Содержание
Введение3
Глава 1. Монополии и монополистическая деятельность. Конкуренция5
1.1. Понятие, виды монополий и монополистической деятельности5
1.2. Понятие конкуренции9
1.3. Недобросовестная конкуренция11
Глава 2. Антимонопольное законодательство и контроль за экономической концентрацией на товарном рынке14
2.1. Антимонопольное законодательство14
2.2. Доминирующее положение16
2.3. Экономическая концентрация.19
Глава 3. Актуальные проблемы в сфере монополистической деятельности25
3.1. Актуальные проблемы монополистической деятельности (мнения учёных)25
3.2. Примеры из судебной практики34
Заключение39
Список используемой литературы41
Выдержка из текста работы
Все цивилизованные страны, включая Российскую Федерацию, заинтересованы в построении идеальной модели социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, равенство участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений в вопросах поведения на рынке, недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную возможность входа (выхода) на рынок. Один из важных элементов для достижения такого состояния рыночной экономики – наличие свободной конкуренции, правовая основа, создающая гарантии для существования конкуренции, – антимонопольное законодательство.
Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иной антиконкурентной практики.
Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством, иными федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации.
Актуальность данной темы заключается в том, что законодатель создает единую систему правового регулирования конкурентных отношений, обеспечивая единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства.
Объект исследования – конкуренция на рынке.
Предмет исследования – монополистическая деятельность.
Цель работы: проанализировать состояние монополистической деятельности в Российской Федерации с позиции права.
Исходя из поставленной цели формируются следующие задачи:
– дать понятия монополии и монополистической деятельности, конкуренции;
– исследовать антимонопольное законодательство и контроль за экономической концентрацией на товарном рынке;
– рассмотреть актуальные проблемы в сфере монополистической деятельности.
Структура работы – введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Монополии и монополистическая деятельность. Конкуренция
1.1. Понятие, виды монополий и монополистической деятельности
Монополия – (от греч. monos – единственный, один и poleo – продаю), исключительное право государства, организации, фирмы и т.п. на производство, продажу чего-либо или на деятельность в какой-либо сфере общественной жизни.
Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещённые антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. При этом конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Законодательством закреплены правомерные виды монополий это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.
Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монополистического рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определённых товаров (наркотических средств и т.д.). Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.
Например, в соответствии с п.3 ст.10 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. ……………
Заключение
Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.
Созданию полноценной конкурентной среды в России, развитию рыночной экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок, мешает существование монополий и несовершенство антимонопольного законодательства.
Нарушение антимонопольного законодательства может привести к негативным последствиям для предприятий и их должностных лиц, а также нанести серьезный ущерб для бизнеса.
Подготовлены и внесены в Государственную Думу РФ новые поправки к Федеральным законам «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О товарных биржах и биржевой торговле», поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, а также некоторые другие законодательные акты.
Поправки направлены на усиление прозрачности при осуществлении государственного контроля; позволяют дисквалифицировать чиновников, нарушающих свободу предпринимательства, на срок до трех лет; запрещают выдачу преференций компаниям; направлены на усиление уголовной ответственности за ценовые сговоры, сговоры на публичных торгах.
Внесены изменения в статьи Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», регулирующие порядок передачи государственного или муниципального имущества, а также порядок предоставления государственной и муниципальной помощи без проведения торгов, но с предварительным согласованием с антимонопольным органом.
Совершенствование российского законодательства нуждается в дальнейшем совершенствовании. Четкая правовая регламентация указанных выше вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность производителям эффективно защищать свои права и интересы.
В целом же становление антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в России, в том числе формирование соответствующей правоприменительной практики, продолжается.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009)
3. Федеральный закон от 26.07. 2006 № 135-ФЗ (ред. От 27.12.2009г.) «О защите конкуренции»//Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (ч.1) Ст. 3434.
4. Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)»//Собрание законодательства РФ, 11.06.2007, № 24, Ст. 2926.
5. Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации»//Собрание законодательства РФ, 02.07. 2007, № 27, Ст. 3296.
6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2005 № А44–1242/05–13-А//Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.03.2004 № 13400/03 по делу № А75–826-А/03//Вестник ВАС РФ. 2004. № 7.
Юридическая литература
8. Бондарева Ю.Э. Новации в антимонопольном регулировании на финансовом рынке//Статья законы России: опыт, анализ, практика. 2007. №6. С. 58-66.
9. Борзило Е.Ю. Новое в российском антимонопольном законодательстве//Вестник гражданского права. 2006. №2. С. 65-94.
10. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М.. НОРМА. 2007.
11. Договоры в предпринимательской деятельности/Отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина//«Статут». 2008. С.344
12. Еременко В.И. О реформировании российского антимонопольного законодательства//Адвокат. 2008. №1.
13. Зарипова Т.Ю. Федеральный закон «О защите конкуренции»: вопросы регламентации рынка финансовых услуг//«Современное право». 2007. №3.
14. .Паращук С.А. Запрещение монополистической деятельности как способ защиты конкуренции по законодательству России//Предпринимательское право. 2009, № 4
15. Предпринимательское право: Учебное пособие/Под ред. Б.В. Ляндреса. 2-е издание, исправленное и дополненное//«КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009
16. Предпринимательское право Российской Федерации. Учебник/Под ред. Е.П. Губин., П.Г. Лахно. НОРМА, ИНФРА-М, 2010.
17. Российское предпринимательское право Под ред. Хохлова В.А. М., РИОР. 2009.
18. Тотьев К.Ю. Конкурентное право. Учебник. М., 2007
19. Тотьев К.Ю. Унификация антимонопольного законодательства России//Статья законы России: опыт, анализ, практика. 2007. №6. С. 9-18.
20. Тотьев К.Ю. Состав злоупотребления доминирующим положением: между унификацией и дифференциацией//Законодательство и экономика. – М., 2008, № 1. С. 5-11