Выдержка из текста работы
В системе международных экономических отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.
Международный валютный фонд — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
Необходимость в организации, подобной Международному валютному фонду, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Депрессия поразила все сферы хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли. Разрушительному воздействию подверглась не только видимая часть экономики. Не в меньшей степени пострадал и не столь видимый мир международных финансовых и денежно-кредитных рынков. Общее недоверие к банкнотам породило спрос на золото, намного превышавший размеры национальных запасов. Создание Международного валютного фонда отвечало потребности учредить новый валютный порядок, способный устоять в трудных условиях послевоенного периода восстановления и в дальнейшем обеспечить развитие международных обменов. Данная система должна реагировать на существующие условия и способствовать неограниченному обмену валют, четкому определению единой стоимости каждой валюты.
Выбор темы, актуальность, цели и задачи исследований в данной работе обусловлены тем, что интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в Международном валютном фонде и Всемирном банке. Вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов. После подписания российскими представителями Статей соглашения (устава) Международного валютного фонда 1 июня 1992 г., Россия официально стала участницей этих организаций.
В данной работе мы изучим структуру, историю создания и основные направления деятельности Международного валютного фонда. Также постараемся определить его роль и место в современной мировой валютной системе, динамику и перспективы его развития.
1. Международный валютный фонд и история его создания
Международный валютный фонд — специализированное агентство Организации Объединенных Наций, созданное в 1945 г., для содействия международному валютному сотрудничеству и расширения международной торговли, стабилизации обменных курсов валют и помощи государствам, испытывающим краткосрочные проблемы с выравниванием своих платежных балансов, для поддержания обменного курса их валют.
Фонд финансируется за счет членских взносов своих членов, размеры которых зависят от оценки их благосостояния. Количество голосов у каждой страны зависит от размера ее взноса — чем он больше, тем больше голосов имеет страна. Штаб-квартира фонда находится в Вашингтоне. [1]
Решение о создании Международного валютного фонда было принято 44 государствами на конференции по валютно-финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Уставной капитал составил 7,6 млрд. долл. Первые финансовые операции Международный валютный фонд начал 1 марта 1947 года.
Основная задача Фонда — создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов Международного валютного фонда могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.
Членами Международного валютного фонда являются 188 государств. Фонд имеет представительства в более чем 80 странах по всему миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год Международного валютного фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.
Международный валютный фонд имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме "специальных прав заимствования". Специальные права заимствования — система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах — СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США.
Финансовые ресурсы фонда формируются главным образом за счет подписки ("квот") государств — членов Международного валютного фонда, общая сумма, которой в настоящее время составляет около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются, исходя из относительных размеров экономики государств — членов.
Квота — ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с фондом. Она определяет:
Сумму подписки на капитал Международного валютного фонда;
Возможности использования ресурсов фонда;
Сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;
Количество голосов, которыми страна располагает в фонде.
Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР — специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) определяются на основе стоимости корзины из пяти ведущих мировых валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены).
Основная финансовая роль Международного валютного фонда состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, Международный валютный фонд кредитует только свои страны — члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам — членам в виде долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства — члена.
Основные цели Международного валютного фонда:
содействие международному сотрудничеству в денежной политике,
расширение мировой торговли,
кредитация,
стабилизация денежных обменных курсов.
Основные направления деятельности Международного валютного фонда включают:
консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;
временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помощи в урегулировании проблем платежного баланса, когда имеется недостаток иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;
оказание странам по их просьбе технической помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.[9]
Россия подписала соглашение о вступлении в Международный валютный фонд на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165-м членом Международного валютного фонда, подписав Устав фонда.
января 2005 года Россия полностью погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования, что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом, Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед Международным валютным фондом по графику до 2008 года.
Высший руководящий орган Международного валютного фонда — Совет управляющих, в котором представлены все страны — члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.
Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров Международного валютного фонда (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия, имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.
Исполнительным советом избирается директор — распорядитель. Директор — распорядитель является председателем Совета и главой персонала Международного валютного фонда. Он назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.
Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, Международный валютный фонд традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена — любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора — распорядителя, причем он может быть из любой страны — члена фонда.
Первым директором — распорядителем Международного валютного фонда был Камиль Гутт, бельгийский экономист и политик, экс — министр финансов, который возглавлял фонд с мая 1946 по май 1951 года.
В ноябре 2007 года Международный валютный фонд возглавил француз Доминик Стросс — Канн.
мая 2011 г. стало известно, что Стросс-Кан проинформировал руководство организации о намерении покинуть свой пост, в связи с ведущимся в отношении него уголовным расследованием.
До избрания нового руководителя фонда временно исполнял обязанности главы Международного валютного фонда первый заместитель главы Международного валютного фонда Джон Липски. [8]
июня 2011 года директором — распорядителем Международного валютного фонда была избрана Кристин Лагард. К исполнению обязанностей приступила с 5 июля 2011 года. Она стала 11-й Главой Международного валютного фонда.[10]
2. Основные функции и роль Международного валютного фонда в современном мире
Международный валютный фонд действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости (свободный перевод одной валюты в другую) валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года.
Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается Международного валютного фонда, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира. Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. Международный валютный фонд отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы.
Главная роль Международного валютного фонда состоит в сохранении стабильности международной валютной системы — системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам покупать друг у друга товары и услуги. Если в момент учреждения Международного валютного фонда он рассматривался как элемент послевоенной валютной системы, необходимый для восстановления мировой экономики и роста мирового товарооборота, то в настоящее время Фонд значительно изменил приоритеты своей деятельности. Важнейшей уставной функцией Международного валютного фонда при его создании была определена финансовая помощь странам-членам в целях ликвидации возникающих дефицитов платёжных балансов. В современных условиях на первый план выдвинулись программы поддержки структурных преобразований отдельных национальных экономик, необходимых для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. [6]
Таким образом, к целям международного валютного фонда можно отнести следующие:
Содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;
Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;
Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;
Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;
Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;
Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;
Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;
Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;
Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.
Основные функции Международного валютного фонда:
Надзор — функция Международного валютного фонда, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять Международному валютному фонду по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.
Финансовая помощь — использование финансовых ресурсов Международного валютного фонда странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в Международный валютный фонд программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы Международного валютного фонда состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал Международного валютного фонда в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами Международного валютного фонда, а также ряда заемных средств. Все виды доступа к финансовым ресурсам Международного валютного фонда основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами Международного валютного фонда и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.
Техническая помощь — содействие Международного валютного фонда странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.
Выпуск специальных прав заимствования — международных резервных активов, созданных Международным валютным фондом в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в Международном валютном фонде. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции:
) международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой;
)расчетной единицы, которая используется Международным валютным фондом и некоторыми другими международными организациями;
) валюты фиксации валютного курса в некоторых странах.[2]
За время своего существования Международный валютный фонд превратился в авторитетную универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-финансовых отношений. Он выполняет функции ключевого звена механизма координации национальных макроэкономических политик, важного центра внешнего кредитования стран мира.
Серьезным испытанием для Международного валютного фонда стали валютные и финансовые кризисы конца прошлого — начала нынешнего столетия. В этой связи он подвергся массированной критике. Фонд упрекали в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировых валютных и финансовых рынках.
Особенно остро вопрос о реформировании Международного валютного фонда встал в обстановке глобального кризиса второй половины 2000-х годов, наглядно обнажившего уязвимые стороны этой организации.
Таким образом, Международный валютный фонд пришел к выводу о необходимости распространить область своей ответственности, в частности, осуществление мониторинга, на сферу функционирования мировых финансовых рынков и финансовых систем. Надзор со стороны Международного валютного фонда за экономической политикой государств — членов все в большей мере охватывает операции с капиталом, проблемы повышения эффективности банковского и биржевого секторов, совершенствования корпоративного управления.
Международному валютному фонду мировым сообществом отводится ведущая роль в обеспечении прозрачности макроэкономической и финансовой политики государств. Начиная с 1990-х годов Фонд образовал ряд дополнительных механизмов взаимоотношений с государствами- членами, призванных содействовать достижению названной цели. Они трактовались в совокупности как "реформы второго поколения" по отношению к традиционным, изложенным в уставе Фонда обязательствам государств-членов. Этими новшествами являлись следующие:
выработка, принятие и распространение на все страны кодексов "надлежащей практики" в области бюджетно-налоговой, денежно- кредитной и финансовой политики, соблюдение которых способствовало бы обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности как на внутреннем, так и на международном уровнях. В них выдвигается требование четкого разграничения между сектором государственного управления и остальной экономикой и точного определения управленческих функций, которые должны исполнять правительства. Предусматривается доступность информации для широкой общественности относительно подготовки и исполнения бюджета.
внедрение специальных стандартов на распространение данных и вовлечение в сферу их действия всех государств- членов. Среди сведений, актуальность которых возросла в связи с финансовыми кризисами, особо отмечались данные о валютных резервах, форвардных сделках центральных банков, текущей краткосрочной задолженности и совокупном внешнем долге.
Глобализация экономики, учащение и углубление экономических и финансовых кризисов побуждают Международный валютный фонд к существенной трансформации одного из наиболее важных аспектов его деятельности- надзора за экономической, финансовой и валютной политикой государств- членов. В рамках этого процесса Международный валютный фонд выявляет потенциальные риски для внутренней и международной стабильности и рекомендует необходимые изменения в проводимой политике. [4]
В связи с относительно более быстрым экономическим ростом ряда развивающихся стран и стран с формирующимся рынком степень их влияния на деятельность Международного валютного фонда, определяемая величиной принадлежащих им квот и , соответственно, количества голосов, пришла в явное противоречие с возросшей ролью этих стран в глобальной экономике. По этим причинам у Фонда возникла необходимость предпринять поиск мер для снижения уровня несоответствия между удельными весами стран в мировом хозяйстве и их положении в Международном валютном фонде. Принятие таких мер было ускорено разразившимся в 2008 г. глобальным финансово- экономическим кризисом.
Реформа квот и прав голоса. Данные меры должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, учесть повышение весов и роли ряда стран в глобальной экономике, а также обеспечить своевременное осуществление изменений долей квот и голосов государств-членов в будущем — по мере того, как будут происходить новые сдвиги в мировом хозяйстве; во-вторых, расширить для стран с низким доходом, которые имеют небольшой вес в мировой экономике, но нуждаются в финансовой подпитке и консультационных услугах со стороны Фонда, возможность более активно участвовать в процессе принятия решений.
Новая формула расчета квот. Международный валютный фонд считает достоинствами предлагаемой им формулы ее компактность, простоту и большую прозрачность по сравнению с предыдущим набором формул. Согласно первоначальным предложениям Фонда, эта формула представляла бы собой средневзвешенную величину, которую образуют четыре компонента: валовый внутренний продукт; уровень открытости экономики; степень изменчивости состояния платежных балансов; объем официальных международных резервов. Веса указанных компонентов должны составлять соответственно 50,30,15 и 5%.
Второй раунд специального увеличения квот. Все государства — члены, имеющие недостаточное представительство в Международном валютном фонде получают возможность увеличить свои квоты. Планировалось, что этой возможностью воспользуется в общей сложности 54 страны, из числа как экономически развитых, так и развивающихся.
Увеличение количества и доли голосов развивающихся стран. Предполагается создание механизма, который должен обеспечивать в случае увеличения квот отдельных стран постоянное соотношение величины базовых голосов и общей суммы голосов и в будущем. Ожидают, что увеличение числа голосов государств — членов Международного валютного фонда с низкими доходами будет в определенной мере содействовать активации участия этих стран в деятельности Фонда, в процессах принятия решений.
Пятилетние пересмотры квот. Согласно уставу Фонда, не реже одного раза в пять лет должны производиться общие пересмотры квот государств- членов Фонда. Цель такого рода корректировок состоит в том, чтобы поддерживать постоянное соответствие долей квот и голосов меняющимся удельным весам стран в мировой экономике и добиваться сокращения разрыва между фактическими долями квот и долями, которые будут определяться по новой формуле их расчета.
Особое место в рамках глобальной антикризисной стратегии Международного валютного фонда занимает финансовая помощь странам с низким уровнем дохода, то есть наиболее бедным странам, в особенности странам Африки к югу от Сахары. Для этого используется широкий набор инструментов, декларируемое назначение которых состоит в том, чтобы помочь странам с низкими доходами добиться макроэкономической стабильности, осуществления структурных реформ, обеспечения устойчивого экономического роста и на этой основе сокращения уровня бедности. [5]
4. Прогнозы Международного валютного фонда по росту мировой экономики
валютный фонд экономика бюджет
Международный валютный фонд понизил свои прогнозы по росту российской экономики и показателям бюджета. Если в июле 2012 года Международный валютный фонд предполагал, что рост экономики в 2013 году составит 3,9 %, в 2012 году — 4 %, то в октябре 2012 прогнозы по росту мировой экономики в 2012 году понизились до 3,3% , а для 2013 года -до 3,6%. В отличие от 2009 года, когда Международный валютный фонд призывал все страны к агрессивному стимулированию экономики, сейчас фонд не дает простого рецепта для предотвращения нового глобального кризиса. Одним странам аналитики фонда советуют сократить бюджетные расходы, другим — начать политически сложные экономические реформы, а третьим, в том числе ФРГ и Нидерландам,- стремиться немного повысить уровень инфляции для повышения конкурентоспособности на внешних рынках.
Рост мировой экономики в 2011 году по оценке Международного валютного фонда, составил 3,8 %, в 2010 году-5,1 %, это также пересмотренные данные. Ранее фонд оценивал рост глобальной экономики в 2011 году в 3,9%, а в 2010 году — в 5.3%.
В 2012 году экономики развитых стран вырастут на 1,3 %, в 2013 году их рост ускорится до 1,5 %.
Также в докладе Международного валютного фонда говорится о замедлении инфляции в развитых странах- с 2,7% в 2011г. до 1,9 % в 2012г., в развивающихся странах прогноз по инфляции на 2012г. снижен на 0,2 процентного пункта — до 6,1 % против 7,2 % в 2011г. [3]
Заключение
За время своего существования Международный валютный фонд превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран — заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт. Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ. Из этого потребность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.
Библиографический список:
1. Батлер Б. Финансы [Текст]: толковый словарь / Б. Брайен , Б. Джонсон , Г. Сидуэл и др.- М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир",-2000.
. Круглова В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений [Текст]: учебник / В.В.Круглова.- М.: ИНФРА-М, 2000.-89с.
. Райбман Н. МВФ опубликовал самый мрачный с 2009 г. прогноз по росту мировой экономики [Текст] / Н. Райбман // Ведомости.-09.10.2012
. Смыслов Д.В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Регулятивные аспекты [Текст] / Д.В. Смыслов// Деньги и кредит.-2012.-№1.-С.36-43.
. Смыслов Д.В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Финансы и управление [Текст]/ Д.В. Смыслов// Деньги и кредит.- 2012.-№ 2.-С. 33-44.
. Хмыз О. В. Международный рынок капиталов [Текст] / монография. — М.: Приор, 2002. — 464 с.
7. <http://vavt.ru/wto/wto/IMF>
. <http://ria.ru/spravka/>
. www.mvf.ru <http://www.mvf.ru>
. wikipedia.org
валютный фонд экономика бюджет