Выдержка из текста работы
Для обеспечения эффективного использования редких ресурсов и максимального удовлетворения потребительских требований специфика современной жизни требует от субъектов экономических отношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов.
Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей товара (товаров), характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных, а также в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию.
Прогнозирование развития рынка (ожидаемые структурные изменения в старых отраслях экономики, появление новых товарных рынков и связанные с этим изменения потребительских свойств товара, формирование новых потребностей покупателей) носит оценочный, предположительный характер. Однако именно эти исследования необходимы для выработки стратегической линии предприятия, особенно при разработке новых товаров и планов введения их на рынок.
Цель статистики в экономике — это возможность правильно выбрать решения в условиях неопределенности сложившейся ситуации, умение спрогнозировать и предугадать социально-экономические явления, сделать правильные выводы и внести свой вклад в развитие экономической жизни. ыявление взаимосвязей — одна из важнейших задач применения статистики в экономике.
Умение пользоваться системой показателей, методикой учета и анализа, разработанными статистикой рынка товаров (продуктов и услуг) необходимо каждому экономисту, статистику и маркетологу, любому специалисту, занятому проблемами рыночной экономики, оно полезно коммерсанту и менеджеру, занимающимся сбытом и реализацией товаров и услуг, работникам бирж, торговой сферы и т. п.
Статистика позволяет выявить взаимосвязи между рыночными процессами и описать их количественно, что позволяет осуществлять прогнозирование и управление рыночными процессами.
Таким образом, тема курсовой работы: «Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи (а примере рынка жилья)» является актуальной. Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязи рыночных процессов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— описать основные рыночные процессы
— рассмотреть применение корреляционно-регрессионного анализа для выявления взаимосвязи между рыночными процессами,
— решить четыре задачи: исследовать структуру совокупности, выявить наличие корреляционной связи между признаками и установить направление связи и измерить ее тесноту, проиллюстрировать применение выборочного метода в экономических задачах и использование одного из статистических методов в экономических задачах,
— произвести анализ взаимосвязи среднедушевых доходов и средних цен на вторичном рынке жилья в 2007 году в РФ. Для автоматизированных расчетов в качестве программных средств использовать пакет прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
I. Теоретическая часть
1. Основные рыночные процессы
Рынок — многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своем развитии закону спроса-предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, которые определяют состояние рынка, темпы его развития и основные пропорции. Рынок товаров (продуктов и услуг) — это система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями.
Желание продавца получить максимальную прибыль и желание покупателя уплатить за товар минимальную в условиях немонопольного рынка цену уравновешиваются в соответствии с законом спроса-предложения.
Спрос (платежеспособный) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.
Между рыночной ценой и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.
Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом. Объем, величины предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.
Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных затратах, издержках производства единицы товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать побольше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция обычно имеет место.
Графически закон предложения может быть отображен кривыми предложения, характеризующими в форме графиков связь, функциональную зависимость между величиной (объемом) предложения и ценой.
Неотъемлемой формой рыночного процесса является конкуренция, т. е. желание оттеснить соперника, захватить принадлежащую ему долю рынка и за счет этого получить возможно большую прибыль. Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, соперничающих друг с другом в купле-продаже товара.
Существуют различные разновидности и формы конкуренции, в частности ценовая и неценовая. При первой форме конкуренции ценовой конкурент с помощью механизма снижения цены старается сделать свой товар наиболее привлекательным и тем самым привлечь покупателя; при неценовой конкуренции используются различные приемы рекламы, а также повышение качества товара, улучшение обслуживания и т. п. Нередко оба эти вида конкуренции сочетаются. Конкуренция — альтернатива монополии, она необходимое средство от стагнации экономики. Как правило, конкуренция выгодна покупателю. Если же конкурируют покупатели (например, на биржевом рынке), то это выгодно продавцу. Явление конкуренции тесно связано с классификацией рынка по признаку диктата на рынке. Существует рынок продавца, когда спрос превышает предложение и наблюдается дефицит товаров, преобладает монополия и продавец диктует свои условия рынку; рынку продавца противостоит рынок покупателя, когда предложение или соответствует спросу, или опережает его. Покупатель выбирает продавца и определяет экономические условия покупки; как правило, такой рынок является конкурентным. Товар может быть конкурентоспособным, когда себестоимость товара позволяет продавать его по цене такой же или ниже цены конкурента. Товар может обладать такими потребительскими свойствами, что становится привлекательным для покупателя и его предпочитают аналогичным товарам конкурента.
1.2. Статистическое моделирование связи методом корреляционного и регрессионного анализа
Изучение взаимосвязей между признаками статистической совокупности заключается в определении формы и количественной характеристики связи, а также степени тесноты связи. Корреляционный анализ и решает эти две основные задачи.
Первая задача заключается в определении формы связи, т.е. в установлении математической формы, в которой выражается данная связь.
Предварительный этап при установлении формы связи заключается в теоретическом анализе изучаемого явления, а также в представлении искомой связи графически. График, построенный по исходным данным, позволяет приблизительно определить: есть ли какая-то связь между явлениями; ее направление (прямая или обратная); примерную тесноту связи (естественно, что при графическом анализе используются только две переменные).
Для выяснения тесноты связи между факторным и результативным признаком (при прямолинейной связи) рассчитывается показатель, называемый парным линейным коэффициентом корреляции , вычисляемый по формуле:
Коэффициент корреляции принимает значение от -1 до +1, причем если , то корреляция прямая, если , то корреляция обратная, а если , то корреляция отсутствует полностью.
В зависимости от того, насколько приближается к единице, различают связь слабую, умеренную, заметную, высокую, тесную и весьма тесную.
Коэффициент корреляции может быть исчислен и по следующей формуле:
где — среднее квадратическое отклонение результативного признака;
— среднее квадратическое отклонение факторного признака.
Зная линейный коэффициент корреляции, можно определить и параметры уравнения регрессии вида потому что:
Коэффициент корреляции применяется только в тех случаях, когда между явлениями существует прямолинейная связь. Если же связь криволинейная, то пользуются коэффициентом корреляции, вычисляемым по формуле:
где y- исходные значения результативного показателя;
-теоретические значения;
-среднее значение y.
Имея среднее значение дисперсий, коэффициент корреляции можно вычислить как :
где — факторная (межгрупповая) диспер……..