Выдержка из текста работы
Цель медицинского страхования — повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на здравоохранения; децентрализации системы управления фондами здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья. Именно так широко определена цель в законе о медицинском страховании.
Слайд 3
В современном обществе широкое распространение получило социальное страхование. Социальное страхование – это система, защищающая граждан от факторов социального риска, к которым относятся болезнь, несчастный случай, потеря трудоспособности, материнство, старость, безработица, смерть родственника.
Слайд 4
Обязательное медицинское страхование относится к системе социального страхования и является ведущим видом медицинского страхования в странах с социальной рыночной экономикой.
Добровольное медицинское страхование может осуществляться как дополнительное медицинское страхование при наличии в стране обязательного медицинского страхования или как самостоятельный вид страхования. Наиболее развито добровольное медицинское страхование на коммерческой основе в странах с либеральной рыночной экономикой.
Слайд 5.
С 1991 г. В России существует как обязательное, так и добровольное медицинское страхование.
Обязательное медицинское страхование вошло в систему социального страхования России в 1991 году 2 апреля «Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ».
Слайд 6 .
На финансирование социального страхования большинство работодателей (для всех форм собственности) отчисляют сумму, равную 38,5%, по отношению к оплате труда, начисленной по всем основаниям. Большая часть этих средств приходится на пенсионное страхование – 28% от фонда оплаты труда большинства предприятий (более 70% средств социального страхования); кроме того, трудящиеся вносят в обязательном порядке в пенсионный фонд 1% заработной платы; 5,4% — фонд социального страхования; 1,5% — фонд занятости.
Слайд 7.
По сравнению со средствами на пенсионное страхование, средства на обязательное медицинское страхование весьма незначительны, и составляют с 2011 г. 5,1% по отношению к фонду оплаты труда и менее 10% всех средств социального страхования.
Однако здесь важен сам факт включения обязательного медицинского страхования в систему социального страхования, гарантированную законами государства и имеющую определенную законом экономическую основу – фиксированный взнос, устанавливаемый в процентах от фонда оплаты труда, начисленной по всем основаниям и уплачиваемый работодателями (всех форм собственности).
Слайд 8.
Для создания устойчивой системы медицинского страхования необходимы минимум 4 основы: правовая (юридическая), экономическая, организационная и социально-психологическая. Причем первую можно считать ведущей, т.к. без нее невозможно создать 3 остальные.
Слайд 9.
Правовая основа медицинского страхования включает следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1994 г. (5 разделов, 28 статей).
Слайд 10.
Источники финансирования здравоохранения представлены «В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в статье 10 о финансировании охраны здоровья: где говорится, что источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:
- средства бюджетов всех уровней;
- средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
- средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья граждан;
- средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Слайд 11.
В соответствии с вышеприведенным текстом «Основ» формируется общественная модель финансирования здравоохранения в условиях рыночной экономики.
В этой модели сохраняется бюджетное финансирование здравоохранения, и важная роль отводится медицинскому страхованию, которое занимает второе место среди источников финансирования здравоохранения, в связи, с чем систему здравоохранения России в настоящее время часто называют бюджетно-страховой системой.
Слайд 12.
Читать дальше на слайде «Госуд……….
Слайд 13. 1.2. Организационные основы медицинского страхования
Для управления ОМС создан Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а в регионах соответственно территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Слайд 14 рисунок
Слайд 15.
Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, самостоятельным юридическим лицом.
Задачами фонда являются обеспечение реализации Закона « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; достижение социальной справедливости и защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; разработка и осуществление мероприятий по выравниванию объема и качества медицинской помощи на всей территории Российской Федерации; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Слайд 16 Рисунок
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования руководит правление.
Исполнительный директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования назначается Правительством Российской Федерации.
Исполнительная дирекция осуществляет всё руководство деятельностью фонда в период между заседаниями правления, решает все вопросы, кроме входящих в исключительное ведение правления.
Слайд 17
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования организуются субъектами Российской Федерации в соответствии с «Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования». Задачи фонда аналогичны задачам Федерального фонда, но в них есть и некоторые различия, в частности, задачей территориального фонда является обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования.
Слайд 18. рисунок
Слайд 19.
Являясь самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и юридическим лицом, территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
— аккумулирует финансовые средства обязательного медицинского страхования;
— осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением фонда;
— накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости обязательного медицинского страхования;
Слайд 20.
— совместно с налоговой инспекцией контролирует своевременность поступления взносов;
— осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования;
— организует банк данных по всем плательщикам взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
— осуществляет совместно с органами исполнительной власти и профессиональными медицинскими ассоциациями разработку территориальной программы обязательного медицинского страхования, тарифов на медицинские услуги;
— представляет информацию Федеральному фонду.
Для выполнения своих задач территориальные фонды обязательного медицинского страхования могут организовывать филиалы и представительства в городах и районах.
Слайд 21.
Важнейшим вопросом организации обязательного медицинского страхования является обеспечение определенного порядка уплаты страховых взносов.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах бюджетов здравоохранения.
Таким образом: средства ТФ ОМС направляются на финансирование видов медицинской помощи, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в территориальную программу ОМС различных контингентов населения в соответствии с утвержденной базовой программой ОМС и перечнем входящих в нее услуг.
Слайд 22.
Медицинские учреждения финансируются страховыми организациями, или фондами ОМС (страховщиками) путем оплаты медицинских услуг по тарифам, включающих статьи: 1) оплаты труда, 2) начисления на заработную плату, 3) продукты питания, 4) медикаменты и перевязочные материалы или же по финансовым нормативам.
- Добровольное медицинское страхование.
В отличие от обязательного медицинского страхования, как части системы социального страхования, финансируемой за счет целевого налогообложения, добровольное медицинское страхование является важным видом финансово-коммерческой деятельности, которая регулируется Законом «О страховании», принятым в 1992 г. В данном Законе (статья 1) специально подчеркивается, что «действие настоящего Закона не распространяется на государственное социальное страхование».
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Условия страхования определяются при заключении договора.
Комплексное (полное) страхование здоровья предполагает:
- больничное страхование (стационарное и амбулаторно-поликлиническое, включая оплату оперативных вмешательств;
- лекарственное страхование (обеспечение лекарственными средствами за счет страховых фондов);
- стоматологическое страхование;
- профилактическое страхование;
- реабилитационное страхование;
- страхование от несчастных случаев и травм;
- страхование на случай временной нетрудоспособности;
- страхование на случай стойкой нетрудоспособности;
- репродуктивное страхование жизни;
- страхование жизни.
Перечисленные виды страхования могут использоваться наиболее широко частными страховыми компаниями для создания привлекательных для клиентов различных страховых программ.
В перспективе комплексное страхование здоровья может быть использовано и в системе обязательного медицинского страхования.
В современной модели организации медицинского страхования в России добровольное медицинское страхование является дополнительным страхованием. Оно в дополнение к равному для всех всеобщему обязательному медицинскому страхованию обеспечивает части граждан возможность получения на условиях коммерческого индивидуального или группового страхования некоторых медицинских и иных услуг, не вошедших в программы обязательного медицинского страхования.
Правительство России утвердило форму страхового медицинского полиса и типовые договоры добровольного и обязательного медицинского страхования.
При добровольном медицинском страховании для успешной коммерческой деятельности страховые компании предлагают дифференцированные страховые программы, выбор медицинских учреждений и врачей, различные виды медицинских страховых полисов.
Полис А – обеспечение диагностикой, амбулаторным и стационарным лечением.
Полис В – стационарное медицинское обслуживание
Полис С – скорая помощь на дому, срочное амбулаторное обслуживание с экспресс – диагностикой, стационарная помощь по экстренным показаниям, стоматологическая помощь.
Полис D – все виды помощи, включенные в вышеприведенные полисы, с улучшенным обслуживанием: отдельная палата, сервисные услуги.
Итак, как следует из описанных основных моментов организации обязательного и добровольного медицинского страхования, их основное различие заключается в их задачах. Обязательное медицинское страхование должно быть организовано так, чтобы обеспечить социальную справедливость, равенство и доступность основных видов медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (Программа государственных гарантий, 1996 год).
Добровольное медицинское страхование не ставит этих задач; оно ориентировано на сервисное дополнительное медицинское обслуживание застрахованных по программам добровольного медицинского страхования, организованного на основе свободного соглашения субъектов страхования, закрепленного договором.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ