Выдержка из текста работы
Для организации так же как и для многих других явлений применимо понятие жизненного цикла. Жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит фирмаза период своего существования.
Известно не менее десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. Большинство моделей появились в США за период с 1967 по 1983 г.
В настоящее время в теории организации чаще всего встречается модель, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии, выделили пять стадий развития: создание рост. стабильность, сворачивание деятельности, ликвидация организации.
Рассмотрим подробнее стадии жизненного цикла организации
- Создание.
Основной целью организации д.б. эффективное и быстрое развитие. Эта задача может решаться за счет освоения и расширения рынка. Внедрения новых технологий в работе
Организациянаходится в стадии становления, формируетсяжизненный цикл продукции. Целиещё нечёткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления:зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлечённые самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. На этом этапе особенно важна нематериальная составляющаямотивации: возможность самореализации, интересная работа, признание успеха. Рекомендуется использовать простые схемы вознаграждения.Контрольоснован на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Характерна простаяструктура управления.
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегиюконкурентной борьбы:Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия — приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.
- Рост.
Это период быстрого роста организации, осознание своей миссиии формирование стратегии развития. Успешность развития организации на этом этапе зависит:
- от того, насколько полно понимают идеи лидерачлены организации;
- от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;
- от готовности членов организации реализовывать решения лидера;
- от того, насколько эффективно построена коллективная работа.
Эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями — тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назватьпериодом формирования базиса организационной культуры. На нём успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.
Стадия роста характеризуется:
- увеличением числа сотрудников;
- разделением трудаи ростомспециализации;
- более формальными и обезличенными коммуникациями;
- внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.
Главными задачами организации на этом этапе являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.
- Стабильность.
К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Организация достигает лидирующего положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической.
Становится актуальной оценка должностей, повсеместное внедрение системы управления эффективностьюдля всех подразделений, разработка на её основе системы материальной мотивации.
- Сворачивание деятельности.
Период замедления роста. Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Эта Стадия определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентовна занятом рынке или в исчезновении рынка.
- Ликвидация.
По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем.
Грамотно выстроенные стратегия и тактика развития организации помогут не только достичь этапа стабильности, но и оставаться в нем достаточно долго.