» выразила определенные позитивные тенденции и крупные достижения в деятельности современного челове¬чества
Наиболее известны марксизм и позитивизм.
Наиболее интересны философские взгляды Маркса на общество. Он развивает материалистическое понимание истории, где применяет метод диалектического материализма.
В общественном производстве люди независимо от своей воли, с необходимостью вступают в производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, и которые образуют «базис» общества — экономическую систему. И именно экономическая система определяет образ жизни человека и общества.
Все ос¬тальное — идеи, теории, мораль, право — всего лишь надстрой¬ка над экономическим фундаментом — базисом. Маркс считал, что духовные отношения зависят от материальных, а не наоборот. В целом не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет сознание.
Идеалом для марксизма является коммунистическое обще¬ство.
Огюст Конт (1798—1857) — известнейший французский философ, основатель школы «позитивизма», отвергал идеи немецкой классической философии, противопоставив «старой» философии как науке о первоначалах бытия новый «позитивный» взгляд на теорию и историю науки. Вся «старая» философия от греков до Гегеля объявляется Контом «спекулятивной», т.е. ненаучной, необъективной, чем-то вроде сказок и мифов.
Никаких первопричин бытия нет и быть не может. Есть явления в мире, которые и должна познавать наука, опираясь на методы, которые она сама и вырабатывает. Например, химия имеет свои методы, а математика — свои. Общих же методов, действующих во всех науках, по мнению Конта, не существует.
Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
Ответ: Философия всеединства (70-е гг. XIX в. — 30-е гг. XX в.). Корни философской идеи всеединства уходят в глубь веков — к античности и Возрождению. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была Вл. Соловьевым (1853-1900), который был наиболее значительной фигурой рус¬ской философии.
Его труды стали основным источником фор¬мирования религиозной философии XX в. в России. В их чис¬ле: «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др.
Центральная идея Соловьева — всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов позна¬ния мира. Схематично основные пункты «философии все¬единства» можно представить в таблице.
Основные пункты «философии всеединства» Вл.С. Соловьева
Онтология Гносеология Аксиология Этика Религия
Видимый мир Чувства Красота Стыд Православие
Мировая душа (София) Разум Истина Жалость Католицизм
Божествен¬ный мир Вера Добро Благоговение Протестан-тизм
Онтология. Существует абсолютный мир как воплощение божественного. Ему противостоит видимый, сотворенный мир, который стремится к божественному. Посредником меж¬ду мирами является мировая душа. Ее Соловьев символически определяет как Софию, «вечную женственность», сближая ее с образом Богородицы (рождение Христа таким же образом со¬единило божественный и реальный миры).
Гносеология. Всеединство постигается лишь цельным зна¬нием, в котором соединяются знание эмпирическое (научное), рациональное (философское) и мистическое. Последнее вклю¬чает в себя веру, интуицию, творчество и является важнейшим элементом для познания истины.
Аксиология. Всеединство в ценностном плане представляет собой синтез красоты, истины и добра. В основе этого синтеза должен лежать «нравственный момент», т.е. добро.
Этика. Человек отделяет себя от других существ посредст¬вом стыда; жалость указывает на солидарность всего живого; благоговение есть подчинение божественному. Все три этих составляющих объединяются в любви.
Религия. В социальном плане Соловьев ратовал за объеди¬нение церквей и создание свободной теократии на основе еди¬ной «вселенской церкви».
Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
Ответ: В советский период отечественной истории (1917-91 гг.) философская мысль не имела возможности полнокровного самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. Находясь под жестким контролем со стороны государства и правящей партии, философия постепенно пре¬вратилась в служанку политики. Она использовалась для теоретическо¬го обоснования закономерности советского строя и раскрытия его яко¬бы исторических преимуществ и великих перспектив.
В СССР в 20-е гг. единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального учения. Многообразие мнений и течений подменялось единообразием и даже прямым админис¬трированием.
На «философском фронте» все более утверждались сторон¬ники И.В.Сталина (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин и др.). В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Пропагандой она была объявлена «вершиной» творческого марксизма и по¬ложена в основу преподавания философии в учебных заведениях и мето¬дологии научного познания.
После смерти Сталина и официального осуждения его культа в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Стал выходить журнал «Философские науки», а в 60-е гг. была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах. В ряде университетов стра¬ны были открыты философские факультеты, а советские философы стали участвовать в международных симпозиумах и конгрессах. В советской философии определенное разви¬тие получило историко-философское знание. Происходили исследования в области логики, философских проблем естествознания и теории познания, исторического материализма, теории человека, этики и эстетики. Под влия-нием «оттепели» появились яркие и оригинальные философы: Э.В.Ильен-ков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц и др. В целом же, в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты, оправдания) существовавшего общественно-политического строя и осмысления практики «коммунистического строительства» в нашей стране.
В 70-80-е гг. наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением, она носила официальный и излиш¬не идеологизированный характер. В ней процветал культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование официальных материалов КПСС, речей высших руководителей страны. Существовал жесткий иде-ологический контроль за всей системой подготовки и деятельности фи-лософских кадров в стране.
Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?
Ответ: Бытие — категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (от греч. on, ontos — сущее + logos — учение — учение о бы¬тии и его формах); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.
Понятие бытия («есть», «существовать», «наличествовать») являет¬ся одним из самых древних и содержательных в истории философии. Оно возникло из стремления познать окружающий человека мир как единое и многоликое целое. С его помощью не только раскрывается убежден¬ность человека в существовании мира, но и познаются коренные харак¬теристики мироздания.
Бытие есть важнейшая категория философии, которая не¬обходима для того, чтобы придать нашей картине мира целост¬ность и стабильность.
Бытие — это философское понятие, которое указывает на ре¬альное существование объекта как основное его свойство.
В философии полагается реальным бесконечное многообразие как материальных, так и нематериальных объектов, процессов и явлений, без какого-либо исключения. В своей действительности бытие является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», преходяще¬го и непреходящего. Данное понятие философии является предельно бога¬тым по объему, так как охватывает собой все виды реальности, уже извест¬ные и еще пока неизвестные. Бытие — это сложная совокупность всего су¬щего, мир как единое и многообразное целое, или Универсум.
На протяжении развития философии бытие рассматрива¬лось под разными углами зрения. Так, для философского материализма на первом плане находится бытие Природы как исходный и основной объект познания и практики. В философском же идеализме на первый план всегда выдвигается бытие Духа в различных его проявлениях (мировой разум или же формы инди¬видуального и общественного сознания) как исходный и основной объект познания.
Если проанализировать все понятия бытия и его эволюции в философской мысли, то можно понять, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные ее виды. Так, мы мо¬жем равно уверенно говорить и о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи.
Определив понятие, назовем теперь и раскроем основные формы проявления бытия.
Во-первых, это бытие природы (живой и неживой) — мир ее вещей, состояний и процессов.
Во-вторых, философия изучает бытие человека как уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного начал.
В-третьих, имеет место бытие общества (общественное бытие) как мир многогранной духовно-практической деятельности людей и их взаимоотношений.
В-четвертых, философия выделяет и бытие духовного, или мир Духа как особого рода реальность. Оно пред¬ставляет собой чувства и идеи, эмоции и образы, понятия и представле¬ния, которые создаются людьми в ходе их духовно-практической жизни. Духовное это также и общественное сознание в различных формах своего проявления (религиозное, нрав-ственное, художественное и другие).
Кратко говоря, бытие предполагает две реальности – «мир вне¬шний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). В своей действительности бытие — это мир, в котором существует человек.
Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
Ответ: Основным в философском материализме является понятие материи.
Материя (лат. materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).
Это — категория, объеди¬няющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находя¬щихся в вечном движении и развитии.
Традиционное определение материи (в материалистиче¬ской трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копиру¬ется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, сущест¬вуя независимо от них1».
Кратко говоря, Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества. В философии выделяются следующие свойства материи:
Объективность существования — ее бытие вне и независимо от человека и его сознания — основное свойство ма¬терии.
Неисчерпаемость материального мира, что означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состоя¬ний.
Бесконечность — подразумевает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У мате¬риального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непре¬станное развитие, смена форм и состояний.
Целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все части и стороны мира непосредствен¬но или же опосредованно связаны и взаимодействуют друг с другом: природа и общество, индивид и социальная группа.
Отражение, пред¬ставляющее собой способность предметов воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание дру¬гих предметов, сохранять в себе эти отпечатки («копии»). Формы прояв¬ления отражения (раздражимость, психика и другие) разнообразны, как и сам материальный мир.
Особым свойством материального мира является движение, кото¬рое выражает способность предметов изменяться и переходить в иное состояние.
Противоположностью движения является покой как состояние времен¬ного равновесия, устойчивости и неизменности вещей.
Кроме названных универсальных (всеобщих) свойств, материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Это — формы существования материи, которая не может двигать¬ся иначе, как в пространстве и во времени.
Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
Ответ: Диалектика — это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии все¬го сущего. Основная проблема для нее — единство, движение и развитие как фунда¬ментальные характеристики мироздания.
В систему диалектики входят и ее основные законы, которые, являясь системой теоретических знаний, отражают предмет диалектики — универсальные связи и изменчивость бытия.
Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей – главный закон диалектики, иногда его называют «ядром» диалектики.
Он дает представление о внутренних и внешних источниках развития материального мира («Что является источ¬ником развития?»). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние.
Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не, только в разных, но и в одном и том, же отношении; в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, теория — практика, материальное — идеальное и др.). Единство (тождество) конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое).
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве.
Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Данный закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания. Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противополож¬ностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в це¬лом.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития («Как оно происходит?»). Диалектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство — это ха¬рактеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими пред¬метами. Качество представляет собой единство важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определенность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, размерах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство со¬храняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в фи¬лософии мерой.
Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципи¬ально иное состояние (качество). Скачок — это решающий поворот в развитии, в истории предмета.
Закон отрицания раскрывает формы и тенденции процесса развития («Куда оно направлено?»). Это закон, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому».
Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершен¬ным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все, же утверждение новизны.
Без отри¬цания нет никакого развития, вот, почему оно является, движущим нача¬лом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не толь¬ко в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельности). Самораз¬витие предстает как единство повторяющегося и поступательного, и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизи¬рует собой единство восхождения и повторения.
Названные нами законы диалектики «схватывают» реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познаватель¬ное значение.
Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?
Ответ: Философия Нового времени преимущественно определяет человека как носителя разума. У истоков этого понимания ле¬жит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Именно своей способностью к мышлению чело¬век отличается от животных. Благодаря разуму он способен по¬нять законы природы, творить, изобретать, заниматься нау¬кой, преобразовывать мир и себя в нем. Когда создатель сис¬темной классификации растений и животных Карл Линней (1707—1778) столкнулся с необходимостью дать название виду, которому принадлежит человек, он определил его именно как sapiens — разумный.
Человек является порож¬дением природы, плодом ее длительной эволюции. Способность к познава¬тельной деятельности является его главным качеством. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять окружающий мир с помощью силы научного знания.
Рационалистическая трактовка человека была представлена и в твор-честве французских просветителей XVIII в. (Ф.Вольтер и др.). Полагалось, что все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем смогли бы полностью раскрыться все задатки и способности людей.
В классической немецкой философии, одном из важнейших течений Но¬вого времени, человек исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Кант, Г.Гегель и др.). История общества рассматривалась философами как процесс становления свободы человеческо¬го рода посредством его деятельности. Конечная цель истории — гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретение свободы.
Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. «Человек — это мир человека, государство, общество», — подчеркивал К. Маркс.
Рационализм до сих пор является ведущим принципом в понимании человека, однако с XIX в. все большую популяр¬ность приобретает иррационализм, усматривающий сущность человека вне его разума — в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д.
Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различие?
Ответ: Характеризуя основные черты цивилизации Запада, можно указать на такие существенные признаки:
— идея преобразования мира;
— природа — неиссякаемая кладовая ресурсов;
— ценность власти, силы и господства над природой и обществом;
— ценность научной рациональности.
Это предполагает: антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки — истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.
Восток, напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек вовсе не является венцом творения. Его задача — «не деяние осуществить», а не насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания цели. Главное — обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание — это, прежде всего путь нравственного совершенствования. Отсюда вытекает важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.
Сравнивая характеристики цивилизаций Востока и Запада, следует подчеркнуть, что особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривает залог прогресса человечества.
Данная проблема анализировалась многими выдающимися деятелями культуры или в аспекте конфронтации, или в аспекте примата Запада, либо Востока.
Постепенно вызревала идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации.
Можно сказать о реальных процессах взаимопроникновения восточной и западной цивилизаций в современном мире. В Японии и других странах Юго-Восточной Азии — осуществлен синтез ряда западных и восточных моделей развития при сохранении культурной идентичности.
Вопрос 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
Ответ: Под ценностью в аксиологии понимается социокультур¬ное значение предметов, процессов и явлений для человека.
Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.
Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека.
Очень важную роль в цивилизованном обществе играют духовные ценности.
Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни.
Рассмотрим моральные и эстетические ценности. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
Моральные ценности — основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.
В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей.
Одна из наиболее древних — гедонизм, утверждающий наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.
Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий.
Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников.
Утилитаризм — величайшая ценность и основа нравственности — польза.
В ХХ в. в связи с бурными социальными потрясениями, появлением возможности самоуничтожения человечества, возникновением глобальных проблем, до предела обостривших все традиционные проблемы, на первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.
Эстетические ценности. Известное выражение Ф. М. Достоевского — «Красота спасет мир» — нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.
Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. д.
Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.
В системе ценностей человеческого духа особое место занимают представления о праве и справедливости.
Понятие прав человека, «человеческого измерения» всех явлений и событий общественной жизни стало особо актуальным в середине XX в., после того, как мир пережил трагедию двух мировых войн, ужасы геноцида, расизма и национализма.
Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значение придается естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения и не могут быть отчуждены. Иногда их называют еще «священными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность и т. д. Гражданское общество и правовое государство, о чем шла речь выше, призваны гарантировать соблюдение прав человека во всем их объеме.
С проблемой прав человека тесно связано понятие справедливости, суть которого — в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.
Наиболее актуальна в практическом и теоретическом планах идея распределительной справедливости. Согласно ей, распределение может осуществляться в соответствии с принципами: равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способностей, социального ранга и статуса, спроса и предложения.
В реальной действительности государству и обществу приходится постоянно разрешать проблему, которая формулируется как «фактор справедливости» — «люди отдают, чтобы получать».
Все изложенное дает основание сформулировать понятие духовности человека, которое в светской философской традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и отдать жизнь в случае необходимости.
Духовность — это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам.
Духовность — это подлинно человеческое в человеке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и культурных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет творческая ис¬кра в человеке, наступает застой и деградация, теряются высшие ценнос¬ти-ориентиры — Истина, Добро и Красота.
Понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.
Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?
Ответ: Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии в частности.
Практика — специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»).
Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.
Важнейшие формы практики:
1. Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей
2. Социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т. п.).
3. Научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).
Основные функции практики в процессе познания:
1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями (например, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т. д.).
2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила.
Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается — в конечном счете — задачами и потребностями практики.
Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения.
В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.
Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным.
3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той, или иной мере регулировать деятельность людей.
Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.
4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.
Ответ: Основные особенности научного познания (критерии научности):
1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.
Отсюда характерная черта научного познания — объективность.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.
4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы).
Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала обозначается в методологии термином «прогрессизм» (нетривиальность) и считается важным показателем научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, компьютеры, ракетно-космическая техника и т. д.).
Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы. Указанные средства — и материальные и духовные — сами являются предметом исследования в науке.
6. Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.
Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Ответ: Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями.
Можно выделить четыре научные революции.
Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки.
Вторая произошла в конце XVIII — первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.
Эта революция была вызвана появлением принципиально новых, не имеющих места в классической науке объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов.
Третья революция охватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т.д. Возникают новые отрасли научного знания — кибернетика и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.
Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч. synergeia — совместный, согласованно действующий) — это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.).
Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка. Это открытие было революционным, ибо прежде наука признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии системы, т. е. увеличения беспорядка, дезорганизации, хаоса.
Это позволяет сделать вывод, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?
Ответ: Пожалуй, первая из них все еще сохраняющаяся — угроза термоядерного пожара.
Это обусловлено следующими причинами.
Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР к середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеприпасов. А сколько сегодня, вряд ли кто точно скажет.
К тому же идет расползание атомной технологии. Уже производят ядерное оружие Индия, Пакистан, готовы к этому ЮАР, Израиль и ряд других государств.
Неугасающие очагам локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителя.
Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы.
Суть ее состоит в том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к обвальному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Все это порождает возможность «коллапса» — т. е. резкого и стремительного ухудшения экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.
Остро стоит и проблема прекращения загрязнения жизненной среды ксенобиотиками (т.е. веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загрязнение нарастает. В зону опасности попали сферы нашего общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида.
На планете неконтролируемый рост населения, идущий главным образом в «развивающихся» странах, подрывает ресурсную базу, стремительно приближает к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение «порогового уровня» такой нагрузки влечет за собой ее разрушение. Вырубка леса, сверх потенциала его восстановления — прямая дорога к обезлесению, чрезмерный вылов рыбы — к уничтожению ее запасов, увеличение размеров стад губит пастбища и т. д.
Экологический кризис наших дней — это не временное затруднение. Это сотрясение глубинных основ человеческого бытия, эрозия и разрушение экологической ниши нашего существования.
Третья угроза — опасность, нависшая над человеческой телесностью.
Звучат нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида / деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности, это только первые напоминания о грозящих бедах.
Имеется опасность выхода из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении; не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.
«СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Эта и есть первая беда, постигшая человечество, которую пока что никто и ничто не в состоянии остановить. СПИД сегодня — это уже не узкомедицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.
Наконец, четвертая, не менее страшная угроза — кризис человеческой духовности.
Нет свежего взгляда на мир. Общество человеческое как-то утратило смысл. Никто не нащупал ныне путеводной нити масштабного миросозидающего характера.