Содержание
Введение3
1. Процентная политика банка: ее цели и задачи4
1.1 Содержание процентной политики4
1.2 Процентная политика Центрального банка.6
2. Основные направления процентной политики Банка России в 2009-2011 годах12
Заключение.17
Список использованной литературы.18
Выдержка из текста работы
Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов, одним из них является процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке. Процентная политика является одним из важнейших рыночных инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она выражается в установлении и периодическом пересмотре официальных базовых ставок Центрального банка, а также ставок по его основным операциям.
В научных исследованиях по банковскому делу до недавнего времени не уделялось должного внимания вопросам разработки теоретических и методологических основ формирования и практической реализации процентной политики Центральных Банков, поэтому сегодня нет единого подхода к раскрытию ее содержания. Наиболее значимый вклад в исследование общих вопросов банковского дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики внесли работы Бабичевой Ю.А, Бакулиной Т.С. Белоглазовой Г.Н., Ермакова С.Л., Лаврушина О.И., Куликова Л.М., Корниенко О.В., Стояновой Е.С., Тавасиева А.М., Фетисова Г.Г., и др., в остальных работах процентная политика представлена в основном как элемент денежно-кредитной политики. Тем не менее, с развитием в России денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится все актуальнее.
Для работы по теме «Процентная политика Банка России на современном этапе» объектом будет денежно-кредитная политика Центрального Банка Росси, предметом — определение особенностей процентной политики банка.
Цель исследования — провести анализ процентной политики Банка России на современном этапе. Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач исследования:
.Обозначить сущнось, основные принципы и задачи, и изучить инструменты процентной политики ЦБ РФ;
. Рассмотреть взаимодействие Банка России и субъектов рынка;
. Проанализировать изменения процентных ставок по различным видам операций ЦБ РФ;
.Рссмотреть проблемы и перспективы по проведению эффективной процентной политики Банка России.
Основу исследования составили учебные пособия, нормативно-правовые акты, научные труды отечественных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема работы.
Для раскрытия темы использовался теоретический метод, включающий изучение и анализ литературы и обзор нормативно-правовых актов, обобщение. Также использовался метод системного анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Данная работа будет полезной и в дальнейшем исследовании вопроса о проведении денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процентной политики Банка России
.1 Процентная политика ЦБ РФ: принципы, инструменты, задачи.
Как орган монетарной власти Центральный банк совместно с правительством РФ разрабатывают и реализуют единую денежно-кредитную политику, которая является составной частью экономической политики государства.
Ее конечные цели формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Основным направлением денежно-кредитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Такой подход к формированию основной (конечной) цели единой государственной политики на ближайшие годы предусмотрен Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. В соответствии с этим документом конечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, — сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для устойчивого экономического роста.
Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.
По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной — на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.
В соответствии с целями и типом проводимой Центральным Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения.
Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся:
ставки процента по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные
требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
В условиях отдельно взятого государства процентная политика имеет свою уникальную структуру. Основными инструментами процентной политики центрального банка являются базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке. Ставка рефинансирования в ходе эволюции денежно-кредитной системы стала в большей степени индикативным показателем, дающим экономике ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе. Хотя, конечно, нельзя отрицать тот факт, что ставка рефинансирования имеет значительное влияние на формирование уровня процента в экономике.
Ставка рефинансирования — процентная ставка, применяемая центральным банком в его операциях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупке государственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческих векселей. С помощью этого инструмента денежно-кредитной политики центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые центральный банк использует при предоставлении кредитов банкам в порядке рефинансирования. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынке, и тогда центральный банк становится кредитором последней инстанции.
Ставки по операциям центрального банка на финансовом рынке (далее — ставки по операциям) — оперативный инструмент процентной политики. По ним банк проводит сделки на финансовом рынке, осуществляют рефинансирование и изъятие ликвидности у банков, тем самым формируя уровень доходности на различных сегментах финансового рынка.
Для существующей в настоящее время процентной политики характерно одно важное свойство: процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики ЦБ формируются вокруг ставки рефинансирования. Это свойство присуще большинству стран с развитой экономикой.
Осуществляя операции на финансовом рынке и утверждая процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики, банк, тем самым, формирует коридор колебаний процентных ставок. Более того, он создает рыночные ожидания, влияющие на экономическое развитие в будущем, воздействуя на мотивацию других банков, тем самым, подчиняет их ресурсные потоки. Не остается в стороне и монополия ЦБ в принятии решений по созданию ресурсной базы и размещению кредитных ресурсов. Все это доказывает огромное влияние ЦБ, как активного участника финансового рынка, деятельность которого имеет глобальный макроэкономический эффект. Процентная политика относится к самым существенным и значимым инструментам проводимой ЦБ политики.
Следует особо отметить, что центральный банк осуществляет операции на финансовом рынке без коммерческого подхода и не ставит своей целью получение дохода либо ограничение убытков (например, по операциям по приему средств в депозиты). Главное — это достижение стратегических целей денежно-кредитной политики.
Влияние процентных ставок центрального банка на финансовый рынок проявляется, главным образом, в процессе проведения банком операций по регулированию текущей ликвидности банковской системы. Проводя операции по поддержке или изъятию ликвидности, банк совершает сделки с банками по установленным процентным ставкам и воздействует на заинтересованность последних в проведении той или иной операции, что, в свою очередь, имеет влияние на стоимость ресурсов в банковской системе и активность банков в проведении операций с финансовыми активами, задает ориентиры колебания процентной ставки в банковской системе, а значит, и в экономике в целом. Регулированию процентных ставок банк уделяет пристальное внимание, и их структура пересматривается не реже одного раза в неделю. Основным регулирующим органом, принимающим решение об изменении процентной ставки по тем или иным операциям, является Комитет по операциям центрального банка.
Чтобы проанализировать характер влияния ставок по операциям, прежде всего нужно снова провести черту между ставками поддержки и изъятия ликвидности, так как они носят разнонаправленный характер воздействия.
Регулируя процентные ставки по своим операциям, банк придерживается определенных принципов и подходов. Некоторые из них отражаются в основных направлениях денежно-кредитной политики на очередной год и Принципах регулирования текущей ликвидности банковской системы. Однако данный перечень является более широким. Среди основных принципов в установлении процентных ставок можно выделить следующие.
. Формирование коридора для колебаний процентных ставок на рынке. Регулируя процентные ставки по операциям, банк преследует цель формирования определенного уровня ставок на кредитно-депозитном рынке в банковской системе, который, с его точки зрения, обеспечит привлекательность валюты по отношению к иностранным валютам, будет способствовать наращиванию сбережений в экономике и обеспечивать процесс расширенного воспроизводства. Данная цель достигается в том числе и посредством установления нижней и верхней границы процентной ставки по инструментам поддержки или изъятия ликвидности банковской системы, которая в значительной степени формирует коридор колебания процентных ставок в банковской системе и способствует достижению указанной цели.
. Положительность ставок по инструментам поддержки ликвидности в реальном выражении. Защита и обеспечение устойчивости валюты по отношению к иностранным валютам — стратегическая задача денежно-кредитной политики на современном этапе, поставленная Банковским кодексом. Обеспечение положительного уровня доходности по активам является необходимым условием для выполнения национальной денежной единицей основных функций денег: средства сбережения, средства обращения и меры стоимости.
Таким образом, можно сказать, что главными принципами, которыми руководствуется центральный банк при установлении процентных ставок по операциям, являются стремление не подменять рынок и обеспечить перераспределение ликвидных активов в пределах финансового рынка на конкурентной основе через рыночные инструменты с минимальным эмиссионным участием банка.
Строгое следование объявленным принципам в денежно-кредитном регулировании и подходам в процентной политике и политике поддержки ликвидности формирует нормальные рыночные ожидания, стимулирует банковскую систему к эффективному перераспределению денежных средств и формированию ресурсной базы без участия централизованных ресурсов банка, а также позволяет поддерживать стабильное функционирование валютного и фондового рынка при одновременном наращивании государственных золотовалютных резервов.
В заключение отметим факторы, которые будут определять перспективы в регулировании процентных ставок центрального банка.
. Сохранение единой процентной ставки в рамках каждой группы инструментов поддержки ликвидности.
. Снижение спрэда доходности. По мере снижения темпов инфляции и появления устойчивых предпосылок макроэкономической стабилизации вместе с общим понижением номинального значения процентных ставок как на рынке, так и ставок банка будет снижаться и спрэд доходности между различными инструментами финансового рынка, в том числе и доходности между ставкой рефинансирования и ставками по инструментам, доходность от валютных активов и т.д.
.2 Процентная политика Банка России в контексте проблематики взаимодействия государства и субъектов рынка в кризисный период
Несмотря на достаточную разработанность и пристальное внимание экономической науки, проблема государственного регулирования экономики по-прежнему стоит достаточно остро, о чем косвенно свидетельствуют непрекращающиеся периоды нестабильности и усиливающаяся цикличность экономического развития на фоне расширяющейся глобализации. При этом сложность современной экономической действительности объективно обусловливает значимость активного взаимодействия органов государства с участниками регулируемых рынков. Особенно актуальным такое взаимодействие становится в период экономических кризисов, когда требуется оперативность принимаемых решений, которые, в свою очередь, должны в значительной мере учитывать интересы представителей рынка. Одним из показательных примеров подобного влияния является взаимодействие участников банковского рынка и регулирующих институтов государства во время острой фазы кризиса осенью 2008 года.
В 2007-2008 годах наблюдалось нарастание нестабильности на мировых финансовых рынках, что в условиях усиливающейся глобализации не могло не отразиться на развитии российской экономики. С мая 2008 года банковская система переживала кризис ликвидности. У банков практически не осталось оперативных денежных средств. Кризис вызван низкой привлекаемостью средств из зарубежья, осторожным инвестированием средств в Россию и огромным количеством выданных кредитов. Внешним фактором, значительно осложнившим положение и продавцов и покупателей стал «двойной удар» международного финансового кризиса (отсутствием возможности фондирования, как розничных финансовых портфелей, так и расширения производства «дешевыми» и «длинными» иностранными деньгами), и последовавшего за ним значительного снижения цен на энергоносители (а, следовательно — снижения доходов одной из основных отраслей экономики РФ).
Основными негативными последствиями для банковской системы стали:
Дефицит фондирования, и, как следствие, проблемы ликвидности, т.к. банки не только не могли наращивать объемы кредитования, но, и вынуждены были возвращать ранее полученные займы, для чего требовалось наличие достаточного объема свободных денежных средств.
Ограничение размеров кредитования объемами привлекаемых ресурсов, и, прежде всего, депозитами физических лиц, при сохранении достаточно высокого спроса на кредиты.
Сокращение притока вкладов (во многих банках чистый отток) и перевод рублевых вложений в доллары США (как наличные, так и депозиты), связанный с негативными ожиданиями населения относительно стабильности рубля.
Опережающий рост просроченной задолженности розничных портфелей относительно общего роста кредитования.
Рост стоимости денег, вызванный как необходимостью в привлечении дополнительных ресурсов со стороны населения, так и сохранении прибыльности бизнеса вследствие удорожания фондирования и роста рисков.
Тем самым финансовый кризис резко обнажил проблему адекватного регулирования национальных финансовых рынков, и в особенности банковского сектора. Начиная со второй половины 2008 года Правительству РФ и Банку России пришлось противостоять серьезным проблемам. Важную роль в этом процессе сыграла инициативная деятельность банковских объединений. В частности, в условиях нарастания нестабильности в середине сентября 2008 г. в Ассоциации российских банков (АРБ) был создан оперативный штаб для постоянного мониторинга ситуации на банковском рынке. На его заседаниях вырабатывались основные предложения по антикризисным мерам, которые затем направлялись в Правительство РФ и Банк России. Принципиальные положения, на которых базировались все дальнейшие инициативы по преодолению кризиса, были сформулированы АРБ уже в первые дни появления нестабильности на банковском рынке.
Таблица 1
Ставка рефинансирования Банка России в 2008 году
Период действия04.02.2008 -28.04.200829.04.2008 -09.06.200810.06.2008 -13.07.200814.07.2008 -11.11.200812.11.2008 -30.11.200801.12.2008 -23.04.200910,2510,510,75111213Источник: Данные Банка России [1]
На первый взгляд, такое поведение Центрального банка РФ действительно не вписывается в устоявшиеся каноны денежно-кредитного регулирования, предписывающие необходимость снижения учетной ставки в условиях кризиса в целях стимулирования экономического развития. Иначе говоря, сложился определенный стереотип, не учитывающий сложности современной денежно-кредитной политики и особенностей национальных банковских систем. В связи с этим весьма полезным представляется рассмотрение ключевых факторов, обусловивших данные действия Банка России и показывающих сложный характер взаимодействия рынка и регулятора.
Во-первых, необходимо учитывать комплексность действия инструментов денежно-кредитной политики. В условиях острой нехватки ликвидности у коммерческих банков наиболее быстрый результат дает снижение не ставки рефинансирования, а норматива обязательных резервов. Осенью 2008 года Банк России дважды снижал норматив (в том числе под воздействием требований со стороны участников банковского рынка) — 17 сентября и 14 октября, в результате чего норматив снизился до рекордно низкого уровня — 0,5% (до снижения норматив обязательного резервирования по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами составлял 8,5%, перед физическими лицами — 5,5%, по иным обязательствам — 6,0%). Благодаря данной мере банковская система в кратчайшие сроки (фактически в течение месяца) получила более 360 млрд. руб.
Во-вторых, наряду с механизмом обязательного резервирования, у Банка России имеются другие, не менее действенные инструменты обеспечения ликвидности банковской системы, в частности, операции прямого РЕПО. Общий объем данных операций в 2008 году составил 21,51 трлн. руб. и по сравнению с 2007 годом увеличился в 2,8 раза. Следует также учитывать, что в целях расширения возможностей рефинансирования банковского сектора посредством операций прямого РЕПО с середины февраля 2008 года были введены в действие операции прямого внебиржевого РЕПО, обеспечением по которым выступают облигации, выпущенные юридическими лицами — нерезидентами под гарантии российских корпораций. Объем сделок прямого внебиржевого РЕПО за 2008 год составил 1,1 трлн. руб. Более того, Банк России с октября 2008 года возобновил проведение операций прямого РЕПО на срок 90 дней. При этом были внесены изменения в законодательство, устанавливающие право Банка России на заключение сделок прямого РЕПО с биржевыми бумагами (акциями и облигациями) на фондовой бирже.
В-третьих, при анализе данной ситуации следует учитывать особенности действующей в России системы рефинансирования кредитных организаций. В 2008 году, так же как и в предыдущие годы, основной спрос со стороны банков на кредитные ресурсы Банка России приходился на внутридневные кредиты — их объем достиг 17,3 трлн. руб., что на 28,1% больше, чем в 2007 году. Уточним при этом, что за внутридневные кредиты плата с кредитных организаций не взимается — то есть изменение ставки рефинансирования не оказывает никакого влияния на это сегмент денежного рынка.
В-четвертых, в IV квартале 2008 года во исполнение Федерального закона от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России приступил к предоставлению кредитов без обеспечения. Данные операции, охватывающие широкий круг кредитных организаций, имеющих кредитные рейтинги международных и/или российских рейтинговых агентств (более 140 по состоянию на конец 2008 года), предоставили банкам дополнительные возможности для пополнения ликвидности. За октябрь — декабрь 2008 года Банк России предоставил кредитным организациям кредиты без обеспечения на сроки от 1 недели до 6 месяцев в объеме 3,03 трлн. руб., на конец 2008 года задолженность банковского сектора по данным операциям составила 1,76 трлн. руб.
В-пятых, необходимость повышения ставки рефинансирования продиктована ростом инфляции в условиях кризиса, которая, в свою очередь, стала следствием снижения курса национальной валюты. Если же рассматривать причины падения курса рубля, то среди них немаловажное место занимал существенный отток финансового капитала за границу.
Рассмотренный пример показывает, что в современных условиях, когда механизмы функционирования финансовых рынков значительно усложняются и становятся разнообразными, значимость активного взаимодействия субъектов рынка и органов регулирования резко возрастает. Однако одновременно для принятия более взвешенных решений необходим комплексный макроэкономический анализ происходящего, а также понимание изначальной противоречивости экономических интересов государства и представителей рынка.
Глава 2. Практический анализ процентной политики Банка России
.1 Анализ процентных ставок по различным видам операций ЦБ РФ
Рассмотрим как изменялись процентные ставки в период с 1999 года до настоящего времени. Следует заметить, что до этого момента ставка рефинансирования часто менялась и достигала 150% в 1998 году. Нас больше интересует время после дефолта 1998 года, когда стала зарождаться рыночная экономика.
Процентная политика Банка России в 1999 г. заключалась в регулировании процентных ставок по всем его операциям на денежном рынке с целью поддержать необходимый уровень ликвидности банковской системы. При этом Банк России стремился к снижению процентных ставок в реальном выражении. Эта тенденция сохранилась в 2000 г., когда ставка рефинансирования сначала была снижена с 33 до 28%, а с ноября 2000 г. — до 25%. С апреля 2002 г. Банк России установил ее в размере 22%, а с августа 2002 г. — 21 %. Соответственно, процентная ставка по кредитам «овернайт» до апреля 2002 г. действовала на уровне 22% годовых, с апреля 2002 г. — 20%, с августа 2002 г. — 18% годовых. С 17 февраля 2003 г. ставка рефинансировании была снижена до 18%. Изменились и ставки по вкладам, в основном до 13,5% годовых, что на 3/4 ниже ставки рефинансирования (планка, после которой с вкладчика берется налог в 35%). С 2003 г. наблюдается устойчивое снижение ставки, по состоянию на 2005 г. ставка рефинансирования составляет 13%.
Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и по привлеченным в депозиты в Банк России средствам банков.
Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку — влиять на размер денежного предложения.
Депозитные операции Банк России проводит с ноября 1997 г. в целях регулирования уровня банковских резервов, что является также одним из направлений процентной политики Центрального банка Российской Федерации. Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамик рыночных ставок. В 1998 г. Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.
В 1999-2002 гг. в целях изъятия излишней ликвидности Банк России продолжал осуществлять операции по привлечению в депозиты средств банков. Относительно высоки уровень ликвидности в 2001-2002 гг. обусловил повышение с января 2002 г. процентной станки по депозитам, привлекаемым Банком России, на 0,5-1%-ный пункт в зависимости от сроков привлечения. На 2005 г. уровень процентных ставок по этим операциям Банка России находится в диапазоне 3-12% годовых в зависимости от сроков привлечения средств. Банк России в 2005 г. продолжил использовать в необходимых случаях депозитные операции с кредитными организациями-резидентами в валюте Российской Федерации для регулирования уровня ликвидности средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. Указанные операции осуществляются с помощью системы «Рейтере-Дилинг» и системы электронных торгов ММВБ. В первую очередь рассматривается вопрос о внедрении Системы электронных торгов ММВБ при проведении депозитных операций на условиях «до востреования».
Банк России и в дальнейшем будет обращаться к депозитным операциям как инструменту оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированости спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.
Изменения ставки рефинансирования приведены в рисунке 1.
Рисунок 1 — Динамика ставки рефинансирования в Российской Федерации
В течении 10 лет скорость изменения ставки рефинансирования Центрального Банка замедлялась, то есть ставка рефинансирования становилась более стабильной. В период с 1995 по 2000 год ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В период с 2002 по 2007 годы ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.
В течении 2008 года ставка рефинансирования ЦБ РФ постоянно росла, и особенно часто после начала мирового финансового кризиса. За 2008 год ставка рефинансирования менялась 6 раз, и это при том, что почти все центральные банки ведущих стран мира пересматривали ставки в сторону понижения. Несмотря на сложный финансовый период, 2008 год Россия завершила со ставкой рефинансирования в размере 13,00 % и уровнем инфляции в 13,3%. В предыдущей главе нами было рассмотрено данное явление более подробно.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ в течении 2009 года менялась 10 раз, и все в сторону понижения. 2009 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 8,75% и инфляцией в 8,8% (сведения Росстата), и это были самые низкие показатели с 1992 года, то есть за всю историю постсоветской России. Установленная регулятором столь низкая ставка рефинансирования была направлена на стимулирование кредитной активности банков, а также на сдерживание инфляционных процессов.
В 2010 году ставка рефинансирования Центробанка менялась только 4 раза, и тоже в сторону понижения. В 2010 году была также зафиксирована самая низкая за все существование Российской Федерации ставка рефинансирования в 7,75%, которая действовала с 01 июня 2010 по 27 февраля 2011 года. 2010 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 7,75% и инфляцией в размере 8,8%.
С 28 февраля 2011 года ставка рефинансирования установлена 8,00%, а с 3 мая 2011 г. — 8,25 %. Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 29 апреля 2011 года принял решение повысить с 3 мая 2011 года ставку рефинансирования и процентные ставки по отдельным операциям Банка России на 0,25 процентного пункта.
На повышение ставки повлияло сохранение высокого уровня инфляционных ожиданий, превышающих ориентиры по инфляции на текущий год, а также принимая во внимание неоднозначное воздействие, которое может оказать на российскую экономику развитие ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках. При этом продолжилось замедление роста потребительских цен в месячном выражении, в первую очередь цен на ряд продовольственных товаров, что свидетельствует о постепенном исчерпании эффекта шока внутренних цен на сельскохозяйственное сырье, поддержанного высокими темпами роста мировых цен на продовольствие.
Банка России 23 декабря 2011 года принял решение снизить с 26 декабря 2011 года на 0,25 процентного пункта ставку рефинансирования, а также процентные ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности на фиксированных условиях и повысить на 0,25 процентного пункта процентные ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях.
Указанное решение было принято с учетом оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в том числе обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации. Оно должно способствовать ограничению волатильности ставок денежного рынка и усилению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики с точки зрения достижения конечной цели по инфляции.
Ввиду запланированного переноса повышения регулируемых цен и тарифов на середину 2012 года, Банк России ожидает значительного снижения годового темпа инфляции в начале следующего года, однако при принятии решений в области денежно-кредитной политики будет учитывать временный характер данного эффекта и ориентироваться на среднесрочные прогнозы по инфляции.
.2 Проблемы процентной политики Банка России
Для проведения полноценной процентной политики Банку России необходимы действенные инструменты по изъятию и пополнению ликвидности банков. Сегодня эффективность основного инструмента рефинансирования (операций прямого РЕПО) невысока. Как показывает опыт, объема сделок часто не хватает, чтобы удовлетворить спрос банков на ликвидность. Для проведения процентной политики необходим адекватный денежный рынок. Однако развитие денежного рынка наталкивается на два ограничения: государственная долговая политика и рыночная структура банковского сектора.
Сегодня Россия входит в десятку стран с наименьшим в мире государственным долгом (на 1 января 2012 г. он составил 13,6% ВВП). У банков ощущается недостаток государственных ценных бумаг, которые выступают обеспечением по операциям РЕПО. Кроме того, доходность по госбумагам не просто низка, она отрицательна в реальном выражении. В результате держателями госбумаг являются, преимущественно, госбанки и иностранные дочерние банки. По оценкам экспертов на пятерку крупнейших госбанков приходится около 70% банковского портфеля долговых обязательств РФ и Банка России. Привлекательность и доступность госбумаг в принципе можно повысить путем наращивания размеров госдолга и повышения процентных ставок до уровня, сопоставимого с альтернативными финансовыми инструментами. Однако, фискальные власти не готовы на это пойти: между целью макроэкономической стабильности и развитием эффективного денежного рынка приоритет отдается первому. В условиях профицита бюджета нет никакого смысла наращивать госдолг, учитывая что это чревато инфляционным риском, ростом ставок в экономике и вытеснением частного сектора с рынка займов.
Таким образом, предложения качественных финансовых активов недостаточно для нормальной работы рефинансирования. Более того, в России создан механизм, позволяющий обходиться без государственных займов. Имя ему — Стабилизационный фонд РФ, который представляет собой полноценную замену долговой политике. Сегодня его размер уже достаточен для того, чтобы при смене фазы делового цикла обойтись без заимствований.
Вторая проблема, препятствующая эффективной работе денежного рынка -это рыночная структура банковского сектора. На денежном рынке доминируют госбанки, предпочитающие покупать бумаги на первичном рынке и держать их до погашения. В результате на рынках МБК, ОФЗ и ОБР наблюдается высокая сегментация. Поведение госбанков препятствует перераспределению финансовых активов от банков, имеющих возможность взять РЕПО, к банкам, которые ее не имеют. В результате динамика краткосрочных ставок денежного рынка не связанна со ставками кредитного рынка. В силу специфики рыночной структуры банки не смогут воспользоваться рефинансированием и МБК в период финансовой нестабильности.
.3 Перспективы проведения эффективной процентной политики Банка России
Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.
Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.
В 2011-2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.
В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.
С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.
Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.
Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.
В 2012-2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.
Заключение
Поставленная изначально цель в ходе реализации данной работы была достигнута.
В теоретической части рассмотрены вопросы, касающиеся направления процентной политики центрального банка, понятия ставки рефинансирования и официальной учетной ставки, а также особенности процентной политики центрального банка в различных странах. Процентная политика находит свое выражение в регулировании уровня и динамики процентных ставок.
Процентная политика является одним из важнейших и в то же время достаточно сложных инструментов регулирования банковской деятельности. Практически во всех странах процентная политика регулируется государством через Центральный Банк. Несмотря на то, что во многих странах рыночной экономики процесс установления, например, процентов по вкладам «отпущен» (банки свободны в формировании процентов), происходит косвенное регулирование путем установления официальной, учетной ставки, количественных ограничений (установление потолка ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок), налогообложения доходов по процентам и т.д.
Политика процентных ставок содействует в основном достижению трех целей:
благоприятствовать росту экономики путем установления умеренно низких процентных ставок на кредиты;
сдерживать инфляцию;
обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках посредством установления умеренно повышенных процентных ставок.
Первая цель оправдывает понижение процентных ставок на денежном рынке, вторая и третья оправдывают их рост. Разрешение данного противоречия частично достигается путем проведения селективной (выборочной) политики процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов экономики.
Центральный банк России только недавно перешел к использованию процентной политики как одного из основных методов денежно-кредитной политики, причем этот переход еще не полностью закончен. Ранее ЦБ использовал таргетирование валютного курса, и процентные ставки играли в лучшем случае подчиненную роль.
Сейчас ситуация изменилась, и Россия впервые за последние 20 лет входит в период с относительно низкой инфляцией и положительными процентными ставками. Изменения в России во многом вызваны ситуацией на глобальных рынках, где снизились аппетиты к рискам, и где многие финансовые институты испытывают сложности. В этих условиях возможен хронический отток, а не приток капитала в Россию. Если это будет так, что ЦБ придется регулировать поступление ликвидности в экономику за счет различных источников (операции РЕПО, возможно в том числе и валютные), и роль процентной политики резко возрастет.
Дальнейшие шаги по изменению параметров денежно-кредитной политики ЦБ будут определяться соотношением рисков сохранения высокого инфляционного давления и замедления экономического роста.
Список использованных источников
Конституция РФ. Гл.3, Ст. 75
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»от 10.07.2002 № 86 (ред. От 19.07.2009, с изм. от 22.09.2009 ).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности » от 02.12.1990г. № 395-1 /и последующими изменениями, включая 7 августа 2012 г.
Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации » от 13.10.2008 г. № 173-ФЗ
Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Денежно-кредитная политика: время перемен. // Банковское дело. -2010.- №9. — с. 6-11.
Антонов, Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ. — 2010. — 342с.
Бакулина Т.С. Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие. — Ульяновск : УлГТУ, 2009. — 147 с.
Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон наук, проф. Г.Г. Коробовой. — изд. с изм. — М.: Эконмист, 2006. — 766 с.
Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебник./Под ред. Г.Н. Белоглазовой Г. Н. — М.:Высшее образование, 2009. — 392 с.
Бочаров В.В. Финансы, денежное обращение и кредит. / Под ред.М.В. Романовского, О.В.Врублевской Учебник для вузов. — М.: Изд-во «Юрайт», 2006. — 544 с.
Корниенко О.В. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов. -М.: Высшее образование. — 2008. — 348 с.
Коротков П.А. Банковское дело/ П.А. Коротков// Раздел: анализ и прогноз; Аналитика- № 10.- 2010.- С.15-16
Костерина Т.М. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО: Учебно-практическое пособие. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. — 360 с.
Куликов Л.М. Банки и их роль в экономике./: Финансы и статистика, 2004.- 242с.
Лаврушин О.И. Деньги, Кредит, Банки. — М.: КНОРУС, 2007.- 560с.
Моисеев С.Р. Конструкция процентной политики центрального банка: международные нормы и практика Банка России // Банковское дело. — 2009. — Т. 192. — № 12. — с. 17 — 22.
Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: нациноальный и региональные аспекты. — М: ЗАО «Издательство ЭкопомиKas», 2006. -509 с.
Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка : учебник /Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова ; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. -3-е изд., стер. — М. : КНОРУС. 2008- 432 с.
Анулова, Г.Н. Европейский Центральный Банк "#»justify»>Квартальный обзор инфляции "#»justify»>Продченко И.А. Деньги, кредит, банки. Часть 2. Учеб.-метод. комплекс. Http: //www.e-college.ru/xbooks/xbook153/book/index/index.html?go=part-006*page.htm
«Что таргетирует Банк России», обзор центра макроэкономических исследований Сбербанка России, 2010. #»justify»>1.