Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1.Педагогика как наука………………………………………………..5
2.Особенности педагогики как искусства…………………………..10
Заключение………………………………………………………………..14
Литература…………………………………………………………………15
Выдержка из текста работы
- Предмет педагогики. Связь педагогики с другими науками.
- Человек как объект и субъект педагогики.
- Основные этапы развития педагогики и образования.
- Педагогический идеал, и его конкретно-историческое воплощение.
Литература для подготовки к занятию
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. — М.: Педагогика. 1988.
- Вульфов Б.З. Иванов В.Д. Основы педагогики. М. 1997
- Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века – М.,1996
- Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб, 1992
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Просвещение. 1990.
- Закон РФ «Об образовании» (1996).
- Лихачев Б.Т. Педагогика. -М., 1993.
- Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. — М.: Педагогика, 1985.
- Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: МГУ. 1990.
- Подласый И.П. Педагогика. –М.:Педагогика, 1996
- Педагогика./Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогика, 1995.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М,1997
Методические рекомендации
Изучая данную тему необходимо обратить внимание, что наука-сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства. Педагогическая наука определяется как наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. Необходимо разобраться в основных категориях педагогики: развитие, воспитание, образование, обучение.
Педагогика — упорядоченная совокупность знаний, которая отражает процесс воспитания обучения и развития и даёт возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями. Предметом педагогики являются процессы взаимодействия воспитателей и воспитанников, формирования и становления личности в педагогическом процессе. Педагогика в этом смысле представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Объект педагогики – система педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Главная задача (постоянная) – вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными воспитательными системами.
В состав постоянных задач входят:
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение результатов исследований в практику;
- разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения и исследовательской и практической деятельности.
Постоянные задачи не могут быть решены полностью.
Богатство педагогической действительности и разнообразия представляют временные задачи.
К основным категориям педагогики относят воспитание, образование, формирование, развитие, обучение, знания, умения, навыки, педагогическая технология, педагогическая задача, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу не отделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающего поколения к жизни, или воспитанием. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала ХVII века продолжала оставаться частью философии. Английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) в 1623 г. издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он создал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением».
Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми.
Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики, нельзя не обратить внимания на то, что возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знания под влиянием общественных потребностей все больше и больше расширяет границы своего исследования и охватывает воспитание человека в целом. Альбин Динер в 1964 году в двухтомнике «Очерки философии» пишет, что традиционное название педагогики устарело, стало узким и не полным. Науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикой (от греческого antropos – человек, gogos – вести).
Исключительно большое значение в развитии педагогики имеют ее связи с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и другими отраслями знаний.
Развитие педагогики привело к тому, что ее определяют как систему наук, о воспитании и образовании детей и взрослых.
В общепризнанный перечень педагогических наук принято включать ясельную педагогику, дошкольную педагогику, педагогику школьную, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, производственную педагогику, военную педагогику, социальную педагогику, педагогику третьего возраста, исправительно-трудовую педагогику или превентивную педагогику, сравнительную педагогику, специальную педагогику, лечебную педагогику, историю педагогики, частные или предметные методики.
Вопросы и задания для самопроверки:
- Что является предметом педагогики?
- Опишите уровни теоретической и технологической функций педагогики.
- Что является объектом педагогики?
- Назовите основные категории педагогики. Охарактеризуйте их.
- Какие научные дисциплины входят в систему педагогических наук?
- Какое влияние оказывает педагогика на развитие смежных наук о человеке?
Темы сообщений
- Политика в области образования в РФ.
- Международное право о защите детства.
- Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания.
- Что такое педагогика: наука или искусство?
- Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.
- Система педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке.
- Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.
- Проблемы реформирования системы образования в истории отечественной педагогики.
Контрольные тесты (задания, тексты для изучения)
- Сравните разные определения понятия «педагогика»:
«Педагогика – наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития» (Ю. К. Бабанский);
«Педагогика – наука о воспитании подрастающего поколения… Педагогика как наука о воспитании стремится понять сущность, объяснить, вскрыть определенные, присущие ему закономерности и, познав их, оказать определенное влияние на его протекание в интересах человека, общества» (Т. А. Ильина);
«Педагогика – сложная общественная наука, объясняющая, интегрирующая, синтезирующая в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на
- Чем, на ваш взгляд, объясняется разница в подходах ученых к педагогической науке?
- Прочитайте следующие высказывания:- К. Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества»;- П. П. Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика». Проанализируйте данные высказывания. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского? Так чем же является педагогика – наукой или искусством?
- С. И. Гессен считал, что педагогика – это прикладная философия. Различные разделы философии исследуют культурные ценности общества: логика – науку, этика – нравственность, эстетика – законы искусства и т. д. Согласны ли вы с мнением С. И. Гессена? Можно ли провести подобные параллели между разделами философии и разделами педагогики?
- Докажите, что педагогическая теория всегда носит культурологический характер. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие эту мысль.
- Почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер?
- Почему с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности?
- Подберите из сборников пословиц и поговорок разных народов такие, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя и педагогической деятельности.
- Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?
- Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою науку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с преподаванием? Почему, как вам кажется, это происходило?
- Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью?
- Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроницающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств.
- Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью?
- «Учитель сказал» — таким был решающий довод в средневековых спорах и диспутах. В то время слово учителя было окончательным. Хорошо это или плохо?
- Каково, на ваш взгляд, значение идеи педагогики как искусства в русской педагогике?
- Как вы можете сформулировать главную линию развития идеи гуманистической педагогики?
- Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой?
- Что дает современному инженеру (юристу, экономисту, технологу) педагогическая наука?
- Рассмотрите следующую иерархию понятий, оцените ее правильность, аргументируйте свое мнение: Воспитание – экологическое воспитание – коллектив – принципы воспитания – средства воспитания – методы воспитания – эстетическое воспитание. Какой вариант иерархии можете предложить вы? Обоснуйте свой вариант.
- Составьте структурную схему отраслей педагогической науки.
- Каковы, на ваш взгляд, особенности построения воспитательной среды для детей с проблемами в развитии?
- Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования: – преподаватель наблюдает за порядком в столовой; – педагог ведет наблюдение за развитием студентов при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ; – куратор наблюдает за опрятностью одежды студентов; – на экскурсии преподаватель вместе со студентами наблюдает за производственным процессом?
- Дайте определение понятиям «знания», «умения», «навыки». В чем проявляется их взаимосвязь?
- Какова структура процесса обучения? Назовите ее основные компоненты и покажите связь между ними.
- Выпишите из учебной литературы основные закономерности и принципы обучения.
- Сравните понятия «закономерность» и «принцип». В чем разница между ними? Как вы полагаете, почему в дидактике используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Покажите связь между закономерностями и принципами обучения.
- Расскажите о разных видах обучения, применяемых в современной школе, вузе. Подумайте, можно ли в современной практике обойтись без какого-то из этих видов? Можно ли какому-то из видов отдать предпочтение?
- Напишите сочинение «Я как индивид, личность, индивидуальность».
- Дайте определение понятию «содержание образования».
- Объясните, как связан компонент «содержание образования» со всеми другими компонентами процесса обучения.
- Покажите, как связаны приоритетные направления базовой культуры личности и содержание образования.
- Докажите, что содержание образования является мощным средством формирования личности. Сравните при этом роль гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
- Какие факторы влияют на отбор содержания образования?
- Каковы общедидактические критерии отбора содержания образования? Какие концепции содержания образования вам знакомы? В чем их существенные различия?
- Расскажите о концепции содержания образования, созданной И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским.
- Почему в начале 90-х годов XX в. в России возникла проблема стандартизации содержания образования? Какие предлагались подходы и пути для ее решения?
- Расскажите о структурных компонентах государственного образовательного стандарта.
- Дайте определения понятий «базисный учебный план», «примерный учебный план», «учебный план образовательного учреждения». Покажите разницу в содержании этих понятий.
- Рассмотрите и проанализируйте Базисный учебный план, Примерный учебный план, Примерный учебный план и учебные планы конкретных образовательных учреждений. Найдите в них отражение федерального, национально-регионального и школьного компонентов содержания образования. Проследите, как от плана к плану происходит конкретизация содержания образования.
- Дайте определение понятию «учебная программа». Какие способы построения учебных программ вы знаете? В чем преимущества того или другого способа? Расскажите о структуре учебной программы. Покажите взаимосвязи между всеми ее компонентами.
- Сегодня в РФ существует множество наименований учебников для высшей школы. Выделите и назовите положительные и отрицательные черты сложившейся ситуации. Какие проблемы ставит перед преподавателем подобное положение дел?
- Содержание образования – наиболее «подвижный», постоянно изменяющийся компонент процесса обучения. С чем, по-вашему, это связано? Почему при создании учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий и т. п.) менялось прежде всего именно содержание образования?
- Каковы особенности отбора содержания образования в современных альтернативных образовательных учреждениях? Приведите примеры из литературы и (или) практической деятельности учебных заведений.