Содержание
Введение3
Глава I. Общая характеристика института исполнительной власти РФ7
1.1.Понятие, функции и особенности исполнительной власти7
1.2. Механизм исполнительной власти40
Глава II. Правительство РФ: конституционно-правовой статус63
2.1. Понятие и состав Правительства РФ63
2.2. Организация деятельности Правительства РФ66
2.3. Механизм формирования Правительства РФ68
2.4. Полномочия Правительства РФ71
2.5. Отрешение от должности Правительства РФ82
Глава III. Точки соприкосновения с Президентом РФ: проблемный аспект85
Заключение95
Список использованной литературы:97
Выдержка из текста работы
Сегодня одной из не решенных до конца проблем остается проблема согласования работы федерального Правительства и Администрации Президента. Последняя фактически превратилась в государственный орган, координирующий деятельность всех подчиненных Президенту структур, являясь в отношении них своеобразным «вторым Правительством». Такая ее роль противоречит общепринятому пониманию администрации главы государства как сугубо вспомогательного, технического органа при Президенте и не вполне и соответствует конституционной системе разделения власти. Кроме того, происходит дублирование функций федеральных органов исполнительной власти, особенно в области регулирования экономических процессов. При этом материально-техническое обеспечение институтов государственной власти осуществлялось Управлением делами Президента России. Хотя формально Управление делами Президента и было выделено из состава Администрации Президента в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти (что само по себе вызывает вопросы), вполне можно утверждать, что конституционная самостоятельность всех ветвей власти все эти годы сосуществовала с их определенной материальной зависимостью от Президента и Управления его делами.
Все эти обстоятельства ставят на повестку дня необходимость разработки и закрепления в конституционном законодательстве мер по совершенствованию механизмов осуществления комплекса государственной власти, с тем, чтобы исключить попытки посягательств какой бы то ни было ветви, органа власти на основы конституционного строя, принципы суверенности и принадлежности власти народу.
Цель курсовой работы заключается в правовом анализе полномочий Правительства РФ и Администрации Президента РФ.
Задачи курсовой работы включают:
— изучение роли Правительства РФ в системе органов государственной власти;
— рассмотрение функций Администрации Президента РФ и ее роли в обеспечении деятельности Президента РФ;
— исследование полномочий Правительства РФ и Администрации Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики;
— изучение полномочий Правительства РФ и Администрации Президента РФ в обеспечении прав и свобод граждан;
— анализ проблемы дублирования полномочий Правительства РФ и Администрации Президента РФ.
Теоретическую базу курсовой работы составили труды ученых по конституционному праву М.В. Баглая, Н.Н. Волобуевой, А.К. Гумбатова, Г.В. Дёгтева, Б.П. Елисеева, О.Е. Кутафина, Л.А. Окунькова, Н.А. Сахарова и других авторов.
Нормативная основа исследования включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
И АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
1.1. Правительство РФ в системе органов государственной власти
Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, своеобразие Администрации Президента Российской Федерации как фактически действующего государственного органа при Президенте (хотя ни Конституция Российской Федерации 1993 года, ни другое действующее законодательство не оперирует этим термином и понятием, разделяя его на две составляющих Президент и Администрация Президента) заключается в том, что, во-первых, в системе исполнительной власти этот орган стоит фактически над Правительством, организуя и направляя его работу актами Президента Российской Федерации, но в то же время не является органом только исполнительной власти. Как следует из анализа статьи 80 Конституции Российской Федерации, это государственный орган президентской власти, обеспечивающий согласованной функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти (а не только исполнительной власти, но и ее тоже). Но в правовом отношении представляется неправильным ставить на один уровень Правительство как высший исполнительный орган государственной власти и Администрацию Президента, выполняющую хотя и важные, но качественно иные функции. При этом можно заметить, что в последнее время вновь обострился вопрос о роли Администрации Президента в политической жизни страны в связи с существенными изменениями в исполнительной вертикали власти.
Таким образом, можно констатировать, что на настоящей момент организационно-правовой статус Администрации Президента Российской Федерации полностью не определен. Суть проблемы заключается в следующем: в нормативных правовых актах главы государства Администрация характеризуется как государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации. Однако, в соответствии с Конституцией России, государственными могут быть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10). Естественно, что Администрация не может быть отнесена к какому-либо из названных звеньев государственного аппарата, в силу чего понимание ее подлинной организационно-правовой природы в значительной степени усложняется.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. N 51. Ст. 5712.
3. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 24.05.2004.
4. Указ Президента Российской Федерации об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации от 6.04.2004 г. №490 (ред. от 21.10.08 г.)// СЗ РФ. 2004. №15. Ст. 1395.
5. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 07.06.2004. N 23. Ст. 2313.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2008.
7. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2003.
8. Вардуль Н. Как Путин будет управлять страной // Коммерсант. 2000. 13 — 14 мая
9. Волобуева Н. Н. Правовые формы реализации полномочий Президента Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. — 2008. — №3.
10. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. М., 2002.
11. Гумбатов А. К вопросу о классификации полномочий Президента Российской Федерации // Юрист ВУЗа. — 2009. — №1.
12. Дёгтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России. – М.: Юристъ, 2005.
13. Елисеев Б.П. Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа. — М., 2007.
14. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие. Пер. с франц. М.: Юристъ, 2002.
15. Козлова Е.И. Президент Российской Федерации: порядок избрания, конституционно-правовой статус, полномочия / Предисл. О.Е. Кутафина. М., 2004.
16. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. – М., 1999.
17. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. – М., 2007.
18. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1998.
19. Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. — №5.
20. Огородников А.А. Институт президентства России как институт высшей центральной государственной власти. – М.: Современный мир, 2005.
21. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996.
22. Правовой статус Президента Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 1997.
23. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2000.
24. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: конституционные проблемы взаимоотношений // Труды Московской государственной юридической академии. – М., 1999.
25. Тарасов О. Н. Особый Статус Президента Российской Федерации в системе разделения властей // Современное право. — 2008. — №7.
26. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2004.