Выдержка из текста работы
Глава Администрации города N вызвал к себе начальника юридического отдела Администрации города N и сообщил ему о намерении учредить муниципальное унитарное предприятие, основным видом деятельности которого будет являться розничная торговля товарами народного потребления по низким (социальным) ценам. Однако, как пояснил Глава Администрации, руководство города еще не решило, на каком праве – хозяйственного ведения или оперативного управления – необходимо создавать предприятие, и просит начальника юридического отдела дать свои пояснения по данному вопросу. Что должен пояснить начальник юридического отдела Главе Администрации города N?
Решение
Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество .
Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия .
Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон об унитарных предприятиях) .
Начальник юридического отдела Администрации города N должен пояснить Главе Администрации в чем заключается разница между муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения и предприятием, основанном на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то органа местного самоуправления.
Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества .
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования .
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию достаточно широкие полномочия. Собственник имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности .
Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника этого имущества. Собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.
Однако в том случае, если учреждение или казенное предприятие обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п.2 ст.296 ГК, возлагается на этот орган .
Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст.115 ГК), так и учреждения (ст.120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие – всем своим имуществом.
Задача 2
Генеральный директор государственного предприятия «Кварц» сообщил главному юрисконсульту предприятия о намерении учредить дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества государственного предприятия «Кварц». Главный юрисконсульт пояснил, что в соответствии с действующим законодательством унитарным предприятиям запрещается создавать дочерние предприятия. Генеральный директор выразил по этому поводу сомнения, сославшись на то, что в свое время унитарные предприятия создавали дочерние предприятия, многие из которых существуют и работают до сей поры. От имени главного юрисконсульта предприятия «Кварц» прокомментируйте ситуацию. Почему законодатель запретил унитарным предприятиям создавать «дочки»?
Решение
Дочернее предприятие – это юридическое лицо и самостоятельная организация, учрежденная другим предприятием, исполняющим, соответственно, функцию материнского предприятия. При том, последнее передает созданной им «дочке» часть своего имущества. Так называемая «дочка» зачастую несет функцию филиала головной компании.
Основатель дочернего предприятия определяет его устав и сохраняет за собой в некотором виде управленческие, а также контрольные функции. Часто дочернее предприятие создается в виде акционерного общества. В этом случае контроль материнского предприятия осуществляется путем скупки большинства акций дочернего предприятия.
Создание дочерней компании государственным предприятием, согласно статье 114 Гражданского кодекса РФ, может быть в случае, если государственным предприятие не является унитарным. Последняя поправка была внесена в 2003 году, и исходила из следующих соображений: государственное предприятие, носящее исключительно организационно-правовую форму, может учредить дочернее унитарное предприятие с целью вести коммерческую деятельность. Поэтому другое государственное коммерческое, т.е. казенное предприятие теперь лишено права создавать «дочек».
Таким образом, унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий .
Задача 3
Директор муниципального предприятия «Юпитер» сообщил юристу предприятия о намерении сформировать на предприятии совет директоров, который бы, по мнению директора, помогал ему в руководстве предприятием. Юрист сказал директору о законности подобного действия и предложил директору предприятия своим приказом назначить членов совета директоров и этим же приказом установить компетенцию совета директоров предприятия. Прокомментируйте действия юриста муниципального предприятия «Юпитер».
Решение
Статья 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указывает, что руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия .
В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.
Таким образом, исходя из специфики функционирования муниципального предприятия, сформировать совет директоров невозможно, так как на законодательном уровне не предусмотрено формирование каких либо управленческих сообществ на данном виде предприятий.
Следовательно, действия юриста муниципального предприятия «Юпитер» являются неверными.
………….
Список использованных источников и летературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 20.03.2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 20.03.2016.
3. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 20.03.2016.
4. Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 20.03.2016.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 20.03.2016.
6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 20.03.2016.
7. О Типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом: Постановление Правительства РФ от 27.08.2002 № 633 (ред. от 06.08.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 20.03.2016.
8. Актуальные проблемы предпринимательского права: учебное пособие / отв. ред. А.Е. Молотников, Р.С. Куракин. — М.: Волтерс Клувер, 2011. – 218 с.
9. Лекции по предпринимательскому праву. Новое в правовом регулировании бизнеса: учебное пособие / под ред. Е.П. Губина, Е.Б. Лаутс. М., 2013. – 190 с.
10. Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии: учебное / отв. ред. Е.П. Губин, Е.Б. Лаутс. М.: Юрист, 2010. – 210 с.
11. Правовое регулирование предпринимательской деятельности (зарубежный опыт): Сб. науч.тр. / отв. ред. Е.В. Алферова, Е.Г. Афанасьева. — М.: ИНИОН РАН, 2013. – 230 с.
12. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2010. – 170 с.
13. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев; Российская акад. наук, Ин-т государства и права. М.: Инфотропик Медиа, 2010. – 158 с.