Выдержка из текста работы
Исследование — это процесс научного изучения какого-либо объекта, явления, в целях выявления закономерностей его возникновения, развития, преобрахования его в интересах общества.
В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.
Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Типология исследований:
- По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
- Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
- Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные.
- По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
Характеристики исследований:
1.Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
2.Организация исследования-порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
3.Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (па-пример, информационных, экономических, людских и пр.).
4.Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, предметом — конкретная проблема.
5.Тип исследования.
6.Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению.
7.Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
8.Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов па проведение исследования и результатов, полученных от него.
Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствие с постоянно меняющимися внутренними и внешними условиями.
Система управления- совокупность звеньев, осуществляющих управление и связи между ними ; совокупность действий, необходимых для исследования совместной деятельности людей.
Исследование включает:
- осознание проблемы и проблемной ситуации
- опрееление причины возникновения проблемы, ее свойств и содержания
- установление места возникновения проблемы
- нахождение средств, путей и возможностей использования новых знаний о данных проблеме
- разработка вариантов исследования проблемы
- выбор оптимального варианта решения
- Научная полемика в исследовании проблем управления.
Метод полемики- это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решений.
Трудно представить себе исследование, которое было бы проведено без полемики. Даже очевидные вещи иногда имеют различные оценки, тем более проблемы, требующие своего решения. Говорят: «В спорах рождается истина». Можно эту мысль выразить следующим образом: «Для установления истины необходимы различные точки зрения и полемика между их носителями». Для исследователя полемика является необходимым элементом исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превращать предположения в убеждения.
Основыне принципы полемики:
- Стремление понять аппонента в его мотивах, позиции,аргументах и типе мышления.
- Избегать абсолютного отрицания правильности мнений ,относясь к ним скептически, аналитически ,но доброжелательно.
- Иметь четкую цель полемики и проводить ее в вопросах, аргументах, позициях.
- Оценивать выводы ,предложения,мысли, а не их автора.
- Относиться с уважением к оппоненту, в выражении своей позиции стремиться в максимальной степени к четкости и аргументированности, конкретности и ясности.
- Определять понятия, которыми выражаются мысли
- Посредством вопросов уточнять позиции, обнаруживать слабые места оппонента
- Избегать оперирования мнением авторитета или формальных лидеров и должностных лиц
- Нельзя устонавливать истину мнением большинства
- Основой полемики должны быть результаты или методологические подходы, сформированные на профессиоальной основе
- Продуктивность полемики определяется и продолжительностью времени и распределением времени в процессе высказываний.
- Полемика ограничена по врмени.
- Методология исследования систем управления.
Методология- логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и метода в исследовании подходов и ориентиров в его проведении ,в выборе средств и методов , определяющих наилучший результат.
Методология = методика +метод+ принципы
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Методика- совокупность технически приемов, связанных с данным конкретным методом ,включая частные операции, их последовательность и сваимосвязь.
Методология —> Методика —> Метод
Основные подходы к исследованию:
- Аспектный подход- представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу выбора ресурсов, выделенных на проведение исследования.
- Концептуальный подход – предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положения, определяющих общую направленность и архитектонику исследования (структуру исследования)
- Системный подход – предполагает учет всех сторон и аспектов проблемы, в их взаимосвязанности и целостности.
- Эмпирический подход- если мы в исследовании опираемся на опыт
- Прагматический подход – основывается на поставленной задаче , получении ближайшего результата.
- Научный подход – предполагает научную постановку цели исследования и использовании научного аппарата в его проведении.
- Организация исследования.
Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ.
Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.
Существуют различные формы организации. В каждом конкретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наиболее приемлемым или наиболее эффективным.
- Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма.
- Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.
- Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.
- Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества.
- Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.