Выдержка из текста работы
Административное взыскание – реакция на совершениеадминистративного правонарушения. Статья 24 КоАП предусматривает следующие административныевзыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегосяорудием совершения или непосредственным объектом административногоправонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения; лишениеспециального права, предоставленного данному гражданину (права управлениятранспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административныйарест. Система административных взысканий включает в себя различные похарактеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможностьсоответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступокс учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степениего вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих иотягчающих ответственность.
Существует также еще одна мера взыскания – этоадминистративное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждани лиц без гражданства (ст. 321 КоАП). Она заключается впринудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственнуюграницу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством,- их контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 марта 1995 г. «Опредупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемоговирусом иммун6одефицита человека (ВИЧ-инфекции)»1предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лицбез гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации изРоссийской Федерации в порядке, установленном её законодательством.
Таможенным кодексом РФ и рядом других актовустановлено такое взыскание, как:
— отзыв лицензии или квалификационного аттестата;
— взыскание стоимости товаров и транспортных средств.
Все перечисленные взыскания тесно связаны междусобой и образуют единую систему, и их объединяет общая цель: защитаправопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения,предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взысканиеявляется карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты,применение любого из них означает наступление административной ответственности,влечет неблагоприятные юридические последствия.
Глава 1. Видыадминистративных взысканий
Предупреждение применяется в качествесамостоятельной меры наказания за совершение незначительных административныхнарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок ипри этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание,предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устныепредупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могутрассматриваться, как взыскания.
О профилактической роли административноговоздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, какпредупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственныхинспекций дает предписание). Данная мера состоит в том, что нарушителюразъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранитьдопущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгихмер принуждения. Это производится письменно компетентным государственныморганом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполненияобязанности.
Предупреждение о прекращении противоправногоповедения является самостоятельным пресекательным средством, если законустанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а вслучае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так,снести самовольно возведенное строение, установить административный надзорможно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушатьзакон.
Предупреждение о прекращении противоправногоповедения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с цельюпресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаяхявляется обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницынеобходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Этумеру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, котороеналагается за определенный проступок компетентным государственным органом путемвынесения специального постановления.
Штраф – мера имущественного характера. В связи сосложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотреть нескольковариантов определения размеров штрафов.
· В определенной сумме (от 500 000 руб. и т.п.).
· Кратно месячному доходу (до 3-мес. дохода, например).
· Кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до5-кратной стоимости похищенного, в размере скрытого или заниженного дохода).
· Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этотвариант определения штрафов используется чаще всего. В таких случаях штрафисчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на деньсовершения нарушения, а если такой день установить невозможно, — на день егообнаружения (ст. 243 Таможенного кодекса).
· Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальныйсубъект, — 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный вотношении организаций, — 25 тысяч минимальных окладов[1].
Возмездное изъятие применяется только в отношениипредметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административногоправонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующейреализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходовна реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества,находившегося в личной собственности нарушителя.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершенияили непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительномбезвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.Административно-правовая конфискация всегда является специальной: онапроизводится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком ипрямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, длякоторых охота является основным источником существования, не может применятьсяконфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудийохоты.
В ст. 29 КоАП подчеркнуто, что конфискован можетбыть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное непредусмотрено законодательными актами (например, Таможенным кодексом). Все делов том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто заопределенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм.Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, — значит наказать собственникаимущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаиимеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит вгосударственную.
Лишение специальных прав есть временное ограничениеправосубъектности гражданина в административном порядке за административныепроступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальныйадминистративный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленноеему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.
В числе взысканий КоАП называет два вида лишенияспециального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобнаясанкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользованияправом. Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его – 15суток, а максимальный – три года.
К лицам, которые пользуются транспортными средствамив связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только вслучаях управления транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охотылиц, для которых она является основным источником существования.
Исправительные работы – длящееся взысканиеимущественного характера. Оно применяется на срок от 15 дней до 2-х месяцев, сотбыванием по месту постоянной работы виновного и с удержанием до 20 % егозаработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским)судом, судьей правонарушителям, имеющим постоянную работу.
Административный арест применяется на срок до 15суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административномуаресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрастедо 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.
Административный арест применяется лишь висключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такоевзыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия кправонарушителю нецелесообразно.
Лицо может быть подвергнуто административному арестутакже на основании ст. 501 Уголовного кодекса за завершениедействий, содержащих признаки преступления, и ст. 302 КоАП — в порядке заменыисправительных работ, если виновный уклоняется от отбывания этого взыскания.
Административное выдворение за пределы РоссийскойФедерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц черезгосударственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом,- контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взысканиеможет применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.
Многими нормативными актами предусмотрено такоевзыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаютсятолько индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядкеразрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационныйаттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзывлишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специальногоправа. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершениеуполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотреннойлицензией (квалификационным аттестатом).
Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, чтопоследняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используетсякак мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срокдо трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, чтолицо никогда не будет иметь такого разрешения.
Отзыв действует с даты соответствующегопостановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означаетпризнание ее недействующей с даты подачи.
Взыскание стоимости товаров или транспортных средствсостоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную)цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (ст.245 Таможенного кодекса). В замере до 300 % на основе норм Таможенного кодекса,может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихсянепосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специальноизготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания отштрафа состоит в том, что оно может быть основным и дополнительным.
Глава 2.Принципы наложения административных взысканий.
В главе 4 Кодекса об административныхправонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:
1. законность;
2. целесообразность;
3. своевременность,оперативность воздействия;
4. сложениевзысканий, налагаемых за совокупность нарушений.
Такие же правила содержатсяв Уголовном кодексе. Хотя и в разных формах, но эти вопросы решаются и всовременном таможенном, и в новом налоговом праве, и в актах трудового,административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность. Естьдостаточные основания полагать, что названные общие правила являются принципамиприменения любых карательных санкций.
Законность – важнейший принцип юрисдикционнойдеятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основаниепривлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентностьоргана (должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взысканияв пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированныдействия и т.д.
Взыскание может быть наложено только тогда, когда вдеянии лица установлен состав проступка, т.е. если нормой права предусмотренаответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренныеправовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются посоответствующей статье.
Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишьте дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции тойстатьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размервзыскания в рамках предоставленных ему полномочий.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновныйможет быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административномуаресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафоватьвиновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, тодолжен направить дело народному судье.
Важнейший принцип применения административныхвзысканий – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары иэкономия репрессий. При выборе меры воздействия должны учитываться обстоятельства,при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующиенарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительнойстепени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающихответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).
Обстоятельства, смягчающие ответственность:
— чистосердечное раскаяние виновного;
— предотвращение виновным вредных последствий правонарушителя,добровольное возмещение ущерба или устранение причин вреда;
— совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либопри стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств;
— совершение нарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной,имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Этот перечень открытый, т.к.могут быть еще иные обстоятельства, смягчающие ответственность
Обстоятельства, отягчающие ответственность:
— продолжение противоправного поведения, несмотря на требованиеуполномоченных на то лиц, прекратить его;
— повторное в течение года совершение однородного правонарушения, закоторое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершениеправонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
— вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
— совершение правонарушения группой лиц;
— совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при другихчрезвычайных обстоятельствах;
— совершение правонарушения в состоянии опьянения. С учетом конкретныхданных последнее обстоятельство может быть не признано отягчающим.
Перечень обстоятельств,отягчающих ответственность закрыт. Так как он закреплен законом, то только актс такой же юридической силой может пополнить этот список.
Глава 3. Срокдавности наложения административных взысканий
Положение о сроке давности наложенияадминистративного взыскания содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, втечение которого нарушитель может быть привлечен к административнойответственности. По истечении этого срока производство по делу не может бытьначато, а начатое подлежит прекращению.
Нарушения как особый вид юридических фактовпорождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязанапретерпевать меры принуждения, а ругая имеет право их применять. Еслисвоевременно будет вынесено постановление о положении взыскания, охранительноеправоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Ноесли в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, фактсовершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденноедавностью правоотношение прекратится. В подобных случаях противоправное деяниепорождает, а событие прекращает правоотношение.
Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, необходимоучитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленныйзаконом размер срока; во вторых, когда, с какого юридического факта он начинаетисчисляться; в третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление;в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок.Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд значений.
Административное взыскание может быть наложено непозднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала исчислениясрока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение.Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановлениео наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока.
Из общего правила предусмотрено два исключения:
1. прифактически неоконченном, длящемся нарушении срок исчисляется со дня егообнаружения;
2. в случаеотказа в возбуждении уголовного ела или прекращении уголовного дела, но приналичии в действиях виновного признаков проступка, административное взысканиеможет быть наложено не позднее оного месяца со дня принятия постановления оботказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинаетисчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняться недвум, а одному месяцу.
Таким образом, названы три варианта определениястарта срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и деньвынесения постановления о прекращении уголовного дела.
Срок давности действует при привлечении кответственности индивидуальных субъектов. Он является общим правилом, котороеприменяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная нормасодержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что за нарушение таможенныхправил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационногоаттестата, могут быть наложены на физических и должностных лиц не позднее двухмесяцев со дня обнаружения нарушения. В этой же статье сказано, что если лицосовершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчислениеначинается с момента обнаружения нового нарушения.
В ст. 247 ТК РФ установлено, что на организации илиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии,могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения. В отношениииных взыскания (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых занарушение таможенных правил и к индивидуальным, и к коллективным субъектам,сроки давности не действуют.
Заключение
Административные взыскания являются карательными,«штрафными» санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ.За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права(права управления транспортным средством, лицензии и т.д.), либо на него возлагаетсяспециальные «штрафные» обязанности. Кара – это «правовойурон» привлеченному к ответственности.
Административное взыскание причиняет емуопределенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она –необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взысканиепредупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) иправонарушения других лиц (общая превенция).
Задачу специального предупреждения некоторыенаказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишениемсубъекта возможности совершать новые нарушения. Поэтому можно различать меры, которыеоказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф,исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательнымвоздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация,лишение прав). Взыскания второй группы в какой-то степени сходны с мерамипресечения, с их помощью осуществляется специальная превенция.
Списокиспользованной литературы
1. Конституция РФ
2. Кодекс об административных правонарушениях
3. Уголовный кодекс РФ
4. Таможенный кодекс
5. Ведомости. 1992, № 2
6. Ведомости. 1992, № 10
7. Ведомости. 1992, № 34
8. Ведомости. 1992, № 47
9. Сборник законов. 1994, № 7
10. Сборник законов. 1994, № 35
11. Сборник законов. 1995, № 14
12. Сборник законов. 1995, № 22
13. Сборник законов. 1995, № 30
14. Сборник законов. 1995, № 34
15. Сборник законов. 1996, № 17