Выдержка из текста работы
Благодаря широкому развитию средств массовой коммуникации, специфической чертой XX века стало распространение массовой культуры. Как известно, массовой культуры в XIX веке и ранее не было. Все, что было в городе и деревне — это журналы, газеты, цирк, различный фольклор и другое. Так, например, можно вспомнить, какой незаменимой вещью являлась газета для творческой лаборатории Достоевского. Невозможно даже представить, как бы изменилось его творчество, если бы он жил в эпоху кино и телевидения, множества газет и журналов, видео, компьютера и Интернета, реклам, анекдотов, рок-музыки, лозунгов, трамваев, вертолетов, спутников и прочего.
Целью данного реферата является рассмотрение массовой и элитарной культур XX века.
Одними из главных задач реферата является:
? изучить исторические условия и этапы становления массовой культуры ;
? рассмотреть влияние толпы на массовую культуру;
? выявить взаимосвязь между массовой и элитарной культурами;
? определить, как влияет массовая и элитарная культура на формирование личности.
Глава 1. Понятие и сущность массовой культуры
1.1 Исторические предпосылки и основные этапы формирования массовой культуры
Термин “массовая культура” был впервые применен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. Массовая культура — это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и сформировалось это общество.
Предпосылками развития массовой культуры являются развитие всеобщего образования, распространение радио, киноискусства, телевидения, рост доходов населения.
Первоначально, всеобщее распространение получила, так называемая, бульварная литература, дешевые развлекательные издания и комиксы. Затем, быстрыми темпами стал развиваться кинематограф, который был доступен практически всем. Ведущие позиции в нем заняли и до сих пор занимают США, которые распространяют свою кинопродукцию на весь мир, навязывая тем самым свои стандарты духовной культуры. С развитием техники звукозаписи сложилась гигантская индустрия производства популярной (эстрадной, танцевальной) музыки. Переход к массовой культуре завершился внедрением в повседневный обиход радио и телевидения.
Массовая культура способствовала созданию целой индустрии досуга: производству аудио и видеопродукции. Большое значение, в связи с этим, приобретает реклама. Кроме информации о продукции массовой культуры, реклама дает возможность популяризировать различные товары, используя образы кумиров кино, телевидения и музыки.
Зарождение массовой культуры связано с появлением в литературе Европы приключенческого, авантюрного, детективного романа, который расширил аудиторию читателей за счет огромных тиражей (XVII-XVIII).
Также, немаловажное значение сыграл принятый в 1870 году (Великобритания) закон об обязательной всеобщей грамотности. Он позволил освоить многим людям вид художественного творчества XIX века — роман.
Известный американский политолог З. Бжезинский повторял фразу, которая стала со временем расхожей: «если Рим дал миру право, Англий — парламентскую деятельность, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
1.2 Культурологические концепции мысы и массовой культуры (Хосе Ортега-и-Гассет, Д. Белл, М. Маклюэн)
На рубеже XIX-XX веков стала характерной массовизация жизни, которая затронула экономику, политику, управление и общение людей. Такая роль людских масс была проанализирована в философских сочинениях XX века.
Х. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» выявляет само понятие «масса» из понятия «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество и есть масса, — поясняет Ортега. Из-за низкого качества культуры, Ортега видит причину выдвижения масс на авансцену.
Д.Белл, американский социолог, в своей книге «Конец идеологии» (1960г.) определяет особенности современного общества в связи с возникновением массового производства и массового потребления. Белл формирует несколько значений понятия «масса»:
1. Массы — механизированное общество (человек как придаток техники);
2. Массы — синоним невежественности;
3. Масса — недифференцированное множество (противоположность понятию класс).
4. Масса — бюрократизированное общество;
5. Масса — как толпа. То есть, сам по себе человек может быть культурным, но в толпе — это варвар.
Таким образом, по Д. Беллу, масса — это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
Канадский социолог М. Маклтоэн пришел к выводу, что средства массовой коммуникации порождают новый тип культуры. В работах «Галактика Гутенберга», «Понимание средств связи», «Культур……..
Используемая литература:
1. Культурология: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Феникс, 1995 — 451с
2. Кравченко А.И. Культурология: словарь. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2001. — 725с.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 2002.
4. Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 2005.
5.
6.
7. Культурология — Учебник — Солонин Ю.Н., Каган М.С. — 2007
8. Общая социология, Зборовский Г.Е., 2004
9.
10.