Содержание
1.Этапы развития микробиологии. Роль работ Л.Пастера, Р.Коха, Г.Н.Грабачевского в развитии микробиологии3
2.Этапы развития вирусологии. Роль работ Д.И.Ивановского в развитии вирусологии12
Список литературы17
Выдержка из текста работы
Важная особенность иммунной системы человека — это ее способность к распознаванию чужеродных агентов, попадающих в организм и иммунологической памяти. Если клетки иммунной системы встретятся с каким-либо микробом, то этот контакт останется в «памяти» иммунной системы, и если тот же микроб когда-либо опять попадет в наш организм, то иммунный ответ будет гораздо более интенсивным и быстрым, по сравнению с первичным. Это происходит благодаря предварительно сформировавшейся «памяти» и различным химическим веществам, продуцируемым клетками иммунологической памяти, которые активируются при вторичном контакте. Оказалось, что эффект иммунологической памяти может быть достигнут при введении в организм т.н. ослабленных микробов, родственных микробов или их отдельных компонентов. Это явление нашло применение в медицине и получило название вакцинации. Препараты ослабленных микробов, родственных микробов или их отдельных компонентов называются вакцинами. Иммунизация является выдающимся успехом здравоохранения. Благодаря прививкам спасены миллионы детей, получивших право на здоровую жизнь.
Вакцинация в настоящее время рассматривается как общепризнанный эффективный способ предупреждения ряда инфекций. Эффективность иммунопрофилактики многих инфекционных болезней доказана многолетней мировой практикой. При этом активная иммунизация в настоящее время рассматривается мировым сообществом не только как наиболее экономичное и доступное средство элиминации и эрадикации инфекций и предупреждения инфекционных болезней, но и сохранения активного долголетия человека. В нашей стране вакцинация является государственной политикой, регламентированной соответствующими законами.
Сегодня в мире инфекционные болезни занимают значительное место среди причин смерти населения, унося ежегодно 13 млн жизней. Кроме того, в настоящее время наблюдается не только изменение структуры инфекций с увеличением числа вновь открываемых инфекционных болезней, возвращение «старых» инфекций, которые казались ликвидированными, но и установление инфекционной природы ряда заболеваний, которые ранее рассматривались как неинфекционные.
По данным статистики, особенно часто заболевают дети, посещающие детские дошкольные учреждения и интернаты. Они переносят острые инфекционные заболевания на 2-м году жизни до 4-6 раз, на 3-м – 3-4 раза, до 10% детей болеют еще чаще. На инфекции приходится до 90% внутрибольничной летальности. При этом надо учесть, что фиксируются не все случаи инфекционных заболеваний, так как у нас официальному учету подлежат не более 60 нозологических форм, а в мировой медицинской литературе описано до 2500 возбудителей инфекционных заболеваний.
Психология инфекционного больного заметно отличается от психологии других соматических больных. Это обусловлено заразностью инфекционного заболевания необходимостью изоляции больного от членов семьи и трудового коллектива, возможным запретом продолжать работу по своей специальности — на объектах общественного питания, в учреждениях здравоохранения, детских садах и т. д. (острые кишечные инфекции, дифтерия и др.).
Между тем исследований, посвященных изучению деятельности сестринского персонала по организации вакцинопрофилактики крайне мало. Большинство публикаций по этому вопросу в основном посвящены техническим аспектам проведения вакцинации, тогда как исследования, содержащие результаты оценки роли и значимости сестринской деятельности в вакцинопрофилактике практически отсутствуют.
Объект исследования – процесс организации вакцинопрофилактики.
Предмет исследования – деятельность сестринского персонала по организации вакцинопрофилактики.
Цель работы – изучить роль медицинской сестры в вакцинации инфекционных болезней.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть особенности инфекционных болезней;
— рассмотреть вакцинопрофилактику как метод предотвращения
инфекционных болезней;
— охарактеризовать деятельность сестринского персонала и его участие в вакцинопрофилактике;
— провести практический анализ роли медицинской сестры в вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ
1.1. Особенности инфекционных болезней. Эпидемический процесс
Термин «инфекция» (лат. infectio — заражение) впервые был применен в 1841 г. К. Гуфеландом. Несмотря на столь длительное использование данного термина, до сих пор не существует его полного определения. Наиболее часто под термином «инфекция» понимают биологическое явление, характеризующееся взаимодействием, по крайней мере, одного вида патогенного микроорганизма с более высокоорганизованным макроорганизмом. Это взаимодействие носит антагонистический характер и является одной из форм борьбы за существование [12, c.88].
Под термином «инфекционный процесс» понимается комплекс приспособительных реакций макроорганизма, развивающихся в ответ на внедрение и размножение в нем патогенного микроорганизма и направленных на восстановление гомеостаза и нарушенного биологического равновесия с окружающей средой. Понятие «инфекционная болезнь» подразумевает конкретный случай инфекционного процесса, характеризующийся определенными клиническими признаками и лабораторными (иммунологическими, биохимическими и пр.) изменениями [9, c.35].
Другими словами, инфекционная болезнь может быть определена как частный случай инфекционного процесса, обусловленного патогенными бактериями, вирусами или простейшими.
Инфекционные болезни имеют ряд особенностей, которые отличают их от неинфекционных болезней. К числу таких особенностей следует отнести [9, c.42]:
1) контагиозность (синонимы: заразительность, инфекционность) — способность возбудителя инфекционной болезни передаваться от зараженного организма здоровым. Например, корь относится к числу высококонтагиозных заболеваний, при которых индекс контагиозности составляет 95 — 100 %;
2) специфичность — каждый патогенный микроорганизм вызывает болезнь, характеризующуюся определенной локализацией процесса и характером поражения; ?
3) цикличность — смена периодов болезни, строго следующих друг за другом: инкубационный период > продромальный период > разгар болезни > реконвалесценция; ?
4) реакции инфицированного организма на микроорганизм — в процессе развития инфекционного процесса макроорганизм реагирует как единое целое, в результате чего у больных выявляются системные реакции целостного организма (сердечно- сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринной, мочевыделительной систем и др.), а не только реакции пораженного органа или системы; ?
5) формирование специфического иммунитета — в процессе развития инфекционного процесса происходит формирование специфического иммунитета, напряженность и продолжительность которого могут варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет и даже десятилетий. Полноценность формирующегося специфического иммунитета определяет цикличность инфекционного процесса. При слабом иммунитете возможно развитие обострений и рецидивов инфекционной болезни; ?
6) использование этиотропных препаратов — в лечении больных с инфекционными болезнями используются препараты, действие которых непосредственно направлено на возбудителя данной болезни…..
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Провести предварительную (октябрь) перепись населения и сверку её с формами 063, 064, 112, журналами и с возрастной сеткой всех ЛПУ обслуживающих взрослое население; по результатам переписи населения и сверки составить возрастную сетку обслуживаемого населения. Проведение контрольной переписи оформляется актом с утверждением главного врача ЛПУ. Провести анализ состояния привитости против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики (кори, краснухи, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, вирусного гепатита, эпид.паротита). После уточнения обслуживаемого населения, подлежащего к иммунизации, приступают к составлению планов.
Помещение прививочного кабинета должно подвергаться влажной уборке 2 раза в день с использованием отдельно выделенного промаркированного уборочного инвентаря с применением моющих средств, а в конце дня с применением дезинфицирующих средств. Один раз в неделю проводят генеральную уборку прививочного кабинета.
При проведении вакцинации необходимо обеспечить: правильную обработку места введения препарата; использование только одноразовых шприцев и игл; дозировку препарата, правильный выбор метода и места его введения; строго соблюдать БПИ — безопасную практику иммунизации.
После проведения прививок следует: сделать запись о проведенной прививке в медицинской документации (ф.112/у, 026/у, 025/у, ф.63/у) а также в журнале (064) регистрации профилактических прививок) с указанием наименования введенного препарата, даты его введения, дозы и серии; проинформировать привитого (или его родителей) о возможных реакциях на прививку и доврачебной помощи при них, необходимости обращения за медицинской помощью при появлении сильной или необычной реакции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Вакцинопрофилактика инфекций / С.М. Харит, Е.А. Лакоткина, Т.В. Черняева, Т.К. Токаревич.- Спб, 2011. — 128 с.
2. Вакцины и вакцинация: национальное руководство. / Ред. В.В. Зверев, Б.Ф. Семенов, Р.М. Хаитов. – М., 2011. – 880 с.
3. Комар В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело / В.И. Комар. – Минск: «Вышэйшая школа», 2012. – 396 с.
4. Малов В. А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. А. Малов. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 352 с.
Дополнительная литература
5. Бородулин В.Н. Основы формирования здорового образа жизни. — Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2011. — 86 с.
6. Брико Н.И. Критерии оценки эффективности вакцинации // Лечащий Врач. – 2011. – № 3. – С. 64–70.
7. Егорова С.А. Оценка уровня здоровья. — Ставрополь, 2010. — 30 с.
8. Капилевич Л.В., Андреев В.И. Здоровье и здоровый образ жизни. — Томск: ТПУ, 2012. — 102 с.
9. Мухина С.А., Тарновская И.И — Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: — ГЭОТАР — Медиа, 2011. — 368 с.
10. Обуховец Т.П., Скляров Т.А., Чернова О.В.- Основы сестринского дела- изд. 13-е доп. перераб. Ростов н/Д Феникс — 2011 – 552 с.
11. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2012. – 400 с.
12. Плещиц С.Г. Здоровье и качество жизни. СПб.: СПбГУЭФ, 2011. — 239 с.
13. Цыркунов В.М. Инфекционные болезни и профилактика внутрибольничных инфекций / Под. ред. В.М. Цыркунов. — Минск: Acap, 2012. — 848 с.
14. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 14.12.2015) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // «Российская газета», N 181, 22.09.1998
15. Приказ Минздрава СССР от 04.08.1983 N 916 «Об утверждении Инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)» // «Сборник важнейших официальных материалов по вопросам дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации в пяти томах. Под редакцией М.Г.Шандалы», том III. — Москва: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора РФ, 1994 г.
16. Приказ Минздрава СССР от 31.07.1978 N 720 «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией» // «Главная медицинская сестра», N 6, 2000 (извлечения)
17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
18. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» // «Российской газете» от 16 мая 2014 г. N 109
19. Инструкция по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений) (приложение 1 к приказу Минздрава СССР от 4 августа 1983 г. N 916)?
Приложение 1
Национальный календарь профилактических прививок…