Выдержка из текста работы
Содержание лекции
1.Понятия «диагностика», «социальная диагностика».
2.Классификация диагностики.
3.Становление термина «социальная диагностика».
4.Этапы социальной диагностики.
5.Методы социальной диагностики.
Литература
1.Технологии социальной работы: учебник/под ред. В.И.Жукова. – М.: Изд-воРГСУ, 2011. – 388с.
2.Технологии социальной работы: Учеб./Под общ. ред. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М,2002.
3.Циткилов П.Я. Технология социальной работы: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К»;Наука-Спектр,2011.
1. Понятия «диагностика», «социальная диагностика»
Термин «диагностика» от греч. способный распознавать:
•учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза;
•процесс постановки диагноза.
Диагноз – определение существа и особенностей болезней на основе всестороннего исследования.
«Социальная диагностика»
•специфический вид человеческой деятельности связан в основном с определением фактического состояния социального объектас целью последующего корректирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима работы. (В.И.Жуков)
•процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. (П.Я. Циткилов)
В широком значениипонятие «социальная диагностика» фактически совпадает с понятием «исследование», «социальная характеристика», а в узком значенииэто один из видов репродуктивного социального познания.
Цель диагностики – проникновение в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, их описание в системе показателей (норм, нормативов и др.).
2. Классификация диагностики
•по объекту, на которого направлена диагностика: медицинская, техническая, психологическая, социальная, экономическая, управленческая.
•по предмету диагностики, т.е. диагностируемому аспекту объекта, выделяют диагностики:
—состояний — ориентирована на стационарные характеристики объекта;
—ситуаций – осмысливает некоторую совокупность событий;
—проблем – сосредоточена на противоречиях и способах их разрешения;
—процессов, или процессуальная, — осмысление и оценка закономерностей и динамики развития социальных процессов.
•по степени формализации:
формализованная диагностика, дающую строгие количественные оценки явлений и процессов; качественная,которая ориентирована на получение общего впечатления об объекте диагноза и его качественных характеристиках.
Становление термина «социальная диагностика»
•Широкое распространение термин получил в кон.20-х– начале30-хгодов XX в.
•Выход в свет 1917 г. книги М.Ричмонд «Социальные диагнозы».
•Г.Гамильтон расширяет понятие диагноз, предлагает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы.
Презентация на тему: •Модель диагностической школы складывается
•Модель диагностической школы складывается
в30-50-егоды XX века (активная разработка теоретических принципов).
•работы Ф.Холлис и Дж.Вудс в 1970-1980гг:
сформулированы два основополагающих принципа диагностического подхода в социальной работе (социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы; помощь направлена на улучшение социальной жизни человека (диагноз и лечение).
Социальная диагностика как технология социальной работы
—это комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинноследственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
•Цель диагностики – установление достоверности информации об объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияние на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
?
В чем состоят причины необходимости овладения специалистом навыками социальной диагностики?
•вскрытие реальных, истинных причин конкретной социальной проблемы клиента;
•определение внутреннего, сущностного содержания проблемы;
•выстраивание определенной иерархии проблем клиента.
Этапы социальной диагностики
П.Я. Циткилов выделяет 4 основных этапа социальной диагностики:
1.Предварительное ознакомление с социальным объектом, постановка задач диагностики, выделение состава диагностируемой ситуации и ее параметров, выбор показателей и методов диагностики.
2.Проведение диагностического исследования путем применения выбранных методов и методик.
3. Измерение и анализ диагностических показателей.
4. Построение выводов, подготовка заключения по диагнозу.
Стадии социальной диагностики, выделенные В.И.Жуковым:
•осмысление, т.е. анализ сложившейся ситуации, ее причин и характерных особенностей;
•разработка альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
•поиск способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.
Стадия осмысления
•сопоставление реальности и идеала (с которым идентифицирует себя субъект) в ходе совместной деятельности клиента и специалиста; признание собственных ошибок, просчетов и т.п.;
•осмысление и адекватная оценка ранее принятых решений и осуществленных на их основе действий;
•анализ системы социальных связей и отношений субъекта, содержания его статусно-ролевыххарактеристик.
Вывод о причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта.
Стадия разработки альтернативных целей
Задача специалиста – помощь человеку в постановке системы целей, которая максимально соответствует его возможностям, способностям,социально-ролевымхарактеристикам.
•Определение границ возможных для субъекта целей (различные объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им решений).
Презентация на тему: •Расширение социальной свободы субъекта, активизации его творческих и социальных сил
•Расширение социальной свободы субъекта, активизации его творческих и социальных сил.
•Построение нового идеала, стремление к которому позволит субъекту максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности.
Стадия поиска способов и средств перевода
субъекта в новое личностное и социальное состояние
•Рационализация целей субъекта и определение тактических приемов и материальных ресурсов их достижения.
•Определение социальных партнеров и союзников субъекта.
•Разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние.
Процесс социальной диагностики позволяет установить проблемы , препятствующие полноценному социальному и личностному функционированию субъекта, основные причины этих проблем.
Результатом социальной диагностики является социальный диагноз.
Реализация стадий социальной диагностики основывается на строго определенных принципах:
•Принцип объективности – исследователь не должен зависеть от влияния внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на результаты анализа (непредвзятое рассмотрение явления).
•Принцип верификации социальной информации – установление ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или иных источников.
•Принцип системности в диагностике
(комплексный подход).
•Принцип конфиденциальности – не допускает разглашения результатов социального диагноза без персонального согласия лица (объекта исследования).
•Принцип клиентоцентризма – рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей с точки зрения интересов и прав клиента.