Содержание
Введение………………………………………………………………………
1. Атрибутивная концепция………………….……………………………..
2. Функциональная концепция….…………………………………………..
3. Философские концепции информации …………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Практическое задание………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..
Выдержка из текста работы
Обмениваясь информацией, каждый из партнеров является активным субъектом в процессе совместной деятельности. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются сделать общее содержание, одинаковое понимание ситуации. Это возможно только при условии, что информация понятна и осмысленна. Поэтому в коммуникативном процессе соединена деятельность, общение и познание.
Общую модель общение взято из теории информации, где это понимают как процесс, с помощью которого закодированное определенным источником (отправителем) сообщение передаётся через канал связи в назначенный пункт (адресат), где происходит его раскодирование. При такой модели коммуникативный процесс рассматривается как обмен информацией между людьми, а основная его цель — обеспечить понимание информации, что является предметом обмена.
Обмен информацией предполагает также психологическое влияние одного партнера на поведение другого с целью его изменения. А это возможно только тогда, когда партнеры пользуются одной или близкими системами кодификации и декодификации, то есть «общаются на одном языке».
Эффективность коммуникации чаще всего определяется тем, удалось ли повлиять субъектам общения друг на друга, уточнялась ли, изменялись ли, развивалась ли информация, мысль собеседника. Именно в этом проявляется специфика человеческих коммуникаций в отличии от той, которая описывается теорией информации. Доказано, что на первом уровне обмена выравниваются отличия в в исходящей информации, которая есть у индивидов, которые вступили в контакт. На втором передаются и принимаются самые важные значения (информирование, учение, инструктаж и др.). И, наконец, на третем уровне индивиды стремятся понять взгляды и установки друг друга (согласие, несогласие, сопоставление взглядов).
В социальной психологии отделяют коммуникацию вербальную (словесную) и невербальную. Способом первой является речь, второй — оптико-кинетические системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая система (интонации, паузы и т.п.), система организации пространства и времени коммуникации, а также система «контакта глазами».
С развитием компьютерных технологий, появлением интернета начали говорить о виртуальной коммуникации (виртуальное общение).
2. Виды информации
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».
Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чем-либо, которые передают и получают люди. Сами по себе речь, текст, цифры — не информация. Они лишь носители информации. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в показаниях часов, термометров и других приборов. Сообщения, сведения, т.е. информация, являются причиной увеличения знаний людей о реальном мире. Значит, информация отражает нечто, присущее реальному миру, который познается в процессе получения информации: до момента получения информации что-то было неизвестно, или, иначе, не определено, и благодаря информации неопределенность была снята, уничтожена.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
Информация по отношению к окружающей среде (или к использующей ее среде) бывает трех типов: входная, выходная и внутренняя.
Входная информация (по отношению к окружающей среде) — информация, которую система воспринимает от окружающей среды.
Выходная информация (по отношению к окружающей среде) — информация, которую система выдает в окружающую среду.
Внутренняя, внутрисистемная информация (по отношению к системе) — информация, которая хранится, перерабатывается, используется только внутри системы т.е. актуализируемая лишь только подсистемами системы. Это несколько идеализированное (особенно с точки зрения физики открытых систем) понятие.
Например, человек воспринимает, обрабатывает входную информацию, например, данные о погоде на улице, формирует выходную реакцию — ту или иную форму одежды. При этом используется внутренняя информация, например, это генетически заложенная (или приобретённая) физиологическая информация о реакции, например, о «морозостойкости» человека.
Информация в философском аспекте бывает, в основном: мировоззренческая; эстетическая; религиозная; научная; бытовая; техническая; экономическая; технологическая.
Информация вокруг нас существует в различных видах:
— в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
— в виде световых или звуковых сигналов;
— в виде радиоволн;
— в виде электрических и нервных импульсов;
— в виде магнитных записей;
— в виде жестов и мимики;
— в виде запахов и вкусовых ощущений;
— в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.
По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.
Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые делятся на два вида: естественные, возникшие в результате исторического развития человеческого общества и формальные, созданные искусственно человеком для решения различных задач.
Имеются различные виды методов поиска информации:
— непосредственное наблюдение;
— общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
— чтение соответствующей литературы;
— просмотр видео, телепрограмм;
— прослушивание радиопередач, аудиокассет;
— работа в библиотеках и архивах;
— запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
— другие методы.
Основные свойства различных видов информации (и сообщений):
— полнота (содержание всего необходимого для понимания информации);
— актуальность (необходимость) и значимость (сведений, знаний);
— ясность (выразительность сообщений на языке интерпретатора);
— адекватность, точность, корректность (актуализации знаний);
— интерпретируемость и понятность (интерпретатору информации);
— достоверность (отображаемых сообщениями информации);
— информативность, значимость (сообщений, отображающих информацию);
— массовость (применимость ко всем проявлениям);
— кодируемость и экономичность (кодирования, актуализации сообщений);
— сжимаемость и компактность (сообщений);
— защищённость и помехоустойчивость (актуализации информации);
— доступность (интерпретатору);
— ценность (значимость при достаточном уровне потребителя).
Например. Рекламный щит — простой красочный кусок дерева (железа), но информация заложенная в сообщениях на этом щите должна обладать всеми вышеперечисленными свойствами и только тогда этот щит будет ассоциироваться у интерпретатора (человека) с рекламируемым товаром (услугами) и актуализировать информацию. При этом вся форма представления рекламы должна строиться с учетом понятности интерпретатору, быть информативной. Пока символы не организованы определенным образом, не используются для некоторой определённой цели, они не отражают информацию (рис. 1).
Рис. 1 — Классификация различных видов информации
Информация — очень емкое понятие, в которое вмещается весь мир: все разнообразие вещей и явлений, вся история, все тома научных исследований, творения поэтов и прозаиков. И все это отражается в двух формах — непрерывной и дискретной. Обратимся к их сущности.
Объекты и явления характеризуются значениями физических величин. Например, массой тела, его температурой, расстоянием между двумя точками, длиной пути (пройденного движущимся телом), яркостью света и т.д. Природа некоторых величин такова, что величина может принимать принципиально любые значения в каком-то диапазоне. Эти значения могут быть сколь угодно близки друг к другу, исчезающе малоразличимы, но все-таки, хотя бы в принципе, различаться, а количество значений, которое может принимать такая величина, бесконечно велико.
Такие величины называются непрерывными величинами, а информация, которую они несут в себе, непрерывной информацией.
Слово “непрерывность” отчетливо выделяет основное свойство таких величин — отсутствие разрывов, промежутков между значениями, которые может принимать величина. Масса тела — непрерывная величина, принимающая любые значения от 0 до бесконечности. То же самое можно сказать о многих других физических величинах — расстоянии между точками, площади фигур, напряжении электрического тока.
Кроме непрерывных существуют иные величины, например, количество людей в комнате, количество электронов в атоме и т.д. Такого рода величины могут принимать только целые значения, например, 0, 1, 2, …, и не могут иметь дробных значений. Величины, принимающие не всевозможные, а лишь вполне определенные значения, называют дискретными. Для дискретной величины характерно, что все ее значения можно пронумеровать целыми числами 0,1,2,…Примеры дискретных величин: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, окружность); буквы алфавита; цвета радуги.
Можно утверждать, что различие между двумя формами информации обусловлено принципиальным различием природы величин. В то же время непрерывная и дискретная информация часто используются совместно для представления сведений об объектах и явлениях.
Увеличение роли и значения информации в современном обществе безусловно велика. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается, хранится передается в основном с помощью биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для увеличения объема материального производства в два паза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.
В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства.
Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания.
Информационно-компьютерная революция радикально технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средств связи.
Список литературы
1. Діловий етикет. — 3-е вид., переробл. і доп. — К.: «Альтерперс», 2004. — 352 с.
2. Чмут Т.К., Чайка Г.Л. Етика ділового спілкування: Навч. посіб. — 3-тє вид., стер. — К.: Вікар, 2003. — 223 с.
3. Лебедева н.Г. Этика и психология деловых отношений. Деловой протокол (теория и практика): Учеб. пособие. — Алчевск: ДГМИ, 2002 — 194 с.
4. Почепцов Г.Г. Паблік рилейшинз; Навч. посіб. — 2-ге вид., випр. і доп. — К.: Т-во «Знання», КОО, 2004. — 373 с.
5. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. — М.: Издательство «Зерцало», 2001. — 256 с.