Выдержка из текста работы
Развитие рыночных отношений требует новых подходов, форм, методов и средств к решению проблемы качества. Само существование или выживание предприятий и организаций в условиях рыночной экономики базируется, прежде всего, на качестве продукции и услуг, которые они способны предложить своим потребителям. Один из видных американских специалистов по управлению качеством Дж. Харрингтон отмечал: «80-90-е годы – это арена борьбы за качество и цена поражения в этой борьбе – экономическая катастрофа» . Поэтому появилась новая стратегия предприятия, ориентированная на достижение коммерческого успеха через качество.
По мере развития рыночных отношений российские предприятия и организации, особенно ориентированные на внешние рынки, стали осознавать, что без радикального решения проблемы качества едва ли возможен успешный выход из экономического кризиса, формирование эффективной рыночной экономики, интегрирование в мировое хозяйство. Осознание необходимости перемен – это первый важный шаг на пути решения проблемы качества. Следующий шаг требует ответа на вопрос: «Как осуществить преобразования?»
В современных системах управления предприятиями всё более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество, наряду с ценой, гарантиями, сроками поставки и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Во-вторых, качество продукции должно гарантировать её безопасность и экологическую чистоту и обеспечивать возможность её обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами.
На первый взгляд, при наличии стандартов ИСО 9000 создание системы качества не должно вызывать особых трудностей. Казалось бы, достаточно взять из стандартов рекомендуемые элементы, поручить их выполнение конкретным подразделениям, разработать необходимые нормативные документы — и система готова к работе. И такой, сразу отметим, — сугубо формальный подход действительно часто встречается как при разработке систем качества на предприятиях, так и при их оценке внешними аудиторами. К сожалению, такой подход, как правило, приводит к загрузке персонала ненужными обязанностями и к излишней бюрократизации в работе по качеству. В этом случае система качества тратит слишком много средств на самообслуживание в ущерб содержательной деятельности по обеспечению качества, для чего она, собственно, и была создана.
В последнее время, как за рубежом, так и в России резко возрос интерес к концепции TQM (Total Quality Management), которая рассматривается как панацея в решении теоретических и практических проблем в области качества.
Целью данной курсовой работы является исследование проблем управления качеством в современной организации.
Глава 1. Эволюция концепций управления качеством
1.1. Качество — ориентир работы предприятий в рыночной экономике
Проблема качества никогда не теряет своей актуальности, она, по существу, постоянна. Однако отношение к ней на разных этапах экономического развития проявляется по-разному.
Вопросы качества продукции (согласно МС ИСО 8402:94 продукция – результат деятельности или процессов, которая может включать услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них) заявили о себе с новой силой, что обусловлено переходом в рыночную экономику. Однако в начале вхождения в рынок и по мере его становления отношение к вопросам качества менялось. Для того чтобы в нынешних условиях правильно избрать формы и методы организации работ по повышению качества продукции, хотя бы на ближайшую перспективу, необходимо уяснить суть категории «качество», понять значение качества в рыночной ситуации и осмыслить состояние дел с решением проблемы качества в нашей стране в настоящий момент.
Понятие «качество» многоаспектное и многомерно. Представление о его содержании менялось на различных этапах развития человеческой мысли.
Например, А. Субетто рассматривает качество как многоаспектную категорию с позиции внутренней определённости и диалектики взаимодействия моментов, принципов, аспектов внутри самой категории. При этом автор определяет систему суждений о качестве по восьми определителям (аспектам):
1. Качество есть совокупность свойств (аспект свойства).
2. Качество структурно. Качество есть иерархическая система свойств или качеств частей объекта (процесса) (аспект системности и структурности).
3. Качество динамично. Оно есть динамическая система свойств (аспект динамичности).
4. Качество есть существенная определённость объекта (процесса), внутренний момент, выражающийся в закономерной связи составляющих частей, элементов. Качество конституирует условия развития объекта (аспект определённости).
5. Качество – основа существования объекта (процесса). Оно имеет двоякую обусловленность, раскрываемую через систему моментов: свойства, структура, система, граница, целостность, определённость, устойчивость, изменчивость, количество (аспект внешневнутренней обусловленности).
6. Качество обусловливает единичность объекта (процесса), его специфичность, целостность, упорядоченность, определённость, устойчивость (аспект спецификации).
7. Качество создаваемых человеком (обществом) объектов и процессов ценно (аспект аксиологичности). Последнее суждение – определитель через категорию ценности – связывает категорию качества с системой технико-экономических и экономических понятий качества продукции, труда и работы, где ценность определяется через понятия полезности, пригодности, приспособленности, потребительной стоимости и стоимости.
В этом подходе следует обратить внимание на важность внешней определённости категории «качество», на основе которой у человека имеется способность различать и выделять предметы, а также отличать сходные предметы между собой……………
Заключение
Комплексный, системный подход к проблеме качества предполагает создание стройной, научно обоснованной системы воздействия на весь процесс, обеспечивающий выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции, начиная с предпроизводственной стадии (т.е. в период исследования рынка и выявления потребностей потребителей, разработки продукции и технологии производства, в период производства (где создаются необходимые условия для выпуска продукции с оптимальными качественными показателями) и, кончая процессом хранения. Транспортировки продукции и сервисным обслуживанием потребителей. В этой связи анализ и оптимизация затрат, связанных с обеспечением высокого качества и конкурентоспособности продукции приобретает актуальное значение.
Данные, получаемые посредством учета и анализа затрат на качество, должны являться индикатором наличия проблем в области качества, служить основой для выбора наиболее эффективных путей решения этих проблем, для определения экономически оптимального уровня качества выпускаемой продукции, обоснования цен на изделия в зависимости от показателей качества, определения экономической эффективности мероприятий по обеспечению качества.
Наличие информации о затратах на обеспечение качества позволит выявить зависимость между прибылью предприятия, получаемой от выпуска продукции, и уровнем рентабельности ее производства, с одной стороны, а также уровнем качества этой продукции, с другой.
Создание эффективной системы качества при относительно невысоком уровне затрат на обеспечение качества выпускаемой продукции возможно путем их оптимального распределения по категориям в соответствии с целевым назначением. Такое распределение затрат предполагает перенос основной части расходов на выработку и реализацию мер, направленных на предупреждение изготовления дефектной продукции, при одновременном снижении удельного веса затрат, обусловленных производством и реализацией дефектной продукции.
Следует обратить внимание и на то, что существенным резервом оптимизации затрат на обеспечение качества продукции являются затраты на контроль и испытания продукции. Без анализа затрат на контроль невозможно существенное улучшение системы управления качеством продукции. Целесообразно большую часть средств, выделяемых на контроль, вкладывать в автоматизацию испытательного оборудования и контрольных операций, внедрение методов анализа состояния качества.
Список литературы:
1. Азгальдов Г. Г. Общие сведения о методологии квалиметрии // Стандарты и качество. -2008. — № 11
2. Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии. – М.: Экономика, 2008.
3. Гличев А. В. Научное обеспечение решения проблемы качества: российская специфика // Стандарты и качество. -2008. — № 10
4. Голин Ю. Л., Кушкин В. Е., Середкин В. И. О рациональном распределении затрат на обеспечение качества продукции // Стандарты и качество. — 2007. — № 2.
5. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. – М.: Экономика, 2007. 239 с.
6. Качалов В. А. Сертификация систем менеджмента качества как основа для перехода к TQM // Стандарты и качество. — 2007. — № 8.
7. Кренев Ю. В., Кузнецов М.А. Образ качества // Стандарты и качество — 2005. — № 4.
8. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. – М.: Изд-во стандартов, 2008. 140 с.
9. Курицын А. Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. – М.: Изд-во стандартов, 2008. 200 с.
10. Лапидус В. А. Звёзды качества // Стандарты и качество. — 2007. — № 7.
11. Лапидус В. А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что ещё // Стандарты и качество. — 2007. — № 4
12. Материалы 49-го Конгресса EOQ, 25-27 апреля 2005 г., Анталия, Турция.
13. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: Дело, 2008. 702 с.
14. Морита В. «Сделано в Японии»: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А. Ю. Юданова. – М.: Прогресс, 2007. 413 с.
15. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 12-е изд. стереотип. – М.: Рус. яз., 2008. 846 с.
16. Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством: В 4-х кн. – СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 2005.
17. Статистические методы повышения качества: Пер. с англ. / Под ред. Х. Кумэ. – М.: Финансы и статистика, 2008. 304 с.
18. Управление качеством. / Под ред. Ильенковой С. Д. – М., 2008
19. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2008. 272 с.
20. Цвигун И. В. Концепции качества и варианты их системной реализации. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2007.
21. Швец В. Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. – 2007. — № 6.