Содержание
Содержание
1. Структура процесса познания……………………………………………3
2. Формы чувственного и рационального познания………………………4
3. Уровни познания…………………………………………………………13
4. Список литературы……………………………………………………….14
Выдержка из текста работы
Выполнил: | Руководитель работы: | |
Студент(ка)__2___курса, группа_21-КБ____ | Преподаватель естествознания | |
Ученая степень, должность | ||
Верченко Лариса Олеговна | Белая Юлия Ивановна | |
(Ф.И.О.) | (Ф.И.О.) | |
___________ (Оценка) | ||
Москва
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Научное познание и его структура. 4
Раздел 2. Понятие эмпирического и теоретического уровней. 5
Раздел 3. Различие и взаимосвязь уровней. 9
Заключение. 13
Список использованных источников. 15
Введение
Основная форма человеческого познания – наука. В наши дни она становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и суждений познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом исследователя помогает ему познавать глубинную связь явлений, понимать их сущность, открывать законы и закономерности.
Вместе с тем все эти методы находятся во всеобщей связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов.
Это обстоятельство является причиной, которая определила актуальность темы моего исследования.
Цель данного реферата: изучить эмпирический и теоретический уровень научного познания. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
· Проанализировать понятие научного познания и его структуру;
· Рассмотреть понятие эмпирического и теоретического уровней научного познания;
· Определить различие и взаимосвязь уровней.
Раздел 1. Научное познание и его структура
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Развитие человека невозможно без познания. Познание и знание различаются как процесс и результат.
Термин «знание» употребляют в трех смыслах:
· способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
· любая познавательно значимая информация;
· особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением. Второй и третий пункты являются предметом рассмотрения науки гносеологии.
Познание – это общественно-исторический, накопительный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Процесс познания весьма многогранен. Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Поэтому выделяют обыденное и научное познание.
Обыденные знания не являются результатом профессиональной деятельности, и каждый из нас осуществляет их в повседневной жизни, практике.
Научные знания являются результатом специализированной профессиональной деятельности, называемой научным познанием. Теорию научного познания называют эпистомологией.
Структура научного познания включает в себя:
· объект познания,
· субъект познания,
· знание как результат и метод исследования.
Субъект познания – это тот, кто его реализует. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно (сообщество) в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ и т. д.).
Объект познания — это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья и т. д. Объектом исследования могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности человека: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т. д.
Объект познания всегда объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя. Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», под которым подразумевают определенный срез или аспект объекта познания.
Научное познание как профессиональный вид общественной деятельности реализуется в особой исследовательской деятельности, включающей разнообразные методы изучения объекта, которые, в свою очередь, подразделяются на два уровня познания – эмпирический и теоретический.
Раздел 2. Понятие эмпирического и теоретического уровней
В зависимости от глубины проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов выделяются два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:
· чувственное отражение действительности,
· рациональное (разумное) отражение действительности.
Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.
Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание – это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:
· ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
· восприятие — целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;
· представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.
Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.
Как видим, познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
· рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
· разум (диалектическое мышление) — высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Рассудок – это обычное житейское мышление верных высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразие явлений и выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т. е. на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Но процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Важное место в познании занимает интуиция (догадка). Интуиция — это непосредственное знание, которое не опирается на логическое доказательство.
Познание связано с практикой — материальным освоением человеком окружающего мира, взаимодействием человека с материальными системами. В практике люди преобразуют и создают материальные вещи, т.е. идет опредмечивание, или материализация намерений людей. Практика имеет две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики.
Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Существует несколько видов эксперимента: лабораторный, естественный, исследовательский, проверочный, воспроизводящий, изолирующий, количественный, физический, химический и т. д.
Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.
Формализация – это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык).
Аксиоматический метод — способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях – аксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства.
Гипотетико-дедуктивный метод — это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. Дедукция – выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.
Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами.
Раздел 3. Различие и взаимосвязь уровней
Эмпирический и теоретический уровни исследования различны. Это различие основано на неодинаковости способов (методов) самой познавательной активности и характером достигаемых научных результатов.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение.
Теоретическое познание – это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь инструментом выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др.
Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно с идеализированными объектами. Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования
Как отмечалось ранее, в эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом – рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом уровне познания.
На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.
Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному); методы логического и исторического исследования и др.
Существуют методы, применяемые на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, аналогия, анализ и синтез и др.
Абстрагирование – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие – как результат процесса абстрагирования; синоним «мысленного», «понятийного».
Аналогия – сходство явлений, процессов в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения – один из источников научных гипотез.
Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).
Особо отмечается моделирование – одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования – как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).
Но все же разница в методах, применяемых на теоретическом и эмпирическом уровнях, не случайна.
Особенности средств и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования. На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному.
Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.
Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон — это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур.
Следует подчеркнуть, что увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных результатов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.
Оба эти уровня научного познания связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому. Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх», ко всему более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.
Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют.
Заключение
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, на данном уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы — теория становится беспредметной, опыт становится слепым.
Тесная взаимосвязь между теоретическим и эмпирическим знанием состоит в следующем: теоретическое знание в значительной степени опирается на эмпирические материал, поэтому уровень развития теории во многом зависит от уровня развития эмпирического базиса науки; в тоже время само развитие эмпирических исследований во многом определяется теми целями и задачами, которые были поставлены теоретическим познанием.