Содержание
1. Что общего и каковы различия экономических и финансовых кризисов?3
2. Кто является инициатором реализации процедур АУ? Каковы их права и обязанности: общее и частные?5
Список литературы8
Выдержка из текста работы
Представленная тема актуальна тем, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные государственные органы. У каждой службы, осуществляющей оперативно-розыскную деятельность своя структура, задачи, функции, принципы, а также способы осуществления данного рода деятельности.
Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Всего лишь обращено внимание на некоторые из них.
Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» регламентировал одну из постоянных функций государства — деятельность, с одной стороны, по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и средств, а с другой — по обеспечению безопасности личности, общества и государства, с использованием негласных возможностей.
Целью настоящей работы является органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.
Объектом является — общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Предмет: задачи, права, обязанности органов оперативно-розыскной деятельности.
Задачи:
— дать понятие оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
— определить понятие, задачи, принципы ОРД
— дать характеристику органов осуществляющих ОРД
— дать понятие органам, осуществляющих ОРД
— рассмотреть права органов, осуществляющих ОРД
— показать обязанности органов, осуществляющих ОРД
— проанализировать проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности.
Теоретическую основу данной курсовой работы составляют: действующее законодательство, пособия, учебники.
ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Понятие, оперативно-розыскной деятельности
Согласно статьи 1 данного Закона оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Научное определение оперативно-розыскной деятельности
Базируясь на теории вопроса, можно сделать вывод о целесообразности трактовки ее определения в “узком” и “широком” смысле слова. В “узком” смысле слова оперативно-розыскная деятельность — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно — значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств (т.е. речь идет о Уголовно-розыскной деятельности). В “широком” смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных субъективных элементов — цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство). Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков:
1) объективные;
2) субъективные.
Субъективные признаки динамичны, подвижны. К ним относятся:
— установление той или иной (“узкой” или “широкой”) цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей);
— запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий);
— определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.
В свою очередь группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы.
Использование в определении оперативно-розыскной деятельности (в “узком” смысле слова) фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда “объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств”, подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством.
Признаки оперативно-розыскной деятельности
Государственный характер деятельности.
ОРД — это один из видов правоохранительной деятельности, осуществляемой в интересах и по правилам государства специально уполномоченными на то государственными органами, деятельность которых носит исключительно правовой характер, то есть осуществляется в рамках существующего федерального законодательства.
2) Узкий круг органов, обладающий полномочиями проведения оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с законом наделены особой компетенцией оптимально и результативно решать соответствующие задачи. Для этого государство создает указанным органам определенные условия, выделяет финансовые и материальные средства, обеспечивает подбор, обучение и работу должностных и иных лиц, а также предоставляет прочие возможности для выполнения ими своих специфических задач.
3) Сочетание гласных и не гласных методов и способов работы, с использованием преимущественно тайных, скрытых от других лиц, приемов для достижения своих целей. Негласный характер работы вызван необходимостью быстро и эффективно бороться с преступностью, когда применение гласных способов не позволяет достичь поставленных целей.
4) Основным способом осуществления оперативно-розыскной деятельности является проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий определен в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий достигаются цели оперативно-розыскной деятельности.
5) ОРД осуществляется в целях защиты и обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности и государства.
Основные объекты безопасности: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности»).
1.2 Задачи органов оперативно-розыскной деятельности
Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности (ОРД) можно разделить на общие и частные.
Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся:
· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Общие задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.
Предупреждение и пресечение преступлений — одна из задач оперативно-розыскной деятельности, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния. Главными направлениями этой деятельности являются:
· активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);
· организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;
· организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.
Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 Уголовного кодекса РФ). Методы пресечения могут быть самыми разнообразными:
· задержание лица на стадии подготовки преступления;
· изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений;
· проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.
Самостоятельной специфической задачей ОРД является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем плане розыск скрывшихся прест……..
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативные акты:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности».
3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)
5. Федеральный закон «О связи» от 16.02.1995 N 15-ФЗ (действующая редакция, 2016)
6. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 N 130-ФЗ (действующая редакция, 2016).
7. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О Федеральной службе безопасности».
8. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной охране».
9. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
10. Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О внешней разведке».
Учебная литература:
11. Атмажитов В.М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. — М, 2013.
12. Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-методическое пособие. — М.: БЕК, 2013г.
13. Батюшин Н. Тайная военная разведка и борьба с ней. — М.: X-History, 2012.
14. Брусшцын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт XX века (процессуальное исследование). — М: Юрлитин-форм, 2011.
15. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. «Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»: постатейный» — М.: 2014 г.
16. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М.. 1997. С. 138.
17. Гармаев Ю.П. Внешнеэкономические преступления, связанные с вывозом капиталов за рубеж: комментарий законодательства и методика расследования // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
18. Голубовский В.Ю. Теоретические и правовые аспекты информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012.
19. Гриб В.Г., Ильин И.С. «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности» — М.: «Маркет», 2014 г.
20. Диканова Г.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег: Методическое пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012
21. Дубоносов Е.С. «Основы оперативно-розыскной деятельности» 2-е изд. учебное пособие для вузов — М.: «Юрайт», 2013 г.;
22. Зорин А. С. «Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка», 2011 г.
23. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». — Система ГАРАНТ, 2015 г.
24. Маркушин А. Г. Основы управления в органах внутренних дел. Н. Новгород, 2012. С. 36-38.
25. Оперативно-розыскная деятельность — под ред. Горяинова, Овчинского, Синилова и др. — 2014, 2-е изд., 848с.
26. Шафиров В. М. Естественно позитивное право. С. 104.
Периодическое издательства
27. Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 2016. N 9.
28. Экспресс-информация III Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности» // Редактор, технический редактор Е.В. Скрипкина. г. Домодедово, Московская обл., 142008 // Подписано в печать 05.02.2015.