Выдержка из текста работы
2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования: «Социально — педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков»
2.1 Диагностика знаний у учащихся 9 «а», 9 «Б» классов предрасположенности подростков к употреблению наркотических веществ
2.2 Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков (профилактика наркомании)
2.3 Анализ результатов опытно — экспериментального исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.
Специалисты и широкие слои населения все более осознают истинность древнего изречения: искусство продлить жизнь — это искусство не укорачивать ее.
Как неоднократно подчеркивалось, подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Поэтому ЗОЖ служит принципиальной основой профилактики заболеваний. К сожалению, в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни. Правда, и эти данные кажутся чрезмерно оптимистичными при тщательном анализе этого понятия.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащийся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.
В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ подростков, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Б.Н.Чумаков, Н.И.Шевандрин, Г.И.Куценко, Е.И.Рогов, Р.В.Овчарова, Э.Н.Вайнер и др.).
Уже в школьном возрасте под влиянием социальной ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране, многие дети попали под влияние «уличной идеологии» с пресловутым девизом «чем хуже, тем лучше», привычным стало видеть грубое отношение к старшим. Вообще сегодня в их отношениях, как и в отношениях взрослых, процветает грубость, жестокость, коварство, алчность и лицемерие. Формирование здорового образа жизни у школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках, проводимых в школе социальным педагогом, а дома родителями.
Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения подростков в употребление наркотиков другие педагогические заботы отходят на второй план. Если смысл современной школы — создать образовательную среду, способствующую развитию подростков, то наркотизация пространства их жизнедеятельности гарантированно разрушает все педагогические усилия.
Главная педагогическая цель — сформировать у подростков психологический иммунитет, то есть вызвать у них отрицательное отношение к наркотикам.
Проблема исследования: при каких условиях социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни будет проходить эффективно.
Цель исследования: заключается в решении проблемы особенностей социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков.
Предмет исследования: здоровый образ жизни школьников.
Цель исследования: подростки должны знать, что наркотики — явление небезобидное и ведут к быстрому разрушению здоровья, искажению связей с обществом.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты по формированию здорового образа жизни у подростков;
2. Рассмотреть здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление;
3. Выявить условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у подростков;
4. Дать характеристику деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей;
Гипотеза: если социальный педагог своей деятельностью будет способствовать формированию у школьников правильного отношения к собственному здоровью, образу жизни, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни, то и отношение детей к собственной жизни будет верным и они не совершат глупости в будущем.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов, теоретический анализ литературных источников.
Опытно — экспериментальная база исследования СОШ № 27 г. Орска:
· опытно-экспериментальный 9 «а» класс, всего 20 учеников.
· контрольный 9 «б» класс, всего 20 человек.
· учителя высшей категории Прохорова Ольга Ивановна и Самсонова Антонина Степановна.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены психолого-педагогические условия, при которых подростки примут верное решение, выбрав спорт, учебу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были подобраны методики С.А. Кулакова, С.В. Березина, с помощью которых учителя и родители оценят серьезность создавшегося положения и уверуют в положительные результаты лечения, будут даны рекомендации родителям о том, как разрешить непростую ситуацию, если у ребенка наблюдается наркозависимость.
Курсовая работа состоит из введения, 2 — х глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 23 источников.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблемы, цель и задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первом разделе «Теоретические аспекты по формированию здорового образа жизни у подростков» представлена характеристика современного состояния изучаемой проблемы, основных условий формирования здорового образа жизни, раскрыта значимость деятельности социального педагога в выявлении отношения подростка к собственному здоровью, к здоровью других людей как незаменимой общечеловеческой ценности.
Во втором разделе «Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования: «Социально — педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков» представлены результаты опытно — экспериментальной работы, анализируются и обосновываются идеи здорового образа жизни, доказывается целесообразность выбранного автором подхода к формированию представлений у подростка здорового образа жизни.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 52 страницы текста, в работе приведено 4 таблицы, 3 рисунка. Список литературы включает 22 наименования.
Приложение содержит: описание методик С.А. Кулакова, С.В. Березина, текст анкеты для подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Информирование о негативных последствиях различных видов зависимостей, объяснение опасности и последствий наркотической зависимости уменьшит шанс проявить подростком любопытство;
2. Взаимоотношения в семье и формирование у подрастающего поколения устойчивой понятия здорового образа жизни является одним из путей сохранения психофизического и социального здоровья;
1. Теоретические аспекты по формированию здорового образа жизни у подростков
1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление
«Здоровый образ жизни — это система поведения человека для достижения благополучия для себя, семьи и государства». Только при благополучии этой триады человек может быть счастлив. Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Уже тогда выявились и закрепились приемы лечения и защиты болезней, составившие народную медицину и гигиену, непосредственным образом вписывались в жизнедеятельность людей, корректируясь и совершенствуясь под влиянием на здоровье человека характера труда, привычек, верований, мыслей, эмоций.
Главной смысложизненной ценностью современного школьника должно стать здоровье самого ребенка, его поколения, окружающих людей и населения Земли. Исходя из этой основной ценности следует определить цель современного образования как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе валеологизации содержания всех учебных курсов и условий организации всего педагогического процесса. Создание социокультурного пространства, основанного на валеологической идеологии, позволит воспитать человека, понимающего приоритетность, судьбоносность здоровья в самореализации личности и системе отношений в социуме.
Неуклонно углубляется наркотизация, алкоголизация и дебилизация школьной молодежи. Необычайно широкое распространение получил пивной алкоголизм как прелюдия спиртного алкоголизма. Если в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни, то на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из семей с высоким достатком и внешне благополучных. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легкодоступными деньгами. Сегодня понятие «благополучная семья» требует переосмысления. Детей из материально очень обеспеченных семей можно назвать «детьми риска» в плане воспитания. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное гедонистическое времяпрепровождение (где цель жизни и высшее благо — наслаждение) в сочетании с наркотизацией (с кайфом) как определенным стилем жизни. У подавляющего большинства детей сегодня заниженные самооценка и жизненные идеалы. Большинство из них бездуховны и видят жизнь серой, безынтересной и бесперспективной, а себя носителями неблагополучия, и все чаще они высказывают нежелание жить. Вот в такой ситуации, созданной современным Российским обществом, учитель оказался почти единственной надеждой и главной фигурой в решении проблемы формирования здорового образа жизни и духовно нравственного возрождения учащейся молодежи.
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения, и выбор пути должен сделать каждый человек сам. Для этого необходимо: иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знать нормы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья; стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты; развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать; постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться, и нет никаких средств, которые заменили бы движение); соблюдать правила питания и гигиену; соблюдать режим труда и отдыха; быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь[2;15].
Сегодня и России, как показывает самая грубая статистика, каждый третий старший подросток уже попробовал на себе действие наркотических вещества. Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией — это проблема социально-психологической и психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре гак начинаемой преднаркотической личности и ее непосредственною окружения. Предупредить болезнь гораздо легче, чем лечить ее.
В РФ происходит переоценка ценностей. В обществе наметилась тенденция, выражающаяся в отказе человека от стереотипных подходов к собственному здоровью, поиске новых путей и средств к оздоровлению, в отказе от здоровье затратных форм поведения, в переходе к здоровьесберегающему и здоровьесозидающему поведению в своей жизнедеятельности, в признании здорового образа жизни важной основой собственного здоровья, в признании ценности жизнеспособной личности.
Наркомания — это беда всего общества и решать ее надо сообща. Исследование показало, что только 2% учителей считают своей задачей профилактику наркомании школьников и более половины родителей полагают, что вопросы, связанные с употреблением наркотиков, должны решаться на уровне семьи. Это подтверждают и специалисты, занимающиеся проблемами подростковой наркомании (И.Иванова, Н. Бирун и др), полагая, что именно семья является гарантом благополучия ребенка и успешной социализации. Однако не каждая семья в состоянии взять на себя ответственность за воспитание детей. Все сложнее становится определить параметры неблагополучной семьи.
В связи с трансформациями в экономической и социальной жизни России проблемы, связанные с наркотизацией подростков, сегодня встречаются не только в семьях с родителями, страдающими алкоголизмом и употребляющими наркотические и психотропные вещества, но и в семьях, внешне благополучных, с интеллектуальными и начитанными родителями, но работающими с утра до ночи, где чисто физически не хватает времени и сил для общения со своими детьми. В группу риска входят также семьи, где в приоритете деньги, карьера и материальное благополучие. Здесь дорогие вещи и игрушки заменяют любовь и внимание. Конечно, успех в воспитании определяется не только количеством времени, проведенного с ребенком, но и его качеством. Хорошим примером ребенку могут служить традиции семьи, их привычки, поведение родителей, бабушек и дедушек. Пример старших является первым социальным образцом, на который он ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Дети усваивают и копируют образ действий родителей, их манеры, привычки, а затем и внутренние качества. Поэтому в тех семьях, где отсутствует культура чувств, духовно-нравственная атмосфера, уважение, внимание и забота, растут «трудные» дети.
Современная школа должна и может найти адекватные пути взаимодействия между человеком и миром, природой и Космосом через приобщение детей и подростков к сохранению своего здоровья. Международный опыт показывает, что наиболее перспективными являются программы здоровья, нацеленные на контингент школьного детства (данные СИН-ДИ). В мировой науке обосновано, что превентивные программы, несопоставимо выгоднее, чем программы по борьбе с последствиями недостаточного здоровья населения. Экономический анализ, проведенный в развитых странах, показал, что внедрение школьных программ охраны и укрепления здоровья обеспечило бы эффективное соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как 1:14, что является очень высоким показателем.
Однако педагогический состав не включен в разработку необходимых программ и концепций здоровья человека. Это приводит к тому, что задача профилактики и сохранения здоровья детей считается вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу, что резко снижает эффективность работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. Можно констатировать, что, во-первых, работа по сохранению здоровья в школе, как правило, имеет чисто медицинскую основу, т.к. исходит из идеи «лечения болезней»; во-вторых, педагогической теорией и практикой не разработаны технологии перевода знаний о здоровье и здоровом образе жизни на поведенческий уровень; в-третьих, нет убедительных критериев оценки эффективности состояния здоровья школьников, а оно неуклонно ухудшается.
Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только на физическое, но и психическое здоровье учащихся в школе, являются гипокинезия, неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, невыполнение ряда гигиенических требований, отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей и детей.
Ученые указывают, что главный источник нарушения психического здоровья детей — это учебные нагрузки, которые возникают из-за перегруженности программ второстепенной информацией, большим количеством изучаемых предметов и неумением школьников учиться. Кроме того, явно выраженное несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями детей, которые возникают чаще всего из-за противоречия между преобладающей у ребенка правополушарной активностью и учебной нагрузкой, направленной преимущественно на левое полушарие, а также рассогласованность между проявлениями индивидуальных свойств нервной системы и требованиями учебной деятельности, ведут к большим потерям здоровья.
Главное — подвести детей к осознанию необходимости научиться правильно понимать мир и видеть себя в нем как органичную его частицу. Надо помочь детям осознать себя как личность, свои возможности и высшую миссию исследовать и творить себя и окружающий мир, надо объяснять детям, что значит духовный мир, духовная составляющая здоровья. Отсутствие его приводит к ощущению пустоты, скуки, апатии и как следствие — к употреблению алкоголя, наркотиков, девиантному поведению.
Здоровый образ жизни легче вести, когда имеешь высокую мотивацию и цель. Самоотверженный труд на благо окружающих людей вдохновляет человека, дает огромный прилив творческих сил, удовлетворенность, уверенность в собственной значимости и отсюда гармонию ума, души и тела — все это увеличивает здоровье и продолжительность жизни человека. Жизнь же только для себя — тупиковый путь.
Человек еще в детстве должен понять, что лишних людей нет, что каждый человек на земле имеет свое неповторимое индивидуальное предназначение, которое он должен реализовать.
К сожалению, в настоящее время нет конкретного и понятного определения духовности и духовного здоровья. Ясно только, что духовный человек очень ответственно относится к своим мыслям, словам и поступкам. Наличие совести и чувства долга перед окружающими людьми, обществом и природой это первая ступень духовности. Духовность как понятие — это и религиозность, и тонкое ощущение всеобщей связи мира, и духовное (сердечное) общение с ним.
Сегодня формированию духовного здоровья учащихся способствует и религиозно-этическое просвещение в светской школе. Ведь наша конечная цель состоит в воспитании нравственно убежденного, добропорядочного и добродетельного человека, носителя высоких гуманистических идей. Безусловно, речь не идет о религиозном воспитании учащихся в современной общеобразовательной школе, поскольку основополагающим в нашем образовании остается принцип светскости. Поэтому, подчеркиваю, речь идет только о религиозно-этическом просвещении школьников, суть которого состоит в знакомстве учащихся с различными теологическими концепциями мироздания в целях расширения познавательного кругозора, формирования умения мыслить и оперировать этическими категориями, что в результате способствует формированию нравственно-культурной личности, живущей в соответствии с нормами общечеловеческой морали. Эту работу можно проводить и во внеучебное время [19;270].
Сегодня в российских школах нельзя обходить вниманием проблемы философии и мировоззрения, религии и идеологии, веры и духовности. Иначе подготовка к выживанию в созданном сегодня людьми жестоком мире будет неполноценной. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Изменение в любой из систем обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из частей единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека. При этом тренироваться должны практически все функциональные системы — сердечно-сосудистая, иммунная, пищеварительная, опорно-двигательная, дыхательная и т.п. Воздействуя на любую из них, мы через так называемый «перекрестный эффект» добиваемся положительного воздействия на все остальные.
Чтобы быть здоровым или вернуть здоровье, требуются значительные собственные усилия, которые нельзя заменить ничем. Человек столь совершенен, что вернуть его к здоровью можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и возрастом это потребует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация (у каждого своя). Впрочем, набор таких жизненно важных целей не так уж и велик: достижение успеха, любовь, семья и некоторые другие. Для достижения целей он должен уметь подчинять свои прихоти обеспечению самого дорогого природного дара — здоровья и помнить, что упущенное сейчас позже полностью наверстать не удастся. Только изо дня в день, поддерживая и укрепляя свое здоровье, отказываясь от вредящих здоровью соблазнов, человек может сохранить до глубокой старости ощущение счастья и высокую работоспособность.
1.2 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей
Одной из основополагающих задач государства является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Стране необходимы здоровые граждане, которые считают спорт естественным дополнением к своей личной и профессиональной жизни. Состояние здоровья населения и привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой являются показателем жизнеспособности нации, важной составляющей ее экономической жизни, поскольку здоровая нация — основа процветания государства.
По данным специалистов в области здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Факторами риска нарушения здоровья являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха. Повышение двигательной активности, являясь основным компонентом регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья.
Большое значение на формирование культуры здоровья подрастающего поколения влияет массовая культура — своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, среди основных направлений и проявлений, которой можно выделить индустрию формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, шейпинг, спортивный туризм, индустрия услуг физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности и т.п.), являющаяся специфической областью в общей индустрий услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж или на основании идеологических установок общества на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью, как это было в советское время.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции [22;70].
Сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье
Решение проблемы образа жизни в отношении формировании культуры здоровья подростка лежит на пути заимствования культурного наследия, формирования мышления в области профилактики и укрепления здоровья. Речь идет о формировании мировозренческой позиции, характеризующейся взаимосвязью и взаимообусловленностью значений культуры здоровья, усвоенных индивидом с другими человеческими ценностями (счастье, любовь, мир, самореализация и саморазвитие), без которых происходит физиологическая, умственная, эмоциональная и психическая деградация личности.
Обсуждая формирование здорового образа жизни, нужно сказать, что у каждой семьи, у каждого человека свое представление о здоровом образе жизни. Чаще всего, это исключение или ограничение алкоголя, исключение курения, физическая активность и диета. К сожалению, очень редко, создавая принципы жизни, люди думают о воспитании характера, взаимоотношении с окружающими и на работе и дома, стиле работы и отдыха, то есть о факторах позволяющих сохранить нормальный психологический режим и нормальное состояние нервной системы. Ясно, что формирование здорового образа жизни начинается со дня рождения ребенка. Алкоголиками и наркоманами не рождаются. Ими становятся. Вот почему несчастны дети, рождающиеся в «неблагополучных семьях» (так сейчас вежливо называют семьи алкоголиков) первое, что видят — это пьяную мать и пьяного отца. Алкоголизм — это основная трагедия нашей страны, с которой мы, будем говорить откровенно, еще не умеем бороться. Это зависит не только от воспитания, но и безразличного отношения значительной части общества к этой проблеме, от растерянности государства на протяжении если не сотен, то десятков лет по поиску путей борьбы с этой проблемой; ну и конечно от распространенности психопатологических состояний типа депрессий, потери жизненных сил. Я говорил, что они ассоциируются с курением, алкоголизмом и т. п.
Государство, понимая сложность сложившейся ситуации, конечно, предпринимает меры по формированию здорового образа жизни у населения страны путем создания национальных программ, призванных решать сложные проблемы сложившейся демографической ситуации: улучшается медицинская помощь, принимаются законодательные акты, как, например, касающиеся курения, казино — тоже большого фактора возникновения стресса. Но роль государства и общества не должна ограничиваться этим в формировании здорового образа жизни. Государство должно создавать не только материальную базу формирования здорового образа жизни, но и способствовать воспитанию каждого гражданина в духе борьбы за собственное здоровье, создавая соответствующую атмосферу в обществе и условия по формированию здорового образа жизни.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное — профилактика.
Семья в наше время не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.
Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.
Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры — все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.
Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье — это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье — это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.
Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводе с греческого — предохранительный, предупредительный) — это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха. Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика — это целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Осуществление профилактических и воспитательных мер — задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь — это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения — это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства [7;40].
1.3 Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков
здоровый образ жизнь подросток
Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия — некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ. Социальная работа с молодежью осуществляется в системе учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991 — 1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Эта работа опирается на соответствующее положение, утвержденное 23 октября 2002 г. Минобразованием России [6;118].
В результате осуществления молодежных программ «Экология и молодежь» и «Молодежь России», предполагается снижение темпов неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в стране. Вслед за этим предполагается повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи; улучшение физического здоровья молодого поколения; повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально-бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов; увеличение числа учреждений по работе с молодежью; повышение деловой и социальной активности молодежи.
Значительная роль в реализации этих планов принадлежит социальному педагогу- специалисту по работе с молодежью.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.
Забота о здоровье подопечных — составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Основной путь укрепления здоровья детей и подростков — создание благоприятных социально-педагогических условий. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации педагога-валеолога.
Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Социальный педагог может провести социологический опрос педагогов, используя специальную анкету.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социо-психологопедагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка; щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:
Профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;
Гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;
Способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;
Умение предупреждать собственные неврозы и устранять социо-психологопедагогическими средствами причины, их вызывающие;
Позитивное отношение к личностному росту ребенка, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;
Учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
Сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья.
Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; по медико-психологическим проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Определенные права в отношении защиты прав ребенка на охрану здоровья имеют несовершеннолетние, например:
— право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;
— право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих физиологическим особенностям несовершеннолетних, состоянию их здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
— право на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджета всех уровней при определении профессиональной пригодности;
— право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;
— несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.
Отдельно также рассматриваются права инвалидов. В частности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку [10;18].
Выделяют виды профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:
Вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;
Обучение культуре использования свободного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенных на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;
Целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляция в деятельности и общении;
Пропаганда, в том числе и на личном примере, здорового образа жизни;
Информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью.
2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования: «Социально — педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков»
2.1 Диагностика знаний у учащихся 9 «а», 9 «б» классов предрасположенности подростков к употреблению наркотических веществ
Сегодня становится актуальным разработка и новый подход к противонаркотическим профилактическим программам для подростков, которые должны реализоваться не формально, а фактически.
Любые программы профилактики неэффективны без изменения окружающей школьников среды. Если не изменить окружение школьников, то оно будет оказывать на них давление. Зачастую это давление негативно и не способствует формированию здорового образа жизни. К примеру, любые программы профилактики наркомании, проводимые школой, будут бессмысленны, если родители дают ребенку деньги на карманные расходы, не контролируя. Также эти программы заведомо будут неэффективными, если ближайшие друзья школьника будут употреблять наркотики.
Организацию мероприятий по профилактике наркомании следует строить на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Она должна быть направлена не только на формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, но и на работу с родителями, так как именно близкое окружение формирует мировоззрение и будущее подростка.
Наркомания является наибольшим злом, от которого необходимо избавляться в самом начале, поэтому экспериментальная часть будет основана на анализе этой вредной привычки.
На основе анализа психолого — педагогической литературы мы подобрали диагностические методики, которые, по-моему мнению, позволят наиболее полно отследить уровень наркомании у учащихся и уровень сформированности компонентоввредных привычек, с тем, чтобы соотнести полученные результаты и определить как влияет наркомания на развитие личности подростка и на взаимоотношения со сверстниками.
Методика С.А.Кулакова в практике работы с аддиктивным поведением у подростков основана на современном когнитивно-поведенческом подходе. Формой психокоррекционной и психодиагностической работы в данной методике является клиническое интервью.
Методика С.В. Березина позволит учителям и воспитателям составлять объективно-вероятностную картину предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, что противоречит здоровому образу жизни.
Программа по профилактике здорового образа жизни в учебном процессе подросткового возраста, состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
1 этап (констатирующий эксперимент). Анализировались теоретические и практические аспекты разрабатываемой проблемы. Проведена диагностика знаний подростков о наркозависимости.
2 этап (формирующий эксперимент). Определение проблемного поведения, детерминанты проблемного поведения, семейный анамнез. Использован беседа с приемами «Продолжите фразу», «Ваше мнение», «Правда — ложь», «Ситуация», «Скажи твердо НЕТ!».
3 этап (контрольный эксперимент). Анализ полученного результата знаний подростков, в основе которых совместная профилактическая работа педагогов и родителей.
Для диагностирования уровня наркомании взяты методические материалы авторов С.А. Кулакова, С.В. Березина.
Базой исследования выступила СОШ № 27, города Орска:
Опытно — экспериментальная база исследования СОШ № 27 г. Орска:
· опытно-экспериментальный 9 «а» класс, всего 20 учеников.
· контрольный 9 «б» класс, всего 20 человек.
· учителя высшей категории Прохорова Ольга Ивановна и Самсонова Антонина Степановна.
Констатирующий эксперимент (входная диагностика)
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень знаний подростков о наркомании. У подростков оценивались такие качества, как откровенность, мышление, взрослое отношение к проблеме наркомании.
Для поставленной цели нами были подобрана диагностическая методика соответствующей направленности С.В. Березина. (Прил 1).
Данной работе было посвящено часть урока, срез проводился письменно. Критериями оценки служили правильность ответов и их полнота.
Данные констатирующего эксперимента в опытно-экспериментальном классе показали, что 20 % подростков не знают последствий наркотической зависимости, 45 % имеют достаточные знания, 35 % пробовали наркотики и ощутили на себе их действие.
Получен следующий результат.
Таблица 1. Результаты уровня знаний опытно-экспериментального класса
Количество учеников |
Наркотическая зависимость |
|||
не знают |
знакомы |
знакомы |
||
20 учащихся |
4 ученика 20 % |
9 учеников 45 % |
7 учеников 35 % |
В контрольном классе были получены следующие результаты: 35% — не знают о последствиях, 50 % хорошо осведомлены, 15 % — попробовали наркотики.
Получен следующий результат.
Таблица 2. Результаты уровня знаний контрольного класса
Количество учеников |
Наркотическая зависимость |
|||
не знают |
знакомы |
знакомы |
||
20 учащихся |
8 учеников 35 % |
10 учеников 50 % |
2 ученика 15% |
Данные констатирующего эксперимента в опытно-экспериментальном и контрольном классах показали, что 60 % несовершеннолетних в группу риска не входит, 40 % средняя вероятность вхождения в группу риска, требующая повышенного внимания к поведению подростка.
Диаграмма 1. Процентное соотношение группы риска и средней вероятности вхождения в группу опытно-экспериментального класса
Диаграмма 2. Процентное соотношение группы риска и средней вероятности вхождения в группу контрольного класса
Методика С.А. Кулакова решает следующие задачи: определение проблемного поведения; детерминанты проблемного поведения; семейный анамнез. (Прил. 2).
Данные констатирующего эксперимента в показали, что в опытно-экспериментальном классе проблемное поведение — у 40 % учащихся в классе; выяснены сигналы надвигающейся наркомании: обсессии — 10 %; отрицания — 26 %; рационализация — 19 %; аддитивная система установок — 5 %.
Получен следующий результат.
Таблица 3. Показатели уровня проблемного поведения в опытно — экспериментальном классе.
Количество учеников |
Проблемное поведение |
|||||
Высокий уровень |
Отрицание |
Рационализация |
Обсессии |
Аддитивная система установок |
||
20 учащихся |
40 % |
26 % |
19 % |
10 % |
5 % |
Проведение констатирующего эксперимента в контрольном классе показали следующий результат: проблемное поведение — у 55 % учащихся в классе; выяснены сигналы надвигающейся наркомании: обсессии — 5 %; отрицания — 20 %; рационализация — 15 %; аддитивная система установок — 5 %.
Таблица 4. Показатели уровня проблемного поведения в контрольном классе.
Количество учеников |
Проблемное поведение |
|||||
Высокий уровень |
отрицание |
рационализация |
Обсессии |
Аддитивная система установок |
||
20 учащихся |
55 % |
20 % |
15 % |
5 % |
5 % |
Констатирующий эксперимент показал тревожный картину в контрольном классе, т.к. у половины подростков есть проблемы с наркотиками, следовательно для правильной постановки антинаркотического воспитания учащихся необходимо четко понимать, что недостаточно добиваться только усвоения подростками определенной суммы подобных знаний (хотя эта задача, конечно, чрезвычайно важна). Здесь особого внимания педагога требует формирование у подопечных готовности применять эти знания в каждом конкретном житейском случае, понимание того, что нет «сильных» и «слабых» наркотиков, что любое употребление наркотических веществ — шаг в пропасть.
В классе царит атмосфера скрытности, недоверия. Исходя из ответов на вопросы, реальную долю пробовавших наркотики можно оценить как по меньшей мере вдвое более высокую, чем в таблице. Иначе говоря, принимали наркотики — как минимум — десятая часть учеников.
В опытно — экспериментальном классе показатели уровня проблемного поведения значительно ниже, следовательно, в классе организована более целесообразная, профилактическая организация педагогического процесса с детьми. Однако нельзя обольщаться, ибо молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
2.2 Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков
Страшно за детей… Все курящие, пьющие, колющиеся когда-то были детьми, смотрели на своих учителей наивными чистыми глазами, когда речь заходила о профилактике употребления ПАВ, и твердо верили, что в их жизни такой беды не случится.
Уроки, внеклассные мероприятия на эту тему, я считаю, самыми ответственными в практической деятельности классного руководителя и социального педагога. Всякий раз надо найти особые слова, которые заставили бы задуматься, затронули бы душу и сердце. К сожалению, «достучаться» и «докричаться» удается не до каждого, но даже если помог одному-двум не стать курильщиком, алкоголиком, наркоманом, то можно считать, что труд твой не был напрасным.
Формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: определение проблемного поведения подростков, детерминанты проблемного поведения, семейный анамнез. Использование беседы с приемами «Продолжите фразу», «Ваше мнение», «Правда — ложь», «Ситуация», «Скажи твердо НЕТ!».
Начнем беседу с приема «Продолжите фразу».
Наркотики — это…
Ученики по цепочке отвечают: это зло, беда, болезнь, смерть; пагубные вещества, которые губят человека; психотропные вещества, которые вредят здоровью…
Наркомания — это…
Ответы учеников: болезнь, от которой трудно вылечиться; это конец жизни; паутина, из которой выбраться сложно; вредная привычка со смертельным исходом; самоубийство…
Последнее слово остается за учителем, который, с уважением выслушав всех, дает правильное определение наркотикам, наркомании, а также знакомит учащихся с такими понятиями, как психологическая и физиологическая зависимость, ломка.
Итак, подростки в беседе доказывали, что вред, приносимый наркотиками юному организму очень велик, однако в обоих классах проба наркотиков началась еще в очень раннем возрасте (14 лет).
Прием «Ваше мнение». Почему люди принимают наркотики?
И вновь по цепочке ученики высказывают свое мнение, которое учитель сравнит со статистическими данными по стране: хотят показать себя крутыми и независимыми, взрослыми; подражают старшим; убегают от своих проблем; хотят поднять настроение, утешить горе, от нечего делать; не видят в жизни смысла; хотят испытать что-то новое… Бывает, что после высказывания какого-то мнения начинается дискуссия, во время которой ученики ищут вместе ответ на важный для них вопрос. «Когда в жизни все не ладится, хочется пережить, а кажется, что по-другому никак…»
Статистика по России: любопытство — 45%; влияние друзей — 44%; сознательный выбор — 9%; желание убежать от реальности — 2%. А также одиночество, поиск удовольствия, вера в то, что наркотики улучшают физическое и психическое состояния, уменьшают депрессию, попытка справиться с переживаниями и т. п.
Итак, в опытно -экспериментальном классе 40 % ребят попробовали ради любопытства, 26 % — ради того, чтобы не быть старомодным в компании друзей. В контрольном классе ребята 10,3 % познакомились с наркотиками «просто так», 23 % — подвело люботытство.
Прием «Ситуация».
Ситуацию можно обыграть или просто зачитать и обсудить.
Алина и Марина пошли на дискотеку. Там их друзья и подруги предлагают им покурить «травку» (в туалете или на улице за углом). Алина раньше уже курила, но ничего приятного не почувствовала. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей смешной или трусливой, но, с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила, и ей очень интересно, какие от этого ощущения. Как должны поступить девочки?
Итак, в опытно — экспериментальном классе большинство ребят высказали мнение, что Марина не должна пробовать травку, ибо это вредно для молодого организма. В контрольном классе 30% ребят высказались за то, что в жизни надо попробовать все, чтобы потом не жалеть об упущенном.
Прием «Скажи твердо НЕТ!».
Ученику делается настойчивое предложение употребить ПАВ, он должен отказаться.
Ответ НЕТ должен быть решительным и твердым, а затем надо просто уйти.
· Дружи с теми, кто не употребляет наркотики.
· Будь готов к различным видам давления на тебя. Постарайся уйти.
· Придумай какое-то дело. Скажи, например, что просто хочешь поесть.
· Избегай ситуации. Старайся быть дальше от тех, кто употребляет наркотики, и тех мест, где собираются наркоманы.
· В разных ситуациях по необходимости используй фразы:
Нет, спасибо, я занимаюсь спортом.
Нет, спасибо, я не хочу неприятностей с родителями.
Нет, спасибо, я не хочу.
Нет, спасибо, меня ждут.
Нет, спасибо, у меня много дел…
Будь уверенным в ответе-отказе. Всегда помни, ты это делаешь для себя! Просто скажи: «НЕТ!».
Итак, ребята очень активно вступили в разговор, утверждая об ответственности за свое будущее. 50 % учащихся в контрольном классе показали ярко выраженный дезадаптивный уровень отношений, низкую уверенность в себя, выраженный скептицизм.
В опытно — экспериментальном классе 78 % решительно сказали: НЕТ! Предпочитают вести здоровый образ жизни.
Прием «Продолжите фразу».
Я никогда не стану наркоманом…
Как молитва, как заклинание, как аутотренинг звучат мудрые слова учеников: «Я никогда не стану наркоманом, потому что знаю о последствиях»; «я ценю свою жизнь и то время, что мне дано»; «не хочу причинять боль себе и своим родным»; «у меня в жизни есть цель и все, что мне нужно и чем я довольна: семья, друзья, цель, радость»; «надо думать о будущем»; «я не хочу ломать себе жизнь» [3;40].
Итак, в контрольном классе к наркотикам подавляющее большинство юношей и девушек относятся отрицательно, но часть, тем не менее, наркотики принимает. Что же собою представляет эта меньшая часть? Кое-что об этом говорят ответы тех опрошенных, которые признали, что имеют опыт личного знакомства с наркотиками.
В опытно — экспериментальном классе, к счастью, постоянных потребителей немного, но кто знает, сколько их станет через год-другой. К тому же опыт показывает, что наибольшей скрытностью отличаются именно «настоящие наркоманы», многие из которых, судя по всему, решили во время опроса конспирации не нарушать. На основе проведённых экспериментов, необходимо дать рекомендации родителям, дети которых подвержены наркотической зависимости.
«Да ничего», — скажут одни. Виноваты испуги, обстоятельства, детский сад, школа, но только не мы сами. Однако давно подмечено, что эмоциональные и нервные расстройства формируются, развиваются как раз в семье в условиях неправильного воспитании и конфликтов, а внешние стрессы выступают в качестве «последней капли» или толчка. Поэтому и не помогают при неврозаx экстрасенсы или подобные им целители. Помимо специальных, научно разработанных методов психотерапии и самим родителям нужно провести определенную психологическую работу. То, что это не так легко, как может показаться с первого взгляда, творит следующий текст. Итак, чтобы Ваш ребенок пытается вылечиться от наркозависимости. Вам самим нужно преодолеть:
1. Недостаточную (несвоевременную) эмоциональную отзывчивость и откликаемость.
2. Чрезмерную фиксацию на себе и своих интересах, равно как и недоверие к возможностям детей.
3. Неспособность пойти на жертвы во имя ребенка, в том числе — экономического характера.
4. Собственные недостатки характера и поведения, являющиеся отрицательным примером для детей.
5. Ригидные, изжившие себя стереотипы воспитания, в том числе чрезмерную принципиальность, формализм и диктат в общении с детьми.
6. Непримиримые, неприязненные, конфликтные отношения с другим родителем.
7. Нервные расстройства, если они имеют место, а также неадекватно повышенную чувствительность к стрессу и отсутствие психологической защиты.
Только с учетом всех лих изменений можно обеспечить 100% эффект освобождении Вашего ребенка от наркотического заболевании и недостатком характера [14;176].
Таким образом, в контрольном классе особенно охотно подростки осуждают явления вообще как нечто назывное, не связанное с живыми людьми. Когда же в вопросе появляется что-то одушевленное, хотя бы только слово «ребята» (не друзья, а вообще), осуждения становится меньше, а когда это относится к своим ребятам, еще меньше. Видимо, психологически это естественно, но это, между прочим, означает также, что отношение к «злу» смягчается по мере, так сказать, конкретизации и персонификации зла, обретения им каких-то человеческих оттенков, углубления личного знакомства с ним (или его носителями).
В опытно — экспериментальном классе три четверти считают, что ни дома, ни в учебных заведениях не знают об их экспериментах с наркотиками. Только 8,6% говорят, что о них известно родителям, и 3,7% «прославились» по месту учебы; насчет остальных семья и школа, видимо, догадываются, но точно не знают.
2.3 Анализ результатов опытно — экспериментального исследования
Контрольный эксперимент
Цель: проверка степени усвоения полученных знаний, выявления характера отношения учащихся к наркотическим веществам и степени их устойчивости к наркогенному давлению.
В контрольном эксперименте будет использоваться анкетирование [11,41] и групповая дискуссия: «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика». (Прил. 3).
Результат оценивался по трем уровням: высокому, среднему и низкому.
Усвоение полученных знаний в опытно-экспериментальном классе
Диаграмма 3. Результаты усвоения полученных знаний в опытно-экспериментальном классе
Получен следующий результат:
Высокий уровень усвоения знаний о наркотиках — 7 учеников — 40 %
Средний уровень усвоения знаний о наркотиках — 9 учеников — 45 %
Низкий уровень усвоения знаний о наркотиках — 4 ученика — 15 %
Диаграмма 4. Результаты усвоения полученных знаний в контрольном классе
Получен следующий результат:
Высокий уровень усвоения знаний о наркотиках — 7 учеников — 35 %
Средний уровень усвоения знаний о наркотиках — 10 учеников — 50 %
Низкий уровень усвоения знаний о наркотиках — 3 ученика — 15 %
Использованные нами методики были направлены на выявление зависимости подростков от наркотиков. Анализируя данные этапов исследования, можно отметить, что у учащихся намного улучшилась познавательная деятельность, они стали более активны в ходе уроков, любознательны, с интересом воспринимают новый материал урока.
Таким образом, в ходе проведенного нами эксперимента получен следующий результат:
· данные констатирующего эксперимента в опытно-экспериментальном классе показали, что 20 % подростков не знают последствий наркотической зависимости, 45 % имеют достаточные знания, 35 % пробовали наркотики и ощутили на себе их действие.
· данные констатирующего эксперимента в контрольном классе были получены следующие результаты: 35% — не знают о последствиях, 50 % хорошо осведомлены, 15 % — попробовали наркотики.
· данные констатирующего эксперимента в опытно-экспериментальном и контрольном классах показали, что 60 % несовершеннолетних в группу риска не входит, 40 % средняя вероятность вхождения в группу риска, требующая повышенного внимания к поведению подростка.
· данные формирующего эксперимента в показали, что в опытно-экспериментальном классе проблемное поведение — у 40 % учащихся в классе; выяснены сигналы надвигающейся наркомании: обсессии — 10 %; отрицания — 26 %; рационализация — 19 %; аддитивная система установок — 5 %.
· проведение формирующего эксперимента в контрольном классе показали следующий результат: проблемное поведение — у 45 % учащихся в классе; выяснены сигналы надвигающейся наркомании: обсессии — 9 %; отрицания — 22 %; рационализация — 18 %; аддитивная система установок — 6 %.
Формирующий эксперимент показал тревожный картину в классе, т.к. почти у половины подростков есть проблемы с наркотиками.
· 60 % несовершеннолетних в группу риска не входит, 40 % средняя вероятность вхождения в группу риска, требующая повышенного внимания к поведению подростка.
необходимо для психофизического и социального здоровья подростка;
Таким образом, совместная профилактическая деятельность педагогов и родителей должна:
· закрепить у учащихся знания о том, что здоровье — главное условие счастливой жизни;
· внушить, что о своем здоровье и здоровье окружающих необходимо заботиться;
· раскрыть последствия наркомании для здоровья человека;
· сформировать у учащихся навыки педагогической культуры, связанные с решением проблем развития ребенка, в том числе и проблемы предупреждения наркомании.
Данные контрольного эксперимента в опытно-экспериментальном и контрольном классах показали, что ребята получили достаточно информации о наркозависимости. Проанализировав анкеты, можно сделать вывод о том, что для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается единичным случайным эпизодом.
На родительском собрании учителя доводят до сведения родителей результаты эксперимента, дают рекомендации.
Рекомендации родителям:
1. Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей.
2. Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.
3. Говорите с детьми, слушая их.
4. Не наказываете детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.
5. Всегда помогайте решать проблемы вашим детям.
6. Всегда помогайте ему выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя,
7. Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций).
8. Дайте детям почувствовать, что их ошибки — это поправимо.
14. Всегда доверяете своим детям.
Какие качества нужны родителям чтобы вылечить ребенка от наркозависимости:
1. Понимание серьезности создавшегося положения, насколько адекватно и серьезно Вы воспринимаете беды вашего ребенка, любите его и цените его здоровье.
2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.
3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.
4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.
5. Готовность к переменам.
6. Контроль за своими чувствами и поступками.
7. Терпение и последовательность.
8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.
9. Вера в положительные результаты лечения.
Заключение
Проанализировав литературу по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что каждый человек может сделать вывод о том, стоит ли жить рабом собственных слабостей, неорганизованности и вредных привычек, зная об их последствиях для здоровья и жизни, или же воспитанием здоровых потребностей и заботой о здоровье как главной жизненной ценности обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь.
Здоровый образ жизни — результат не только наличия определённой совокупности внешних обстоятельств (благоприятные условия, совокупность знаний о здоровье, наличие контроля в виде норм общественного мнения и так далее), но и внутренних — соответствующей мотивации, готовности к тому, чтобы ему следовать.
Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.
Формирование здорового образа жизни включает в себя:
— создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшения этого влияния,
— санитарно-гигиеническое воспитание,
— снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,
— обучение правильному отдыху,
— привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества.
В современной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса в школе, прежде всего на уроках. Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно — учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.
Трудно ли бороться с вредными привычками, которые мешают вести здоровый образ жизни? Безусловно, но если подойти к этому делу со всей серьезностью, хорошенько настроиться на борьбу, изучить некоторые приемы, то порвать с вредными привычками сможет практически любой человек.
Приступая к работе над собой, основные усилия необходимо сосредоточить на формировании положительных привычек: не только избавиться от вредной привычки (скажем курить), но за это время выработать в себе положительную привычку. Именно на этом пути вас ждет успех. В противном случае волевых усилий затрачивается много, а желаемый результат остается все так же далек. Схватка с самим собой — дело нелегкое. Недаром многие считают, что преодоление привычки к алкоголю и курению было в их жизни первым и наиболее сильным испытанием воли. Самое трудное — суметь преодолеть искушение наедине с самим собой, когда голова заполнена предательскими мыслями, а желание выпить или закурить кажется всепоглощающим. Вот тут-то человек и познает самого себя, испытывает и закаляет свою волю, вырабатывает самодисциплину, совершенствует самоорганизацию. Выдержал, сдержал однажды данное самому себе слово — значит, научился владеть собой.
Если вы все учли, все уяснили, то сделайте еще одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к сигарете, рюмке и наркотикам! Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.
Данная гипотеза нашла подтверждение в нашей работе.
Список использованных источников
1. Буянов М.И. Размышление о наркомании / М.И.Буянов.- М.: «Просвещение», 1990.- 80 с.
2. Бычкова М. Российские подростки: движение из зоны риска / М.Бычкова // Воспитание школьников.-2001.-№ 6.-с. 14-16.
3. Вайнер Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности / Э.Н.Вайнер // Основы безопасности жизни.- 2009.- № 3.- С. 39 — 47.
4. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А.Журавлева // Социс- 2000.- № 6.- с.43-48.
5. Калягин А. Здоровый образа жизни и его составляющие / А.Калягин // ОБЖ.- 2005.- № 10.- С. 8 — 13.
6. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И.Куценко.- М.: Профиздат, 1987.- 256
7. Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм / К.Лисецкий // Основы безопасности жизнедеятельности.- 2004.- № 5.- с.40-42.
8. Лисова Е.В. Проявление наркомании в подростковой среде / Е.В.Лисова // Социально — гуманитарные знания.- 2008.- № 6.- с. 141 — 147.
9. Макеева А. Культ одурманивания или принцип реальности? / А.Макеева // Учитель.- 2000.-№4.-С.81-82.
10. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных школьников / В.Ф.Матвеев.- М.: Просвещение. 1987.- 96 с.
11. Овчаренко В. Педагогическая профилактика наркомании / В.Овчаренко // ОБЖ.- 2005.- № 3.- С.39 — 42.
12. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В.Овчарова.- М.: «Академия», 2003.- 448 с.
13. Орлов О. Здоровье духовное и физическое / О.Орлов // ОБЖ.- 2006.- № 8.- С. 34 — 35.
14. Практическая психология образования.- СПб.: Питер, 2004.- 506 с.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И.Рогов.- М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2006.- 477 с.
16. Учреждения социального обслуживания детей и молодежи / Авт.-сост. Г.И. Репринцева.- М.: Проспект , 2003.- 370 с.
17. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В.Хухлаев.- М.: «Академия», 2006.- 208 с.
18. Чаклин А.В. Как изжить вредные привычки / А.Чаклин.- М.: «Знание», 1988.- 41 с.
19. Чумаков Б.Н. Валеология / Б.Н.Чумаков.- М.: Педагогиское общество России, 1999.- 407 с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 512 с.
21. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана / В.Н.Ягодинский.- М.: «Просвещение», 1989.- 96 с.
22. Яцун С. Мотивация — на здоровый образ жизни / С.Яцун // Учитель.- 2001.- № 2.- с. 69 — 72.
Приложение 1
Диагностическая методика С.В. Березина
Чрезвычайно важным является то, почему одни подростки после первой пробы наркотика не идут дальше в этот омут, а другие затягиваются в него. Проведенный опрос выявил следующие причины отказа от дальнейшего употребления наркотиков: опасение перед последствиями, аллергия и отсутствие возможности достать наркотик.
В результате этих опросов получилась следующая картина: вне зависимости от пола и возраста подростков главной причиной отказа оказалось не опасение за здоровье, а невозможность дальнейшего приобретения наркотических веществ.
Школьники, не задумываясь, повторяют за взрослыми: «один раз попробуешь — привыкнешь», «наркотики — белая смерть» и другие подобные изречения, а в провоцирующей ситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов.
Надо больше разговаривать с детьми и не односложными фразами на бегу.
Выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора, предрасположенности и затем, суммируя полученные результаты, вы получите количественную характеристику исследуемого явления и, таким образом, определите группу риска изучаемого подростка. После этого гораздо легче наметить основные направления профилактической работы.
1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
4. Тревожен ли, напряжен ли в общении в школе или училище?
5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем?
6. Зависит ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, некритичен, готов ли подражать образу жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией?
8. Свойственна ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
9. Отягощена ли наследственность — заболевания отца или матери наркоманией или алкоголизмом?
За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4, начислите по пять баллов. За ответ «да» на любой из вопросов 6, 8 — по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 — по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы — 0 баллов.
Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в группу риска не входит.
От 15 до 30 баллов — средняя вероятность вхождения в группу риска, требующая повышенного внимания к поведению подростка.
При результате свыше 30 следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Предложенная диагностическая процедура позволяет правильно составлять подростковые группы в целях стрессопрофилактики и стрессореабилитации, а также определять направления в индивидуальной воспитательной работе и психокоррекционной работе.
Приложение 2
Методика С.А. Кулакова
I. Определение проблемного поведения
1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за… Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о… Как вы оцениваете эту проблему?»
2. Степень тяжести проблемы:
а) Насколько эта проблема для вас представляет затруднения?
б) Как часто вы…?
Идентификация использования психоактивных веществ, количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое употребление, появление синдрома зависимости; периодичность употребления.
При опросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: не произошло ли снижение успеваемости за последнее время? Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка?
У подростка выясняются сигналы надвигающейся наркомании:
1) неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта»;
2) стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть»;
3) краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе после получения кайфа»;
4) обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике»;
5) компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;
6) рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;
7) отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители указывают на это»;
8) наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы»;
9) потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков»;
10) аддитивная система установок: «Я, другие наркоманы — мы особая каста».
3. Общие характеристики проблемы:
а) длительность (как давно это происходит?);
б) распространенность (как обычно это происходит? В каких ситуациях?).
II. Детерминанты проблемного поведения
1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»
2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»
3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»
Прием ABCDE-парадигмы:
А — что предшествовало поведению.
В — поведение и его варианты.
С — последствия поведения для подростка и окружающих.
D — дискуссия.
Е — эффект.
а) Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»;
б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;
в) социальные последствия: «Что вы сделали?»;
г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?»
Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.
4. Негативные последствия — наиболее частая причина обращения к специалисту. Для подростка такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.
5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что можно сделать для изменения ситуации?»
6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»
7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.
Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса [13;374-377].
Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:
— в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;
— в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;
— искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежность временной перспективе;
— наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:
— произвольное отражение — «Я — неудачник», «Я — супермен»;
— селективная выборка — «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;
— сверхраспространенность — «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;
— абсолютное мышление — «Все или ничего», «Мир черный или цветной»;
— персонализация — «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».
III. Семейный анамнез
Средовые (социальные) факторы — самые сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы.
Факторы, способствующие аддиктивному поведению:
— искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями;
— блокировка потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности временной перспективе;
— отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок идентифицируется;
— наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом;
— отсутствие или избыток дисциплинарных техник;
— отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций.
Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:
— стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;
— страх передачи ответственности подростку, слияние границ «Я — другой»;
— требование уважения к себе, отказ в этом подростку;
— проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;
— страх неизвестного;
— неосознание основных прав личности ребенка;
— стереотипное общение по типу «родитель — ребенок»;
— стремление реализовать в ребенке собственные цели;
— отсутствие в семье системы правил;
— создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.
Рассмотренные в данном тексте наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача педагога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.
Приложение 3
Анкета
Групповая дискуссия: «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика».
Что можно потерять или, наоборот, приобрести, употребляя наркотики? Необходимо вывести подростков на то, что, испытывая короткий «кайф», человек в конечном итоге теряет все, даже жизнь. Стоит ли этот «кайф» таких потерь?
Очень важно, чтобы подростки поняли, что самое дорогое у человека — это его жизнь. Можно показать это наглядно. Например: потерял деньги, но ты продолжаешь жить без этих средств, находишь, от чего можно отказаться. От тебя ушел любимый человек, ты переживаешь, но продолжаешь жить. Твоя жизнь кончилась — тебя больше нет, и не будет никогда.
Размещено на