Содержание
Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) средствами физических упражнений.3
1.Формирование правильной осанки3
1.1. Комплексы упражнений на исправление плоской спины3
1.2. Комплексы упражнений на исправление сутулой спины5
1.3. Комплексы упражнений на исправление при вялой осанке8
2. Упражнения для профилактики плоскостопия10
Список использованных источников14
Выдержка из текста работы
Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки (это пока не болезнь, а лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата). Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и не регулярная лечебно-профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха, недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи — солей, витаминов, микроэлементов.
На начальном этапе изменений в костно-мышечной системе многие родители, педагоги и, нередко, медики недооценивают их. Однако на фоне этого, как многим кажется, «безобидного дефекта» развиваются такие серьёзные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью. Наличие нарушения осанки, сколиоза у школьников нередко отражается и на их успеваемости. Такие дети быстрее утомляются, устают от статического напряжения мышц во время уроков, а, следовательно, чаще отвлекаются, что приводит к невнимательности, ухудшению памяти, плохому усвоению материала и как результат — неуспеваемости. Таким детям постоянно делают замечания на уроке, указывая на неусидчивость и нарушение дисциплины. Очень часто нарушение осанки сочетается с нарушением зрения.
Формирование осанки — процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся к 20 — 25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж — наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, они относительно просты, их в состоянии освоить любой взрослый человек даже без специального образования. ЛФК в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удерживать осанку в правильном положении.
Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений позволяет своевременно и эффективно воздействовать на организм при формировании осанки и свода стопы. Именно своевременность использования физических упражнений с лечебной целью является значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы. Лечебная физическая культура даёт возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер (общее недомогание, высокая температура).
Мы выбрали данную тему, потому что считаем, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.
Таким образом, физическое воспитание детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.
Целью работы является изучение формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия в процессе обучения детей коррегирующим упражнениям.
Изучаемая проблема — влияние коррегирующих упражнений на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста детского сада №392 Авиастроительного района г.Казани.
Предмет исследования — система физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: «Использование системы коррегирующих упражнений положительно влияет на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста».
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
.Изучить методическую литературу по данной теме.
.Проанализировать условия дошкольного учреждения по предмету исследования.
.Выбрать систему физкультурно-оздоровительной работы эффективной для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия для старших дошкольников.
Глава 1. Коррегирующие упражнения в системе физического воспитания дошкольного учреждения
.1 Роль коррегирующих упражнений в физическом развитии дошкольников
Коррегирующие упражнения — это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.
Коррегирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики (ЛФК) и состоит из общей и специальной частей. Общая часть — это общеукрепляющие упражнения, режим, игры, закаливание, которые являются составляющими деятельности ребёнка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривает решение главных задач:
укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;
профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;
укрепление мышц брюшного пресса;
предупреждение вторичных отклонений.
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке, должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу. Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы — растягивать. [11] Цель коррегирующей гимнастики: тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки; предотвращать простудные заболевания; укрепить дыхательный тракт; воспитывать бережное отношение к своему телу; дать заряд бодрости.
Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо? В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается. Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.
Что надо учитывать при проведении коррегирующих упражнений?:
Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство»;
Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы;
В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше. [11]
Корригирующая гимнастика назначается детям индивидуально. Проводится в режиме занятий ЛФК, индивидуальной коррекционной работы или дома. Разучивает комплексы корригирующей гимнастики с детьми инструктор ЛФК, закрепляет воспитатель, инструктор по физической культуре. Корригирующие упражнения рекомендуется выполнять из определённого исходного положения, обуславливающего строго локальное воздействие. Большое внимание уделяется сочетанию силовых напряжений и растягиванию. Так, при сутулости корригирующее влияние оказывают движения в плечевых суставах, растягивание мышц и упражнения для укрепления мышц. При грудном кифозе, корригирующее воздействие состоит в укреплении мышц спины, растягивании мышц брюшного пресса (упражнения на разгибание позвоночника и грудного отдела, сведение лопаток и др.). При крыловидных лопатках — разведение рук в стороны из исходного положения руки вперёд. При плоскостопии — ходьба на наружном своде стоп и упражнения, укрепляющие свод спины, длинные и короткие сгибания пальцев.
Продолжительность курса корригирующей гимнастики зависит от характера и степени нарушений опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с показателями врача — ортопеда упражнения подбираются по имеющимся у детей нарушениям. [26]
.2 Классификация общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) — это движения телом и его частями, выполняемых индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов. Основное назначение ОРУ — развитие основных физических качеств (гибкости, силы, силовой выносливости и др.), формирование необходимых навыков и умений, необходимых для жизни, занятий различными видами спорта, фитнесом, профессиональной деятельности (прикладные ОРУ). Они выполняются в различных направлениях, плоскостях, с различной амплитудой, скоростью, степенью мышечного напряжения и расслабления. Количество ОРУ огромно, двигательная структура их разнообразна. Одни из ОРУ технически несложные, другие требуют хорошей координации движений, концентрации внимания, физической подготовленности занимающихся.
Исторически сложилось так, что ОРУ создавались, разрабатывались и накапливались в рамках различных гимнастических систем. Это европейские гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шписа, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова, Сокольская гимнастика и др. В последние годы ОРУ значительно обогатились элементами восточных практик: китайской гимнастики, йоги и др. ОРУ является и средством формирования правильной осанки. Для формирования правильной осанки и исправления дефектов в осанке необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижности позвоночника. Гармоническое развитие мышц всего тела одно из условий формирования правильной осанки. С помощью ОРУ успешно решается эта задача. [3]
Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, уровня физической подготовленности. ОРУ занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. ОРУ в детском саду и школе используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.
ОРУ развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, поэтому ему необходимо большее количество кислорода. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию), т.к. значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. При ОРУ тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.
Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений. [12] Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.
Движения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения. [7]
Основная характеристика ОРУ (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног. Упражнения указанных групп могут быть направлены:
на развитие отдельных двигательных качеств и способностей — силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т.д.;
на развитие свойств психики — внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.;
на повышение функционального уровня систем организма — упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой системы, активизации обменных процессов.
Все ОРУ могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.). Классификация по анатомическому признаку
Упражнения для рук и плечевого пояса (поднимание рук с палкой вверх, опускание палки за спину, рывковые движения рук назад и т.п.) направлены на формирование правильной осанки, т.к. при этом укрепляются мышцы, помогающие держать спину прямо, сближать лопатки. При отведении рук в стороны, круговых движениях рук наряду с мышцами плечевого пояса и рук в работу включаются мышцы, укрепление которых улучшает дыхательную функцию.
Упражнения:
поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;
сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;
круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;
повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;
взмахи и рывковые движения рук;
свободное потряхивание расслабленных рук.
Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, т.к. способствуют растягиванию связок, а это определяет анатомическую подвижность суставов. Упражнения с наклонами вперед и в стороны позволяют добиться нормального поясничного изгиба. Особенно полезны упражнения из исходного положения лежа на спине и животе, т.к. позвоночник освобожден от тяжести тела и может избирательно укреплять мышцы. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому эти упражнения очень полезны. Упражнения для туловища и шеи выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок. Повороты, вращения, необычные положения частей тела по отношению к его центру тяжести активизируют работу вестибулярного аппарата, что улучшает функцию равновесия. Как правило, велика нагрузка на мышцы в упражнениях туловища и шеи. Работу выполняют все части тела, все крупные мышцы. Это значительно повышает обменные процессы, развивает силу мышц. [15]
Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма. Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе.
Упражнения для туловища:
повороты головы и туловища вправо, влево;
наклоны головы и туловища вперед (с прямой и согнутой спиной с поворотами направо и налево), наклоны в стороны с различными положениями рук — из разных исходных положений;
круговые движения туловища с различными положениями рук;
поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине;
сгибание и разгибание туловища, в упоре лежа, в упоре стоя, на коленях;
расслабление мышц тела из положения сидя, лежа.
Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Поднимание, махи ногами, приседания влияют на развитие подвижности суставов, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и таким образом на развитие силы и гибкости ног. Многие упражнения для ног, в особенности дозированные приседания и прыжки, укрепляют сердечно — сосудистую систему, повышают физиологическую нагрузку, улучшают процессы обмена.
Упражнения для ног:
поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;
сгибание и выпрямление ног;
махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;
приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;
круговые движения стоп ног из разных исходных положений;
удерживание ног в различных положениях (статические упражнения) — нога согнута в колене, вытянута вперед, в сторону, назад.
Имитационные упражнения
Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного или птицы:
имитация ходьбы великана — спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога — прямая).
имитация ходьбы гнома — спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.
имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.
имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.
имитация движения полета птиц. Учащиеся выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.
имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.
имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.
имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.
имитация прыжков лягушки. Прыжки — из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.
Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз. [30]
Оздоровительная направленность упражнений
Руководствуясь принципом оздоровительной направленности, который выдвигает правило «не навреди здоровью» использование физических упражнений требует соблюдения правил:
ограничения резкого выполнения движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном отделах;
исключения задержки дыхания в упражнениях, направленно развивающих такие качества как сила и гибкость;
исключения движений, связанных с выполнением скручивания позвоночника.
Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут появляться изменения положительного и отрицательного свойства. Многие общеразвивающие упражнения, в особенности те, в которых укрепляются крупные мышцы плечевого пояса и спины, способствуют формированию правильной осанки.
Сердце — тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение общеразвивающих упражнений положительно сказывается на функции сердца, т.к. нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется. В результате сердечная мышца становится сильной, осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой. Общеразвивающие упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему. Наиболее специфическое влияние в этом плане оказывают ритмичные многократно повторяющиеся движения с высокой физиологической нагрузкой. Важно, чтобы эти упражнения входили в каждый комплекс, регулярно повторялись.
Упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, называются дыхательными. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает легочную ткань и способствует глубокому полноценному дыханию. У ребенка дыхательные мышцы силой не отличаются, их надо развивать. В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Сила дыхательных мышц возрастает в упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох с преодолением преграды (с полузакрытыми губами, сжатыми зубами и т.д.). Чтобы научиться правильно дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять.
Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
Многие упражнения проводятся с предметами. Действия предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук — это активизирует деятельность анализаторных систем.
Флажки — действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах.
Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног.
Мячи резиновые — они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.
Гимнастические палки, шест — увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног.
Обручи — упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.
Скакалки, веревки — упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений.
Гимнастическая скамейка — в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т.к. здесь появляются необычные исходные положения. Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка. Четкая классификация упражнений позволяет систематизировать обширный материал по ОРУ, ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач, что, в конечном итоге, облегчает методику их освоения. [30]
1.3 Содержание программы по обучению корригирующим упражнениям детей дошкольного возраста
осанка плоскостопие упражнение дошкольный
Целью программы корригирующих занятий является создание мощного мышечного корсета, способствующего стабилизации позвоночника, через выработку достаточной силы и выносливости мышц туловища.
Задачи:
. Диагностировать ранние нарушения опорно-двигательного аппарата.
. Формировать и закреплять на занятиях корригирующей гимнастики навыка правильной осанки.
. Стимулировать устойчивый интерес к систематической двигательной активности и положительной мотивации на здоровый образ жизни.
Методы и приемы, используемые на занятиях корригирующей гимнастики: объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, использование наглядных пособий, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.
Принципы построения занятий:
. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.
. Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
. Выполнение упражнений с различной амплитудой.
. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).
. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки ‒ физические упражнения чередуют с отдыхом.
Программа по корригирующей гимнастике включает в себя 3 блока:
) диагностический — проводится изучение особенностей опорно-двигательного аппарата, физического развития с выявлением нарушений;
) теоретический — приобретаются знания о своем организме, о личной гигиене, о сущности закаливания, а также о влиянии занятий корригирующей гимнастики на организм;
) практический — формирует умения и навыки укрепления опорно-двигательного аппарата и физического развития.
Занятие по корригирующей гимнастике состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей. Вводная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей), составляет 15-20% времени. Основная часть (физические упражнения по корригирующей гимнастике) по времени занимает 65-70%. Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки), занимает 10-20% времени.
Специфика занятий корригирующей гимнастики заключается в том, что структура занятий включает:
) диагностический блок;
) теоретический блок;
) практический блок (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами);
) специальные упражнения;
) подвижные игры.
На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, ритмическая гимнастика. Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в индивидуальной или групповой (6-12 чел.) форме. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий для детей дошкольного возраста 30 минут, с детьми школьного возраста 40 минут. Занятие проводится под четким руководством инструктора, за физическим состоянием обучающихся и воспитанников осуществляет контроль медицинский работник.
Содержание программы
Диагностический блок:
. Первичный осмотр детей врачом-педиатром.
. Соматоскопия.
. Антропометрические измерения (рост, вес, АД, ОГК), динамометрия
. Заключительный осмотр детей врачом-педиатром.
Теоретический блок:
. Беседа на тему «Осанка по заказу».
. Личная гигиена. Правила личной гигиены. Формирование навыков личной гигиены, поддержание чистоты тела, содержание в порядке спортивного костюма.
. Закаливание, его сущность, значение для здоровья. Закаливание в процессе занятий.
. Беседа на тему «Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»
Практический блок:. Общие упражнения. Строевые упражнения применяются на занятиях корригирующей гимнастики. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности; формирования правильной и красивой осанки, походки; навыков коллективных действий через развитие чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их во времени и пространстве:
) Стойки: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Кругом!».
) Построение в одну шеренгу, колонну, в круг.
) Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три.
) Передвижения: обычная ходьба, в обход по кругу.
) Ходьба на носках, пятках, ходьба в медленном темпе, в среднем темпе, бег трусцой, равномерный бег длительностью (до 2-3 мин.) и т.д.. ОРУ для формирования осанки. ОРУ составляют основное содержание занятий, т.к. повышают общую работоспособность и оказывают избирательное и всестороннее воздействие на организм. На занятиях их применяют для разминки и повышения уровня развития физических способностей занимающихся:
) Гимнастические упражнения оказывают действие на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т.д.).
) Упражнения с предметами. Под воздействием занятий с предметами улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.). Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.. Специальные корригирующие упражнения применяются для коррекции нарушений физического развития и опорно-двигательного аппарата (используются при различных нарушениях осанки раздельно).. Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах.. Подвижные игры. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра — самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. Правила подвижных игр диктуют быстрые и разнообразные физические действия занимающихся. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению хорошей координации движений. Подвижные игры развивают память, инициативу, волевые качества, восприятие пространственной и временной ориентировки, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Игры помогают формировать эмоционально-волевую сферу и нравственные качества. [20]
Глава 2. Содержание работы по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия
.1 Особенности формирования осанки в дошкольном возрасте, выявление нарушений осанки
Источником гармоничного развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счёт работы скелетной мускулатуры и костной основы — скелета.
Скелет ребёнка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей и пр. может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета — изменить форму ног, позвоночника, свод стопы, вызвать нарушение осанки.
Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, богатом содержании в мышцах жидкости, низких показателях мышечной силы. Объём мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в различных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в шести — семилетнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные отклонения осанки. В этом возрасте сила мышц — сгибателей выше силы мышц — разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц — разгибателей.
В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно-двигательном аппарате.
Под осанкой ребёнка понимается привычная поза, свойственная ему в непринуждённом положении. С морфологической стороны осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы, туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием и состоянием мускулатуры. С физиологической точки зрения осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела. [15]
Различают:
. Правильную физиологическую осанку
. Патологическую осанку:
лордотическую;
кифотическую;
сутуловатую;
выпрямленную.
Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций, но и физической выносливостью ребёнка. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развёрнуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение — она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности правильная осанка создаёт условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний. При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов, и ребёнок больше подвержен частым респираторным заболеваниям. Сутуловатая осанка характеризуется уплощённой грудной клеткой, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами.
При лордотической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько откинута назад.
Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен. Нередко встречаются асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковое искривление позвоночника.
Наиболее серьёзным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз. Он характеризуется не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но и перекручиванием позвонков вокруг своей оси.
Принимая во внимание вышесказанное, в комплексе физических упражнений для детей дошкольного возраста большое значение имеют корригирующие упражнения или оздоровительно профилактическая гимнастика. [24]
.2 Использование корригирующих упражнений в формировании правильной осанки
Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным. Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.
Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 — 2, 4 — 5, 1 — 2 недели).
В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.
В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.
В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения — 4 — 6 раз. Через 2 — 3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2 — 3 комплекса, для школьников — 3 — 4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки:
. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС — за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений.
. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей. [32]
Средства ЛФК. Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным лечение положением.
Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них, с использованием тренажеров.
Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.
При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в исходном положении лежа на спине, рука за головой, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в исходном положении лежа на животе, приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в исходном положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища, приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.
К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).
На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение, упражнения для укрепления мышечного корсета.
Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.
Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (не ниже 30 °С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) — упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) ‒ свободное плавание.
Лечение положением. На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки при выполнении упражнений в и. п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется под живот при выполнении упражнений в и. п. лежа на животе или под голову в и.п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.
Формы ЛФК. Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: лечебная гимнастика, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.
Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов — на велотренажере (Тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельно полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступен и дошкольникам при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.
Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы). После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы, занятия различными видами спорта. [18]
2.3 Особенности формирования стопы в дошкольном возрасте
Все кости конечностей, за исключением ключиц, проходят три стадии развития: соединительно-тканную, хрящевую и костную. Первично основу скелета (в том числе и стоп) составляет хрящевая ткань, которая постепенно замещается костной. В диафизах трубчатых костей первые точки окостенения (первичные) появляются в конце второго — начале третьего месяца внутриутробного развития, в эпифизах и апофизах после рождения. В костях предплюсны (ладьевидной, кубовидной и клиновидных) точки окостенения появляются в период от трех месяцев после рождения до пяти лет.
Костная ткань новорожденных имеет порозное грубоволокнистое сетчатое строение. Немногочисленные костные пластинки располагаются неправильно, гаверсовы каналы выглядят неупорядоченно разбросанными полостями. В костях у детей относительно много воды и мало плотного вещества. Зола составляет 1/2 массы кости новорожденного и 4/5 массы кости взрослого человека. По мере роста происходит перестройка кости с заменой волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую. Хрящевая модель будущей кости постепенно замещается костной тканью, хрящ при этом разрушается. К 12 годам кости ребенка мало чем отличаются от костей взрослого.
Таким образом, кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослых более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.
Мышечная ткань начинает развиваться из среднего зародышевого листка (мезодермы) на третьей — четвертой неделе эмбриогенеза. Отмечено, что формирование мышечных волокон в различных группах мышц происходит не одновременно. Дифференцировка мышц верхних конечностей идет раньше, чем нижних. Проявляется неравномерность развития различных мышечных групп: так, например, к 5-7 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти и стопы.
Итак, мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, у детей дошкольного возраста относительно слаборазвиты.
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг на друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам.
Развитие синовиальных соединений (суставов) начинается на 6-й неделе эмбрионального развития. Суставные капсулы суставов новорожденного туго натянуты, большинство связок еще не сформировалось. Наиболее интенсивно развитие суставов и связок происходит в возрасте 2-3 лет в связи с нарастанием двигательной активности ребенка. У детей 3-8 лет амплитуда движений во всех суставах увеличивается, одновременно ускоряется процесс коллагеноза суставных капсул и связок. Формирование суставных поверхностей, капсул и связок завершается, в основном, в подростковом возрасте (13-16 лет).
Следовательно, суставно-связочный аппарат стоп у детей дошкольного возраста еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого, объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. [3]
У детей 6-14 лет имеется незначительное преобладание средних величин отдельных признаков стопы у мальчиков по сравнению с девочками. Исключением является лишь высота и ширина стопы, ширина пятки, которые в 12 лет у девочек больше, чем у мальчиков. Существенной разницы между размерами левой и правой стоп нет.
Увеличение длины стопы происходит неравномерно: с 6 до 12 лет у мальчиков стопа увеличивается на 5,3-5,4 см, а у девочек на 5,6 см. Высота стопы у девочек значительно увеличивается с 11 до 12 лет, а у мальчиков с 7 до 8 лет. Ширина стопы и пятки дает очень небольшие ежегодные приросты.
В каждой возрастно-половой группе диапазон индивидуальной изменчивости признаков стоп неодинаков. Наибольшая вариативность показателей отмечена у девочек в возрасте 10-12 лет, а у мальчиков в возрасте 5-7 лет. Величина и согласованность изменчивости отдельных признаков у девочек выше, чем у мальчиков.
Результаты исследований свидетельствуют, что средняя степень уплощения стоп у мальчиков во всех возрастных группах (6-14 лет) выше, чем у девочек, кроме возраста 11 лет, когда эта величина у девочек составляет 40,6±1,5% — для правой стопы и 40,8±1,5% — для левой стопы, а у мальчиков — 37,7±2,3% для правой стопы и 37,0+2,2% — для левой стопы, соответственно. Наибольшее количество плоских стоп у мальчиков (47-62% правых и левых, соответственно) по сравнению с девочками (44-48%) наблюдается в возрасте 6 лет. Развитие стопы в период от 6 до 14 лет протекает весьма интенсивно, но полностью еще не завершается. С возрастом у детей происходит постепенное уменьшение плоских и уплощенных стоп, что имеет физиологическое объяснение, так как известно, что процессы формирования стопы еще не завершены.
В дошкольном и младшем школьном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. [13]
.4 Организация работы по профилактике плоскостопия в дошкольном учреждении
Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования. Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).
Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию — в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений. [16]
Заключение
Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья.
В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание уделяется профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес
Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение плеч.
Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.
Развитию дефектов осанки и развитию плоскостопия способствуют: не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика), неправильные позы и привычки детей (например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т.д.); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого — либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Их благотворное значение доказывается не только научными исследованиями, но и многолетней практикой работы с детьми. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений — стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.
Профилактика и коррекция осанки и стопы — процесс продолжительный, требующий систематической работы. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
Библиография
1. Арсланов В.А., Арсланова JI.M. Состояние тонуса мышц у школьников младшего возраста // Растущий организм в условиях мышечной деятельности. — Казань, 2011.
. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозах у детей и подростков. — М.: Просвещение, 2005.
. Бочина Т.Л. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4-7 лет // Физическая подготовленность дошкольников. — М., 2011.
. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания / Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2008.
. Вайнруб Е.М., Волощук A.C. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушением осанки и больных сколиозом. — Киев: Здоровье, 2012.
. Гамбурцев В. А. Гониометрия человеческого тела. — М., 2001.
. Гендин A.M., Майер P.A., Сергеев М.И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни. — Новосибирск-Красноярск, 2007.
. Губин Г.И. Профилактика и лечение сколиоза у детей в общеобразовательных учреждениях // Дети и здоровье. — Омск, 2003.
. Гурова Н.И. Морфологические изменения в позвоночнике при нарушениях осанки у детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей. — М., 2011.
. Давиденко Е.В. Оценка физического состояния детей старшего дошкольного возраста // Физическая культура и здоровье. — Киев, 2010.
. Дубогай А. Д. Применение корригирующей гимнастики в практике физического воспитания школьников // Медицинские аспекты и пути оптимизации физического воспитания детей. — Харьков, 2013.
. Еремеев И.Н., Буровых А.Н. Изменение функций внешнего дыхания у детей с нарушениями осанки и сколиозами // Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершенствования. — Омск, 2008.
. Зыкова Б.К., Барман Г.В. Анатомические основы формирования правильной осанки детей 6-7 летнего возраста // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. — Волгоград, 2009.
. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека // Учебник для студентов институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2005.
. Иванникова Н.Г. Методика гигиенического обучения и воспитания по формированию правильной осанки у детей. — М., 2011.
. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. — М., 2001.
. Казьмин А.И., Кон И.И., Беленький В.И. Сколиоз. — М.: Медицина, 2004.
. Карасик В.Е., Белякова И.П. Методические аспекты оценки оздоровительного влияния физического воспитания на организм школьника // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. — М., 2009.
. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре / Учебное пособие. — М., 2002.
. Карпюк И.Ю. Принцип подбора и методика использования корригирующих упражнений в физическом воспитании школьников младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Киев, 2006.
. Киселева М.В. Опыт организации кабинета психо-коррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. — Волгоград, 2004.
. Клюев М.Е., Буровых А.Н. Гибкость и мышечная сила у детей с нарушениями осанки // Совершенствования форм и методов управления процессом физического воспитания. — Омск, 2012.
. Корнеева Л.Ф., Комисарова Е.Н. Коррекция нарушения осанки у детей дошкольного возраста средствами гимнастики // Развитие массовой физической культуры и олимпийского движения. — Великие Луки, 2005.
. Косова Т. А. Осанка как один из показателей физического развития детей 3-6 лет // Дети и олимпийское движение. — Новосибирск, 2003.
. Куинджи H.H. Влияние различных способов письма на осанку младших школьников // Гигиена детей и подростков. — М., 2009.
. Левина Г.С., Янкелевич Е.И. Методические указания по организации корригирующей гимнастики, профилактике и лечению нарушений осанки и искривлений позвоночника у детей. — М., 2011.
. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. — М.: Медицина, 2004.
. Полецкий Б.П., Клюев М.Е. Контроль над эффективностью влияния занятий корригирующей гимнастики на учащихся общеобразовательной школы // Совершенствование форм и методов управления процессом физического воспитания. — Омск, 2008.
. Прохорова И.В., Сергеев В.Н. Здоровье детей как критерий эффективности процесса физического воспитания в школе // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. — Волгоград, 2008.
. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. — М.: Новая школа, 2012.
. Тихвинский С.Б., Хрущев C.B. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 2012.
. Цейтлин А.Г., Анисимова В.В., Леонова Л.А. Нарушения осанки и их профилактика // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста. — М., 2009.