Выдержка из текста работы
Рост конкуренции, повышение требований к качеству продукции и услугам со стороны клиентов и, являющийся следствием этого, рост неопределенности на многих рынках вынуждают все большее число предприятий ориентировать свою производственно-хозяйственную структуру и систему управления на работу по заказам потребителей.
Доля предприятий, использующих позаказную систему работы, постоянно растет. Однако традиционные методы управления портфелем заказов, в основном, ориентированы на этапы производства и реализации наукоемкой продукции и практически не рассматривают этапы ее проектирования. Это резко повышает уровень риска при производственной деятельности предприятия, связанной с созданием наукоемкой продукции.
В этой связи научные исследования, направленные на формирование эффективного портфеля заказов, обеспечивающего максимально возможную рентабельность каждого заказа на предприятии на основе методического обеспечения, позволяющего учесть оценку рыночного потенциала наукоемкой продукции на этапе ее проектирования и расчет минимума затрат на этапе изготовления продукции, являются актуальными.
Целью курсовой работы является анализ формирования портфеля заказов на ЗАО «Стройпроект» и пути его оптимизации.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты формирования портфеля заказов;
2. Дан краткий анализ деятельности ЗАО «Стройпроект»;
3. Проведен анализ портфеля заказов ЗАО «Стройпроект».
В третьем разделе курсовой работы представлена модель по оптимизации портфеля заказов на продукцию предприятия.
1.Формирование портфеля заказов на продукцию предприятия
В промышленном производстве возможны две стратегии сбыта продукции: продажа готовой продукции со склада и производство под заказ. Предприятия могут, как придерживаться одной стратегии для всего ассортимента продукции, так и применять различные — для разных продуктовых групп.
Помимо предприятий, сделавших своей целью выпуск продукции по спецификациям заказчика и естественным образом поставивших процесс производство в зависимость от наличия заказов, такой же модели сбыта могут придерживаться предприятия, желающие снизить риски «затоваривания» складов в условиях нестабильного рынка.
Зависимость объемов выпуска продукции от наличия заказов требует системы управления портфелем заказов[3,с.60].
Портфель заказов — стоимость полученных, но еще не выполненных фирмой заказов. Портфельные заказы распространены главным образом в строительстве и машиностроении, где объемы производства рассчитываются в основном под заказ. Портфель заказов может иметь как денежное, так и натуральное выражение (ежемесячные объемы выпуска продукции). Изменения в объеме портфельных заказов промышленности служат главным индикатором состояния экономики страны. Портфель заказов остро реагирует на катастрофические падения курса валюты, когда покупатели могут отказаться от заказов или выйти из дела[1,с.87].
Портфель заказов — совокупность внешних заказов, которыми располагает предприятие, фирма, организация в данное время или на определенный период времени.
Основным параметром позаказной работы на предприятии сегодня является наличие клиентов, требования которых существенно варьируются по объемам продукции, работ услуг, степени их индивидуальности и условиям выполнения заказов, что требует от предприятий правильного выбора типов производства по технологическим переделам, выпускаемой номенклатуры готовой продукции и типовых узлов и деталей.
Наряду с этим предприятиям приходится решать задачу сочетания гибкости в работе с клиентом и, при этом, обеспечивать достижение максимальной экономической эффективности производственной деятельности, что превращается в проблему поиска эффективных методов управления заказами на предприятии.
В этой связи определен приоритетный вид конкурентной стратегии для предприятий — стратегия лидерства по затратам. Основой конкурентного преимущества для лидера по затратам являются минимизация затрат при производстве продукции. Факторами конкурентоспособности продукции являются показатели цены, качества и времени изготовления. Однако данные факторы, непосредственным образом, должны быть увязаны с рыночным потенциалом предприятия[9,с.87].
Известно, что инженерные решения при проектировании и изготовлении изделий носят многовариантный характер. Заданные эксплуатационные качества изделия могут быть обеспечены при различной величине общественных затрат труда, уровень которых предопределяется при конструировании изделия и проектировании технологических процессов его изготовления.
В этой связи принято следующее определение понятия «заказ». Заказ — это документально оформленное требование клиента о получении (или производстве) товара или услуги, удовлетворяющей его потребности, которое принимается к рассмотрению или изготовлению предприятием на основе его конкурентоспособности, возможности дальнейшего продвижения на рынок и коммерциализации в установленные сроки с соблюдением всех договорных обязательств, установленных клиентом. В этом определении акцентировано внимание на требованиях и обязательствах, возникающих в момент появления заказа у заказчика и исполнителя, их документальном закреплении, а также обязанностях обеих сторон.
Таким образом, в процессе исследования показано, что при формировании эффективного портфеля заказов, обеспечивающего максимально возможную рентабельность каждого заказа на предприятиях в процессе принятия решений необходимо в качестве критерия отбора использовать расчет минимума затрат на изготовление продукции на этапе ее проектирования, что позволяет учитывать не только потенциал предприятия, но и характеристики нового изделия[5,с.201].
Портфель заказов предприятия — вся совокупность предложений от постоянных и случайных заказчиков на производство определенных видов продукции (заказов, услуг в заданном количестве и на определенных ценовых условиях).
В реальных условиях портфель заказов предприятия представляет:
— предложения от постоянных заказчиков;
— правительственный заказ. Подобный заказ может быть обязательным к исполнению, например государственный или правительственный заказ для предприятий государственного сектора экономики;
— муниципальный заказ;
— оптовый заказ;
— фирменная торговля предприятия по рекомендациям маркетолога.
Портфель заказов зависит от:
— качества работы;
— известности предприятия;
— престижности, как товара, так и предприятия;
— авторитета предприятия.
Возможны три случая соотношения портфеля заказов и производственных мощностей предприятия:
в первом случае предприятие выбирает между ограничением производственной мощности (выбором вида продукции, для производства которой не требуется прилагать особых усилий) и перспективами наращивание мощностей, реструктуризацией и т.д.
Предприятие выбирает наиболее рентабельную продукцию и может перейти, таким образом, к застою из-за неправильного выбора продукции. Как правило, такие предприятия лишаются экономических стимулов.
Когда речь идет о наращивании мощностей и реструктуризации, необходимо проявлять наибольшую осторожность, так как подобные решения требуют больших затрат и как правило долгосрочны, тогда, если в нашем случае мы просто наблюдали скачок спроса, то данные затраты просто не окупятся.
Идеальный второй вариант для предприятия, так как он не требует на данный момент никаких изменений в производственную политику, портфель заказов равен производственным мощностям.
В третьем случае встает вопрос о рациональном использовании свободных производственных мощностей и о целесообразности производства данного вида продукции вообще.
Так же возможно попробовать разработать программу привлечения покупателей, увеличения спроса на товар путем:
— повышения качества продукции;
— снижение затрат;
— повышение рентабельности и т.д [8,с.128].
В настоящее время, возможны два способа получения заказов на производство: прямые заказы и участие в конкурсных торгах.
Для получения прямого заказа предприятию необходимо привлечь к себе заказчика по средствам связей, участия в выставках и рекламы. Этот метод требует определенных затрат, но прямые переговоры дают большие возможностей по согласованию условий договора (объем заказа, технические характеристики).
Второй способ мож……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алексунин, В. А. Маркетинг. Краткий курс: учеб. пособие / В. А. Алексунин. — 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2002. — 190 с.
2.Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 260 с.
3.Бринк, И. Ю. Бизнес-план предприятия: Теория и практика / И. Ю Бринк, Н. А. Савельева. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.
4.Бурцев, В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы / В. В. Бурцев — М.: Экзамен, 2001.- 224 с.
5.Крылова, Г. Д. Маркетинг. Теория и практика: учебник / Г. Д. Крылова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 655 с.
6.Кундышева, Е. С. Математическое моделирование в экономике: учеб. пособие / Е. С. Кундышева ; под ред. Б. А. Суслакова. — М.: Дашков и К, 2004. — 352 с.
7.Ланкастер, Д. Организация сбыта / Д. Ланкастер, Д. Джоббер. — Минск: Амалфея, 2003. — 384 с.
8.Маслова, Т. Д. Маркетинг: учебник / Т. Д. Маслова. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. — 400 с.
9.Мочерный, С. В. Основы организации предпринимательской деятельности: учебник / С. В. Мочерный. — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.
10.Наумова, Л. М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: учеб. пособие / Л. М. Наумова. — М.: Элит, 2004. — 208 с.
11.Попов, Е. В. Рыночный потенциал предприятия / Е. В. Попов. — М.: Экономика, 2002. — 559 с.