Содержание
Из огромного массива зарегистрированных на сегодняшний день средств массовой информации в РФ, только 1/3 из них реально функционирует. В каждом СМИ есть редакция, штат сотрудников, внештатные корреспонденты и авторы статей, которые в своей деятельности рано или поздно сталкиваются с проблемой освещения тех или иных оперативных мероприятий, следственных действий и судебных процессов. О том, какие вопросы возникают у журналистов в ходе «добывания» информации у правоохранительных органов и пойдет речь в данной статье.
Итак, хотя прокурорские работники и признают возможность и полезность сотрудничества с журналистами, сталкиваясь с ними «тет-а-тет», они зачастую не видят конкретные направления такого делового взаимодействия. Многие из них не понимают, как можно в новых условиях использовать пропагандистские возможности СМИ, привлекать журналистов к систематическому информированию населения о работе прокуратуры. А ведь практика деятельности органов прокуратуры Российской Федерации свидетельствует, что реализация основных направлений борьбы с преступностью, эффективность деятельности правоохранительных органов в немалой степени зависят от того, как средства массовой информации влияют на формирование правовой позиции граждан, установок и стереотипов массового сознания, на отношения различных социальных групп к правоохранительным органам и их деятельности.
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Важность исследования места органов прокуратуры в системе государственной власти, в обеспечении механизма юридической защиты прав, свобод и законных интересов личности в сложных социально-экономических и политических условиях реформирования российского общества не вызывает сомнения.
В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.
«Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.
Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как:
1) она не входит в структуру Правительства РФ;
2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;
3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.
В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.»
Это вполне объяснимо, ибо нынешняя политическая жизнь России — противоречивая и крайне сложная сфера, где наблюдаются глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Объектом исследования курсовой работы выступают государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в системе государственной власти, правовые отношения, составляющие содержание взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, в сфере государственного регулирования и обеспечения и защиты конституционных прав личности, общества и государства.
Предмет исследования — прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации.
Цель работы — рассмотреть конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
— исследовано место прокуратуры в системе органов государственной власти;
— указаны функции прокуратуры и их конституционная природа;
— показано взаимодействие между прокуратурой и органами государственной власти.
Глава I. Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме России
1.1 Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Российская Федерация — государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти — явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.
«Ряд ученых считают, что прокуратура не является самостоятельным властным органом, а действует по уполномочию и под контролем законодательной власти, представляя собой естественное продолжение осуществления ее функции обеспечения верховенства закона. Поэтому, по их мнению, прокуратуру следует отнести к системе законодательной власти.
Другие утверждают, что прокуратуру как орган надзора необходимо включить в организационные структуры Министерства юстиции РФ либо в судебную систему как орган по возбуждению уголовного преследования и поддержанию государственного обвинения.
Такой разброс мнений вызван тем, что прокуратура в дореволюционной России из органа по надзору за исполнением законов трансформировалась в придаток судов и занималась возбуждением уголовного преследования и поддержанием обвинения»
Действительно, прокуратура как никакой другой орган власти взаимодействует с иными властными органами и является необходимым балансом, уравновешивающим другие ветви власти.
Прокуратура сегодня не является и не должна являться органом законодательной власти. Это обусловлено тем, что порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ Советом Федерации и обязанность Генпрокурора ежегодно представлять палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране ни в коей мере не свидетельствуют о подчиненности либо вхождении прокуратуры в законодательную или исполнительную ветвь власти. Более того, Генпрокурор РФ осуществляет надзор за исполнением законов законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, руководители которых входят в состав Совета Федерации и назначают его на должность, а также освобождают от нее. Очевидно, что «вопрос о правовом статусе органов прокуратуры, месте ее в системе государственных органов должен был получить более четкую и полную регламентацию в Конституции РФ и Законе о прокуратуре.
«Говоря о надзорной функции прокуратуры и ее взаимоотношениях с исполнительной властью, следует отметить, что органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением действующих на территории России законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Этот большой блок в надзорной работе органов прокуратуры является элементом сдерживания исполнительной власти.
Закрепленная в Конституции РФ система разделения властей в целом не сбалансирована: президентская власть «перевешивает» власть других органов государства, явно прослеживается слабость остальных ветвей власти. В соответствии с зафиксированными в основном законе принципами разделения властей президентская власть (вся совокупность конституционных полномочий Президента РФ) является именно исполнительной. Однако одновременно она как бы выносится за рамки классической триады разделения властей и в виде отдельной основной власти ставится над ней.
Конституция РФ содержит положение о том, что государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды. Здесь уже фигурируют четыре власти. Это подкрепляется и другими конституционными положениями, согласно которым Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80), а исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ (ч. 1 ст. 110). Кроме того, согласно Конституции РФ (статьи 83, 111, 112, 116, 117) Президент РФ обладает широкими полномочиями как в сфере исполнительной власти в целом, так и в сфере формирования и отставки Правительства РФ. Конституционная регламентация полномочий Президента и Правительства позволяет сделать вывод о том, что президентская власть, помимо исключительных прав президента, включает в себя по существу и весь комплекс решающих правомочий исполнительной власти. Подобные противоречия наталкивают на мысль, что «исполнительной властью мы именуем президентскую рать по инерции, под гипнозом идеи разделения властей. На самом деле это пока еще административная власть, явно подавляющая иные ветви власти, провозглашенные в Конституции РФ 1993 года как «самостоятельные.
Именно поэтому подчинение прокуратуры исполнительной либо судебной власти приведет к разрушению складывающейся в государстве системы «сдержек и противовесов», усилит опасность нарушения законов. И исполнительные органы, и судебные применяют законы, нарушение которых чревато тяжкими последствиями. Без независимого прокурорского надзора практически не будет механизма реагирования на нарушение законов судами. А если подчинить прокуратуру исполнительной власти, то получится, что она будет осуществлять надзор за исполнением законов представительными органами и в определенной степени судебной властью.
Из содержания Конституции РФ видно, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118), а федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти (ст. 77). Прокуратура не является контрольным органом законодательной власти, а представляет собой самостоятельный централизованный федеральный орган».
«В свое время был поставлен вопрос о разработке концепции развития прокуратуры как самостоятельного многопрофильного государственно-правового института, имеющего собственные закономерности развития и деятельности. Как показало обсуждение этого вопроса на заседании «круглого стола» журнала «Государство и право», существуют разные, подчас противоположные мнения о прокурорской власти как особой, четвертой власти в государстве. Но независимо от этого признано, что отказ от прокурорского надзора в различных сферах государственной деятельности может привести общество к правовому бессилию, поэтому важно сохранить основные прежние функции прокуратуры (при известной их трансформации) и передать ей новые. Причем особо подчеркивалось, что, несмотря на включение в Конституцию РФ ст. 129 о прокуратуре (в главу 7 «Судебная власть»), полномочия прокуратуры не могут ограничиваться лишь сферой судебной деятельности, что предопределяет положение прокуратуры как самостоятельного органа власти.»
На основании изложенного можно сделать вывод, что через соответствующие формы государственной деятельности происходит осуществление определенного вида государственной власти. Поэтому отмеченное выше несовпадение количества форм государственной деятельности и видов власти вполне преодолимо за счет признания прокурорской деятельности соответствующей (четвертой) ветвью государственной власти.
1.2 Функции российской прокуратуры и их конституционная природа
Формулируется вывод о том, что функции прокуратуры имеют конституционную природу, устанавливаются государством, являются динамичными, поскольку должны соответствовать потребностям времени, изменениям, происходящим в обществе и государстве.
«С.А. Авакьян, обобщая нормы законодательства о прокуратуре, выделяет такие ее главные конституционные функции, как осуществление прокурорского надзора, предварительное расследование, участие прокурора в рассмотрении дел судами, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, правотворческая деятельность»
Функции государства и соответственно государственных органов зависят от его политического режима и государственного устройства.
Конституция РФ не предусматривает перечня функций органов прокуратуры. Однако они прямо вытекают из тех целей и задач, определяемых Конституцией РФ, которые государство ставит перед органами прокуратуры, поскольку через реализацию конкретных функций выполняются задачи и достигаются цели, стоящие перед этим надзорным органом .
Цели и задачи прокурорского надзора — две категории, тесно связанные между собой, но в тоже время отличающиеся друг от друга.
Цели — это результат, на д……..