Содержание
Введение 3
1.Общее представление о страховании5
1.1Понятие страхования, его цели и задачи5
1.2Условия и порядок заключения договоров страхования7
2.Особенности страхования политических рисков10
Заключение17
Список использованных источников19
Выдержка из текста работы
Финансовые инвестиции представляют собой покупку активов в виде имущественных или кредитных ценных бумаг. При этом риск является одним из ключевых понятий финансового рынка, что приводит к необходимости разработки адекватной системы страховой защиты.
Развитому финансовому рынку присущи многие способы страховой защиты. Один из них проявляется в регулировании государством финансового рынка. Его целью является, с одной стороны, поддержание ликвидности финансового рынка, а с другой — сохранение доверия к нему со стороны инвесторов и эмитентов. Методами такого регулирования являются лицензирование участников финансового рынка, установление правил выпуска ценных бумаг, введение обязанности предоставлять информацию об эмитентах ценных бумаг и т.п. Второй способ организации страховой защиты представляет собой своеобразное самострахование инвесторов, что проявляется, в частности, в проведении операций хеджирования, когда инвестор вместе с ценной бумагой приобретает опцион на ее покупку или продажу. Взаимное страхование инвесторов проявляется и в организации системы котировок ценных бумаг на фондовой бирже. Наличие ценных бумаг той или иной компании в листинге фондовой биржи с ее заранее установленными жесткими требованиями, как правило, свидетельствует о достаточной надежности этих бумаг.
Все эти способы страховой защиты характерны тем, что они заложены в саму модель функционирования финансового рынка и осуществляются в отсутствии профессионального страховщика, который принимает на себя риски. К тому же они не дают полной гарантии от убытков.
Особым видом страховой защиты является заключение договоров страхования со страховыми компаниями. Целью такого страхования является защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка и ухудшения других условий для осуществления инвестиционной деятельности.
Оно подразделяется по характеру страховых рисков на страхование от политических и коммерческих рисков.
Договоры страхования от политических рисков заключают при осуществлении инвестиций в зарубежные страны. Оно характеризуется невозможностью математической оценки вероятности наступления страховых случаев и крайне высокими размерами ущерба. Поэтому частные страховщики этим страхованием за редким исключением не занимаются.
Такое страхование проводят в основном государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. В настоящее время на 3 государственные организации (в США, ФРГ и Японии) приходится 80% общих объемов операций, осуществляемых в рамках национальных государственных программ страхования инвестиционных рисков.
Страховыми рисками здесь являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а также народных масс. При определении конкретного их перечня в договоре учитываются политическое и экономическое положение страны, ее потенциальные финансовые возможности, уровень развития промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры, величина валового внутреннего продукта, объемы внутренней и внешней задолженности государства и ее структура, своевременность погашения имеющихся займов, уровень инфляции, объект и субъект страхования, сумма инвестиций, географическое местонахождение объекта инвестиций, срок страхования и т.д. При этом вышеуказанные факторы могут повлиять не только на объем страхового покрытия, но и в целом на экономическую целесообразность и возможность страхования и, следовательно, на сам факт инвестирования.
В мировом экономическом хозяйстве выделяются зоны «рискованных инвестиций», которые характеризуются общей неблагоприятной оценкой политических и экономических условий инвестиций. К этим зонам относится и Россия. При этом такая оценка инвестиций одинаково применима в отношении как иностранных инвестиций в Россию, так и инвестиций иностранных инвесторов.
Страхование политических рисков крайне проблематично, так как их наступление, как правило, связано с катастрофическим, опустошительным ущербом. Действительно, наступление такого политического риска, как изменение политического режима или режима конвертируемости внутренней валюты и вывоза прибыли, окажет влияние на все производственные инвестиции и, с точки зрения страховщика, будет носить катастрофический характер. Из-за непредсказуемости политических рисков, невозможности математической вероятности наступления страховых случаев их страхование проводится крайне редко.
Традиционно политическими рисками считаются риски, возникающие в результате событий непреодолимой силы и имеющие политический характер, то есть исходящие от органов власти и управления либо от иных государственных образований или народных масс.
В обычном договоре страхования этот перечень рисков, как правило, относится к так называемой «форс-мажорной оговорке, согласно которой вынесение ущерба имущественным интересам страхователя при наступлении перечисленных форс-мажорных событий не влечет за собой возникновения обязанности страховщика компенсировать нанесенный ущерб.
Иногда договор страхования заключается на специальных условиях, например страхование от политических рисков (часто употребляется определение «страхование политических рисков») или так называемых некоммерческих рисков. Строго говоря, употребление термина «некоммерческий риск» не вполне оправданно, так как любой риск, принятый на страхования страховщиком, не может рассматриваться как коммерческий, поскольку обязательства страховщика компенсировать причиненный ущерб не преследует цели извлечения прибыли из такой операции страхователем.
Страхование имущественных интересов инвестора от политических рисков может осуществляться специализированными национальными, как правило, государственными агентствами, международными организациями или частными страховыми компаниями.
Одним из специализированных государственных агентств, осуществляющим страхование имущественных интересов инвесторов, является Корпорация частных зарубежных инвестиций, (далее – ОПИК).
ОПИК как специализированное агентство учреждено в 1969 году специальной поправкой к законодательному акту Федерального правительства США 1961 года о зарубежной помощи.
Подобные страховые компании осуществляют свою страховую деятельность по трем следующим программам:
n страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую валюту, повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений, гражданской войны, изменения политического режима.
n Финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и прямых долгосрочных и гарантированных займов
n Оказание консультационных услуг инвесторам, связанным с изучением инвестиционного и политического климата в предполагаемой стране – реципиенте инвестиций
Под риском «не конвертируемости валюты" понимается невозможность конвертации капитала или прибыли в твердую валюту вследствие принятия решения национального правительства о блокаде вывоза капитала или установления неблагоприятного или дискриминационного обменного курса. Однако страховое покрытие не распространяется на девальвацию национальной валюты или рыночное колебание курса, так как эти потери относятся к спекулятивному риску и могут принести не только потери, но и прибыль.
Включение в договор страхования риска «экспроприации или национализации» инвестиций предполагает предоставление инвестору страховой защиты в случаях, если подобные действия осуществлены национальным правительством без выплаты предусмотренной компенсации.
2. Классификация видов страхования финансовых инвестиций
В зависимости от вышеперечисленных факторов в объем страхового покрытия могут входить следующие риски:
•изменения в валютном законодательстве, которые могли бы препятствовать инвесторам осуществлять деятельность согласно ранее обусловленной программе;
•изменения в валютном законодательстве, которые препятствовали бы переводу дивидендов иностранным инвесторам;
•принятие нормативных актов, которые препятствовали бы инвесторам использовать инвестированные средства и возможный доход от них для последующего инвестирования;
•национализация предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов или экспроприация их активов в результате предпринятых государством изменений в экономике или политике; •принятие законодательства, которое лишало бы права владения землей, принадлежащей предприятию;
•принятие законодательства, позволяющего полностью или частично конфисковать продукцию предприятия, в которое вложены иностранные инвестиции;
•введение законодательства в области налогообложения, которое препятствовало бы дальнейшему капиталовложению или прибыльному ведению дела;
•принятие законодательства, которое ущемляло бы финансовое и любое другое положение иностранных инвесторов по сравнению с первоначальными предпосылками;
•принятие нормативных актов, которые ущемляли бы право инвесторов входить в руководящие органы предприятий, в который инвесторы вложили соответствующие средства;
•внесение изменений в арбитражную практику;
•военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора.
При этом данный перечень возможных рисков может быть дополнен исходя из особенностей политической и экономической ситуации в стране.
Одним из специализированных государственных агентств, осуществляющих страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, является учрежденная в 1969 г. правительством США Корпорации частных зарубежных инвестиций (ОПИК). Она оказывает поддержку американским инвесторам в зарубежных странах по ряду программ, одной из которых является страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую, повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений и войн, изменением политического режима и т.п. Деятельность ОПИК охватывает американские инвестиции в 140 развивающихся странах и развивающихся рыночных экономиках.
Особенность системы страхования в рамках ОПИК состоит в том, что обязательной предпосылкой заключения договора с конкретным инвестором является заключение двустороннего межправительственного соглашения о содействии капиталовложениям. Так, только после подписания такого соглашения между США и Россией в 1992 г. ОПИК получила возможность участвовать в страховании некоммерческих рисков инвесторов США, осуществляющих инвестиции в России. За последние 3 года корпорация поддержала 125 инвестиционных проектов, которые оцениваются в 3 млрд долл. для осуществления 40 деловых проектов.
В соответствии с договором страхования, заключаемого ОПИК с американскими частными предпринимателями, ОПИК обязуется возместить страхователю понесенные им убытки в результате наступления страхового случая. После выплаты страхового возмещения к страховщику, т.е. к США в лице ОПИК, на основе принципа суброгации переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая.
3. Объекты страхования финансовых инвестиций.
Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:
n акции и другие ценные бумаги и права участия
n прямые инвестиции, в том числе связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизации производства и др.
n имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом
n ссуды, кредиты и другие виды инвестиций
Страховая сумма составляет не более 90 процентов общего объема инвестиций, при этом разница остается на риске инвестора, которая может быть застрахована или гарантирована иным образом. Страховые премии составляют от 0,3процента страховой суммы при страховании от» неконвертируемости валюты» до 0,6 процента при страховании на случай экспроприации инвестиций и дифференцируется в зависимости от степени страхового риска
Одним из необходимых условий предоставления страхового покрытия является одобрение страной- реципиентом будущих инвестиций. Кроме того, предлагаемый к страхованию проект должен быть связан с инвестициями в страну, в которой показатель валового национального продукта в расчете на душу населения не превышает 2850 долл. США, и не должен оказывать отрицательного влияния на американскую экономику.
Договоры заключаются на срок от 12 до 20 лет.
Размер страховой суммы составляет от 100 млн до 150 млн долл. на один проект и от 300 млн до 350 млн долл. на одну страну, но не более 90% общей величины инвестиций. При этом с 1997 г. страховая сумма при страховании инвестиций в России увеличена до 200 млн долл. на один проект. Ставки страховых взносов находятся в диапазоне от 0,3 до 0,6% от страховой суммы. За все время деятельности ОПИК им были застрахованы капиталовложения на сумму
9 млрд долл., что составило около 10% общих объемов американских инвестиций.
Более широкий круг страховых рисков покрывает страхование, осуществляемое в рамках подразделения страхования экспорта министерства внешней торговли и промышленности Японии. Это страхование является обязательным для любого японского экспортера. Помимо рисков, связанных с экспроприацией иностранной собственности принимающим государством, военными действиями, революциями и неконвертируемостью валюты, оно предусматривает страхование от невозможности продолжать осуществление предпринимательской деятельности, от временной (на срок более 6 месяцев) приостановки этой деятельности, от приостановления проведения банковских операций.
Сеульской конвенцией 1985 г. по инициативе Мирового банка было учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), которое является акционерным обществом с капиталом в 1 млрд долл. Его акционерами являются более 100 государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют во Всемирном банке. Первое место по величине капитала занимает США — 17%. Россия, подписавшая конвенцию 15 сентября
1992 г., является самым крупным акционером МИГА среди развивающихся стран, она владеет 2,78% акций.
Задачей МИГА является поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал.
В основу предлагаемой МИГА системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МИГА (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь).
Агентство принимает на страхование инвестиции в основной капитал, ссуды и гарантии ссуд, выданные владельцам основного капитала, техническую помощь, контракты по оказанию услуг по менеджменту, соглашения о лицензировании и об открытии сети предприятий. Страхованию подлежат только новые инвестиционные проекты, в том числе, предусматривающие расширение уже существующих предприятий, их приватизацию и реконструкцию.
Страховыми рисками являются: введение ограничений в переводе сумм прибыли за границу; экспроприация имущества иностранного инвестора принимающим государством; нарушение контракта, заключенного иностранным инвестором с принимающим государством; военные действия и гражданские волнения.
Стандартный срок страхования 15-20 лет. Страховая сумма обычно не может превышать 90% стоимости проекта и находится в пределах 50 млн долл. на один инвестиционный проект и 175 млн долл. в одну страну. Тарифные ставки устанавливаются в диапазоне от 0,5 до 3% от страховой суммы в год. Общий лимит страхования — 350% от акционерного капитала МИГА, т.е. 3,5 млрд долл. В настоящее время МИГА застраховало инвестиции на сумму примерно 2 млрд долл. При этом гарантии МИГА обладают высоким мультипликационным эффектом: на каждый застрахованный доллар обычно инвестируется еще 4 долл. Высоко ценят гарантии МИГА и банки, охотно выделяя кредиты под застрахованные проекты.
Страхование инвестиционной деятельности от коммерческих рисков проводится, как правило, частными страховыми компаниями. Целью такого страхования является защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка и ухудшения других условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Страховая сумма как предел ответственности по договору может быть определена несколькими способами:
•в размере величины инвестиций, вложенных в приобретение акций, других ценных бумаг и т.д.; •в размере суммы инвестиций и нормативной прибыли, которая может быть установлена на уровне, обеспечиваемом безрисковым вложением капитала.
При этом размер страхового возмещения исчисляется в виде разницы между страховой суммой и фактическим финансовым результатом от застрахованных инвестиций, т.е. страхователю возмещаются потери, если через определенный период застрахованные инвестиции не дадут предусмотренной окупаемости вследствие происшедшего страхового случая.
Список использованной литературы
1. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования. – М.: 1998. – 184 с.
2. Страховой портфель. М.: Соминтэк, 1994. – 629 с.
3. Страхование от А до Я. /Под ред. Л.И. Корчевской. – М.: ИНФО- М, 1996. – 624 с.
4. Страховое дело./ Под ред Рейтмана Л.И — М.: Изд-во ТОО НПФ Экос, 1997. – 524 с.
5. Финансовая газета № 31, 32, август, 1997 г., с. 9, 5.
6. Хэмптон Д. .Финансовое управление в страховых компаниях. – М.: 1995. — 263 с.