Содержание
Содержание
Введение2
1. Понятие деятельности человека4
2. Виды деятельности человека8
Заключение15
Литература17
Выдержка из текста работы
Нормальное состояние человека, если только он не спит,— активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).
В.А. Крутецкий писал: «Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства».
Другой отечественный психолог Р.С. Немов считал, что «деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования».
С.Л. Рубинштейн писал о деятельности: «Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято».
Таким образом, мы видим, что вопрос изучения деятельности человека волновал многих отечественных ученых.
1. Строение психической деятельности человека
В современной психологии деятельность человека, ее строение чаще всего рассматривают с точки зрения ее состава (структуры). В качестве основных составляющих выделяют цели и мотивы деятельности.
Психологи считают, что любая человеческая деятельность определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Отсутствие цели означает отсутствие самой деятельности.
Отечественный психолог В.А. Крутецкий считал, что деятельность вызывается определенными мотивами и причинами, которые побуждают человека поставить перед собой цель и начать действовать для ее.
Анализируя это мнение, можно сделать вывод о том, что цель человеческой деятельности — это то, зачем человек действует, а мотив — это то, почему он действует.
В психологии принято определять деятельность человека не одним каким-либо мотивом или целью, а системой всех целей и мотивов — сначала ближайшими, а затем общими и отдаленными.
Как правило, психическую деятельность человека оценивают также по уровню мотивации, по тому, носят мотивы общественный или ярко выраженный узколичный характер. У нравственного, воспитанного человека такие общественные мотивы преобладают над узколичными. Они становятся его собственным делом.
Отдельный акт, из которого состоит деятельность, называют действием. Отечественный психолог Р.С. Немов считал, что «действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей».
На самом деле, действия, совершаемые человеком, всегда связаны с осознанием этих действий, но степень такой осознанности не всегда одинакова. Действия человека могут быть осознанными, если поставлена и осознана цель, составлен порядок и последовательность движений и продуманы результаты этого действия. Неосознанные действия — действия, если цель осознана недостаточна, последовательность движений и контроль не продуманы.
Такие неорганизованные действия, производимые, в основном, под влиянием сильных эмоций, чувств, раздражителей, называются импульсивными.
Отечественный психолог В.А. Крутецкий приводит пример такого импульсивного действия: «Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах».
Этот пример наглядно показывает, как под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные.
В современной психологии различают еще два вида действий: практические и умственные. Эти действия тесно связаны между собой. Так практические действия играют большую роль при возникновении и формировании познавательной деятельности. Дети с раннего возраста начинает овладевать манипулированием с предметами, осваивает способы обращения с ними. Так происходит познание ребенком окружающего мира.
Практические действия с предметами важны и для младшего школьника. Такие действия позволяют ему лучше усвоить и понять учебный материал. Например, на уроке при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия — действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет глубже и полнее познать изучаемые предметы и явления действительности.
Все действия людей связаны с речевой деятельностью. Эта деятельность, слово помогают человеку осознавать свои действия, участвуют в регуляции поведения и деятельности человека, помогают оформить с помощью слов задачи и действия, составить его план, изменить ход и характер действия, исправить ошибки, допущенные в ходе работы.
В.А. Крутецкий выделил компоненты следующие компоненты (этапы) деятельности:
1. Этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи);
2. Этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия;
3. Этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;
4. Этап проверки результатов, исправление ошибок;
5. Подведение итогов работы;
6. Оценка работы.
Отечественный психолог Р.С. Немов выделил средства осуществления деятельности. Он считал, что это инструменты, которые нужны человеку для выполнения тех или иных действий и операций. Р.С. Немов писал: «Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты».
К внутренним компонентам он отнес анатомо-физиологические структуры и процессы, которые принимают участие в управлении деятельностью как составляющие центральной нервной системы. Сюда же Р.С. Немов включил психические процессы и состояния, которые участвуют в регуляции деятельности.
Р.С. Немов говорил о том, что соотношение двух видов компонентов не является константой. По мере того, как развивается и преобразовывается деятельность человека, происходит систематический переход от внешних компонентов к внутренним. Р.С. Немов считал, что такой переход связан с двумя процессами — интериоризацией и автоматизацией. Он писал, что при возникновении затруднений в деятельности, при ее восстановлении, которое связано с нарушением внутреннего компонента, происходит экстериоризация, т.е. обратный переход.
Таким образом, мы приходим к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние и внутренние компоненты.
2. Общественный труд как вид психической деятельности человека
Многие отечественные психологи и педагоги уделяли большое внимание общественному труду как одному из важнейших видов психической деятельности человека.
Так психолог С.Л. Рубинштейн считал, что «основным, исторически первичным видом человеческой деятельности является труд».
Другой отечественный психолог А.Р. Лурия писал: «Историческая наука выделяет два фактора, лежащие у истоков перехода от естественной истории животных к общественной истории человека. Одним из них является общественный труд и употребление орудий».
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн в своих работах говорил о том, что труд нельзя считать только психологической категорией. Нужно брать в расчет, что это и социальная категория. Труд — предмет изучения не только психологии, но и общественных наук. Психология же изучает труд не как целое, а только психологические компоненты труда как деятельности.
С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» приводит характеристику труда, которую предложил К. Маркс. Эта характеристика основывается на том, что К. Маркс выделил психологические особенности труда. По его мнению, труд необходимо рассматривать как процесс, участниками которого являются природа и человек, процесс, где человек в своей деятельности «опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».
По мнению К. Маркса человек противостоит природе как сила природы. Человек, присваивая вещество природы в пригодной для себя форме, приводит в движение естественные силы, принадлежащие его телу: конечности, голову, пальцы. Воздействуя таким образом на внешнюю природу, человек изменяет ее, изменяя также свою природу. К. Маркс говорил, что человек развивает свои последние силы и подчиняется собственной власти. Он рассматривал труд как достояние человека. Очень интересен пример из животного мира: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове».
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что человек в конце своей трудовой деятельности получает результат, который представлял себе еще в начале процесса, т.е. идеальный результат. В труде человек изменяет форму того, что дано природой. Но также он осуществляет поставленную самим собой цель, которая определила способ и характер его деятельности и которой он подчинял свою волю.
Анализируя высказывание К. Маркса о труде, можно сделать вывод, что он рассматривал трудовую деятельность как сознательную, целенаправленную и регулируемую.
Общественный труд, направленный на производство, на создание какого-либо продукта — это один из путей формирования личности. В процессе труда формируется не только тот или иной продукт деятельности субъекта, но и он сам.
Таким образом, именно в процессе труда развиваются способности человека, происходит формирование его характера. Каждый индивидуум получает опыт, его принципы находят практическое применение.
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считал трудовую деятельность своеобразной. Он объяснял это тем, что по своей сути труд — это деятельность, которая направлена на создание общественно полезного продукта.
По мнению С.Л. Рубинштейна трудовая деятельность предполагает выполнение какого-либо определенного задания. Он считал, что весь ход деятельности человека определяется поставленными в начале целями и желаемым результатом. Общественный труд невозможен без планирования и контроля за исполнением. Именно поэтому труд требует от человека внутренней дисциплинированности.
Специфический характер мотивации трудовой деятельности определяется тем, что ее составляющие компоненты зависят от итогового результата. Действительно, цель деятельности заложена не в самой деятельности, а в ее продукте. С.Л. Рубинштейн считал, что из-за общественного разделения труда характер трудовой деятельности становится более специфичным.
Например, нет ни одного человека, который бы мог производить все предметы, необходимые ему для удовлетворения своих потребностей. Этот факт показывает, что тогда мотив его деятельности — это деятельность других людей, которые могут произвести данный нужный продукт, т.е. продукт общественной деятельности.
Исходя из этого, можно сказать, что в общественном труде закладывается основа способности человека действовать на дальность, т.е. умение действовать ситуативно, согласно данным обстоятельствам.
Анализ работ С.Л. Рубинштейна показывает, что он считал трудовую деятельность процессом, удовлетворяющим потребности человека. В его работах раскрывается мысль о том, что трудовая деятельность совершается ради результата, а не потому, что привлекает сам процесс деятельности. То есть человек трудится ради получения выгоды для себя, удовлетворения своих потребностей.
С.Л. Рубинштейн рассматривал процесс труда, который может быть в разной степени трудным, требующим умственного и физического напряжения. Именно такое напряжение требует от человека воли, произвольного внимания, сосредоточенности на непривлекательных компонентах трудовой деятельности.
Труд осознается человеком как обязанность. Поэтому он требует усилий, напряжения, преодоления препятствий, а также зависит от общественных условий. Именно поэтому труд включает в себя не только отношение человека к предмету, продукту, вещи, но и отношение к другим людям. Существенным в трудовой деятельности является не только сама техника труда, но и отношение человека к труду. По мнению психологов в этом отношении кроется основной мотив трудовой деятельности.
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн писал, что трудиться — это значит проявить себя в деятельности, воплотить свои мысли в деле. Трудиться — это значит обогащать и расширять свое бытие, создавать, творить. Он говорил о том, что труд является основным законом человеческого развития.
Для психологического анализа трудовой деятельности помимо мотивации существенна психологическая природа тех процессов или операций, посредством которых она осуществляется.
Во всяком труде, в том числе и физическом, участвуют и умственные процессы, так же как в каждом труде, в том числе и умственном, участвуют и те или иные движения (хотя бы те движения пишущей руки, которые необходимы для написания этой книги). В труде, как реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны его личности. Но различие объективного характера и организация различных видов труда приводят к тому, что и в психологическом, и в частности интеллектуальном, отношении они оказываются неоднородными.
Изучением труда человека занимался другой отечественный психолог А.Р. Лурия. Он изучал становление и развитие психической деятельности человека. Его исследования показывают, что в отличие от животного, человек не только употребляет, но и изготавливает орудия.
А.Р. Лурия в своих исследованиях писал: «Остатки этих орудий, которые относятся к древнейшей эпохе истории человечества, показывают, что если наиболее примитивными орудиями являются просто необточенные осколки камня, то уже на последующем этапе возникают орудия (скребки, стрелы), специально изготовленные человеком. В таких орудиях можно выделить как острую часть, с помощью которой первобытный человек мог свежевать убитое животное или отсекать куски дерева, так и «ядрище» — округлую часть, которая приспособлена для того, чтобы было удобно держать в руке. Естественно, такое орудие требует специального изготовления, которое, по-видимому, выполнялось либо любыми членами первобытной группы, либо женщиной, которая оставалась дома, в то время как мужчина шел на охоту».
Таким образом, изготовление орудий само по себе в корне меняло деятельность первобытного человека. Работа над изготовлением орудия уже не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом (потребность в пище). Сама по себе деятельность обработки камня бессмысленна и биологически никак не оправдана; она получает свой смысл только из дальнейшего использования изготовленного орудия на охоте, иначе говоря, требует наряду со знанием о выполняемой операции и знания о будущем применении орудия. Это — основное условие, возникающее при изготовлении орудия, и может быть названо первым возникновением сознания, иначе говоря, первой формой сознательной деятельности. Такая деятельность по изготовлению орудия приводит к коренной перестройке всей структуры поведения.
Итак, А.Р. Лурия считал, что выделение из общей биологической деятельности специальных «действий», каждое из которых не определяется непосредственным биологическим мотивом, но направляется сознательной целью и приобретает свой смысл лишь при соотнесении этого действия с конечным результатом, и появление ряда вспомогательных «операций», посредством которых выполняется это действие, и представляет собой коренную перестройку поведения, которое и составляет новую структуру сознателъной деятельности. Сложная организация сознательных «действий», выделяющаяся из общей деятельности, приводит к тому, что появляются формы поведения, которые непосредственно не направляются биологическими мотивами, а иногда могут даже противоречить им.
Исходя из вышесказанного, приходим к выводу о том, что каждый вид труда имеет свою разнообразную технику, которой необходимо овладеть человеку. Это значит, что в труде огромная роль принадлежит знаниям, умениям и навыкам. Без этих составляющих невозможно осуществление какой-либо трудовой деятельности.
На этом фоне возрастает роль приобретения знаний в более сложных видах труда. Навыки, приобретенные человеком, важны при осуществлении трудовой деятельности в наиболее механизированных видах труда, где основа действий — автоматизация и механизация.
Несмотря на это, в каждом виде труда необходимо считаться с изменением условий, уметь проявлять инициативу, уметь решать новые задачи, применять смекалку, сообразительность.
Именно поэтому любой общественный труд включает доли различных видов процессов высокого уровня: интеллектуальных, мыслительных.
Заключение
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Изучением психической деятельности человека занимались такие психологи и педагоги как В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия и другие.
Деятельность человека включает в себя: цели, мотивы, действие. Выделяют внутренние и внешние компоненты деятельности.
Анализ психологической литературы показал, что труд является исторически сложившимся первичным видом деятельности. Заниматься трудовой деятельностью — это значит проявлять себя в труде, внедрять свой замысел, обогащать свой опыт бытия, творить, создавать. Трудовая деятельность — основа для развития индивидуума.
Отечественные психологи придавали большое значение трудовой деятельности как основе формирования личности человека, основных его качеств: целеустремленности, активности, дисциплинированности.
Таким образом, общественный труд является основным важным видом человеческой деятельности, имеющий результатом общественно-полезный продукт.
Список использованной литературы
1. Крутецкий В.А. Психология: Учеб.для учащихся пед.уч-щ. — 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Провещение, 1986.
2. Лекции по общей психологии./ Лурия А.Р. — СПб.: Питер, 2006.
3. Маркс К. Капитал.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.23.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2005.
Размещено на