Выдержка из текста работы
Социологию можно определить самым кратким образом как генетическое, научное изучение общества. Однако такое определение является чрезмерно общим, оно может быть применимо и к другим наукам, изучающим общество, — истории, политологии, юриспруденции, экономической теории и т.д. Потому для правильного понимания специфики социологии необходимо установить, что составляет объект ее исследования и предмет ее исследования.
Как и в других науках: физике, химии, биологии и т.п., объект социологии существует объективно,т.е. вне человека, независимо от человека, от его сознания, чувств, воли, стремлений, действий. Но если общество в целом в своих основных чертах, особенностях, закономерностях не зависит от воли, сознания и действий одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своем поведении зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразиеобъекта социологии, в качестве которого выступает рассмотрение общества и взаимодействующих в его рамках и условиях личностей объединенных в определенные социальные общности — семейные; профессиональные, территориальные, национальные и т.п.
Если объект социологии находится вне сознания человека и не зависит от него, то с предметом социологии дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не без участия человеческого сознания, а только благодаря ему, когда исследователь стремится выделить из интересующего его объекта какие-то важные его стороны, части или особенности.
Таким образом предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
Предметом социологии выступают не только и не столько отдельные индивиды, сколько создающиеся и функционирующие процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное заведение, предприятие, фирма, политические элиты, вооруженные силы, социокультурные или религиозные объединения и другие социальные общности, накладывающие определенный отпечаток на жизненные судьбы отдельных индивидов и на их групповые взаимодействия. Поэтому ключевой основополагающей категорией социологии является именно социальная общность.
Социальная общность(семейная, профессиональная, территориальная, национальная и т.п.) представляет собой такое взаимодействие индивидов, которое обусловлено сходством или единством интересов, целей, ценностных ориентаций, особенностей их труда и быта в контексте общих для них экономических, политических, социокультурных и иных условий жизнедеятельности.
Можно дать определение социологии.
Социология — это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействиях различных социальных общностей и систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях.
Современная социология является сложноструктурированной системой научного знания, в рамках которой существует множество теоретических подходов и концепций. Ни одна из этих концепций — марксистская, структурно-функционалистская, этнометодологическая, структу рацио иная и т.п. — не является полностью адекватной и общепризнанной.
Социология, как и большинство наук, развивается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Она базируется на конкретных, эмпирическим путем полученных социальных данных, лежащих в основе социальной системы общества, его структуры, системно-структурных изменений. Эти данные собираются методами эмпирического исследования — наблюдения, изучения документов, интервьюирования, массовых опросов, социальных экспериментов.
В структуре социологии выделяются общесоциологические теории: теория общественно-экономических формаций, обоснованная К. Марксом; выдвинутая М. Вебером теория социального действия; структурно-функциональная теория, развитая Т. Парсонсом и Р. Мертоном; теория социальной стратификации, предложенная П. Сорокиным и др.).
Широкое применение в социологии, особенно в последние годы, находят отраслевые социологические теории, формирующиеся на стыках социологии с другими науками и изучающие особенности развертывания социальных процессов не в обществе в целом, а в его различных сферах — экономическая социология, политическая социология, социология культуры, социология религии и т.п.
В зависимости от ориентированности социологические исследования подразделяются на фундаментальные и. прикладные.
Фундаментальныесоциологические исследования ориентированы на разработку теоретических концепций, на изучение основных тенденций и закономерностей социального развития.
Прикладныесоциологические исследования ориентированы на изучение и регулирование определенных социальных процессов в четко очерченных областях общества, — например, изменений в демографической или социально-политической ситуации, возникновения и развития безработицы, девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п.
В социологии также существует дифференциация на макросоциологические и микросоциологические исследования.
Макросоциологияпредставляет собой уровень социологического исследования целых общества, их систем и структур, поведения больших сообществ и таких объединений людей, как социальные классы, народы.
Микросоциология- это уровень социологических исследований, который ориентирован на изучение поведения отдельных личностей и их небольших групп в их повседневной жизнедеятельности.
1.2. Функции и методология социологии.
Важнейшее место в структуре социологии занимает методология, представляющая собой систему принципов, методов и стратегий, используемых для приобретения социологических знаний, их интерпретации и практического применения на теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологи ч ее ком и микросоциологическом уровнях.
Социологическая методология включает в себя совокупность:
— общефилософских методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение и др.),
— общенаучных (системный, комплексный, моделирования, типологизации и др.),
— специфически социологических (структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, кросс-культурный анализ, корреляционно-сравнительный метод, включенное наблюдение, контент-анализ, выборочный метод, метод опроса и др.). Все они могут применяться во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.
Социология как самостоятельная науки решает целый ряд важных познавательных задач.Основные из них:
а) изучение социальных фактов;
б) исследование социальной структуры общества;
в) понимание и объяснение причин и тенденций развития общества;
г) выявление возможных вариантов изменения изучаемых социальных явлений и процессов в будущем;
д) формулирование научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.
В процессе выполнения своих задач социология осуществляет несколько функций.Они таковы:
1) познавательная;
2) концептуально-описательная;
3) оценочная;
4) объясняющая;
5) мировоззренчески-идеологическая;
6) прогностическая;
7) управленческая;
8) образовательная.
1.3. Значение социологии в познании современного мира.
Несмотря на свою генерализирующую природу, социология остается строго специальной наукой. Социология, изучающая целостное социокультурное пространство, не пытается выполнить миссию остальных социальных наук.
В своих генерализирующих функциях социология зависит от открытий в других специальных науках; но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки — от генерализующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени.
Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят от генерализующей науки социологии. Социологические теории Платона и Аристотеля оказали огромное влияние на политическую, экономическую, правовую, историческую и другие специальные дисциплины, причем их влияние ощутимо вплоть до сегодняшнего дня. То же касается и обобщающих выводов Августина и Фомы Аквинского, Гоббса, Макиавелли, Ибн Халдуна и Вико, Монтескье и Локка, Руссо и Боссюэ’, Конта и Спенсера, Гегеля и Маркса, Шпенглера, Дюркгейма, Тарда, Вебера и Парето.
Возникновение любой важной социологической системы всегда оказывало Влияние на всю систему отдельных дисциплин, на их. ведущие принципы, интерпретации, изучаемые проблемы, методы и технику исследования. Более того, возникновение социологии как систематической науки привело к «социологизации» всех специальных дисциплин. Подобная «со-цишюгизация» этих дисциплин является красноречивым свидетельством влияния на них социологии. Зависимость между социологией и другими социальными дисциплинами является обоюдосторонней.
Как генерализующая дисциплина общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической, и по этой причине кажется многим «практичным людям» нерациональной академической специальностью, оторванной от конкретной реальности и лишенной практической утилитарной ценности. Математика является, вероятно, самой абстрактной и теоретической дисциплиной из всех наук. Однако ее практическое значение не ставится под сомнение. Алгебра явно более абстрактная дисциплина, чем арифметика, но никто не делает из этого вывод, что она менее практически значима, чем арифметика!
В большинстве великих социальных революций, реформ и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением. Социология Локка сыграла эту роль в революции 1688 года при установлении либерально-демократического режима в Англии; труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли ту же роль во Французской революции 1789 года и в последующие годы. В наше время марксистская социология была ведущим интеллектуальным направлением и «святыней» коммунистической революции в России; расистские социологии А. Гобино, X. Чемберлена и других стали кредо нацистского путча и третьего рейха. От социологии Конфуция до социологии настоящего времени практическое действие этой науки было очень заметным (хотя речь часто шла об ошибочных социологиях, а не о валидных)). Сказанного достаточно, чтобы развеять иллюзии слишком практичных людей относительно утилитарной ценности социологии.