Выдержка из текста работы
Подлинная история досуга начинается именно с дворянства. Представители данного сословия «праздного класса», владея частной собственностью, могли себе позволить достойный досуг, причем с демонстрацией своего высокого положения в социальной иерархии и «демонстративным поведением». В досуг для дворянина превращалось практически все время, свободное от служебных дел.
По мере утверждения светской культуры для дворянина досуг приобретал все большую очевидную ценность. Основные формы этого досуга изначально были заимствованы в XVIII веке, а затем в XIХ веке переведены на язык собственной отечественной культуры. Первоначально заимствование западноевропейских форм досуга происходило под давлением государственных указов и в противовес национальным традициям.
На рубеже XX-XXI столетий состоялся настоящий ренессанс интереса исследователей к теме жизни и быта российского дворянства. И, если в работах советских ученых во главу угла ставился анализ экономики и социальной истории, то на данном этапе, параллельно с изучением экономических проблем, внимание исследователей было также сосредоточено на освещении ряда общественно-политических и историко-культурных аспектов жизни и деятельности «высшего сословия».
Объектом исследования является досуг российского дворянства второй половины XIX в.
Цель работы — исследование свободного времени российского дворянства второй половины XIX в.
Достижение поставленной цели возможно при решении ряда задач:
— на основе анализа научного понимания «свободного времени» определить ряд причин проблем его изучения;
— исследовать развитие историографии досуга российского дворянства
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX в. В это время дворянством осознаются основные принципы своего социально-исторического бытия. Можно согласиться с Е.Н.Марасиновой, что «именно в этот переходный период сложилась кратковременная ситуация баланса между достигшими своей критической точки традиционными ценностями и уже сформировавшимися новыми альтернативными ориентациями», что дает возможность их изучения в пределах сравнительно короткого отрезка времени. Также в середине XIX в., накануне «великих реформ» Александра II, начали формироваться предпосылки для последующего кризиса и упадка дворянской культуры.
Актуальность такого исследования не вызывает сомнений и обусловлена, в первую очередь, тем, что историю повседневности интересуют «обычные люди» в их ежедневных взаимоотношениях и взаимосвязях, особенности организации и восприятия того «вещного мира», в котором протекает их обыденная жизнь, их проявляющаяся изо дня в день эмоциональность как выражение их индивидуальности, и все это детерминировано (не говоря об исторической эпохе) не только этнической, конфессиональной, социальной, культурной, возрастной, но и половой принадлежностью.
1. Научное понимание «свободного времени» и его применение к жизни дворянства второй половины XIX века
Свободное и всестороннее развитие личности является не только социальным идеалом, но и важнейшим условием развития общества, ориентированного на универсальные гуманистические и демократические ценности. Теоретическое осмысление этого процесса является одной из фундаментальных проблем современного обществознания. Важным направлением решения данной проблемы является углубленное исследование свободного времени, его роли и места в формировании личности.
Характеризуясь все большей вариативностью и расширением спектра предложений, свободное время обретает все большую значимость для личности. Но являются ли эти предложения достаточными и адекватными для нее? Позволяют ли они личности удовлетворить свои потребности и найти возможность для самореализации?
Свободное время — это время, которым каждый человек может распоряжаться, исходя из своих личных интересов и потребностей, в соответствии со своими идеалами, жизненной позицией и нравственными установками. Это бытийное пространство, где человек свободен как нигде более; здесь существует большая возможность проявления как негативной, так и позитивной свободы (Э.Фромм, Р.Харре). Это — пространство выбора, более свободного от регламентаций. Свободное время присуще только человеку, вследствие его способности делать выбор, самостоятельно структурировать свое бытие, способности к самосовершенствованию, саморазвитию (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).
Проблема изучения свободного времени становится особенно актуальной по следующим причинам:
В процессе социально-экономического и культурно-исторического развития общества все больший объем времени высвобождается для свободного времени, увеличивается масса людей, вовлекаемых в проблему организации свободного времени, как в качестве потребителей, так и в качестве организующего персонала, увеличивается разнообразие форм досугового времяпровождения. Все это обусловливает нарастание вариативности возможного решения субъектом проблемы содержания и организации досуга и усложнение эффективности совершаемого выбора.
В контексте трансформационных процессов, свойственных нашему сообществу, проблема выбора обретает еще большую неопределенность из-за разрушения традиций и социальных стереотипов. В тоже время в исчерпывающей ресурсы человека ситуации социально-экономического, культурного кризиса естественна большая потребность в полноценном отдыхе, обеспечивающем не только восстановление физических сил, но и поддержание психологического благополучия.
В индустриально развитых странах у людей сегодня больше, чем когда-либо, остается времени после работы. Увеличение свобод……..
Список литературы
1. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М 1995.
2. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии// Мир психологии. 2000. №1 С.90.
3. Буганов В. И. Российское дворянство // Вопросы истории. 1994. № 1. С. 29-42.
4. Гуревич История русского театрального быта. М.-Л., 1939.
5. Дедюхина B.C. Культура дворянской усадьбы.// Очерки русской культуры XVIII века. М., 1990, ч.4, с.220-251.
6. Евангулова О.С. Город и усадьба второй половины XVIII века в сознании современников.// Русский город. М., 1984, вып.7., с.172-188.
7. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1992.
8. Корнилова A.B. Мир альбомного рисунка (русская альбомная графика конца XVIII первой половины XIX века). Л., 1990.
9. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры. М.,1987.
10. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII — начала XIX века. М., 1983.
11. Марасинова E.H. Социальная психология интеллектуально-аристократических кругов российского дворянства последней трети XVIII века (опыт формально-количественного анализа источников эпистолярного жанра). Автореф. канд. дисс. М., 1991., с. 84-95.
12. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (ХVIII-начало ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 1999. Т. 1. 548 с. Т. 2.
13. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.
14. Петровская И.Ф., Сомина В.В. Театральный Петербург (начало XVIII века 1917 год). СПб., 1994.
15. Петровская И. Театр и зритель в провинциальной России. Л., 1979.
16. Пыляев М.Н. Старая Москва. М., 1995.
17. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города (горожане, их общественный и домашний быт). М., 1978.
18. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России (первая половина XVIII века). Л., 1982.
19. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. Л., 1972.
20. Столпянский П.Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л., 198 9.
21. Троицкий Н. А. «Лекции по курсу истории 19 век», Саратов 1994, стр. 146-153
22. Щеглова С. Актеры и зрители светского театра XVII начала XVIII века.// Старинный спектакль в России. Л., 1928, с.210-264.