Содержание
Введение.
1.Продовольственная безопасность.
2.Опасность утраты продовольственной независимости страны.
3.Качество продуктов питания.
4.Социальные аспекты проблемы питания.
5. Моделирование процессов управления продовольственной
безопасностью.
Заключение.
Литература.
Выдержка из текста работы
В современных условиях продовольственная безопасность является основой социально-экономического развития, важным элементом экономической и национальной безопасности государства. Необходимо отметить, что только в системе обеспечения продовольственной безопасности создаются условия и формируются механизмы противодействия экономическим угрозам, развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве как базы производства и повышения уровня самообеспечения регионов России продуктами питания. Это обусловлено тем, что в настоящее время продовольственная безопасность приобрела глобальный характер, в агропродовольственной сфере сложилась система криминальной теневой экономики. Исходя из сложившейся в российской агропродовольственной сфере кризисной ситуации со всеми присущими признаками угроз продовольственной безопасности, усиления зависимости России от импорта продовольствия, государственными органами России и международными организациями ведется работа по обеспечению продовольственной безопасности.
Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Продовольственная безопасность населения, в первую очередь, определяется макроэкономической ситуацией, эффективностью общественного производства и доходами населения. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.
Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.
Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия ее внутреннего развития, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти, в том числе и органами внутренних дел актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности.
Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
В соответствии с актуальностью темы целью данной работы является теоретический анализ нормативного правового регулирования продовольственной безопасности Российской Федерации на современном этапе, в разработке практических рекомендаций по формированию эффективной системы обеспечения продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России, способствующей нейтрализации негативных последствий от влияния кризисных явлений в агропродовольственной сфере России.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
· определить понятие, сущность и критерии, влияющие на состояние продовольственной безопасности России;
· проанализировать современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации
· выявить проблемы и угрозы системы обеспечения продовольственной безопасности;
· рассмотреть нормативно-правовую базу по обеспечению продовольственной безопасности
· проанализировать деятельность органов внутренних дел на продовольственном рынке и в сфере агропромышленного комплекса
· сформулировать предложения по совершенствованию обеспечения продовольственной безопасности России в целях повышения национальной безопасности России.
Объектом исследования является деятельность государства и хозяйствующих субъектов в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
Предметом исследования является процесс формирования системы обеспечения продовольственной безопасности, а также приоритетные направления государственной политики российского государства в области решения задач продовольственной безопасности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития аграрного и агропродовольственного рынков, обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны и региона. Значительный вклад в теорию экономической безопасности России внесли такие российские ученые-экономисты: Л.И. Абалкин, Б.В. Архипов, В.Э. Бойков, А.В. Возжеников, В.Ф. Гапоненко, С.Ю. Глазьев, А.Е. Городецкий, А.И. Гуров, В.М. Есипов, Р.В. Илюхина, В.О. Исправников, И.Д. Ковалев, В.М. Крашенинников, А.А. Крылов, В.В. Куликов, И.И. Кучеров, Н.П. Купрещенко, Ю.В. Латов, Д.С. Львов, А.В. Молчанов, В.В. Наумов, Е.А. Олейников, Б.Н. Порфирьев, А.А. Прохожев, В.К. Сенчагов, В.Л. Смирнов, К.В. Сомик, С.В. Степашин, А.В. Шестаков и другие.
Проблема продовольственной безопасности раскрыта в работах А.И. Алтухова, В.С. Балабанова, В.Р. Боева, А.М. Емельянова, А.Г. Зельднера, А.П. Зинченко, В.И. Назаренко, А.Ф. Серкова, Л.П. Силаевой, А.В. Петрикова, И.Г. Ушачева и других.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Продовольственная безопасность России: понятие, сущность, ее место в системе национальной безопасности страны
Продовольственная безопасность — неотъемлемая часть экономического благосостояния и основополагающий вектор национальной безопасности любого государства. Под национальной безопасностью государства понимается состояние страны, когда отсутствуют или устранены внешние и внутренние угрозы национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее важных интересов. Другими словами, национальная безопасность есть защищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических и др.).
Роль продовольственной безопасности связана с тем, что продовольствие является базовым показателем жизнедеятельности человека. Уровень питания населения характеризует уровень ее экономического развития в целом, поскольку, как известно, производство продуктов питания было, есть и будет самым первым условием непосредственных производителей и всякого производства вообще, а уровень обеспечения населения продовольствием рассматривается как важнейший фактор и определяющий критерий уровня социальной жизни, жизнеспособности экономической структуры и государственного устройства страны.
Недостаточность продовольствия возникает по причине стихийных бедствий, вызванных природными явлениями, войнами, различного рода экономическими кризисами в государстве, радикальными изменениями общественного строя и т. п. В связи с этим как для отдельного человека, так и отдельного государства и мира в целом возникает проблема стабильного обеспечения продовольствием и продовольственной безопасности.
Таким образом, продовольственная безопасность является важнейшим элементом не только экономической безопасности государства, но и его политической и экологической безопасности, определяя ведущую роль продовольственной безопасности в национальной безопасности. Проблема продовольственной безопасности населения стала предметом активного рассмотрения мировым сообществом с середины 70-х годов ХХ века.
Впервые термин «продовольственная безопасность» был введен в практику на состоявшейся в 1974 г. в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной ФАО после резкого роста мировых цен на зерно, и раскрыт как понятие более чем через 20 лет в 1996 году на всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия. По итогам встречи была принята Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. В соответствии с этой декларацией продовольственная безопасность — состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.
В России понятие «продовольственная безопасность» впервые юридически нашло свое закрепление в Федеральной целевой программе «Стабилизация и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 гг.», в которой в ранг государственной политики в области производства и потребления продукции агропромышленного комплекса была возведена задача — «достижение продовольственной безопасности страны».
Во второй половине 90-х годов прошлого века термин «продовольственная безопасность» стал широко использоваться как в официальных документах, так и в научной литературе. Знакомство с ними позволяет отметить, что до последнего времени в стране так и не сложилось четкое единое понимание сущности этой категории. В доктрине «О продовольственной безопасности Российской Федерации» понимается «…состояние экономики Российской Федерации, в том числе ее агропромышленного комплекса, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и при котором без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания».
Следует отметить, что в отечественной экономико-правовой литературе трактовка понятия продовольственной безопасности весьма разнообразна. Так, по мнению Б.А. Чернякова «…продовольственная безопасность — это обеспечение жизненно важными продуктами питания из собственных источников и доступность его всем гражданам страны в объемах и ассортименте, максимально удовлетворяющих необходимые и полезные потребности». Н.С. Посунько формулирует понятие продовольственной безопасности страны как «… уровень развития национальной экономики (прежде всего отраслей АПК), обеспечивающий продовольственную независимость.
По мнению В.Г. Логинова, под продовольственной безопасностью следует понимать «… неограниченную во времени способность государства и общества обеспечить доступ населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности в обычных условиях и минимально необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных ситуациях».
Таким образом, проблема продовольственной безопасности носит комплексный характер.
Продовольственная безопасность для Российской Федерации является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.
Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, объективные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.
После так мы выяснили, что подразумевает под собой продовольственная безопасность, перейдем к рассмотрению места этого сегмента в системе национальной безопасности страны.
Продовольственная безопасность для Российской Федерации является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.
Продовольственная безопасность, как и национальная, для России является одной из наиболее злободневных тем дня. Так хроническое кризисное состояние российской экономики, политические распри, внешнее давление, политика двойных стандартов в отношении России со стороны всевозможных международных организаций и отдельных государств, деятельность ангажированных доморощенных теоретиков от экономики — всё это крайне негативно отражается на выработке и осуществлении реальных и конкретных государственных решений в области экономической и, в частности, продовольственной безопасности.
Рассмотрим место продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России. Для этого обратимся к рисунку продовольственной безопасности субъекта (см. рис. 1).
ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА
Рис. 1. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности
Существующую проблему продовольственной безопасности, исходя из рисунка, России необходимо рассматривать в контексте экономической безопасности, так как в ней сконцентрированы главные направления аграрной политики и экономической реформы в сложившихся условиях рынка. Продовольственная безопасность Российской Федерации рассматривается как способность государства гарантировать удовлетворение потребностей в продовольствии на уровне, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность населения. Выступая подсистемой в системе экономической, а соответственно и национальной безопасности, продовольственная безопасность в то же время имеет собственное содержание, иерархическую структуру.
Еще раз заметим, что, экономическая безопасность включена в систему национальной безопасности вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь всё взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчёркивая такую взаимосвязь, необходимо одновременно учитывать и то, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности. Экономическая безопасность, в свою очередь, — это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются: устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.
Заметим, что экономическая безопасность делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя составляющая означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам вследствие экономических, и иных процессов, которые происходят внутри страны. Внешняя составляющая представляет собой спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных государств, экономических или политических субъектов.
C учетом современных реалий мы предлагаем дать следующую классификацию составляющих экономической безопасности (см. рис.2.).
Рис. 2. Элементы экономической безопасности
Еще раз отметим, что на сегодняшний день одной из наиболее серьезных проблем, в рамках национальной безопасности является проблема продовольственной безопасности. Поскольку обеспечение населения продовольствием — это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующим объектом анализа ученых-экономистов.
А теперь посмотрим на основные направления обеспечения экономической безопасности в системе экономической безопасности (см. рис.3).
Обеспечение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности
Управление эффективного использования ресурсов (природных, трудовых, научно-технических и др.)
Комплекс мер по предотвращению рисков и противодействию угрозам в агропродовольственной сфере экономики
Развитие воспроизводственных процессов на основе технико-технологической модернизации и инноваций сельскохозяйственного производства
Контроль за использованием финансовых ресурсов в сельском хозяйстве и при реализации государственных проектов развития АПК
Противодействие теневой экономической деятельности, коррупции и экономической преступности в агропродовольственной сфере
Наращивание производства продукции сельского хозяйства в крупных сельхозпредприятиях, животноводческих комплексах и птицефабриках, обеспечивающих основные поставки на рынок своего товара в цивилизованной форме
Устойчивое развитие и обеспечение экономической безопасности сельских территорий
Преодоление локального монополизма перерабатывающих и обслуживающих предприятий в АПК на кооперативной основе рыночных структур, охватывающих весь процесс от производства сельскохозяйственного сырья до реализации конечной продукции
Рис.3. Основные направления обеспечения продовольственной безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России
Сейчас национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но, суммируя, их можно представить в трех важнейших направлениях: долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян и признания их роли в мировом культурном пространстве.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.
Так продовольственная безопасность страны представляет собой политико-правовую категорию, имеющую, как минимум, два смысловых содержания. Первое из них связано с экономическим процессом обеспечения населения основными видами продуктов питания, а второе — с проблемой национальной безопасности.
Таким образом, экономической основой национальной безопасности в продовольственной сфере является продовольственное обеспечение населения страны основными видами продуктов питания. Это означает, что если налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, то продовольственную безопасность страны можно считать гарантированной.
1.2. Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России
Для начала обратимся к международным актам. Так в «Декларации прав человека ООН (1948 г.)», а именно: в ст. 25 говорится что: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».
Идею о полноценном питании и защиту от голода отразили в следующих документах:
1. «Международном Билле о правах Человека от 1948 года»;
2. «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года»;
3. «Конвенции о правах ребенка от 1989 года» и других международных правовых актах.
Право на питание относится к основополагающим правам человека, т.к. пища входит в систему первичных жизненных потребностей человека, обеспечивая само его существование. Поэтому в Декларации подчеркивается, что человек имеет право на такой уровень питания, который является достаточным для поддержания здоровья
В «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года» не только указывается на фундаментальное право человека на свободу от голода, но и вменяется в обязанность государства обеспечение реализации на практике этого права.
Важнейшим международным документом универсального характера является «Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания», принятая ГА ООН 17 декабря 1974 года. Она, в частности, гласит:
1. Каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей;
2. Основной обязанностью правительств является совместная работа в направлении увеличения производства продовольствия, а также более справедливого и эффективного распределения продовольствия между странами и внутри них. Правительства должны незамедлительно приступить к более согласованным действиям против хронического недоедания и заболеваний, имеющих место среди наиболее бедных и уязвимых групп населения. В целях обеспечения соответствующего питания для всех правительства должны разработать соответствующую политику в области продовольствия и питания, интегрированную в общие планы социально-экономического и сельскохозяйственного развития, основывающиеся на соответствующей информации в отношении наличного и потенциального продовольствия;
3. Продовольственные проблемы должны рассматриваться в ходе подготовки и осуществления национальных планов и программ экономического и социального развития с упором на их гуманные аспекты;
4. Обязанностью каждого заинтересованного государства в соответствии с его суверенными соображениями и внутренним закон……..
Список литературы
Международно-правовые документы:
1. «Декларация прав человека ООН (1948 г.)»//свободная энциклопедия Wikipedia ;
2. «Международный Билль о правах Человека от 1948 года» //свободная энциклопедия Wikipedia ;;
3. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года» //свободная энциклопедия Wikipedia ;
4. «Конвенции о правах ребенка от 1989 года»//свободная энциклопедия Wikipedia ;
5. «Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания1974 года» //свободная энциклопедия Wikipedia ;
6. Римской декларация о всемирной продовольственной безопасности и плане действий всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия 1949 года»//свободная энциклопедия Wikipedia .
Национальные нормативные акты:
7. «Конституция Российской Федерации» 12.12. 1993//справочная правовая система «Консультант +»;
8. «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденная указом президента 30.01.2010. //справочная правовая система «Консультант +»;
9. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности» 2.12.1994. //справочная правовая система «Консультант +»;
10. Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 13.12.1994. //справочная правовая система «Консультант +»;
11. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» № 717 от 14.07.12 //справочная правовая система «Консультант +»;
12. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» //справочная правовая система «Консультант +»;
13. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей // справочная правовая система «Гарант».
14. «Уголовный кодекс РФ» 24.05.1996. // справочная правовая система «Гарант».
Научная литература и материалы периодической печати:
15. Алиева З.Б. Импортозависимость — угроза продовольственной безопасности России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 14.
16. Алтухов А.И. «Развитие продовольственного рынка России». — М.: АгриПресс, 2009.
17. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010
18. Бекенов. С.С. Критерии и оценки продовольственной безопасности. «Вестник КРСУ» №2 2010
19. Белхароев Х.У. Правовое обеспечение продовольственной безопасности современной России М.,2011
20. Василец В. Хватит ли всем места за обеденным столом? // Эхо планеты. — 2011. — № 25-26
21. Выступление президента РФ Д.А. Медведева на заседании Совета безопасности России // Российская газета. № 5057 (233). 2009
22. Горбунов Г.А. Сможет ли Россия обеспечить себе продовольственную безопасность? / Нац. проекты. — 2010.
23. Городецкий А.Е. Угрозы экономической безопасности на современном этапе //Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ: стратегия развития и роль в обеспечении экономической безопасности: Информационно-аналитический сборник / Под ред. М.Е. Фрадкова, В.А. Зайцева, А.Ц. Хатаева и др. — М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2001.
24. Государственность современной России: Политико-правовое исследование / Н.Н. Арзамаскин, А.Г. Хабибулин. науч. изд. — М.: Нотабене,2010.
25. Гусаков В.Г., Ильина З.М., Попков А.А. «Стратегия устойчивости развития АПК — продовольственная безопасность», Издательство: наука, 2009.
26. Захаренко В. Продовольственная безопасность России (агротехнический аспект) // Экономист. — 2011. — N 6
27. Ильина Л.И. Роль потребительской кооперации Северо-Западного региона в реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 30.
28. Илюхина Р.В. Особенности обеспечения экономической безопасности на современном этапе в условиях интеграции // Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ: стратегия развития и роль в обеспечении экономической безопасности: Информационно-аналитический сборник/ Под ред. М.Е. Фрадкова, В.А. Зайцева, А.Ц. Хатаева и др. — М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002.
29. Калинин. А. Проблемы продовольственной безопасности / «промышленные ведомости» №2(3) март 2010 г
30. Коньков Н. / Продовольственная безопасность России: Актуальность и перспективы. Газета «День Литературы» №11 март 2010г.
31. Кузин В. О принятии доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // Власть. — 2010. — N 3
32. Купрещенко Н.П. Криминализация экономики и экономическая безопасность государства // Аудит и финансовый анализ. 2011. №4.
33. Ляпунов Б.Р. Обеспеченность продовольствием — экономическая основа продовольственной безопасности / «Экономические науки» № 6 2009.
34. Макеева А. В. «Проблемы продовольственной безопасности населения России», ноябрь 2009.
35. Маценович И.Л., Ходачек А.М. «Продовольственная безопасность и продовольственная политика. Курс лекций — 2 изд, М.: Знание, 2011.
36. Минина Е.Л. Система аграрного законодательства и основные тенденции его развития (, «Журнал российского права», N 6, июнь 2010 г.
37. Монастырский О. Зерновое хозяйство как основа продовольственной безопасности страны / О.Монастырский, М.Селезнева // ЭКОС-информ. — 2011. — N 3
38. Оболенцев И. А., Корнилов М. Я., Синюков М. И. Продовольственная безопасность России: еще один взгляд на проблему, М.: РАГС, 2009 г.
39. Окружнов. А. Агро-информ, «Потерянное равновесие», Выпуск №4(72) 2009.
40. Позняковский В.М., Рогов И.А., Дунченко Н.И., Бердутина А.В., Купцова С.В. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов. Учебное пособие, Сибирское университетское издательство, 2010г.
41. Политика обеспечения национальной продовольственной безопасности России в условиях вступления в ВТО // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 5
42. Попова Е.Н. Продовольственная безопасность России: как уйти от импорта? // ЭКО. — 2012. — N 2
43. Потапов А.П. Ресурсный потенциал обеспечения продовольственной безопасности России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 5
44. Продовольственная безопасность — фактор повышения качества жизни россиян // Нац. проекты. — 2010. — N 6. (Спец. вып.)
45. Скрынник. Приоритеты Минсельхоза / «Бюджет», N 11,ноябрь 2009 г.
46. Стуканова И. Продовольственная безопасность // Стандарты и качество. — 2009. — N4
47. Тарасов А. Н. Самообеспечение внутреннего рынка России основными видами агропродовольственной продукции. Москва, МПА, 2010 г.
48. Тарханов О.В. Продовольственная безопасность: состояние, проблемы и решения // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 29 —
49. Угрюмов А.В. Эффективное картофелеводство как весомый фактор продовольственной безопасности Российской Федерации /А.В.Угрюмов, А.Н.Глебочев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 10.
50. Узбекова А. Продовольственная безопасность страны «Российская газета» — Столичный выпуск №5471 (95)05.05.2011. —
51. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.И., Медников М.Д., Соколицын А.С., Степашин С.В., Федотов А.В., Шульц В.Л. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009.
52. Экономическая безопасность, как составляющая национальной безопасности России: сборник научных трудов / под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Г. Хабибулина. — М.: АЭБ МВД России, 2011.
53. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под.ред. Е.А. Олейникова. — М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Интернет-ресурсы
54. www.gks.ru — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
55. www.mvdinform.ru — официальный сайт МВД России.
56. www.minfin.ru — официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
57. www.gpclub.ru/news/2925.html — официальный сайт Всероссийской политической партии «Единая Россия»
58. www.budgetrf.ru — официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации
59. www.rg.ru/2010/02/03/prod-dok.html — Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
60. www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12074307/ — Распоряжение Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 376-р О плане мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности РФ
61. www.perfectagro.ru/pdf/prod_bez/prod_bez_2.html — Журнал PerfectAgriculture- Лучшее в сельском хозяйстве / Продовольственная безопасность