Выдержка из текста работы
Принципиальным вопросом реформирования российского общества в девяностые годы стало изменение отношений собственности и создание нового хозяйственного механизма, основанного на многообразии форм собственности, инициативе и самостоятельности экономических субъектов. С развитием рыночного сектора экономики произошла перестройка прежде единой гипертрофированной государственной собственности путём разграничения между федеральным, субфедеральным и местным уровнями. В основу формирования новой территориальной структуры государственной собственности положен принцип оптимального соответствия объёма и характера объектов собственности характеру задач, решаемых в рамках административно-территориального образования в интересах его населения .
Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной экономической системы. Эта собственность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования её составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения. При этом следует подчеркнуть, что процесс формирования муниципальной собственности в муниципальных образованиях России ещё не завершён. Территориальные, отраслевые особенности муниципальной собственности, формы использования её производственной, финансовой и социальной составляющей ещё не имеют устоявшихся проявлений, требуют изучения и оптимизации .
Несмотря на ту важную роль, которую играет муниципальная собственность как на федеральном уровне, так и на территориальном — эта форма собственности ещё недостаточно изучена, что усиливает актуальность исследования данной формы собственности.
Цель и задачи исследования состоят в исследовании проблем управления муниципальной собственностью.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:
— раскрыть понятие муниципальная собственность и ее составные компоненты;
— описать формирование муниципальной собственности города Челябинска;
— описать процесс управления объектами муниципальной собственности;
— провести анализ муниципальной собственности в г.Челябинске;
— выявить комплекс мер по совершенствованию управления муниципальной собственностью.
Предмет исследования — процесс управления муниципальной собственности в г.Челябинске.
Объект исследования – объекты муниципальной собственности г.Челябинск.
Анализ роли муниципальной собственности в обеспечении самостоятельности и независимости местных органов власти проводится в работах Илюхиной Е., Кулагина А., Сухачевского В. В них муниципальная собственность трактуется как экономическая основа такой самостоятельности и независимости.
Проблемам формирования и значения муниципальной собственности в развитии городов посвящены работы Воронина А., Задорожного В., Ивлевой Г., Любимовой В., Серикова А., Стеняева В.. Широкова А., Юрковой С. и др. Данные авторы отмечают, что принципы, функции и методы управления городом определяются объективным составом муниципальной собственности.
1 Теоретические и методологические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1 Понятие муниципальная собственность и ее составные компоненты
Управлением муниципальной собственностью г. Челябинска – это осуществление от имени города Челябинска и в интересах его населения деятельности органов городского самоуправления по реализации в рамках их компетенции, правомочий владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города Челябинска.
Структура муниципальной собственности города Челябинска представлена на рис. 1…………………….
Заключение
В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
1) муниципальная собственность имеет двойственную природу. Суть этой двойственности состоит в том, что муниципальная собственность несет в себе черты государственной и групповой форм собственности, родовые признаки долевой и совместной собственности. Поэтому муниципальная собственность характеризуется как полифоническая, сочетающая в себе черты государственной и групповой форм собственности. При этом черты государственной проявляются в муниципальной форме собственности тем, что существует реальная возможность управления объектами этой собственности со стороны муниципального образования. Характеристики же групповой собственности проявляются в муниципальной тем, что это – совместная собственность жителей муниципального образования и формируется экономический интерес жителей этого муниципального образования по использованию объектов муниципальной собственности;
2) необходимость различия формы существования и формы организации муниципальной собственности. Форма существования муниципальной собственности соотносится с территориальными процессами, а форма организации – с сообществом проживающих в данном муниципальном образовании жителей;
3) особенностями современного состояния муниципальной собственности в отечественной экономике являются: определение процесса формирования объектов муниципальной собственности в зависимости от функций, выполняемых отношениями муниципальной собственности в экономической системе; неоднородность объектов муниципальной собственности как по значимости в муниципальном образовании, так и по их воздействию на жизнедеятельность населения этого образования; определённая дискретность, размытость владения субъектом муниципального образования теми объектами муниципальной собственности, которые имеются у него. Поэтому в муниципальном образовании происходит разделение функций собственника и пользователя этими объектами муниципальной собственности, что вызывает существование скрытой формы антагонизма между присвоением и управлением объектами и отношениями муниципальной собственности;
4) целесообразно выделить экономические функции отношений муниципальной собственности: воспроизводственную, регулирования рынка, либерализации экономики, обеспечения развития конкуренции на территории, ценообразующую, координации экономических и социальных процессов в муниципальном образовании, развития микросреды бизнеса, оптимизации рынка, демократизации отношений собственности;
5) развитие муниципальной собственности осуществляется по направлениям производственных, финансовых и социальных отношений муниципальной собственности.
Совершенствование системы управления собственностью должно осуществляться по следующим направлениям:
1) в каждом субъекте Федерации и муниципальном образовании должна быть разработана четкая система управления государственными и муниципальными предприятиями. Приоритет при этом следует отдавать перспективным и рентабельным предприятиям, способным пополнить бюджет соответствующего уровня;
2) наведение порядка в учете недвижимости, рынок которой сложился за годы реформ. Этот путь является и перспективным, и необходимым. В результате преобразований отношений собственности многие граждане нашей страны стали собственниками различной недвижимости, многие предприятия и фирмы имеют в собственности значительные производственные и иные здания и сооружения. Вследствие этого недвижимость должна выступать как один из основных источников пополнения бюджета.
Список использованной литературы
1. Алексеева Д.Г. Использование государственной, муниципальной собственности в процессе предпринимательской деятельности: состояние законности. //Государственная власть и местное самоуправление. – 2001. – № 2. – С. 38-41.
2. Васильев В.И. Местное самоуправление: Учеб. и науч.-практ. пособие/Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М.: Юрин формцентр: Тихомиров, 1999. – 452 с.
3. Ивлева Г. Возникновение, становление и развитие муниципальной собственности – Оренбург: 1998.
4. Илюхина Е. Законодательное регулирование муниципальной собственности // Российский экономический журнал. – 1996. — №3.
5. Калашникова Н. Совершенствование системы управления муниципальной собственностью: институциональный подход. // Имущественные отношения в РФ. – 2002. – №7(12). – С. 22-30.
6. Лексин В., Швецов А. Незаметная реформа: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность. //Рос. эконом. журн. – 1998. – № 2. – С. 50-58.
7. Маркварт Э., Юркова С., Соколов А., Андреева Г. Муниципальные предприятия в системе муниципальной собственности: Сб-к мат-лов/ Под ред. Э. Маркварта. — С,- Петербург: 0-во «Знание» С.- Петербурга и Ленингр. обл., 2000 г. — 64 с.
8. Муниципальная собственность. Как ее учесть?// Челябинский рабочий от 27 апреля 1999.
9. Полякова О.А. Состав финансовых ресурсов органов местного самоуправления. //Финансы и кредит. – 1999. – № 4. – С. 11-16.
10. Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. //Экономист. – 1997. – № 5. – С.45-48.