Содержание
Введение ..2
І.Краткая биография Гутенберга 3
ІІ. Издания И. Гутенберга 8
Заключение. 10
Список литературы .11
Введение
История книги входит в состав книговедческих дисциплин, которые изучают печатные, труды ход их творения, распространения и применения, а также те сферы культуры и народного хозяйства, в которых осуществляются названные процессы: издательское дело, книжная торговля (библиополистика), библиотековедение, библиографоведение.
Периодизация истории книги создана с учетом, как общеисторических принципов, так и специфических свойств и закономерностей становления книги и книжного дела. При этом учитывается совокупность качеств, условий, свойств и особенностей, которые заявлять о том или другом периоде в становлении книги.
Главные критерии периодизации истории книги:
метод производства книги (рукописный, печатный);
ее тематика и типы;
характерные особенности издательского дела и распространения книг ;
правительственная политика в сфере печати (с учетом социально-экономических ситуаций, общественных, научных и культурных институтов, которые влияют на книгу и ее место в общественной жизни).
Краткая биография Гутенберга
Не считая того что История печатного дела, кажется —
более всего и наиболее счательно задокументирована, но до сих пор среди
ученых мира идут научные дискуссии по поводу нескольких важных в этом вопросе моментов:
можно ли считать древние способы отбивания текстов (рисунков) с помощью штампов, гравировальных деревьевянных дощечек или трафарета предпосылкой появления печатной техники?
если да, тогда где и когда зародилось книгопечатание?
кому из первопечатников мира все же нужно отдать пальму первенства — китайцу Би Шену, голландцу Лауренсу Костеру, немцу Йохану Гутенбергу или французу ческого происхождение Прокопию Вальдфогелю?
Здесь, как и с истоками стариной рукописной книги и ее предшественниками, однозначного ответа, очевидно нет. Так как книгопечатание, как обобщенное понятие нескольких слагаемых и взаимно связанных между собой процессов, с помощью которых текст и иллюстрации к нему воспроизводятся оперативно и в любом количестве на бумаге или другом пригодном для этого материале, не возникло внезапно в виде хрестоматийного станка с прессом. К этому изобретению человеческий ум приближался постепенно, проходя через новые более сложные открытия. Поэтому безусловно, что его предтечей и становились разнообразные способы более быстрого создания и увеличения изображений или текста без участия пэра, которым раньше так тщательно
и долго водила человеческая рука. Процесс усовершенствования печатного дела от простых отражений бумажных поленниц через специальные устройства происходил всего, автономно в разное время и в разных частях земного шара. Хотя возможное и заимствование таких изобретений, «странствование» их между границами государств, населенных народами с разным уровнем цивилизации, а затем и культуры.
Может, и не случайно так произошло, что все лавры печатника-первопроходца, вся слава гения будущего большого промышленного направления человеческой деятельности, имя которому издательско полиграфическая сфера досталась именно немцу Йогану Гутенбергу. Ведь в продолжительной и сложной истории книгопечатания довольно искать такой личности, которая бы так упрямо и настойчиво, несмотря на всяческие преграды, утверждалась в новом деле, которая бы именно за это новое дело столько страдала, мужественно переносила те непростые вызовы судьбы, которые так часто становились на его жизненном пути.
Точная дата рождения Гутенберга документально не зафиксирована . Ученые допускают, что это произошло между 1394 и 1399 годами в городе Майнц. Родственная фамилия его — Ґенсфляйш В историю же он вошел Гутенбергом — так называлось поместье где жила семья мастера
Судьба подвергала испытанию Иоганна еще с юных лет. он сызмала получил хорошее образование. Есть свидетельства, что слушал лекции в Эрфуртском университете. Однако после отца, который происходил из рода майнцких аристократов юноше пришлось не по собственной воле надолго покинуть дом. Поизошло это в результате стычек между богатыми и бедными горожанами, которые привели к изгнанию за границы города всех патрициев. Интересно, что женщин аристократов восставшие не тронули поэтому мать и сестра Йохана остались в Майнце
В Майнцу Гутенберг возвратился почти через тридцать лет. За это время, не раз переживая бедность, тяжело работая на разных подработках, он много странствовал по миру. Допускают, что добрался он и к голландскому городу
Гарлем, где познакомился с Лауренсом Костером и его первыми результатами создания книг новым, до сих пор неведомым в
Европе, способом. С того времени смыслом своей жизни немецкий изгнанник определил книгопечатание.
Много лет со своего изгнания будущий первопечатник
провел в Страсбурге. Именно там он осуществил первые попытки литья
металлических шрифтов и изготовление печатного станка
Уже хрестоматийным стал состав так называемого гутенберговского рецепта изготовления сплава, из которого не одно поколение последователей
этого человека в разных странах мира выливали все
новые и новые гарнитуры печатных шрифтов: 70 частей свинца,
25 частей олова, 5 частей сурьмы. Можно лишь вообразить, сколько
времени, средств, терпение и силы воли надо было прибавить, лишь бы
выйти на такие пропорции
Из указанных факторов Йохан располагал лишь последними — терпением и силой воли. Свободного времени и денег у него
не было. Лишь бы заработать деньги не только на проживание, а и для
опытов, не сторонится никакой черновой работы: плотничает,
шлифует камни, изготовляет зеркала. Вместе с тремя компаньонами берется за создание целой артели по изготовлению зеркал, нанимает незанятое помещение опустевшего монастыря. К сожалению, бизнес оказался неприбыльным, и Гутенберг приступает к обучению своих компаньонов новому
ремеслу, которое «имело отношение в печать». В документах того
периода четко зазнается направление поиска: свинец, отливные
формы, пресс.
Те, кто вступили в союз с Гутенбергом, надеялись на
быструю отдачу из нового дела. Когда же этого не дождались,
подали на него в суд с требованием возвратить деньги. И суд
Страсбурга такое решение вынес. Расплатившись из компаньонами, Гутенберг остался практически без ничего. А тут новая тревога: настала пора возвращать монастырю Св. Фомы средства, одолженные для изготовления печатного оборудования.
С начисленными процентами эта сумма оказалась
такой значительной, что монастырь ходатайствовал перед правосудием
об аресте Гутенберга и заключении его в тюрьме.
В такой ситуации у Гуттенберга не было другого выхода нежели покинуть
Страсбург практически не было.
После четырех лет мытарств чужими краями он возвращается1448 году в родной Майнц, откуда был изгнан больше тридцать лет тому. Не имея собственного помещения поселяется временно у своего далекого родственника Арнольда Гельтхуса.
Оставив, таким образом, в Страсбурге немалые долги, и начатые мелкие издания и саму типографию
Иоганн решает сызнова взяться за любимое дело на новом месте. Изготовляет новый шрифт, новое оборудование, обустраивает новую типографию. Издав календарь, грамматику, приступает к печати книги своей жизни — Библии.
Выдержка из текста работы
Известные люди разных эпох придавали большое значение изобретению книгопечатания. Фридрих Энгельс наравне с основными производственными факторами, такими, как развитие промышленности, усиление связи между народами Западной и Центральной Европы и великими географическими открытиями, называет также блестящим изобретением «печатный станок». Виктор Гюго считал изобретения книгопечатания величайшим историческим событием. «В нем зародыш всех революций!» — восклицал он. «В виде печатного слова мысль стала долговечной как никогда: она крылата, неуловима, неистребима…Этот способ выражения мысли является не только самым надежным, но и более простым, наиболее удобным, наиболее доступным для всех… »
Вопрос о происхождении печатания книг, т. е. о том, когда, где, когда, кем, при каких обстоятельствах оно изобретено, принадлежит к числу наиболее сложных и спорных исторических вопросов. В Гарлеме (Голландия) стоит памятник Лауренсу Костеру как изобретателю печатного станка; в г. Фельтре, Италии, точно такой же памятник стоит Памфилию Кастальди; в Бельгии первым книгопечатником считается Ян Брито, а во французском городе Авиньоне — ювелир Прокопий Вальдфогель, владевший «искусством искусственно писать». Однако более или менее общепринятая в исторической или библиографической науке точка зрения признаёт изобретателем книгопечатания Иоганна Гутенберга.
Изобретение Иоганна Гутенберга способствовало распространению образования, культуры, книги как основы знаний, так необходимых человечеству для развития общества, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, грамотности в целом, письменности, а это в свою очередь — всей системы образования и воспитания человека.
Глава 2.Иоганн Гутенберг
2.1. Происхождение и Страсбургский период.
О жизни Гутенберга известно немного: до сих пор не установлена даже точная дата его рождения, так как записей о крещении не обнаружено. Называют 1394 или 1397 г., но как полагает большинство биографов, он родился в 1399 или 1400 г. Иоганн Гутенберг принадлежал к родовитому патрицианскому семейству города Майнца. Он был младшим из детей от второго брака патриция Фриле Гейнсфлеша и непатрицианки Эльзы Вирих. В некоторых документах будущий изобретатель книгопечатания именуется Иоганн Генсфлейш цум Гутенберг. Это имя он получил по названию дома — Цум Гутенберг, которым издавна владели его предки. В ранних источниках изобретатель именуется рыцарем, однако исследователи ставят этот вопрос под сомнение, так как герб (ссылка) в ту пору привилегией феодала не был.
Дальнейшая судьба семьи Генсфлейшей — Гутенбергов была определена разгоревшейся в начале XV в. в Майнце борьбой между патрициатом и цеховыми ремесленниками. В результате победы последних Генсфлейши — Гутенберги вынуждены были покинуть родной город. Юный Иоганн, скорее всего, попал в Страсбург.
О детских и юношеских годах будущего изобретателя мы решительно ничего не знаем. Начальное образование он скорее всего получил в школе при монастыре или церковном братстве. Здесь он овладел азами латыни, так как почти все издания, приписываемые Гутенбергу, напечатаны на латинском языке. Была выдвинута гипотеза о том, что в 1418-1420 гг. Иоганн Гутенберг слушал лекции в Эрфуртском университете. Последующая его деятельность указывает на его разнообразные познания. Судя по всему, он отлично владел ювелирным ремеслом, был умелым гравером и резчиком по камню. Все это имело большое значение для его будущего изобретения.
Определенные биографические данные о жизни Гутенберга начинаются лишь с 1434 года. Достоверный документ свидетельствует, что в это время Гутенберг проживал в Страсбурге. Это жалоба Гутенберга майнцскому магистрату по поводу невыплаченной ему ренты. Значительно важнее другое судебное дело, возбужденное против Гутенберга в 1439 г. несколькими страсбургскими бюргерами.
Из материалов видно, что в конце 1437 г. или начале 1438 г. Иоганн Гутенберг заключил договор с судьей Хансом Риффе и еще двумя жителями Страсбурга на изготовление зеркал (Spiegel) для продажи их на ярмарке в Аахене. Слово «Spiegel» в те времена имело в немецком языке еще одно значение — так назывались иллюстрированные ксилографическими картинками назидательные книжки — «Зерцала», имевшие широкое распространение в Европе.
В документах идет речь о формах, прессе и каком-то приспособлении из 4-х частей (возможно, форма для отливки литер). Свидетель по делу ювелир Ханс Дюнне дал показания, что получил от Гутенберга 100 гульденов на изготовление того, «что относится к печатанию». Свидетели показывали, что Гутенберг делал какие-то опыты втайне от компаньонов. Вполне вероятно, что это были первые опыты печатания наборными шрифтами.
В 1444 году Гутенберг покидает Страсбург и примерно в1447 г. возвращается в Майнц. Некоторые исследователи не исключают, что предварительно он побывал во Франции — в Авиньоне, архивные документы которого рассказывают о каких-то опытах «искусственного письма», которые здесь проводил выходец из Чехии Прокоп Вальдфогель. Другие отправляют Гутенберга в Голландию. Документальных подтверждений всех этих поездок нет.
2.2. Первые Майнциские издания.
В Майнце была основана типография, в которой первоначально печатались сравнительно небольшие издания — календари, учебники латинской грамматики, индульгенции. Около 1445 г. из-под печатного станка Гутенберга вышла так называемая «Севильская книга» — поэма на немецком языке. В настоящее время она не известна ни в одном экземпляре, и до конца XIX века никто не подозревал о её существование. В 1892 году был обнаружен в Майнце небольшой клочок бумаги — все, что осталось от книги, имевшей приблизительно 74 страницы, по 28 строк в каждой. Этот клочок бумаги, по своему содержанию получил название «фрагмент о страшном суде» и хранится в Гутенбергском музее в Майнце. Далее, кроме нескольких донатов, им был напечатан астрономический календарь на 1448 год, т.е. есть все основания полагать, что отпечатан он не позднее конца 1447 года.
Для более крупных работ Гутенберг (В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника — издательство полного текста Библии на латинском языке) не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сделку с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом. Он одолжил ему денежные средства — 800 золотых гульденов из 1600 и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и проч.); типография со всеми ее принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом.
Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов.
Несмотря на это, работы в типографии идут успешно, и в дело принимается (в 1452 году) в качестве подмастерья молодой Петр Шёффер, из Гернсгейма, очень способный человек, бывший в Парижском университете в 1449 году переписчиком (каллиграфом) и иллюминатором. Он не только усваивает искусство Гутенберга, но и вероятно, вносит усовершенствования (печать несколькими цветами, скорее всего, его изобретение).
Именно эти годы были временем величайшего триумфа Гутенберга: увидел свет неповторимый шедевр книжного искусства — так называемая 42-строчная Библия.
2.3 Библии Гутенберга.
42-строчная Библия.
Библия Гутенберга, так же известная как «Библия в 42 строки» или B42(ее еще называют Библией Мазарини)была напечатана Гутенбергом в Майнце, вероятно, около 1455 года.
Хотя это и не была первая печатная книга, созданная Гутенбергом, как это иногда ошибочно считается, но, несомненно, Библия была его основной работой, и представляет собой символ начавшейся эры печатной книги.
Библия представляет собой два громадных тома, из которых в первом 648 и во втором 638 страниц (всего 1.286 страниц и приблизительно 3.400.000 печатных знаков).
Гутенберг стремился к тому, чтобы в этом издании была воссоздана вся красота рукописной книги — не только замысловатые инициалы, рубрики и т.п., но и богатство шрифта. С этой целью Гутенберг изготовил 290 разнообразных литер, включая характерные для манускриптов лигатуры и сокращения.
Набор производился в две колонки: сначала по 40 и 41, потом по 42 строки. Каждая страница и каждая колонка обладают великолепными пропорциями.
В этой Библии, как и обычно в первопечатных книгах гутенберговского времени, напечатан типографской краской только основной текст, все заголовки и все заглавные буквы, а также украшения (например, узоры, цветы, листья и т. д.) на некоторых страницах рисованы от руки рубрикаторами и иллюминаторами. Однако миниатюры, как и во всех книгах Гутенберга, отсутствуют.
Считается, что было произведено 180 экземпляров Библии, 45 на пергамене и 135 на бумаге. Это число представляет собой резкий контраст с возможностями, которыми обладало общество, с давних времён переписывавшее книги вручную.
Производство всего тиража Библии (от набора и печати до иллюминации и рубрикации), заняло период около года. За этот же срок в монастырском скриптории могли переписать только один экземпляр манускрипта подобного объёма и качества.
Подготовка Библии к печати потребовала существенных денежных и временных затрат, возможно, это было одной из причин конфликта между Гутенбергом и Фустом. Гутенберг создавал шедевр книгопечатания, Фуст же хотел увидеть отдачу от вложенных в типографию денег. Он предъявил требование о возврате денег, но так как все полученные суммы были вложены в дело, то Гутенберг вынужден снова предстать перед судом.
6 ноября 1455 г. суд решает дело в пользу Иоганна Фуста, и вся типография вместе с уже напечатанным тиражом Библии переходит в руки Фуста и Шёффера, который к тому времени успел жениться на дочери Фуста и стать третьим компаньоном. Гутенбергу суд оставил только ранний комплект шрифтов.
36-строчная Библия.
Гутенберг находит нового компаньона, и печатает новые книги. Этим шрифтом (в котором некоторые буквы отлиты вновь) примерно в 1560 г. набрано другое издание Библии, носящее название 36-строчной (B36), так как шрифт в ней крупнее, то листов больше, чем в Библии в 42 строки, и она составляет три тома — 532+640+596 = 1.768 страниц.
Особенности издания те же, что в 42-строчной Библии. Очевидно, печатание В36 было связано с материальными затруднениями Гутенберга, и В36 было напечатано гораздо меньше, чем В42: ее сохранилось до нас всего 13 экземпляров (все на бумаге), из которых существование 2 — сомнительно. Кроме того, зарегистрировано в разных библиотеках два десятка разных фрагментов, в один или несколько листов, на бумаге или пергаменте.
3.5 «Католикон».
Последним изданием Иоганна Гутенберга был «Католикон» — латинская грамматика и толковый словарь, составленные И.Бальбусом. В этом издании есть колофон(в рукописных и старопечатныхкнигах завершающий текст на последней странице со сведениями об авторе, месте и временипереписки/печатанияи др.), в котором указана дата печатания — 1460 год. Но имя типографа и здесь не названо.