Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример доклада по социологии: Опрос на тему:

Раздел: Доклады

Выдержка из текста работы

Социологию можно определить самым кратким образом как генетическое, научное изучение общества. Однако такое определение является чрезмерно общим, оно может быть применимо и к другим наукам, изучающим общество, — истории, политологии, юриспруденции, экономической теории и т.д. Потому для правильного понимания специфики социологии необходимо установить, что составляет объект ее исследования и предмет ее исследования.

Как и в других науках: физике, химии, биологии и т.п., объект социологии существует объективно,т.е. вне человека, независимо от человека, от его сознания, чувств, воли, стремлений, действий. Но если общество в целом в своих основных чертах, особенностях, зако­номерностях не зависит от воли, сознания и действий одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своем поведении зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразиеобъекта социологии, в качестве которого выступает рассмотрение общества и взаимодействующих в его рамках и условиях личностей объединенных в определенные социальные общности — семейные; профессиональные, территориальные, национальные и т.п.

Если объект социологии находится вне сознания человека и не зависит от него, то с предметом социологии дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не без участия человеческого сознания, а только благодаря ему, когда ис­следователь стремится выделить из интересующего его объекта какие-то важные его стороны, части или особенности.

Таким образом предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их измене­ния и развития в обществе.

Предметом социологии выступают не только и не столько от­дельные индивиды, сколько создающиеся и функционирующие процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное заведение, предприятие, фирма, политические элиты, вооруженные силы, социокультурные или религиозные объединения и другие социальные общности, накладывающие определенный отпечаток на жизненные судьбы отдельных индивидов и на их групповые взаимодействия. Поэтому ключевой основополагающей категорией социологии является именно социальная общность.

Социальная общность(семейная, профессиональная, территори­альная, национальная и т.п.) представляет собой такое взаимодейст­вие индивидов, которое обусловлено сходством или единством интересов, целей, ценностных ориентаций, особенностей их труда и быта в контексте общих для них экономических, политических, социокуль­турных и иных условий жизнедеятельности.

Можно дать определение социо­логии.

Социология — это наука об особенностях, тенден­циях и закономерностях становления, развития и взаимодействиях различных социальных общностей и систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социаль­ных групп и общества в целом в совокупности определенных соци­альных отношений и в определенных исторических условиях.

Современная социология является сложноструктурирован­ной системой научного знания, в рамках которой существует множе­ство теоретических подходов и концепций. Ни одна из этих концеп­ций — марксистская, структурно-функционалистская, этнометодологическая, структу рацио иная и т.п. — не является полностью адекват­ной и общепризнанной.

Социология, как и большинство наук, развивается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Она базируется на кон­кретных, эмпирическим путем полученных социальных данных, ле­жащих в основе социальной системы общества, его структуры, сис­темно-структурных изменений. Эти данные собираются методами эмпирического исследования — наблюдения, изучения документов, интервьюирования, массовых опросов, социальных экспериментов.

В структуре социологии выделяются общесоциологические теории: теория общественно-экономических формаций, обоснован­ная К. Марксом; выдвинутая М. Вебером теория социального дейст­вия; структурно-функциональная теория, развитая Т. Парсонсом и Р. Мертоном; теория социальной стратификации, предложенная П. Сорокиным и др.).

Широкое применение в социологии, особенно в последние годы, на­ходят отраслевые социологические теории, формирующиеся на сты­ках социологии с другими науками и изучающие особенности развер­тывания социальных процессов не в обществе в целом, а в его различных сферах — экономическая социология, политическая социоло­гия, социология культуры, социология религии и т.п.

В зависимости от ориентированности социологические ис­следования подразделяются на фундаментальные и. прикладные.

Фун­даментальныесоциологические исследования ориентированы на раз­работку теоретических концепций, на изучение основных тенденций и закономерностей социального развития.

Прикладныесоциологические исследования ориентированы на изучение и регулирование определенных социальных процессов в чет­ко очерченных областях общества, — например, изменений в демогра­фической или социально-политической ситуации, возникновения и раз­вития безработицы, девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п.

В социологии также существует дифференциация на макросоциологические и микросоциологические исследования.

Макросоциологияпредставляет собой уровень социологического исследования целых общества, их систем и структур, поведения больших сообществ и таких объединений людей, как социальные классы, народы.

Микросоциология- это уровень социологических иссле­дований, который ориентирован на изучение поведения отдельных лич­ностей и их небольших групп в их повседневной жизне­деятельности.

1.2. Функции и методология социологии.

Важнейшее место в структуре социологии занимает мето­дология, представляющая собой систему принципов, методов и стра­тегий, используемых для приобретения социологических знаний, их интерпретации и практического применения на теоретическом и эм­пирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологи ч ее ком и микросоциологическом уровнях.

Социологическая методология включает в себя совокуп­ность:

— общефилософских методов (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, обобщение и др.),

— общенаучных (системный, комплексный, мо­делирования, типологизации и др.),

— специфически социологических (структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, кросс-культурный анализ, корреляционно-сравнительный метод, включен­ное наблюдение, контент-анализ, выборочный метод, метод опроса и др.). Все они могут применяться во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.

Социология как самостоятельная науки решает целый ряд важ­ных познавательных задач.Основные из них:

а) изучение социальных фактов;

б) исследование социальной структуры общества;

в) понимание и объяснение причин и тенденций развития общества;

г) выявление возможных вариантов изменения изучаемых соци­альных явлений и процессов в будущем;

д) формулирование научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.

В процессе выполнения своих задач социология осуществляет несколько функций.Они таковы:

1) познавательная;

2) концептуаль­но-описательная;

3) оценочная;

4) объясняющая;

5) мировоззренче­ски-идеологическая;

6) прогностическая;

7) управленческая;

8) обра­зовательная.

1.3. Значение социологии в познании современного мира.

Несмотря на свою генерализирующую природу, социология остается строго специаль­ной наукой. Социология, изучающая целостное социо­культурное пространство, не пытается выполнить миссию остальных социальных наук.

В своих генерализирующих функциях социология зависит от откры­тий в других специальных науках; но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки — от генерали­зующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени.

Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят от генерализующей науки социологии. Социологические теории Платона и Аристотеля оказали огромное влияние на политическую, экономическую, правовую, историческую и другие специальные дисциплины, причем их влияние ощутимо вплоть до сегодняшнего дня. То же касается и обобщающих выводов Августина и Фомы Аквинского, Гоббса, Макиавелли, Ибн Халдуна и Вико, Монтескье и Локка, Руссо и Боссюэ’, Конта и Спенсера, Гегеля и Маркса, Шпенглера, Дюркгейма, Тарда, Вебера и Парето.

Возникно­вение любой важной социологической системы всегда оказывало Влияние на всю систему отдельных дисциплин, на их. ведущие прин­ципы, интерпретации, изучаемые проблемы, методы и технику исследования. Более того, возникновение социологии как систематической науки привело к «социологизации» всех специальных дисциплин. Подобная «со-цишюгизация» этих дисциплин является красноречивым свидетельст­вом влияния на них социологии. Зависимость между социологией и другими социальными дисциплинами является обоюдосторонней.

Как генерализующая дисциплина общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической, и по этой причине ка­жется многим «практичным людям» нерациональной академической специальностью, оторванной от конкретной реальности и лишенной практической утилитарной ценности. Математика является, вероятно, самой абстрактной и теоретической дисциплиной из всех наук. Однако ее практическое зна­чение не ставится под сомнение. Алгебра явно более абстрактная дис­циплина, чем арифметика, но никто не делает из этого вывод, что она менее практически значима, чем арифметика!

В большинстве великих социальных революций, ре­форм и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением. Социология Локка сыграла эту роль в революции 1688 года при установлении либерально-демократического режима в Англии; труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли ту же роль во Французской революции 1789 года и в последующие годы. В наше время марксистская социология была ведущим интеллектуальным направлением и «святыней» комму­нистической революции в России; расистские социологии А. Гобино, X. Чемберлена и других стали кредо нацистского путча и третьего рей­ха. От социологии Конфуция до социологии настоящего времени прак­тическое действие этой науки было очень заметным (хотя речь часто шла об ошибочных социологиях, а не о валидных)). Сказанного доста­точно, чтобы развеять иллюзии слишком практичных людей относи­тельно утилитарной ценности социологии.

Похожие работы

  • реферат  Сценарий родительского собрания на тему «Поведение подростка»
  • курсовая  Работа над усвоением лексического значения слов на тему "Спорт в начальной школе"
  • доклад  Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, уважаемый председатель! Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: Особенности налог
  • Программа социологического исследования на тему «Женщина за рулём как социальное явление»
  • доклад  Сценарий урока на тему
  • реферат  Реферат на тему вирусный онкогенез

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка