Выдержка из текста работы
Краснодарский колледж Бизнес и право Филиал Темрюкский КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Предмет Административное право Тема Возбуждение дела об административном правонарушении Выполнила студентка Литвинова М.В. 2 курс, группа г.Темрюк 2003 ПЛАН Введение. 1. Возбуждение дела об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами. 2. Список использованной литературы. ВВЕДЕНИЕ С 1 июля 2002 года утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
КоАП РСФСР, принятый еще в 1984 году, безусловно устарел, уже не отвечал требованиям Конституции РФ и международным нормам о защите прав и законных интересов человека и гражданина, не учитывал политических и социально-экономических изменений, происшедших в стране. В результате сложилась ситуация, когда, кроме самого Кодекса, нормы об административной ответственности содержали более 130 федеральных законов, множество нормативных актов субъектов РФ. В новом КоАП сделал акцент на защите прав граждан, существует множество специальных глав, посвященных экологическим, социально-экономическим правонарушениям и т.д. Много новшеств процессуального порядка.
Новый Кодекс не стандартен с точки зрения процессуалистики. Он включает в себя как нормы материального, так и нормы процессуального и исполнительного характера, в связи с чем сам Кодекс, пожалуй, было бы вернее назвать Сводом законов Российской Федерации об административных правонарушениях или Основами административного законодательства.
В настоящий момент ведутся разработки административно-процессуального кодекса РФ, который, по всей видимости и отрегулирует данные коллизии. Ряд новшеств, включенных в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касается также и процессуального порядка возбуждения дел об административных правонарушениях, речь о которых и пойдет в настоящей работе. 1.
Возбуждение дела об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами
Процессуальные нормы, регламентирующие порядок возбуждения дела об административном правонарушении, содержатся в главе 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.ст. 28.1 28.9. Для возбуждения дела об административном правонарушении необходим достаточный повод, перечень которых содержится в ст.28.1 КоАП РФ. Так, в частности, к поводам для возбуждения дела относятся — непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения — поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения — сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения за некоторыми исключениями, прямо указанными в данной статье.
Указанные материалы подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении.
Дело считается возбужденным с момента — составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.27.1 КоАП РФ — составления протокола об административном правонарушении или выненсения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении — вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 настоящего Кодекса — оформления предупреждения или с момента наложения взимания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч.1 ст.28.6 Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 ч.1 ст 28.1 КоАП, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Ч.4 ст.30.1 КоАП РФ предусматривает возможность обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с правилами, предусмотренными главой 30 Кодекса.
О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4 и ч.1 ст.28.6 КоАП РФ. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как уже отмечалось выше, законодательством определен конкретный перечень должностных лиц, которым законом предоставлено право составлять протоколы об административном правонарушении, т.е. возбуждать дела об административном правонарушении.
Такой перечень содержится в ст. 28.3 КоАП РФ. В ней, в частности, отмечается, что право составлять протоколы предоставляется должностным лицам, уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассматривать дела об административном правонарушении в пределах своей компетенции, а также, помимо указанных лиц, ряду других должностных лиц, перечень должностей которых приведен в ч.2 ст.28.3 КоАП, данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Кроме того, указывается, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Особо оговаривается в КоАП РФ процессуальный порядок возбуждения дела об административном правонарушении прокурором. Данные положения КоАП содержатся в ст.28.4. В ней приводится перечень статей кодекса, содержащих нормы материального права, за нарушение которых составлять протокол об административном правонарушении имеет право только прокурор.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные той же ст.28.2, срок вынесения такого постановления также общий, предусмотренный ст.28.5 КоАП РФ, т.е. немедленно по обнаружении события правонарушения, а в случае, если необходимо проведение расследования, то не позднее двух суток с момента выявления события правонарушения.
Кодексом также определен и подробно регламентирован порядок назначения административного наказания в случаях, когда составление протокола законом не предусмотрено ст.28.6 КоАП РФ. 2. Процессуальные действия, производимые до рассмотрения дела об административном правонарушении. К действиям, производимым до рассмотрения дела об административном правонарушении и непосредственно после соствавления протокола относятся все процессуальные действия, совершаемые в ходе административного расследования, которые также регламентируются главой 28 КоАП РФ Возбуждение дела об административном правонарушении. Необходимость проведения административного расследования регламентируется ст.28.7 КоАП РФ, которая гласит, что в случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, производится административное расследование.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срок административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Протокол постановление прокурора, согласно ст. 28.8 КоАП РФ, направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола вынесения постановления об административном правонарушении. Протокол постановление прокурора об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления вынесения.
В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления получения от судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
В случае, если же обнаруживается хотя бы одно из допустимых законом обстоятельств, исключающих производство по делу, должностным лицом или органом, в производстве которого данное дело находится, должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении ст.28.9 КоАП РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящей работе предпринята попытка систематизировать сведения о процессуальном порядке возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном новым вступившим в силу Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрены положения главы 28 Кодекса, регламентирующей таковой процессуальный порядок.
Какие же выводы можно сделать исходя из всего, рассмотренного выше Во-первых, безусловно очевидно, что некоторые положения нового административного законодательства по сравнению с ранее действовавшим, в частности о порядке возбуждения дела об административном правонарушении, претерпели изменения и некоторые из таких изменений носят принципиальный характер.
Так, в ст.28.2 конкретизирована обязанность должностного лица, составившего протокол, выдать копию протокола лицу, в отношении которого данный протокол составлен, по его просьбе. Кроме того, нигде в данной главе не встречается термин правонарушитель или лицо, виновное в совершении правонарушения, в чем проявляется следование включенным в новый КоАП положениям и презумпции невиновности.
Есть так же ряд других моментов, которые проявляют новизну положений о возбуждении дела об административном правонарушении, однако предусмотренные объемы данной контрольной работы не позволяют более подробно описывать таковые. Тем не менее, можно сказать, что в работе удалось проследить как новизну существующего административного законодательства, так и установить конкретный перечень норм и правовых позиций, регулирующих процессуальный порядок возбуждения дела об административном правонарушении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях под ред. Сидоренко Е.Н М Проспект, 2002 2. Веремеенко И.И. Правовые новеллы административного законодательства М Проспект, 2002 3. Иванова Л.А. Административное право. Учебное пособие. М Юридическая литература, 2003 4. Салищева Н.Г. Административное право.
М Проспект, 2003.