Содержание
Введение3
1. Права несовершеннолетних детей5
1.1 Право ребенка жить и воспитываться в семье5
1.2 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками9
1.3 Право ребенка на защиту10
1.4 Право ребенка выражать свое мнение12
1.5 Право ребенка на имя, отчество и фамилию14
1.6 Изменение имени и фамилии ребенка17
1.7 Имущественные права ребенка20
2. Обязанности детей в семейном праве25
2.1 Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей25
2.2 Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей30
Заключение34
Список использованной литературы37
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно-обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.
Дети — не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая, ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жестокого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав и социального сиротства — неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода. Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит постоянное ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права , в том числе семейные .
Анализ семейного законодательства показал, что российский ребенок наделен определенным комплексом прав . Между тем реализация прав ребенка , признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации нрав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей. Принятые Семейный кодекс РФ , другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка . Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка. Многие положения семейного законодательства не получили научное обоснование. Правоприменительная деятельность в этой сфере имеет свои недостатки и нуждается в научно-обоснованных рекомендациях. Все эти обстоятельства требуют изучения семейно-правового положения ребенка, проблем реализации его семейных прав и выявления научно-обоснованной системы мер их решения.
Степень разработанности темы исследования. В специальной литературе вопросы реализации семейных прав ребенка изучены неполно. Хотя в последнее время появился ряд монографических и диссертационных исследований на основе анализа семейного законодательства по данной проблеме .
Целью работы является анализ правового регулирования прав детей в семье по семейному законодательству в РФ; разработка теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся правового регулирования прав детей в семье по семейному законодательству в РФ, направленных на совершенствование семейного законодательств, и практики применения норм в сложившейся социально-политической обстановке в России.
Для достижения поставленной исследователем цели в рамках научно-исследовательской работы по теме «Права детей в семье по семейному законодательству в РФ» предполагается решить следующие задачи:
1. Провести характеристику законодательного регулирования прав ребенка в семье в дореволюционный период.
2. Рассмотреть советский опыт правовой регламентации прав ребенка в семье.
3. Изучить основы международного регулирования прав ребенка в семье.
4. Раскрыть понятие и назвать особенности реализации прав ребенка в семье.
5. Изучить личные права ребенка в семье.
6. Рассмотреть содержание имущественных прав ребенка в семье.
7. Выявить проблемные вопросы защиты прав ребенка в семье.
8. Раскрыть проблемы правового регулирования прав ребенка в семье.
9. Разработать пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье.
Объект исследования – общественные отношения, обуславливающие закономерности, возникающие в процессе законодательного регулирования прав детей в семье по семейному законодательству в РФ.
Предмет исследования — права детей в семье по семейному законодательству в РФ.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы. К общенаучным методам, которые предполагается использовать, относятся, в частности, абстрагирование, анализ и синтез. В работе также используются частноправовые методы, среди которых: формально-юридический метод; метод сравнительного правоведения; исторический метод.
Нормативную правовую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации , федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по вопросам, возникающим в связи с регламентацией прав детей в семье.
В ходе подготовки к написанию работы также изучены положения международно-правовых актов, многосторонних и двусторонних соглашений, относящихся к исследуемой проблеме.
В качестве теоретической основы исследования при написании работы предполагается использовать основные положения, содержащиеся в трудах ученых – правоведов и юристов — практиков, таких как: М.В. Антокольской, A.M. Беляковой, Е.М. Белогорской, Е.М. Ворожейкина. Ю.А. Королева, A.M. Нечаевой, А.И. Пергамент, Е.А. Чефрановой, В.П.Шахматова, К.Б. Ярошенко и других.
Эмпирическую (практическую) базу исследования составляет практика применения положения законодательства о правах детей в семье Верховным судом РФ.
Научная новизна исследования, прежде всего, определяется обязательствами Российской Федерации по приведению действующего семейного законодательства в соответствие с требованиями, сформулированными в Конвенции «О правах ребенка». Поэтому настоящее исследование: способствует повышению качества законопроектных работ, связанных с интересами ребенка в семье; создает предпосылки для более обоснованных со всех точек зрения реально исполнимых, целенаправленных, государственных программ, способных на деле гарантировать реализацию прав ребенка в семье.
Практическая значимость заключается в формулировании предложений по совершенствованию законодательства о правах детей в семье.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Мнение ребенка характеризуется наличием правовой значимости и в ряде случаев учет мнения ребенка является юридическим основанием для принятия того или иного решения. С целью обеспечения прав и интересов детей предлагаем внести в ст. 57 СК РФ дополнения, касающиеся перечня случаев, когда органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Следуя принципу разграничения правового статуса малолетних и несовершеннолетних, должно быть придано правовое значение достижению ребенком возраста 14 лет. В связи с чем представляется обоснованным включить в ст. 57 СК РФ правило: «В случаях, предусмотренных законом, обязательным является согласие ребенка, достигшего возраста 14 лет»;
2. Необходимо закрепить норму, предусматривающую возмещение вреда здоровью ребенка родителями (усыновителями) при удовлетворении иска о лишении родительских прав и отмене усыновления в том случае, когда противоправные действия родителей (усыновителей) выражались в жестоком обращении с детьми, злоупотреблении родительскими правами, уклонении от выполнения родительских обязанностей и совершения преступления против жизни и здоровья детей (ст.ст.69, 140, 141 СК РФ).
Возмещению в этих случаях должен подлежать и моральный вред, поскольку противоправными действиями родителей, усыновителей (оставление детей без пищи, без теплой одежды в зимний период, психическое насилие и т.п.) ребенку причиняются и физические, и нравственные страдания.
3. Необходимо решить вопрос о том, как определяется размер алиментов с учетом материального положения родителей и потребностей ребенка при переходе ко взысканию их в твердой денежной сумме. Считаем, что предварительно надо установить минимальный и максимальный размеры алиментов.
В итоге можно предложить следующие изменения в семейном законодательстве: добавить ст. 83 СК РФ пунктом 4 следующего содержания: «Алименты на содержание несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в твердой денежной сумме исходя из установленного Правительством РФ минимального и максимального размера алиментов».
На наш взгляд, минимальный и максимальный размер алиментов должен быть установлен исходя из прожиточного минимума, принятого в том или ином населенном пункте.
4. По нашему мнению, на родителей должна быть возложена обязанность материально помогать своим детям при их учебе и после достижения совершеннолетия. Поэтому вполне логичным и справедливым будет ввести в Семейный кодекс специальную правовую норму – статью 80.1 — о продлении взыскания алиментов на детей при их учебе после достижения совершеннолетия.
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновываются значимость, актуальность и новизна, цели и задачи исследования, краткий обзор литературных источников, методы исследования.
Первая глава «Развитие и становление правового регулирования прав детей в семье» посвящена изучению законодательного регулирования прав ребенка в семье в дореволюционный период; анализу советского опыта правовой регламентации прав ребенка в семье; характеристике основ международного регулирования прав ребенка в семье.
В главе второй «Понятие и общая характеристика прав ребенка в семье на современном этапе развития семейного законодательства в РФ» раскрывается понятие и особенности реализации прав ребенка в семье; характеризуются личные и имущественные права ребенка в семье.
В третьей главе «Законодательные и правоприменительные проблемы реализации прав ребенка в семье» выявляются проблемные вопросы защиты прав ребенка в семье; характеризуются проблемы правового регулирования прав ребенка в семье; предлагаются пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье
И, наконец, в заключении подведены итоги работы, изложены ее результаты, будут сделаны выводы и даны соответствующие рекомендации по устранению выявленных проблем, предполагается определить основные направления для дальнейшего исследования в рассматриваемой области.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1.1. Законодательное регулирование прав ребенка в семье в дореволюционный период
До принятия христианства на Руси семейные отношения регулировались обычным правом. После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 г. на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь. Православная церковь ввела церковную форму заключения брака, устранила многоженство, установила пределы свободы расторжения брака .
Далее начинается процесс создания светского права, которое постепенно вытесняет византийское законодательство и русское церковное право.
В этом смысле показательны законы, регулирующие семейные отношения конца XIX — начала XX в., объединенные кн. 1 т. Х Свода Законов Российской Империи (Свод Законов Гражданских ), именуемой «О правах и обязанностях семейственных» (особенно, если ознакомиться с комментариями по поводу отдельных статей этого Свода известных юристов того времени: Г.Ф. Шершеневича , А.И. Загоровского и др.).
Законными признавались все дети, рожденные в законном браке, хотя бы они родились: по естественному порядку слишком рано (прежде ста восьмидесяти дней) от совершения брака, если только отец не отрицал законности их рождения; по прекращении или расторжении брака, если только между днем рождения и днем смерти отца или расторжения брака прошло не более трехсот шести дней (ст. 119 Свода законов гражданских). Причем допускалось оспаривание происхождения ребенка от мужа матери. Лицу, «защищающему законность ребенка», надлежало доказать, что ребенок «прижит» от лица, вступившего в брак с матерью ребенка после его зачатия. В отношении детей, родившихся в браке, признанном недействительным, существовало правило: «Дети от брака, признанного недействительным, сохраняют права детей законных» (ст. 1311 Свода законов гражданских). Основная идея этих правил заключалась в том, чтобы снять по возможности всякую ответственность за грехи родителей с ни в чем неповинных детей. Но в любом случае речь шла о наследовании по закону внебрачных детей и законных их нисходящих только в благоприобретенном имуществе матери на основаниях, установленных для детей законных, с тем, однако, что наследуемое имущество матери, не имеющей законных сыновей, но имеющей лишь законных дочерей, делится между ними и внебрачными детьми по равным между всеми сонаследниками долям.
К детям узаконенным относились внебрачные дети, чьи родители вступили в брак. Узаконенный ребенок считался законным со дня вступления его родителей в брак и пользовался с этого времени всеми правами законных детей, рожденных от этого брака. Разрешалось усыновлять чужих незаконнорожденных детей, в том числе детей, «прижитых» сыном усыновителя, своих незаконнорожденных детей, ребенка собственного брата, детей иностранного подданного, отчимом — пасынка и т.д.
После усыновления усыновленный, как правило, сохранял права, принадлежавшие ему до рождения. Но усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, имеющие меньшие права состояния, приобретали личное почетное гражданство. Кроме того, у усыновленного правовая связь с родителями не прекращалась, если усыновитель был не в состоянии «нести обязанности», вытекающие из усыновления. Считалось, что в противном случае усыновление не улучшало, а ухудшало бы положение усыновленного, что противоречило цели усыновления — служить на пользу усыновленных.
Сохранение правовой связи усыновленного со своими кровными родителями означало, что «усыновленный сохраняет право наследования по закону после своих родителей и их родственников» (ст. 1567 Свода законов гражданских). Одновременно усыновленный вступал по отношению к усыновителю во все права и обязанности законных детей, приобретал право наследования в благоприобретенном имуществе усыновителя с тем, однако, что наследуемое имение усыновителя, не имеющего родных сыновей, а имеющего лишь дочерей, делится между ними и усыновленными поровну (ст. 15610 Свода законов гражданских) .
Оставалась непоколебленной родительская власть даже при добровольной передаче родителями своего ребенка на определенное время постороннему лицу на воспитание. Все законы, посвященные родительской власти, имели в виду совместную жизнь супругов. Их нельзя было применять к ситуациям, когда брак расторгался или супруги разлучались. При расторжении брака детей оставляли с тем из супругов, кто был в состоянии выполнять родительские обязанности. В случае спора надлежало заботиться прежде всего об интересах несовершеннолетних детей, тем более, что иногда «домогательства оставить детей у себя представляются по иным, ничего общего с благом детей не имеющим, побуждениям» . При отсутствии соглашения с кем из родителей должен оставаться ребенок, решался судом. При этом в случае уклонения одного из супругов от обязанности совместной жизни в основу судебного решения должна была быть положена его виновность. Правда, подобного рода правило знало исключение: если это требовалось ради блага ребенка.
Родительская власть над детьми принадлежала родителю, у которого он был оставлен. При признании брака родителей недействительным, от их соглашения зависело, у кого должны оставаться несовершеннолетние дети. Причем, если один из родителей при вступлении в брак был недобросовестным, другой родитель имел право требовать оставления у себя всех детей.
Свод Законов Гражданских не содержал специального раздела, посвященного правам детей. Тем не менее, эти права и обязанности детей находили свое выражение в главе, посвященной родительской власти.
Состояли они: в оказании родителям чистосердечного почтения, послушания, покорности и любви; в служении им «на самом деле»; в необходимости отзываться о них с почтением; в необходимости сносить родительские увещевания и «исправления» терпеливо и без ропота .
Мало того, почтение детей к памяти родителей должно было продолжаться и после кончины родителей (ст. 177 Свод Законов Гражданских). Подобного рода обязанности закон возлагал на всех детей — как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Об имущественных правах детей в Своде Законов Гражданских специально не говорилось. Тем не менее, российское законодательство запрещало родителям пользоваться даже незначительной частью доходов «с имущества» своих детей. Неприкосновенным считалось и то имущество детей, которое было заработано «под руководством родителей». Подобно тому, как брак не оказывал влияния на имущественные отношения супругов, так и родительская власть не давала родителям никаких прав на имущество детей, а дети в свою очередь не имели никаких прав на имущество родителей при их жизни. По вступлении в совершеннолетний возраст дети распоряжались и управляли отдельным своим имуществом независимо; они могли продавать и закладывать его по собственному усмотрению, «не обязываясь испрашивать на сие согласия или дозволения родителей» (ст. 191 Свод Законов Гражданских); доставлять своим родителям пропитание и содержание, если они «находятся в бедности, дряхлости или немощах». Эта обязанность существовала «по самую их смерть» (ст. 194 Свод Законов Гражданских) . Однако в те времена подобного рода обязанность считалась чисто личной, основанной на нравственном чувстве долга, благодарности и почтительности. Будучи взаимной (родители — дети), она ни при каких условиях не распространялась на родственников.
Итак, в дореволюционном праве правового регулирование прав детей носило фрагментарный характер. К началу революции 1917 года законодательство России, регламентирующее семейное право, а именно, в Своде Законов Гражданских, не содержалось специального раздела, посвященного правам детей в семье.
1.2. Советский опыт правовой регламентации прав ребенка в семье
Коренные перемены в экономических, идеологических основах государства, последовавшие после Октября 1917 г., повлекли за собой принятие новых законов, в том числе предназначавшихся для регулирования семейных отношений. Они были тем более необходимы, что церковь была отделена от государства. Поэтому в октябре 1918 г. появился Семейный кодекс, именуемый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве .
Отцом и матерью ребенка считались лица, записанные родителями в книге записей рождений. При отсутствии записи о родителях, ее неправильности или неполноте можно было доказывать отцовство и материнство в судебном порядке. Родительские права предоставлялись родителям в отношении детей мужского пола до 18 лет, женского пола — до 16 лет. Родительские права надлежало осуществлять родителям совместно. Все мероприятия в отношении детей при согласии родителей предпринимались ими обоими, а при отсутствии согласия — местным судом.
В числе обязанностей родителей фигурировала забота о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании и подготовке их к полезной деятельности. Как родительская обязанность рассматривалась необходимость иметь детей при себе. Отсюда следовало право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании «постановления закона или суда» . Соответственно, можно сказать, что Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве установил право детей в семье на воспитание, их подготовку к полезной деятельности, на проживание в семье. И, наконец, семейный кодекс возлагал защиту прав детей — как личных, так и имущественных — на родителей, которые являлись представителями детей «на суде и вне суда» без назначения их опекунами или попечителями. Дети не имели права на имущество родителей, равно как и родители не имели права на имущество детей (ст. 160 Кодекс законов об Актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве). Но родители обязаны были доставлять несовершеннолетним, нетрудоспособным и нуждающимся совершеннолетним детям пропитание и содержание. Подобного рода обязанность прекращалась, если дети находились на общественном или государственном иждивении. Размер содержания определялся в зависимости от материального положения родителей.
Сосредоточив свое внимание на признании брака, зарегистрированного в государственных органах, на равенстве всех детей, семейный кодекс 1918 г. уделял минимум внимания регулированию иных семейных отношений, а то и вовсе их игнорировал. Однако семья продолжала существовать вопреки господствовавшим на этот счет политическим и идеологическим прогнозам. Поэтому ВЦИК своим постановлением от 19 ноября 1926 г. утвердил и ввел в действие с 1 января 1927 г. новый — второй по счету Кодекс законов о браке, семье и опеке» .
Семейный кодекс 1927 г. сохранял в принципе прежними правила относительно осуществления родительских прав и обязанностей. Но о лишении родительских прав по суду упоминалось как бы вскользь, тогда как отобранию ребенка у родителей (как по суду, так и органами опеки и попечительства) уделялось значительно больше внимания. Видимо, действительность больше нуждалась в менее сложных способах защиты нарушенных прав ребенка. Примечательно также, что этот кодекс оставлял мало места для правил, регулирующих алиментные отношения. Да и те правила, которые существовали, кажутся теперь крайне скупыми. Следующая модернизация семейного законодательства произошла с введением Кодекса о браке и семье РСФСР с 1 ноября 1969 г.
Четкое и недвусмысленное положение о том, что «взаимные права и обязанности родителей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке», теперь сочеталось с допустимостью установления отцовства в добровольном — по совместному заявлению женщины-матери предполагаемого отца в органы записи актов гражданского состояния — либо в судебном порядке. Примечательно, что кодекс 1969 г. выделял права и обязанности родителей в специальную главу. Но речь здесь шла главным образом о родительских обязанностях, содержание которых расширилось. При этом специально подчеркивалось равенство прав и обязанностей обоих родителей, даже если они расторгли свой брак. «Подобного рода уточнение было полно большого смысла, поскольку все чаще и чаще приходилось встречаться с нарушением прав родителя, который после расторжения брака жил отдельно от своих детей. Помочь ему были призваны нормы, регламентирующие его участие в жизни ребенка путем регулярного с ним общения. Обеспечивать же право на это общение призваны были органы опеки и попечительства, а при неподчинении их решению – суд» — отмечает Е.А. Татаринцева .
Теперь давался более широкий и исчерпывающий, чем раньше, перечень оснований лишения родительских прав и определялись в общих чертах последствия применения столь суровой меры семейно-правовой ответственности. Одновременно допускалось восстановление судом родительских прав. Был введен также институт отобрания детей у родителей в судебном порядке независимо от лишения родительских прав: оно применялось, если оставление ребенка у лиц, у которых он находился, представляло для него опасность. Соответственно обязанностям родителей корреспондирует права детей в семье.
Изменения общественно-политической и экономической ситуации в России, ее правовой системы обусловили новую кодификацию семейного законодательства. Она была осуществлена в форме Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 г. Восприняв многие проверенные жизнью положения Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., СК РФ существенно обновил правовое регулирование семейных отношений.
Важнейшим достижением Семейного кодекса стал учет положений Конвенции ООН о правах ребенка, в том числе при регулировании так называемого международного усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Однако усыновление российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства в настоящее время стало предметом острой критики.
В настоящее продолжается законодательная работа по непосредственному обеспечению прав и интересов детей, направленная на поэтапное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения этих категорий населения, совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики.
Итак, изучение исторических аспектов развития содержания прав и обязанностей детей показало, что с учетом сложившейся на сегодняшний день социально-экономической обстановки в России и предшествующего опыта, приоритетными направлениями деятельности законодательной властей были и остаются: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности семей с детьми; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
1.3. Основы международного регулирования прав ребенка в семье
Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. Поскольку семья является ее основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе, государству, общественным учреждениям следует прилагать усилия для сохранения целостности семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые 14 декабря 1990 г. , устанавливают в п. 13, что правительствам следует вырабатывать политику, способствующую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи. Семьям, нуждающимся в помощи для преодоления внутренней нестабильности или конфликтных ситуаций, должны предоставляться необходимые услуги.
Российские ученые правовой основой социальной политики РФ в отношении несовершеннолетних прежде всего называют Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989 г. Также сюда следует включить Пекинские правила 1985 г. (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (приняты Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 ноября 1985 г.) и Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г.). Полагаем, незаслуженно оказался «за бортом», т.е. оставленным без внимания и правового анализа, важный международно-правовой акт — Декларация прав ребенка, которая была принята 30 годами раньше Конвенции ООН «О правах ребенка».
В преамбуле Декларации, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., значится, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите, включая надлежащую правовую защиту, а человечество обязано давать лучшее, что оно имеет. Эта Декларация была провозглашена с целью, чтобы обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами. Именно с этого момента 20 ноября считается Днем прав ребенка.
Историческая память требует от нас вспомнить и отдать должное предвестнице Декларации прав ребенка — Хартии прав ребенка, которая 24 сентября 1924 г. была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций и стала известной как Женевская декларация прав ребенка. Ее историческое значение состоит в том, что она стала первым международно-правовым актом по охране прав и интересов детей. Хартия подчеркивала, что забота о детях и их защита более не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства. Именно Хартией впервые было сформулировано четыре принципа, положенных в основу международно-правовой защиты детей: 1) ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования; 2) ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии; 3) ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации; 4) ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения .
Эти важные для мирового сообщества принципы находят свое выражение и в современных национальных законодательствах. Так, например, реализуя эти принципы, российский законодатель закрепил в Семейном кодексе РФ среди основных начал семейного законодательства принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (п. 3 ст. 1). Правовой институт осуществления и защиты семейных прав содержит норму права — п. 1 ст. 8 СК РФ, предусматривающую, что защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, государственными органами, в т.ч. органами опеки и попечительства. На защиту прав несовершеннолетних детей направлена и норма права ст. 21 СК РФ, предусматривающая в п. 1, что при наличии у разводящихся супругов несовершеннолетних детей расторжение брака производится в судебном порядке. Далее, в интересах детей российским законодательством предусматривается, что разводящиеся супруги, решая жизненно важные для несовершеннолетних детей вопросы, вправе заключить следующие семейно-правовые договоры о детях: а) соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, и б) алиментный договор — соглашение супругов о порядке выплаты средств на содержание детей. В дальнейшем механизм защиты несовершеннолетних детей работает следующим образом: п. 1 ст. 23 СК РФ устанавливает право супругов представить на рассмотрение суда соглашение о детях (этим понятием обнимаются два названных нами семейно-правовых договора). При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их прав, он обязан в соответствии с п. 2 ст. 24 СК РФ определить: а) с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и б) с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на содержание детей. Таким образом, делает правильный вывод Е.А. Чефранова, суд обязан решить вопросы воспитания и содержания детей независимо от наличия спора и предъявления соответствующих требований .
Установленная российским законодательством указанная обязанность суда направлена прежде всего на защиту прав несовершеннолетних в семейно-правовой сфере. Это тот редкий случай, когда суду предоставлено право выйти за пределы исковых требований. Мировой судья, установив, что у супругов имеются общие несовершеннолетние дети, ни в коем случае не должен ограничиваться вынесением решения о расторжении брака между супругами, оставив без внимания вопросы о месте проживания и содержания ребенка. Мировой судья должен выявить наличие и содержание соглашений, достигнутых родителями по этим вопросам. Только убедившись в отсутствии спора и достижении соглашения, обеспечивающего соблюдение прав ребенка, мировой судья вправе вынести решение о расторжении брака. «Таков подлинный смысл закона, направленного на защиту интересов ребенка как наиболее слабого, уязвимого участника семейных правоотношений», — не без оснований считают С.Ю. Чашкова и Е.А. Чефранова .
Следует отметить, что Женевская декларация прав ребенка 1924 г. (она же Хартия прав ребенка) в связи с распадом Лиги Наций в 1946 г. потеряла свою юридическую силу, но, несмотря на это, свою важную историческую роль в формировании правовых основ защиты несовершеннолетних сыграла, в связи с чем ей следует отдать должное.
Впоследствии в 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой было провозглашено, что все дети имеют право на особое попечение и помощь . Как видим, данный принцип есть развитие принципов Хартии прав ребенка. Это же можно отметить в отношении правовых положений Декларации прав ребенка. Несмотря на важность, гуманность принципов, провозглашенных Хартией прав ребенка 1924 г. и Декларацией прав ребенка 1959 г., несмотря на оказанное значительное влияние на социальную политику государств во всем мире, указанные международные акты носили только рекомендательный характер. В дальнейшем защита прав ребенка, его право на защиту семьей, защиту его в случае распада семьи нашли свое закрепление в первом международном обязывающем правовом акте в области прав человека — Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН .
Многие исследователи считают, что особенность положения ребенка происходит из его беззащитности. С этим трудно не согласиться. «В период перехода к рыночной экономике, сопровождающийся расслоением нашего российского общества на два социально-противоположных класса — богатых и бедных, не может не обращать на себя внимания падение социально-нравственных устоев современной семьи, когда даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья», — отмечает Е.М. Никитина .
В этой связи нам вновь хотелось обратиться к принципу 2 Декларации прав ребенка 1959 г., который гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главны…
**************************************************************