Выдержка из текста работы
Глава 2. Конспекты уроков по литературе для 11 класса по теме: "Сопоставительный анализ стихотворений "Не жалею, не зову, не плачу…" С. Есенина и "Ночь на родине" Н. Рубцова
Заключение
Библиография
Введение
Школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу — быть средством формирования всесторонне развитой личности.
Лирическая поэзия — важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует нравственный мир учащихся, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирическое произведение играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать. Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.
Лирика имеет большое воспитательное значение. Помогает острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, тоску поэта по Родине, восхищение прекрасной незнакомкой, чувства безответной любви, переживания и за своё Отечество. Вся гамма чувств человека отражается в полной мере только в лирике, и, изучая ее, школьники учатся вместе с поэтом переживать все эти чувства.
При изучении лирики, на наш взгляд, одной из самых сложных задач, стоящих перед учителем, является сопоставительный анализ лирических произведений. В этом смысле важно не просто проанализировать каждое из стихотворений в отдельности, но и сравнить их, провести параллель, найти общие мотивы, а также и своеобразие стиля каждого из авторов.
Данная курсовая работа представляет собой опыт сопоставительного анализа лирических произведений двух авторов — С. Есенина и Н. Рубцова.
Актуальность данной работы обусловлена сложностью задач, стоящих перед учителем в ходе сопоставительного анализа лирических произведений. Принцип сопоставительного анализа стихотворений в единстве содержания и формы, с учётом теоретико-литературной составляющей, актуален для современного изучения литературы, так как предполагает рациональный, опирающийся на предшествующий опыт подход к изучению художественных явлений и ведёт к формированию умения у учащихся самостоятельно осваивать и оценивать их.
Материалами для нашего исследования были выбраны два стихотворения — "Не жалею, не зову, не плачу" С. Есенина и "Ночь на родине" Н. Рубцова
Цель исследования: рассмотрение методического аспекта изучения лирики в школе на основе сопоставительного анализа лирических произведений.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
—рассмотреть методику и специфику изучения лирики в школе
-выявить принципы сопоставительного анализа лирических произведений
показать на практике опыт сопоставительного анализа стихотворений Н. Рубцова и С. Есенина
Поставленные задачи объясняют выбор структуры курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка, используемой литературы. Первая глава "Методика изучения лирики в школе" отражает основные вопросы, связанные с методикой изучения лирики в школе, а также нами рассматриваются основные принципы школьного анализа лирических произведений. Во второй главе представлен опыт сопоставительного анализа двух лирических произведений.
Теоретической основой для написания курсовой работы стали труды таких отечественных литературоведов, как Медведева В.П. "Изучение лирике в школе", Богданова А.Н., Юдкевича Л.Г. "Методика литературоведческого анализа", Беляева Н.В. "Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителей литературы", Баранова С.Ю. "Специфика искусства и анализ лит произведений" и др.
лирический стихотворение сопоставительный анализ
Глава 1. Методический аспект изучения лирических произведений
.1 Методика изучения лирических произведений
В системе литературного образования изучение лирических произведений составляет органическую часть учебного процесса. "Изучение лирических произведений- один из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирики дается учащимся труднее, чем усвоение эпоса и драмы, так как поэтические образы отличаются неизмеримо большей обобщенностью: каждое отдельное слово в лирике весомее, чем в прозаическом произведении, язык поэзии характеризует смысловая и эмоциональная насыщенность. Многие литературоведы, методисты, которые занимались и занимаются изучением лирики, Рез В.Я., Медведев В.Л., Маранцман В.Г. отмечали, что лирика — тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.
Основной особенностью уроков лирики является необходимость углубить непосредственные эмоциональные впечатления учащихся. Учитель вводит учеников в мир авторских мыслей и чувств. Осознание не только конкретного, но и общечеловеческого в лирике представляет наибольшую сложность".
Беляев Н.В. в свою очередь отмечает, что "восприятие лирики школьниками, в силу ее предельной условности и субъективности, не может быть организовано в процессе преподавания литературы только как собственно восприятие, тесно связанное с системой оптимального анализа текста. Здесь необходима художественно-психологическая установка на восприятие. Во многих школьных программах подчеркивается, что нужно готовить настрой, определенный взгляд на произведение, который потом поможет его пониманию".
В этом смысле, эмоциональную базу для первоначального восприятия стихотворения, на наш взгляд, может создать методический прием, который можно назвать "погружением" в поэзию. Выражается это в привлечении на уроках лирики биографических сведений, но только фрагментарных, тщательно отобранных, причем критерием отбора информации здесь станет то, объясняют ли эти факты сущность процесса творчества, неповторимость той или иной поэтической манеры, обусловленной мировосприятием поэта. Однако от класса к классу факты биографии могут быть привлечены все в большей степени, так как при изучении историко-литературного процесса в культурологическом контексте факты жизни писателя неотделимы от фактов его творчества. Сам процесс создания художественных произведений, по сути, неотделим от жизни поэта вообще.
По мнению же Рез З.Я., "действенным методом, повышающим эффективность вступительных занятий при изучении лирики, является привлечение литературно-краеведческого материала. Литературно-краеведческий материал усиливает интерес к личности писателя, а интерес к личности писателя обычно возбуждает интерес к его творчеству, произведениям. Перед изучением стихотворений целесообразно провести экскурсию по историческим местам, связанным с именем русского поэта. Если совершить такую экскурсию не представится возможным, можно принести на урок фотографии, картины памятных мест и рассказать о времени и обстоятельствах пребывания поэта в тех или иных местах. Вводные занятия перед изучением поэтического произведения в школе, как правило, включают в себя и словарную работу, поскольку недостаточно усвоенная лексика мешает постигнуть художественность произведения. При отборе словарного материала, выносимого во вступительное занятие, необходимо учитывать значимость слова в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Обычно комментируются слова, несущие наибольшую идейно-художественную нагрузку".
Подготовкой к восприятию поэзии может стать отбор материала, тех стихотворений, которые бы возбудили интерес к поэту, желание почитать и подумать над его книгами, поэтому необходимо в процессе настроя на лирический лад, отбирать такие тексты, которые будут неожиданными для учащихся, смогут их удивить. При непосредственном общении с лирическим текстом важнейшей особенностью деятельности учителя станет учет того факта, что лирический текст наиболее полно воспринимается в его звучащем варианте. Организуя методику непосредственного контакта с лирическим текстом, важно не просто его прочесть, а дать одну из оригинальных интерпретаций прочтения. В этом смысле, значение имеет выразительное чтение произведения. Высокое мастерство чтения, способное вызвать ответную эмоциональную реакцию слушателя, ускорит процесс понимания, вхождения в поэтический мир, а исполнительское мастерство учащихся станет своего рода "контрольным срезом" уровня понимания текста. "Оправданным методическим приемом, в этом смысле, является использование на уроке музыкальных произведений с целью воссоздания образ-переживание автора, мира чувств лирического героя".
После выразительного чтения учащихся, можно предложить также и прослушивание образца записи данного стихотворения, для того чтобы учащиеся сравнили свою интонацию, паузы, ритм, технику чтения с прочтением этого стихотворения на записи.
Одним из действенных методических приемов, способствующих активизации интереса учащихся к стихотворению является постановка учителем в процессе урока проблемной ситуации.
"В старших классах проблемные ситуации создаются не только в рамках одного произведения. Задачи историко-литературного курса диктуют необходимость обращения к таким вопросам, как художественное своеобразие писателя, эволюция его мировоззрения и творческой манеры. Проблемные ситуации, связанные с этими целями, сложны и требуют от учеников сочетания широты мысли и точности, пристальности взгляда. Это особенно трудно, когда речь идет об изучении лирики. Разговор о поэтическом своеобразии стихотворения в школе до сих пор иногда сводится к поискам эпитетов, метафор и сравнений. Поэтический образ не раскрывается во всей его многозначности, позиция поэта сужается до пределов одного стихотворения. Стихотворение в сознании школьников после такого анализа распадается на отдельные строки, слова, не сливающиеся во властный лирический поток. Между тем стихотворение — сложное поэтическое целое, в котором все взаимосвязано, взаимозависимо".
"Открыть настроение произведения, обнаружить переливы чувства, найти причины его изменчивости, выявить сквозные, центральные образы — в этом, пожалуй, состоит один из основных путей в постижении мысли стихотворения. Внимание к поэтическим образам, раскрытие художественных средств должно неизменно вести к прояснению мысли, выявлению настроения, течения чувств в стихе. Только такой подход убедит учеников, что стихотворение — единый и прекрасный в своей стройности организм".
Итак, главная задача проблемных ситуаций при изучении лирики — показать стихотворение как поэтическое целое, как динамическую систему, в которой все взаимосвязано, взаимозависимо. Увидеть единство стихотворения — одно из важнейших усилий школьного анализа. В лирике единство поэтического произведения обозримо, и это создает благоприятную основу для постановки общего проблемного вопроса и разрешения проблемной ситуации в цепочке вопросов, подчиненных общему. Важно только верно определить тайну стихотворения, найти связь вопросов, позволяющих разрешить ее.
Конечно, в арсенале педагога постоянно сохраняются и живое слово, и выразительное чтение, и словесное рисование, разнообразные формы и виды беседы, сопоставление поэзии с другими видами искусства и т. д. Но важно, во-первых, чтобы учитель всегда думал об учениках и об их заинтересованности в том или ином методе, приеме, форме анализа; во-вторых, необходимо, чтобы методы и приемы соответствовали природе изучаемого поэтического явления и, в-третьих, чтобы они были гибкими, видоизменялись и усложнялись от класса к классу и от произведения к произведению. Тогда они не будут выглядеть однообразно и трафаретно, а всегда останутся эффективными и интересными для учащихся.
Возьмем, например, такой прием при анализе лирики, как сопоставление. "Освоение знаний, развитие художественного мышления, идейно-нравственное и эстетическое воспитание школьников при изучении лирики успешнее осуществляется в тех случаях, когда та или иная концепция, тот или иной вывод не даются им в готовом виде, а приобретаются в процессе поиска, когда они сами ищут истину, выраженную поэтом".
Атмосфера поиска и сопоставления не только оживляет и делает интересной работу, но и усиливает воздействие лирики на личность школьников любого возраста. Более подробно этот методический прием рассмотрен нами в следующем параграфе.
1.2 Сопоставительный анализ как один из методических приёмов изучения лирики
Сопоставительный анализ как методический прием при изучении лирики не так распространён в школьной практике. Однако он позволяет активизировать читательский опыт учащихся с целью постижения глубины авторского замысла и своеобразия его эстетической системы.
"Известное выражение "все познается в сравнении" имеет под собой глубокую основу. Когда перед учеником один объект познания, то ему часто не хватает знаний, чтобы оценить и истолковать прочитанное. Но при наличии второго объекта появляется первая информация, которую он получает сам эмпирическим путём. С помощью сравнения можно сделать вывод о количественных или, что ещё лучше, качественных характеристиках художественных текстов. Ученик не остаётся один на один с непонятным ему объектом исследования , потому что может назвать первые видимые отличия или отметить сходство. Это собственное знание и чувство успеха повышает мотивацию ученика. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким произведением, а выявление общего, повторяющегося — есть ступень на пути к пониманию закономерностей искусства".
"Применение многообразных видов сравнения в процессе обучения литературе способствует сочетанию синтетического и аналитического подходов к тексту, по-новому раскрывает изучаемый материал, помогает знакомству с литературным процессом, изучению теоретического материала, выявлению связей произведения с жизнью".
Разнообразные задачи, встающие перед учащимися в процессе сопоставительного анализа, способствуют возникновению интереса к тексту, созданию положительной мотивации.
"Сопоставительный анализ логически уместен при разговоре о творческой эволюции поэта, при выявлении отношения разных авторов к философским и нравственным категориям: свобода, патриотизм, счастье, любовь, Родина. В процессе сопоставления у учащихся восприятие одного стихотворения меняется под влиянием другого, сравниваемого с ним. Таким образом, достигается такое понимание уже обоих текстов, которое невозможно при их раздельном изучении.
Сопоставительный анализ может быть выполнен учащимися самостоятельно и скорректирован во время опроса или, наоборот, проделан непосредственно на уроке и завершён подведением итогов в коротком заключительном слове учителя. Сопоставление как инструмент анализа, средство развития и построения рассуждения очень действенно. Оно побуждает к активности, приучает видеть различные грани изучаемых предметов, их своеобразие, отличие от других. Поэтому, сопоставительный анализ при изучении лирики естествен и результативен".
Системное же использование сопоставительного анализа в процессе изучения художественных произведений обеспечивает, на наш взгляд, постижение и восприятие литературного текста в его смысловой целостности и композиционном единстве, а также способствует формированию творческой личности, готовой к самостоятельному постижению лирики.
1.3 Основные этапы анализа лирических произведений
Анализ поэтических текстов в его методическом аспекте, как мы уже отметили, вызывает особые сложности, которые обусловлены особенностями поэтической речи, спецификой восприятия школьниками лирического произведения, общекультурной и психологической подготовкой учащихся. Чтобы художественный текст был воспринят школьником глубинно, необходима активная деятельность, мотивами которой должны стать потребность и интерес. Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. Учащиеся разного возраста воспринимают и интерпретируют художественные тексты своеобразно, но при использовании определенных методов и технологий глубина восприятия и понимания может обогнать возраст.
"В старших классах учащиеся уже способны осознать художественную, эстетическую ценность произведения, заметить характерные особенности художественной формы. Ученики старшего школьного возраста стремятся познать творческое мировосприятие автора, подняться до "разведения" лирического героя и автора, понять сущность его мировоззрения и моральных качеств личности. Старшеклассники способны оценить художественную значимость произведения, подняться до обобщения концептуального характера. Их, несомненно, интересует лирика. Но подняться до осознания обобщенного смысла поэтических образов, эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы способны далеко не все".
На уроках изучения лирики необходимо ввести учеников в мир авторских мыслей и чувств, но прийти от единичного к обобщенному значению поэтического образа нельзя насильно, с нажимом. Очень важно здесь не торопиться, незаметно, исподволь помогать школьнику в понимании лирической поэзии.
"Идейно-художественный анализ поэтического текста — это анализ его тематики, идейного содержания, композиции, сюжета, языка и стиля-всего того, что носит название анализа на всех уровнях. Однако учитель не имеет возможности дать исчерпывающий анализ всех сторон произведения. Имея в виду особенности данного стихотворения, он определяет, на каких элементах следует остановиться и сосредоточить особое внимание".
К сожалению, в школьной практике нередко бытует мнение, что лирическое произведение может быть только блестяще прочитано, и это и есть способ понимания, а исследовательский анализ "убивает" искусство, посягая на его органическую целостность.
Ю.М. Лотман справедливо отмечает, что "всякий исследовательский анализ, в конечном счете, строится на непосредственном читательском восприятии".
Однако "целостность произведения не может быть передана в исследовании при помощи той непосредственной нерасчлененности, которая остается и преимуществом, и недостатком читательского восприятия". Поэтому перед учителем, практикующим школьный анализ лирического текста, стоит сложная задача — воспитать читателя, умеющего эстетически наслаждаться художественным текстом и отличать подлинно художественное произведение. То есть задачи школьных уроков литературы, посвященных изучению лирики, — учить видеть в тексте не только черты биографии автора, приметы времени и историко-культурные реалии, но и замечать, как рождается художественный образ, какие собственно языковые и стиховые особенности текста помогают нам глубже постигать смыслы, заложенные в нем.
В.Е. Холшевников в своей книге отмечает, что "анализировать стихотворение можно под разными углами зрения: место стихотворения в творческой эволюции поэта, в истории жанра и литературных направлений; в литературно-общественном движении эпохи, в связи с биографией поэта и его идейной позицией; в истории русского литературного языка вообще и поэтического в частности… Но каждое настоящее художественное произведение — это и открытый всему, и, в то же время, замкнутый в себе поэтический мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как некое сложное целое, как систему заключенных в нем образов и понятий".
Предметом анализа поэтического произведения действительно может стать и его язык, и любой значимый элемент художественной структуры, и изобразительные и стилевые средства, если они позволяют проникнуть в идейное содержание произведения. Однако решающее условие успешного изучения лирических произведений заключается в правильном, методически обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведения.
Особое внимание следует уделить на уроке и языку лирического произведения. Для каждого поэта характерно обращение к определенному, своему кругу эпитетов. Достаточно назвать эпитеты "одинокий", "гордый", "мятежный" — и мы вспоминаем Лермонтова; эпитет "роковой" мы найдем и у Пушкина и у Лермонтова; "голубая Русь", "дом родимый", "роща золотая" сразу обращают нас к лирике Есенина.
Еще один важнейший элемент художественной формы поэтического произведения — стих. Следует обращать внимание учащихся на размеры, ритмику, строфику, постоянные отступления от правильного метра, изменение строфики и способа рифмовки при переходе от одной картины к другой.