Выдержка из текста работы
3.1. Возникновение новых субъектов международного права в результате распада СССР и Югославии и вопросы их международно-правового признания………………………………………………………………..….……23
3.2. Проблема непризнанных государственных образований в современном международном праве…………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………..………43
Введение
Под международно-правовым признанием в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории. Этот акт носит добровольный характер, что подчеркивается в определении, т.е. следует помнить о том, что признание является правом государства, а не его обязанностью. Хотя длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.
Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила вопрос о признании государств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.
В науке сложились определенные суждения о значении признания для нового государства, а в международной практике — различные правовые решения, отражающие ту или иную доктрину признания.
Таким образом, недостаточная изученность и актуальность исследуемой проблемы, ее большая практическая значимость для современного развития международных отношений определяют необходимость дальнейших исследований в этой области и обусловливают выбор темы курсовой работы, в которой особое внимание уделено практике признания новых государств на современном этапе межгосударственных отношений.
Вопросы международно-правового признания, в целом, как и отдельных теорий, доктрин, принципов, критериев признания государств и правительств, в частности, в разное время становились предметом исследования отечественных и зарубежных авторов.
Целью курсовой работы является комплексное исследование развития института признания в современном международном праве. К предмету исследования относятся сущность международно-правового признания, особенности его проявления с учетом новейшей теории и практики.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели определены следующие задачи:
— исследование процесса возникновения, становления и развития института признания в международном праве;
— освещение основных принципов и доктрин, оказавших влияние на развитие института признания;
— освещение основных теорий признания в международном праве;
— исследование критериев признания государств и правительств;
— исследование современных тенденций при признании новых государств;
— рассмотрение проблем непризнанных государственных образований в современном международном праве.
При подготовке курсовой работы применялись общенаучные и специальные методы познания: системный, сравнительно-правовой, формально-логический.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие признания в международном праве
В литературе существует несколько определений международно-правового признания. Например, Ушаков Н.А. определяет признание как односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намеренно поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории .
Другой формулировкой признания является следующее: международно-правовое признание — институт, на основе которого существующие государства или международные организации устанавливают официальные или неофициальные, полные или неполные отношения с вновь возникающими субъектами международного права .
Третьей формулировкой может служить такое утверждение: признание — односторонний акт государства (субъекта международного права), посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации, выражается согласие государства с юридически значимыми и международно-правомерными действиями других государств или иных субъектов международного права .
Приведенные определения настолько отличны друг от друга, что сущность данного института остается туманной, на что, впрочем, постоянно обращали внимание юристы-международники, квалифицируя его как «неуловимый», «сомнительный» и даже «великий неизвестный». До сегодняшнего времени единства по этому вопросу не существует, возможно, из-за того, что международно-правовое признание как никакой другой институт связан с политическими проблемами, то есть с достаточно динамичными интересами существующих государств на внешней арене, в том числе и за счет вновь возникающих субъектов……………
Заключение
Итак, под признанием в международном праве обычно понимается односторонний юридический акт государства (или иного субъекта международного права, в частности, международной организации), посредством которого оно констатирует наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном общении, считая их правомерными. Признание может быть явно выраженным (устное или письменное заявление) или молчаливым, вытекающим из поведения (действия или воздержания от действия) данного государства.
На современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.
Следует также учитывать, что институт признания носит комплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в праве международных договоров, праве международных организаций и др.
Как подчеркивалось выше, признание является в большей степени актом политическим, не поддающимся в общем виде международно-правовой регламентации. Вместе с тем следует признать, что этот институт международного права не является и актом произвола, поскольку закономерной целью признания является нормализация взаимоотношений между соответствующими субъектами признания в рамках действующего международного права. Возможной целью признания может быть также стремление побудить международное сообщество государств регламентировать условия действительности тех или новых событий, значимых на международной арене.
В приведенном тексте указывались ситуации, требовавшие соответствующей реакции государств и международных организаций в виде признания их правомерности, соответствия международно-правовым предписаниям. Некоторые из вышеприведенных ситуаций, несомненно, не возникнут более в силу устаревших жизненных реалий или предпосылок, некоторые — в силу того, что утратили значение благодаря последующему международно-правовому развитию. Вместе с тем можно предположить, что и в настоящем, и в будущем будут возникать ситуации, подобные вышеописанным, требующие явного или молчаливого их признания во взаимоотношениях между субъектом признания и субъектом соответствующего поведения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на кажущуюся несовременность института признания, изучать его необходимо в силу цикличности истории.
Список используемых источников и литературы
I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета (далее – РГ). – 1993. – 25 декабря.
2. Обзор международного права: рабочий документ, подготовленный Генеральным секретарем: док. ООН А/CN.4/245 // Ежегодник Комиссии международного права, 1971. Т. 2. Ч. 2. Нью-Йорк: ООН, 1973. С. 1—118.
3. Резолюция 216 (1965) от 12 нояб. 1965 г.: док. ООН S/RES/216(1965) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Режим доступа: .
4. Резолюция 541 (1983) от 18 нояб. 1983 г.: док. ООН S/RES/541(1983) [Электронный ресурс] // Там же. Режим доступа: .
5. Резолюция 662 (1990) от 9 авг. 1990 г.: док. ООН S/RES/662(1990) [Электронный ресурс] // Там же. Режим доступа: .
6. Шестой доклад об односторонних актах государств, подготовленный специальным докладчиком г-ном Виктором Родригес Седеньо: док. ООН А/CN.4/534. Женева: ООН, 2003.
7. Устав Организации Объединенных Наций. 1945.
II. Основная литература:
8. Бабурин С.Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок // С.Н. Бабурин. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. – 769 с.
9. Броунли Я. Международное право. Т. 2. М., 1977.
10. Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 1984.
11. Лазарев М.И. К вопросу о признании в международном праве // Советское государство и право. 1948. № 8. С. 44—49.
12. Международное право: Учебник для вузов // Под ред. проф. Игнатенко Г.В. и проф. Тиунова О.И. – М.: НОРМА-ИНФА•М, 1999. – 584 с.
13. Международное право: Учебник // Отв. ред. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. — М., 1998.
14. Признание в современном международном праве. Признание новых государств и правительств // Д. И. Фельдман [и др.]; под общ. ред. Д. И. Фельдмана. М., 1975.
15. Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве. Казань, 1965.
16. Фельдман Д.И., Курдюков Г.Н. Основные тенденции развития международной правосубъектности. Казань: Издательство Казанского университета, 1974.
17. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. М., 1975. – 258 с.
18. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. – М.: Юрист, 2000.
19. Черниченко С.В. Субъективные границы международного права, суверенитет и юрисдикция государств. — СПб., 1992.
III. Дополнительная литература:
20. Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Современная международно-правовая теория и практика: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2005.
21. Курс международного права: в 7 т. Т. 3. Основные институты международного права // М. М. Аваков [и др.]; отв. ред. Н. А. Ушаков. М., 1990.
22. Маркедонов С. СНГ – 2. Феномен непризнанных государств на постсоветском пространстве // Россия в глобальной политике – 2006 – №1.
23. Марусин И.С. О некоторых правовых аспектах взаимоотношений с непризнанными государствами // Российский ежегодник международного права. – СПб: РОССИЯ-НЕВА, 2000. – С. 218 – 229.
24. Международное право в документах: Сборник // Сост. Блатова Н.Т. — М., 1982.
25. Международные суды и международное право (сборник обзоров). Москва, изд. Академии Наук СССР, 1986 г.
26. Россия должна признать Абхазию и Южную Осетию, не дожидаясь признания Косово // Новый регион. Южный Кавказ. Интернет-издание стран Южного Кавказа. Режим доступа: .
27. Юсис О.З. Защита наследственных прав советских граждан в капиталистических странах (по материалам советских Прибалтийских республик): Автореф. дис. … канд.юрид.наук.. М. 1981.
28. Юсис О.З. Иммунитет государственных морских судов и непризнание государств (на примере советских Прибалтийских республик) // Советский ежегодник международного права за 1985 г. – М. 1986. – С. 235–241.
IV. Зарубежные издания:
29. Declaration of Eur.
30. Dragnich A. The West’s mismanagement of the Yugoslav crisis. World Affairs. Fall, 1993. [Electronic resource] // Findarticles. Mode of access: .
31. Dugard J. Recognition and the United Nations // J. Dugard. – Cambridge: Grotius Publications, 1987.
32. European Journal of International Law. [Electronic resource] //ejil.org/journal/Vol4/No1/art6.html. – 1993 – Vol. 4.– N. 1.
33. Ijalaye D. Was «Biafra» at any time a state in international law? // American Journal of International Law. 1971. V. 65. N 3. Р. 551—559.
34. Montevideo Convention on the Rights and Duties of States, signed at Montevideo, 26 Dec., 1933 [Electronic resource] // Organization of American States. Mode of access: .
35. Pegg S. International Society and the De Facto State // S.Pegg, – Ashgate: Aldershot, 1998. – 308 р.
36. Rich R. Recognition of States: the collapse of Yugoslavia and the Soviet Union // European Journal of International Law. 1993. V. 4. N 1. P. 36—65.
37. Shaw M. International Law. Cambridge, 2003.
38. Turk D. Recognition of States: a comment. // European Journal of International Law. 1993. V. 4. N 1. P. 66—91.
39. United States Foreign Relations, Report 1922 (II) 873.
40. Wallace R.M.M. International Law: A Student Introduction // R.M.M. Wallace. – London: Sweet & Maxwell, 1986. – 275 p.
41. Warbrick C. Recognition of States: Recent European Practice // Aspects of Statehood and institutionalism in Contemporary Europe // ed by M. D. Ewans part Mouth 1997. Р.10.