Содержание
Содержание
Введение3
1. Правовое регулирование деятельности службы судебных приставов4
2. Проблемы службы судебных приставов7
3. Перспективы современного развития службы судебных приставов14
Заключение17
Список использованной литературы18
Выдержка из текста работы
Одной из задач, от решения которых зависит уверенность граждан в дееспособности государства, призванного защитить конкретного человека, является укрепление судебной ветви власти, авторитет которой заметно снизился, в частности и в связи с неисполнением судебных решений. В новых, рыночных условиях исполняемость судебных решений до недавнего времени не поднималась выше 30%, т.е. три истца из четверых не получали удовлетворений своих требований. Граждане убедились в бессилии судебной власти, неверии в какую-либо справедливость. Обманутый в своих надеждах решить спорный вопрос законным путём гражданин предпочитал идти «искать правду» не в суд, а в криминальные структуры.
Исполнение судебных решений не входит в содержание судебной власти. По природе своей эта деятельность входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти. Однако низкий уровень исполнения судебных актов весьма отрицательно влиял на судебную власть, её фактический статус. Так, из 140 020 785 млн (недоминированных) рублей, подлежащих взысканию в 1997 г. по исполнительным документам, взыскано было лишь 56,1%, а, следовательно, и государственный бюджет недополучил триллионы рублей. Очевидно, укрепление судебной власти невозможно без решения проблем исполнения судебных актов.
Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определённых действий или воздержание от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.
Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997г. и Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. Судебные приставы-исполнители вместе с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.
В соответствии с этими законодательными актами служба приставов получила статус федерального органа исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции РФ. Это качественно новое звено исполнительной власти со статусом правоохранительного органа, расширенным кругом полномочий, вооружением, специальной техникой, правом применения соответствующих мер принуждения к нерадивым должникам и лицам, препятствующим исполнению судебных решений.
На судебных приставов в настоящее время возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов обшей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренным федеральным законом об исполнительном производстве.
Структурно служба судебных приставов, входящая в систему органов Минюста России и возглавляемая заместителем министра юстиции – Главным судебным приставом Российской Федерации, строится по следующей схеме:
— департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ (возглавляет заместитель Главного судебного пристава РФ – руководитель Департамента судебных приставов);
— служба судебных приставов Управления военных судов МЮ РФ (возглавляет заместитель начальника Управления военных судов – военный судебный пристав);
— службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ (возглавляют заместители начальника органов юстиции субъектов РФ – главные судебные приставы субъектов РФ);
— районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному делению субъектов РФ, подразделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (возглавляют старшие судебные приставы).
Судебным приставом может быть гражданин РФ не моложе 20 лет, не имеющий судимости, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Приставы обеспечиваются униформой, имеют соответствующую экипировку. Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, проходят специальную подготовку, после которой получают право на хранение и ношение оружия и специальных средств.
Судебным приставам присваиваются классные чины работников юстиции, а судебным приставам военных судов и воинские звания. Перечень функций и полномочия службы судебных приставов возводят её в ранг правоохранительной структуры, поэтому лица, имеющие опыт работы в системе Министерства обороны, органов внутренних дел и иных правоохранительных ведомств, пользуются преимуществом при поступлении на службу в качестве судебных приставов.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
— обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей. Она ограничивается рамками понятия «в рабочее время» и судебными помещениями, хотя надо бы постоянно. Лишь за девять месяцев 1999г. семь судей погибли, 14 получили телесные повреждения, была даже попытка похищения судьи. В некоторых регионах зарегистрированы случаи особо опасных преступлений в отношении участников судебного процесса;
— выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде; исполнять решения судьи и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
— обеспечивать охрану зданий, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.
Кроме того, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов проверяют подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивают по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность; поддерживают общественный порядок в судебных помещениях; взаимодействуют с военнослужащими воинской части по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, выявляют нарушителей, а в случае необходимости задерживают их с последующей передачей органам милиции; осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участвуют по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.
Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних дел, а судебные приставы военных судов также к военному командованию. На указанных лиц и компетентные органы возложена корреспондирующая обязанность оказывать им такую помощь. В этих же целях судебные приставы имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке предусмотренных Законом о судебных приставах.
Судебный пристав-исполнитель наделён полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст.12 Закона о судебных приставах). Их анализ в комплексе свидетельствует о том, что судебные приставы сегодня – это государственные служащие, наделённые столь широкими правами и обязанностями, организационно-техническими и правовыми возможностями, что им просто нельзя подчиниться, не породив для себя весьма негативных правовых и материальных последствий.
Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории Российской Федерации.
Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебным приставом-исполнителем, являются: обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определённых предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.
Действия судебных приставов можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации – структуры службы организованы во всех субъектах РФ.
Исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления исполнительного документа судебному приставу.
Исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением исполнительного документа, прекращением производства, направлением исполнительного документа по месту получения дохода должником и в других случаях, предусмотренных законом.
Принудительное исполнение исполнительного документа осуществляется за счёт должника, с которого взыскивается исполнительный сбор в размере 7% взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
С принятием новых УПК и КоАП служба судебных приставов наделена функциями дознания по пяти статьям УК и 11 статьям КоАП. Для её реализации во всех территориальных органах созданы отделы (группы) дознания. Выявляется тенденция, что возбуждение уголовных дел стимулирует действия должника по добровольному исполнению решения суда.
Одной из важных проблем, отрицательно влияющих на эффективность исполнительного производства, является отсутствие законодательной регламентации права судебного пристава производить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении розыска должника и его имущества. Серьёзно сдерживает процесс исполнения судебных решений, постановлений налоговых и других контролирующих органов отсутствие у службы судебных приставов права доступа к базам данных правоохранительных органов, располагающих информацией, необходимой для осуществления розыска.
В этой связи важным является постановление КС по делу о проверке ряда положений Закона о судебных приставах. Ранее банки, ссылаясь на банковскую тайну, как правило, отказывали приставам в предоставлении информации о наличии денежных средств на счетах своих вкладчиков. Приставы же, не зная, как исполнять решения судов, штрафовали банки. Согласно решению КС приставы теперь могут «запрашивать и получать в банках необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнительного документа и в пределах, определяемых постановлением суда». Из чего следует, что судебный пристав имеет право узнать, хватит ли у гражданина-должника денег в том банке, чтобы заплатить по исполнительному листу, но выяснять, насколько человек состоятелен, он не может.
Федеральным законом предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, в частности страховые гарантии и право на возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего им или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью. Судебные приставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом других льгот.
Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 21 закона о судебных приставах заработная плата судебного пристава состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет, а также иных доплат, предусмотренных законодательством РФ
Согласно ст. 89 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 МРОТ, по исполнительному документу неимущественного характера – 5 МРОТ, а в случае частичного исполнения исполнительного документа по не зависящим от судебного пристава-исполнителя причинам вознаграждение выплачивается пропорционально взысканной сумме.
Финансирование судебных приставов осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Служба судебных приставов Управления военных судов финансируется за счёт средств федерального бюджета, выделяемых Минобороны России.
В заключении ещё раз отметим, что служба судебных приставов уже сейчас приобрела огромное значение, ведь каждый десятый наш гражданин, по статистике, решает свои проблемы через суд и судебного пристава.