Выдержка из текста работы
Ведь часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Для таких случаев и существуют фразеологизмы, которые мы часто используем в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.
Ведь вы же слышали наверняка такие выражения: море по колено, за тридевять земель, висеть на телефоне…?
Приведите примеры своих фразеологизмов.
Так давайте же выясним, каковы отличительные свойства фразеологизмов. Как вы думаете?
— фразеологизм – это устойчивое словосочетание; оно неделимо и его составные части нельзя заменять другими словами («волчий аппетит», но не «львиный аппетит» — теряется смысл фразеологизма);
— между составными частями фразеологизма не ставится никаких знаков препинания («ни рыба ни мясо»)
— их можно заменить одним словом («куры не клюют» — «много»);
— они очень образны («родиться под счастливой звездой»);
— они в предложении являются одним членом предложения («после многих неудачных попыток чего-то добиться онопустил руки»).
Давайте обратимся к раздаточному материалу. Давайте вместе попробуем сделать первое задание. Каждый из вас, по очереди, прочитает по предложению и назовет фразеологизм(ы), встретившиеся в тексте.
Все ли фразеологизмы из текста вам понятны? Что же делать, если вам попадается фразеологизм, значение которого вы не знаете? Для этого и существуют словари фразеологизмов, к которым вы всегда сможете обратиться в подобных случаях.
Посмотрите словарь В.Волиной. Здесь вы сможете найти фразеологизмы с нужными вам словами и посмотреть, если нужно, их значение.
2) Закрепление.
1. Вместе сделаем задание 2 из раздаточного материала. Здесь приведены выражения и словосочетания; зачитываем каждое по очереди и отвечаем на вопрос: является ли оно фразеологизмом? (С помощью сигнальных карточек: да – зеленый, нет – красный). Без оценок.
2. Небольшое самостоятельное задание
Попробуйте найти синонимы и антонимы к фразеологизму «с гулькин нос».
На задание 5 минут. Проверка сразу: отвечает кто-то один (по желанию), все остальные дополняют. Без оценок.
3) Подведение итогов.
— Итак, что же такое фразеологизмы? (опред. выше)
— Чем они отличаются от обычных словосочетаний? (фразеологизм – неделимое словосочетание; его составные части нельзя заменять другими словами; они являются одним членом предложения; их можно заменять одним словом)
— Зачем нужны фразеологизмы? (чтобы добавить речи образность, яркость, эмоциональность)
4) Домашнее задание
1. Выбрать один фразеологизм и подготовить письменное сообщение, используя материал из словаря фразеологизмов. К выбранному фразеологизму подобрать синонимы и антонимы.
2. Написать небольшое сочинение (примерно на 10 предложений), активно используя фразеологизмы.
Урок второй.
Тип урока: закрепление материала.
Цель урока: закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по данной теме.
Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), раздаточный материал.
Ход урока:
1) Проверка домашнего задания.
1. 4-5 человек зачитают свои доклады по фразеологизмам, остальные – сдадут в письменном виде.
2. Все сдают свои сочинения.
Все задания на оценку.
2) Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос:
— Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые словосочетания)
— Как определить, что словосочетание является фразеологизмом? (фразеологизм – это неделимое сочетание, если смысл выражения теряется при замене одной из его частей, значит пред нами фразеологизм)
— Как ведет себя фразеологизм в предложении? (является одним членом предложения)
— Является ли выражение «Копейка рубль бережет»фразеологизмом?(нет, так как это – пословица)
— Чем фразеологизмы отличаются от других устойчивых выражений? (пословицы/поговорки – это предложения, содержащие в себе целую законченную мысль, идею)
— Почему фраза «У него дома книг хоть пруд пруди»звучит лучше, чем«У него дома очень много книг»?(фразеологизмы добавляют образности речи)
— «В трех шагах»— это фразеологизм?(нет) Почему?(заменена часть фразеологизма «в двух шагах»)
3) Работа над закреплением материала.
1. Попробуем составить предложения с фразеологизмами. Я вам называю фразеологизмы, а вы записываете у себя в тетрадке предложения с ними.
Белая ворона
Бить баклуши
Кашу заварить
На седьмом небе
Чистой воды
Скрепя сердце
Душа в пятки ушла
Проверка сразу. Каждый зачитывает по 2-3 своих предложения.
2. А сейчас мы разделимся на три варианта.
Первый вариант придумывает фразеологизмы со словом «голова», второй – «глаз», третий – «ноги».
На задание – 5 минут. Проверка сразу. Кто-то один читает свои фразеологизмы, остальные дополняют (так каждый вариант).
3. Задание: дополните фразеологизм. Делаем устно. Я зачитываю вам начало фразеологизма, а вы его дополняете.
Из пустого… в порожнее
Золотые… руки
Кто в лес… кто по дрова
Лететь… стрелой
Как за каменной… стеной
Без задних… ног
Ждать у моря… погоды
Зарубить себе на… носу
Бросать слова на… ветер
4. Найдите ошибки в использовании фразеологизмов. Назовите правильный фразеологизм и объясните, с чем связаны эти ошибки.
«Он занимает важную роль»(«играть роль», ошибка в замене слова «играть» на «занимать»)
«Аристократ от мозга до костей»(«до мозга костей», ошибка в расширении фразеологизма)
«Нельзя опускать руки внизи никому не верить»(«опускать руки», ошибка в расширении фразеологизма)
Какой вывод можно сделать, основываясь на этих ошибках? (фразеологизмы также нельзя сокращать, дополнять другими словами)
Общее оценивание учеников на уроке: самые активные получают хорошие оценки. За письменные работы (домашние) оцениваются все.
5. Попробуйте придумать какую-нибудь коротенькую забавную историю с использованием фразеологизмов (устно). Задание для всех. Спросить до 5-6 человек (самых неактивных). Остальные попробуют найти ошибки в речи (если они будут), связанные с употреблением фразеологизмов (и не только).
На оценку.
5) Домашнее задание.
Сделать задания из раздаточного материала.
Раздаточный материал (к первому уроку)
1) Найдите фразеологизмы в тексте:
О моем соседе, любителе экстремальных видов спорта, все говорили, что он в сорочке родился, и тому была причина. Сам он от этогона седьмом небеот счастья был. Даже когда он перевернулся на трассе в момент автогонок,золотые рукиспасли его.
Валеру не интересовала мышиная возня, которая возникала вокруг его имени. Слухилопались как мыльный пузырь, как только люди видели его в деле. Он не умел делать ничегоспустя рукаваи отдавался любому начинанию полностью: он нестроил воздушные замки, несчитал ворон, неносил воду решетом, а усердно трудился.
Был у Валеры напарник, про них говорили: «Два сапога – пара».Кажется, перед соревнованиями времени на подготовку автомобиля у них мало –кот наплакал, да и сама трасса –грош ей цена, но а они способны были создатьвосьмое чудо светадаже там, где, казалось бы, другогокондрашка хватит.
Однажды к ним заехал организатор ралли – птица высокого полета. Начал онплести околесицу, задание дает –глаза на лоб лезут. Предложил он им много, но непотерялинаши героиголовы.Пока суд да дело, взялись они за работу. Предлагали им другие автогонщикиподождать у моря погоды, но не стали ониплясать под их дудку. Они не отчаялись и проехали так, что у завистниковглаза на лоб полезли.
2) Какие выражения и словосочетания являются фразеологизмами?
Мрачнее тучи;плыть по течению; строить замки;ни рыба ни мясо; дождь на голову; куда глаза посмотрят;попасть впросак;засучить рукава; капля в речке; золотой браслет;потерять голову; ни тьма, ни свет;ни свет ни заря; водить за руку;водить за нос;потерпеть фиаско*; за кирпичным домом; хоть кол на голове теши.
*Фиаско (итальянское – fiasco) – полный провал, неудача.
Раздаточный материал (ко второму уроку)
1) Прочитайте стихотворение В.Н. Орлова «Ни пуха ни пера». В каком случае слова «ни пуха ни пера» употреблены в прямом значении, а где они являются фразеологизмом?
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила:
— Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши – уже пора.
Ну, ни пуха ни пера! (фразеологизм)
Через час еле живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера. (прямое значение)
2) Найти ответ на вопрос: Как появился фразеологизм «зарубить на носу»? Что он обозначает?
(«Зарубить на носу» означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти дощечки и называли носами).