Выдержка из текста работы
В числе важнейших проблем, которые приходится решать каждому промышленному предприятию, — организация системы экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления. Причем к этому его подталкивает необходимость как исполнения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, так и сокращения экономических издержек при обращении с отходами. Хозяйственная практика на промышленных предприятиях показывает, что инвестирование в новые малоотходные технологии и технологии переработки образующихся отходов дает со временем экономический эффект, покрывающий расходы на внедрение этих технологий. Поэтому все чаще предприятия не ограничиваются формальным исполнением экологических требований, а ориентируются на формирование системы управления отходами, позволяющей оптимизировать их потоки.
Процесс формирования системы управления отходами является многостадийным. На первой стадии (организационной, административной) предприятие ориентируется на исполнение требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Эти требования включают: организацию и ведение первичного учета отходов на предприятии; установление свойств отходов и их классов опасности для окружающей природной среды; паспортизацию опасных отходов; профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; получение всех необходимых разрешительных документов на обращение с отходами (лицензии, лимитов и т.п.); представление ежегодной статистической отчетности об управлении отходами, а также организацию текущего производственного контроля образования отходов и обращения с ними. Эта стадия является фундаментом для разработки будущей системы управления отходами на предприятии как части системы управления окружающей средой. Уже при подготовке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), Материалов обоснования деятельности по обращению с отходами становится очевидной необходимость совершенствования отдельных процессов и оптимизации потоков отходов, а также намечаются позиции для такого совершенствования и закладываются основы для принятия соответствующих управленческих решений.
На второй стадии (консультативно-аналитической) проводится анализ проектных документов (материалов первичного учета отходов, ПНООЛР, Материалов обоснования деятельности по обращению с отходами и т.п.) и аудит отходов в целях идентификации приоритетных направлений в области обращения с отходами на предприятии, требующих улучшения. С учетом этих направлений вырабатывается стратегия обращения с отходами (переработка образованных отходов либо их экологически безопасное размещение) и определяется политика в области управления отходами. С учетом выработанной стратегии проводится разработка мероприятий по минимизации образования и опасных свойств отходов, максимальной их переработке и экологически безопасному размещению.
На завершающей стадии процесса систематизируется опыт, полученный на предыдущих стадиях в результате использования административных и аналитических инструментов, применения новых технологических и технических решений, управленческого консультирования.
Важным условием устойчивого функционирования системы управления отходами является периодический анализ результатов экологической политики в области обращения с отходами, оценка эффективности системы управления отходами и совершенствование (оптимизация) этой системы.
1.Общая характеристика предприятия ООО «Ейск-Порт-Виста»
Наименование предприятия |
ООО «Ейск-Порт-Виста» |
|
Юридический адрес |
353685 РФ, Краснодарский край, г. Ейск, ул. Шмидта, 4. |
|
Фактический адрес |
353685 РФ, Краснодарский край, г. Ейск, ул. Шмидта, 4. |
|
Банковские реквизиты |
Р/с 40702810230440101025 Юго-западный банк Сбербанка РФ, г. Ростов-на-Дону, Ейское ОСБ 1798, г. Ейск. К/с 30101810600000000602, БИК 046015602 ОГРН 1022301116320 ИНН 2306018390 КПП 230601001 ОКПО 51352522 ОКОНХ 51500 ОКАТО 03411000000 ОКВЭД 63.11 ОКОГУ 49014 |
|
Вид деятельности |
Оказание услуг предприятиям, занимающихся внешнеэкономической деятельностью по приему, складированию, краткосрочному хранению и дальнейшей погрузке-выгрузке сыпучих и пакетированных грузов по их классификации, осуществление перевалки разрешенных нефтепродуктов. |
|
Ф.И.О., телефон генерального директора |
Култышев Сергей Сергеевич Тел.факс (86132) 2-66-53,2-63-60 |
|
Ф.И.О., телефон должностного лица, ответственного за ООС |
Заломина Дарья Евгеньевна Тел./факс (86132)2-66-53, 2-63-60 |
|
Режим работы, дн/год |
круглогодичный |
|
Коды статотчетности: |
ОКПО 51352522 ОКВЭД 36.11, 63.22, 63.12 ОКАТО 03411000000 ОКОГУ 49014 ОКФС 16 ОКОПФ 65 |
|
Используемые суда |
танкера дедвейтом до 5000 т |
|
Перегружаемые грузы и нефтепродукты |
Лес круглый навалом; Лес пакетированный (ель, хвоя, сосна); Зерно насыпью, перегружаемое экскаватором «Сеннебоген» (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, сорго); Мягкие контейнеры с сыпучими грузами неопасные: цемент; Другие генеральные и инертные грузы; Дизельное топливо; Прямогонный бензин (бензин экспортный технологический, бензин газовый стабильный, дистиллят газового конденсата); Керосин марки КО-20 и КО-25; Автомобильный бензина (А-80 и А-92). Мазуты различных марок; Присадки к топливам и маслам; |
Территория предприятия ООО «Ейск-Порт-Виста» расположена в северной части портовой зоны г. Ейска, в районе Западного мола морского порта, расположенного у основания Ейской косы, выступающей к северо-востоку от южного берега Таганрогского залива. Площадка ООО «Ейск-Порт-Виста» расположена в северной части у причалов №8 и №9 и с трех сторон омывается водами Таганрогского залива.
Территория предприятия относится к хорошо освоенному промышленному району.
Стивидорная компания «Ейск-Порт-Виста» в круглосуточном режиме принимает под обработку речные и морские суда грузоподъемностью до 5000 тонн и осадкой до 4,20 метра в грузу и осуществляет перевалку грузов на двух причалах №8 и №9 общей длиной 279 метров. Предметом основной деятельности предприятия является оказание услуг предприятиям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, по приему, складированию, краткосрочному хранению и дальнейшей погрузке (выгрузке) грузов по их классификации. При этом предприятие выполняет следующие виды работ:
— Перевалка нефтепродуктов;
— Складские операции в морских портах;
— Осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах.
Прием и отпуск грузов может осуществляться как автотранспортом, так и железнодорожным транспортом.
Грузовые площадки предприятия, на которых расположены грузоподъемные механизмы, предназначенные для приема и складирования различных видов грузов, а именно: генеральных, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, навалочных, насыпных, нефтеналивных грузов, подлежащих оформлению в режиме экспорта или импорта. Каждый вид груза ввозимый на территорию складируется в строго отведенном месте, не допуская смешения. На территории компании функционируют подразделения органов таможенного, пограничного, санитарного и карантинного контроля.
Экспорт. Ввозимый груз накапливается до объема судовой партии. При накоплении судовой партии того или иного вида груза и постановки судна под грузовые операции товар помещается в трюма судна.
Импорт. Судно, поданное под грузовые операции, выгружается погрузочно-разгрузочной техникой на грузовые площадки зоны таможенного контроля и склада временного хранения по видам, не допуская смешения, учитывается и кратковременно хранится до окончания оформления груза в таможенном отношении. После оформления товара в таможенных органах, груз вывозится за пределы зоны таможенного контроля автомобильным либо железнодорожным транспортом.
2.Порядок обращения с отходами на предприятии ООО «Ейск-Порт-Виста»
2.1 Характеристика производственных процессов предприятия как источника образования отходов
Для выполнения производственных задач ООО «Ейск-Порт-Виста» использует парк автотранспорта, мобильные подъемные краны, перегрузочные машины Sennebogen, погрузчики и другую технику, позволяющую производить обработку грузов быстро, качественно и без потерь. Так же на балансе предприятия зарегистрирован тепловоз серии ТЭМ 2 №1560, однако он не используется и предназначен для аварийных ситуаций.
При эксплуатации и обслуживании автомашин образуются следующие виды отходов:
— масла моторные отработанные;
— масла трансмиссионные отработанные;
— масла трансформаторные отработанные;
— масла гидравлические отработанные;
— масла индустриальные отработанные;
— аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитным электролитом;
— обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более);
— фильтрующий элемент отработанных масляных автомобильных фильтров;
— фильтрующий элемент отработанных воздушных автомобильных фильтров;
— покрышки отработанные;
— резиноасбестовые отходы (в том числе отработанные и брак);
— резиновые изделия незагрязненные потерявшие потребительские свойства;
— песок, загрязненный маслами (содержание масел не более 15%);
— лом черных металлов несортированный;
— лом алюминия не сортированный.
Окраску автотранспорта перед техосмотром производят краскопультами на открытом воздухе.
Образующиеся отходы:
— тара из-под лакокрасочных материалов;
— тара из-под растворителя.
Территория объекта делится на производственную зону и зону вспомогательных сооружений. Производственная зона включает в себя все технологические сооружения:
— зону перевалки насыпных и навалочных грузов (причал №8);
— комплекс перевалки нефтепродуктов (причал №9);
— установку очистки ливневых сточных вод с дренажными и сборными емкостями (перевалочный комплекс)
В зону вспомогательных сооружений входят:
— объекты электроснабжения,
— пожаротушения,
— водоснабжения и канализации,
— ремонтный участок,
— гараж со стоянками автотранспорта и спецтехники.
Основными грузами, переваливаемыми через причал №8 ООО «Ейск-Порт-Виста» являются:
— лес круглый навалом;
— лес пакетированный, пиломатериалы (ель, хвоя, сосна);
— зерно насыпью, перегружаемое экскаватором «Сеннебоген» (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, сорго, овес);
— мягкие контейнеры с сыпучими грузами неопасные: цемент, отруби, рисовая мучка;
— и другие генеральные грузы.
Круглый лес, пиломатериалы прибывают в порт на автомашинах, убывают — судами. Перегрузка производится по прямому варианту с соблюдением требований Правил охраны труда в морских портах, Правил морской перевозки лесных грузов и других руководящих документов.
Складирование круглого леса россыпью и в пакетах производится на очищенных и ровных складских территориях.
Последовательность загрузки судна по трюмам определяется администрацией судна, в зависимости от количества кранов, работающих одновременно на одно судно. Кран оборудован лесным грейфером. Загружаемый трюм должен быть открыт полностью.
Все движения крана производятся по команде сигнальщика.
Зона работы крана ограждается, вывешиваются аншлаги «Проход и проезд запрещен». Не допускается нахождение людей, не имеющих отношения к перегрузочному процессу, производство вспомогательных и ремонтных работ в зоне действия крана.
В результате перегрузки круглого леса и пиломатериал образуются такие виды отходов как:
— древесные отходы несортированные из натуральной чистой древесины;
— мусор от уборки ж/д вагонов.
Зерно прибывает в порт автотранспортом, выгружается из кузова автомашины с эстакады. Перегрузку данного рода груза необходимо выполнять в полном соответствии с «Правилами предотвращения загрязнения окружающей среды при перегрузке зерновых и семечковых культур», согласованными с природоохранными органами, экспертным заключением ГУ «Ейский центр Госсанэпиднадзор на водном и воздушном транспорте» и договором, заключенным с грузоотправителем.
Перед началом грузовых работ производится подготовка передаточной площадки под прием зерна: при необходимости производится ее очистка от посторонних предметов, остатков груза, подвозятся лотки для мусора и отходов, метлы, лопаты, скребки.
До начала ведения грузовых работ во избежание попадания зерна в акваторию и для сбора россыпи его на причале стропальщики производят навешивание брезентовых пологов от борта судна до кордона причала по всей длине трюмов судна.
При россыпи зерна на палубе или причале зерно убирается в специально отведенную тару.
Загрузка трюмов производится на основании «Наставлений по погрузке, размещению и креплению грузов», утвержденному Регистром РФ для каждого конкретного судна. Последовательность загрузки судна по трюмам определяется администрацией судна. Загружаемый трюм должен быть открыт полностью. Машинист экскаватора опускает раскрытый грейфер на груз, зачерпывает его и переносит в трюм, а сигнальщик следит за тем, чтобы груз не высыпался из грейфера. Подсыпка зерна при работе экскаватора с грейфером осуществляется с помощью ковшового а/погрузчика с подборочной лопатой.
Для окончательной погрузки остатков зерна, не захватываемого грейфером, он опускается на передаточную площадку и после выключения автоматического экскаватора стропальщики метлами и лопатами собирают остатки зерна и высыпают их в него.
После выполнения грузовых работ и закрытия трюмов стропальщики сметают россыпь зерна с крышек трюмов и палубы метлами вручную. Все работы на верхней палубе производятся стропальщиками с соблюдением правил личной безопасности.
Образующиеся отходы:
— Смет от уборки территории;
— Мусор от уборки складских помещений для хранения зерна.
Одним из ввозимых грузов является шлак доменного производства для перегрузки потребителям. Потребители используют его как дорожно-строительный материал.
Образующиеся отходы:
— Шлак доменный.
Нефтепродукты. В 2006 году в порту введен в эксплуатацию перегрузочный комплекс по перевалке нефтепродуктов, предназначенный для перевалки светлых и темных нефтепродуктов из ж/д цистерн и автоцистерн в нефтеналивные суда с максимальной осадкой до 4,20 м и дедвейтом до 5000 тонн. Общий объем перевалки нефтепродуктов составляет 3 млн. т/год, из них:
— мазуты различных марок;
— дизельное топливо;
— прямогонный бензин (бензин экспортный технологический, бензин газовый стабильный, дистиллят газового конденсата);
— керосин марки КО-20 и КО-25;
— присадки к топливам и маслам;
В состав перегрузочного комплекса входит:
— двухсторонняя сливная ж/д эстакада на 30 четырехосных цистерн;
— продуктовая насосная станция для светлых нефтепродуктов;
— стендерная площадка на причале;
— технологический трубопровод;
— площадка слива АЦ:
— продктовая насосная мазута;
— технологический трубопровод мазута;
— сооружения электроснабжения, противопожарного водоснабжения, пожаротушения и ливневой канализации с очистными сооружениями.
Для приема стоков со следами нефтепродуктов проектом установлены 4-е емкости, проложена дождевая канализация. Три емкости предусмотрены для приема стоков с площадки, ограниченной пожарным автопроездом и сливной эстакадой, и одна емкость для приема стоков с площадки, расположенной между ж/д. путем №7 и пожарным автопроездом.
Для очистки поверхностных стоков установлен блочно-модульный водоочистной комплекс УКОС-Д-10,0. С накопительной емкостью для нефтесодержащих стоков.
Образующиеся отходы:
— всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей);
— отхода (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод.
В процессе перевалке нефтепродуктов образуются такие отходы как:
— масла трансформаторные отработанные;
— аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные;
— обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел не более 15%).
Электроснабжение объекта осуществляется в соответствии с техническими условиями от существующей ВЛЭП и от ТП-152 ООО «Директория». При отсутствии подачи электроэнергии на подстанцию ЗПТ предусматривается аварийное электроснабжение потребителей комплекса от дизель-генератора ДГУ-500.
Теплоснабжение объекта — от электроприборов при помощи тепловентиляторов ТПЦ.
Источником водоснабжения для хозяйственно-питьевых нужд является существующий хозяйственно-питьевой водопровод площадки ООО «Ейск-Порт-Виста» и бутилированная вода. Вода на технологические нужды не требуется.
Для нужд пожаротушения используется морской водозабор с насосной станцией пожаротушения.
Канализование объекта предусматривается в водонепроницаемый выгреб.
Общая площадь убираемой территории предприятия составляет 32000 м2.
Полигона и накопителей промышленных отходов предприятие не имеет. Временное хранение отходов осуществляется в контейнерах и на оборудованных площадках для хранения отходов на территории предприятия.
Предприятие имеет согласованный в установленном порядке «Проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение». По данному проекту получены лимиты.
Все производственные процессы, приводящие к образованию отходов, выполняются согласно утвержденных технологических регламентов и технологических карт. Оборудование, применяемое на предприятии, относится к типовому для данной отрасли.
Годовые нормативы образования отходов для ООО «Ейск-Порт-Виста»
Наименование отхода |
Кол-во образующихся отходов, т/год |
|
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак |
0,014 |
|
Итого 1 класса опасности |
0,014 |
|
Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом |
0,550 |
|
Итого 2 класса опасности |
0,550 |
|
Фильтрующий элемент отработанных масляных автомобильных фильтров |
0,030 |
|
Масла моторные отработанные |
2,870 |
|
Масла трансмиссионные отработанные |
0,410 |
|
Масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены |
4,060 |
|
Масла трансформаторные отработанные, не содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы |
0,430 |
|
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) |
1,520 |
|
Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) |
1,000 |
|
Шланги потерявшие свои потребительские свойства |
0,040 |
|
Итого 3 класса опасности |
10,36 |
|
Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод |
17,000 |
|
Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки |
50,000 |
|
Покрышки отработанные |
5,440 |
|
Фильтрующий элемент отработанных воздушных автомобильных фильтров |
0,132 |
|
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
13,100 |
|
Тара из-под ЛКМ |
0,128 |
|
Мусор строительный |
1,385 |
|
Мусор от уборки территории |
160,000 |
|
Мусор от уборки грузовых ж/д вагонов |
1,600 |
|
Резиноасбетовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) |
0,310 |
|
Шлак доменный |
0,150 |
|
Тара из-под растворителя |
0,005 |
|
Песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) |
0,842 |
|
Итого 4 класса опасности |
250,092 |
|
Лом черных металлов несортированный |
4,340 |
|
Лом алюминия несортированный |
1,760 |
|
Остатки и огарки стальных сварочных электродов |
0,097 |
|
Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные |
0,400 |
|
Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства |
0,050 |
|
Мусор от уборки складских помещений для хранения зерна |
248,200 |
|
Итого 5 класса опасности |
254,847 |
|
итого по предприятию |
515,863 |
Промышленные отходы предприятия складируются на специально оборудованных в соответствии с экологическими, санитарными, противопожарными нормами и правилами площадках, исключающих загрязнение окружающей среды, что обеспечивает:
— отсутствие влияния размещаемого отхода на окружающую среду;
— недопущение замусоривания территории;
— удобство вывоза отходов.
На предприятии не допускается:
— поступление в контейнеры для мусора отходов, не разрешенных к приему на полигоны, в особенности отходов 1 и 2 класса опасности;
— переполнение контейнеров.
На предприятие к обращению с опасными отходами допускаются только лица прошедшие обязательную профессиональную подготовку по обращению с отходами 1-4 классов опасности, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами.
Перед передачей специализированным предприятиям на переработку, утилизацию или захоронение отходы сортируются с целью выявления возможности их дальнейшего использования на собственные нужды.
Временное накопление и хранение отходов производится на специально оборудованных площадках с твердым покрытием и эффективной защитой от ветра и атмосферных осадков.
На предприятии установлены следующие места накопления отходов:
Складское помещение S = 3 м2, в котором установлен 1 закрытый металлический контейнер V = 0,24 м3 для хранения ртутных ламп люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака. Замену перегоревших ламп осуществляет только специалист (электрик).
Помещение мастерской S = 20 м2, в котором на стеллажах хранятся аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом;
Помещение мастерской S = 20 м2, в котором хранятся фильтрующий элемент отработанных масляных автомобильных фильтров в одном металлическом контейнере V = 1 м3 и фильтрующий элемент отработанных воздушных автомобильных фильтров в одном металлическом контейнере V = 1 м3;
Открытая площадка с непроницаемым покрытием S = 10 м2, на которой навалом хранятся покрышки отработанные;
Мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) хранится в 10 металлических контейнерах с крышкой, которые установлены на специально оборудованной площадке с непроницаемым покрытием S = 20 м2 .
Открытая площадка с непроницаемым покрытием S = 30 м2 на которой хранятся навалом мусор строительный, мусор от уборки территории, мусор от уборки складских помещений для хранения зерна, мусор от уборки грузовых ж/д вагонов, шлак доменный, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные;
Лом черных металлов и лом алюминия несортированный так же хранится навалом на открытой площадке с асфальтобетонным покрытием;
Остатки и огарки стальных сварочных электродов хранятся в металлическом контейнере V = 0,1 м3;
Песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) хранится в 11 закрытых металлических контейнерах V = 1 м3;
обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15 % и более) хранится в 11 закрытых металлических контейнерах V = 1 м3;
резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) хранятся в металлическом контейнере V = 1 м3;
резиновые изделия незагрязненные потерявшие потребительские свойства хранятся в металлическом контейнере V = 1 м3;
Масла моторные отработанные хранятся на площадке с асфальтобетонным покрытием в 4 закрытых бочках V = 200 л;
масла трансмиссионные отработанные хранятся в 2-х закрытых бочках; масла гидравлические в 5-ти закрытых бочках и масла трансформаторные в 2-х закрытых бочках V = 200 л.
Накопление и хранение отходов на территории предприятия допускается временно, до вывоза их на переработку или утилизацию на спецполигонах.
На вывоз, переработку, утилизацию и захоронение опасных отходов производства и потребления у ООО «Ейск-Порт-Виста» заключены договора со специализированным организациям.
На коммунальное обслуживание по вывозу твердых бытовых отходов заключен договор с МУП «Комбинат коммунально-бытовых услуг». Твердые бытовые отходы вывозятся два раза в неделю на территориальные полигоны захоронения бытовых отходов или свалки.
На вывоз отходов производства 4-5 классов опасности (древесные отходы несортированные из натуральной чистой древесины, мусор от уборки ж/д вагонов, мусор от уборки территории, мусор от уборки складских помещений и д.р.) заключен договор с МУП «Комбинат коммунально-бытовых услуг» для захоронения их на городской свалке. Данные виды отходов вывозятся согласно сроку хранения указанного в лимитах на размещение отходов на территории предприятия и передачу их другим природопользователям.
На вывоз и утилизацию отходов из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков заключен договор с ООО «Экотранс». Вывоз отходов производиться по мере необходимости.
На продажу лома черных и цветных металлов заключен договор с ООО «Импульс».
На прием, транспортировку и утилизацию отходов 1-4 классов опасности:
— отходы 1 класса опасности (ртутьсодержащие);
— отходы 2 класса опасности (аккумуляторы отработанные и др.)
— отходы 3 класса опасности (масла автомобильные отработанные, отходы, загрязненные нефтепродуктами и др.);
— отходы 4 класса опасности (покрышки отработанные, камеры пневматические и др.).
А так же другие виды отходов 1-4 классов опасности по согласованию сторон заключен договор с ООО «Кубаньэкопереработка». Вывоз отходов с территории предприятия производиться ежеквартально.
В случае возникновения аварийной ситуации все работы по ликвидации должны проводиться в соответствии с отраслевыми и общегосударственными правилами по технике безопасности, установленными для каждого вида производственной деятельности.
3.Проблемы утилизации и размещения отходов в России
Все больше средств и ресурсов вкладывается в утилизацию промышленных и других видов отходов. И тем не менее отходов становиться все больше, они занимают огромные площади, которые можно было бы использовать более продуктивно. Многие виды отходов оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
Такая технология утилизации как сжигание ТБО в энергетических целях, широко практикуется за рубежом. В последние годы разработаны эффективные системы газоочистки образующихся дымовых газов. Основным недостатком этого способа обращения с отходами является его высокая стоимость.
В настоящее время одним из основных способов обращения с отходами является их захоронение на полигонах. При грамотной организации мест захоронения ТБО с соблюдением действующих норм опасность для населения и окружающей среды при таком методе минимальна. Однако такой способ имеет немало недостатков, главный из них — значительное капиталовложение в обустройство и капиталовложения в обустройство и эксплуатацию полигонов.
В настоящее время самым экологически безопасным и экономически целесообразным способом является переработка отходов в качестве вторичных материальных ресурсов (рециклинг). Этот способ является достаточно трудоемким, потому что на первом этапе обращения с отходами необходимо осуществлять тщательную сортировку отходов, извлекая из них утильные фракции. Кроме того рециркуляция некоторых видов промышленных отходов представляет собой технологически сложный процесс. Тем не менее, исследования Европейской комиссии показали, что в конечном итоге продукция из переработанных материалов оказывается дешевле продукции из первичного сырья за счет экономии энергии, воды и сырья.
В России проблема утилизации и размещения отходов по-настоящему остро стоит уже много лет. Наибольшее распространение получили захоронение и сжигание мусора, что приводит к серьезному загрязнению окружающей среды при отсутствии грамотного подхода к созданию полигонов и современных технологий. Тем не менее, это не означает, что наша страна отстает от других стран в решении данной проблемы. Вторичная переработка картона и оберточной бумаги находится у нас на том же уровне что и в Европе, а в области переработки алюминия мы даже обогнали некоторые европейские страны. Но для рецилькуляции многих других видов мусора нашим перерабатывающим заводам нахватает мощностей, да и стоимость сортировки довольно высока. Установка специальных мусорных контейнеров для каждого вида отходов (уже много лет принятая в Европе и Америке) позволила бы существенно снизить затраты на сортировку.
Внедрение малоотходных и безотходных технологий, рециклинг отходов — одна из актуальных российских проблем, требующая решения на государственном уровне. Для эффективного использования современной научно-технической базы, улучшения экологической ситуации нужен комплексный подход — не только финансирование и актуализация законодательства по данному вопросу, но и популяризация новых технологий утилизации.
Успешное решение экологических проблем возможно только путем консолидированных действий государства, бизнеса и общества.
Решение проблем окружающей среды невозможно так же без компетентной и конструктивной деятельности неправительственных организаций и общественных объединений, средств массовой информации, чей интеллектуальный и практический потенциал, опыт взаимодействия с населением, органами власти и бизнеса необходимо использовать.
В настоящее время внесение поправок в Федеральный закон « Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты в области обращения с отходами не только целесообразно, но и жизненно необходимо.
Заключение
В результате проведенных исследований в рамках анализа эффективности управления экологической безопасностью по обращению с опасными отходами производства и потребления в ООО «Ейск- Порт — Виста можно констатировать, что условия обращения с отходами на предприятии соответствуют всем современным экологическим нормам и требованиям.
Данный вывод подтверждается следующими факторами:
1. Предприятие имеет согласованный в установленном порядке «Проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение». По данному проекту получены лимиты;
2. Технологические процессы и оборудование, применяемое на предприятии, соответствует предъявленным требованиям в данной области производства;
3. Накопление и хранение отходов на территории предприятия допускается временно, до вывоза их на переработку утилизацию на спецполигонах;
4. На вывоз, переработку, утилизацию и захоронение опасных отходов производства и потребления у ООО «Ейск-Порт-Виста» заключены договора со специализированным организациям;
5. Временное хранение отходов производиться на специально оборудованных площадках с твердым покрытием и эффективной защитой от ветра и атмосферных осадков;
6. К обращению с опасными отходами допускаются только лица прошедшие обязательную профессиональную подготовку по обращению с отходами 1-4 классов опасности, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами.
В долгосрочном прогнозе до 2013 года, руководство ООО «Ейск-Порт-Виста» не планирует значительного увеличения производственных мощностей и качественного изменения основных производственных процессов, а также расширения состава работников.
Предприятие планирует вести свою хозяйственную деятельность с учетом все возрастающих требований по соблюдению природоохранного законодательства.
Вопросы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды находятся в числе приоритетных в общем комплексе вопросов, на которые руководство ООО «Ейск-Порт-Виста» обращает особое внимание.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1988 г. №89-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Закон Краснодарского края «Об отходах производства и потребления» от 29.02.2002 г.
3. Федеральный закон « Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 « О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
5. Осадчий С.Ю.Обращение с отходами в России: настоящие и будущее//Экология производства.2011.№6.-С.22-26.
6. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для ООО «Ейск-Порт-Виста»- Краснодар: «Экоинфосервис», 2008.-75 с.
7. Лускин Г.Г.Утилизация отходов: проблемы и пути решения// Твердые Бытовые Отходы.2010.№9.- С.34-35.
Размещено на Allbest