Содержание
Вопрос 1
На основе анализа нормативных документов по региону (представленных в раздаточном материале) проведите оценку задач и направлений бюджетной политики субъекта РФ, их соответствия экономической и социальной стратегии региона, согласованности с направлениями бюджетного реформирования на федеральном уровне. Выделите направления повышения результативности региональной бюджетной политики.
Вопрос 6
Проведите анализ степени и качества влияния федерального бюджета на обеспечение инвестиционных процессов
Вопрос 11
Какими правовыми актами регламентируется состав доходов и расходов региональных бюджетов? Проанализируйте состав и структуру доходов и расходов регионального бюджета за последние три года на примере одного из субъектов РФ. Выявите тенденции
Вопрос 17
Используя данные Закона о федеральном бюджете на текущий год, проиллюстрируйте конкретные принципы формирования его доходной базы
Вопрос 25
Проанализируйте динамику поступления прямых и косвенных налогов в федеральный бюджет за последние три года.
Вопрос 29
На основании доли бюджета развития в расходах федерального бюджета за последние три года определить какова роль государства в поддержке инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты
Вопрос 31
Проведите сравнительный анализ законодательных и нормативных актов, регулирующих процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней. Объясните, чем вызвана такая множественность нормативных актов, регулирующих бюджетный процесс
Вопрос 35
На основе поквартального распределения доходов и расходов местного бюджета, сводных смет расходов распорядителей бюджетных ассигнований составьте бюджетную роспись доходов и расходов
Вопрос 39
На основе нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ проведите анализ нормативно-правового обеспечения контроля за целевым использованием бюджетных средств
Вопрос 40
Проанализируйте взаимосвязь финансовых органов и органов федерального казначейства с другими контролирующими органами с точки зрения разграничения контрольных функций, возможности устранения дублирования в работе, определения основных направлений совместной деятельности
Выдержка из текста работы
Актуальна проблема разграничения бюджетных полномочий между уровнями власти. Она затрагивает не только вопросы разграничения налоговых и расходных полномочий, но и другие сферы бюджетных отношений, в частности, организацию бюджетного устройства и бюджетного процесса. Названные аспекты разграничения бюджетных полномочий не находят должного освещения в экономической литературе, не решены они в полной мере и в бюджетном законодательстве РФ.
Научное обоснование методологических основ бюджетного устройства РФ является одной из приоритетных государственных задач, решение которой должно способствовать совершенствованию бюджетных правоотношений, повышению эффективности функционирования бюджетной системы страны.
Преобразования в экономике при переходе к рынку, становление и развитие федеративных отношений в бюджетной сфере предопределили необходимость переосмысления и выявления новых подходов к исследованию теоретических и практических проблем реформирования бюджетного устройства России.
Важным направлением совершенствования бюджетного законодательства России является разработка таких нормативных актов, которые способствовали бы дальнейшему развитию бюджетной системы РФ на принципах федерализма и демократизма. Тщательная правовая проработка вопроса о дальнейшем развитии субъектов РФ. В последние годы стал набирать силу процесс объединения субъектов РФ. Разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективности бюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Создание нормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективность государственных расходов, имеет огромное значение.
Оно определяется тем, что:
· бюджетный сектор составляет высокий удельный вес в составе российской экономики, причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;
· в настоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методов реформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективных форм финансирования бюджетных затрат.
Создание правовой базы для оценки и контроля эффективности бюджетных расходов относится к числу наиболее трудных и сложных задач в области нормотворческой деятельности.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой.
1 глава. Бюджет. Внебюджетные фонды.
1.1. Экономическое содержание и роль бюджета.
В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.
Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную систему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношениях и государственном устройстве.
В настоящее время бюджетная система страны, основанная на ее государственном устройстве, состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область; городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Через единую социально-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность всех бюджетов. Между уровнями бюджетной системы Российской Федерации разграничиваются доходная и расходная части бюджетов. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов, в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов. Поэтому доходы, формирующие все виды бюджетов, делятся на закрепленные и регулирующие.
Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или по соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов, которые используются для аналитических и статистических целей.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
· распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
· разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
· равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
· выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образования.
· равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетом во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в формах предоставления:
· дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
· субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
· бюджетных кредитов;
· бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
Бюджетные средства в виде дотаций и субвенций предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Но в первом случае бюджетные средства идут на покрытие текущих расходов, а во втором — на осуществление определенных целевых расходов.
Дотация — межбюджетные трансферты , предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов бюджету другого уровня, юридическому и физическому лицу.
Нормы оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету следующие:
· предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, образуемых в бюджетах субъектов РФ, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;
· предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
· иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 г. и на среднесрочную перспективу» совершенствование межбюджетных отношений является одним из ключевых направлений бюджетной политики. В результате уточнения доходных и расходных полномочий у региональных и местных властей возрастут права и ответственность за использование находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов. Фонд финансовой поддержки регионов должен распределяться на основе критериев, максимально объективно определяющих налоговый потенциал, т. е. бюджетные доходные возможности, и бюджетные потребности регионов.
Бюджетная система играет важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
1.2. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство.
Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
· федеральног……..