Содержание
Введение в эпоху………………..2 Глава 1: Биография…..2
1.1.Учитель Демокрита…3
1.2. Первые слушатели… 3
1.2.1. Протагор и Диагор..3
1.3. Демокрит в Афинах..4
1.4. Старость и смерть.4
1.5. Наследие Демокрита5
Глава 2: Учение Демокрита. Атомистическая картина мира.6
2.1. Атомы и пустота…6
2.2. Космогония и космология….8
2.3. Развитие живой природы…11
2.4. Вопросы биологии и психологии..13
2.4.1. Учение о познании….13
2.4.2. Теория познания и логика….16
Библиография….19
Выдержка из текста работы
Знаменитыйгреческий философ Демокрит (род. ок. 470 до н. э.) принимает тезис о том, чтобытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом («атом» по-греческиозначает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он дает материалистическуютрактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическуючастицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самымотвергая утверждение, что бытие — одно.
Атомы,по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое,непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно,Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характернотакже, что и Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемыйлишь разумом — и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюювидимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомынельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняетсяпротивопоставление «знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме ивеличине; двигаясь в пустоте, они соединяются («сцепляются») между собой в силуразличия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые,заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступные нашемувосприятию.
Демокритпредложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у негопредставляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайныестолкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергаетсяположение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не даетвозможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире.Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменидана множество отдельных «бытий»-атомов, которые трактует материалистически.
V-IVвек до н. э. – это век упрочнения и расцвета античной рабовладельческойдемократии. В большинстве греческих городов – государств, таких, как Афины,Агригент, Милет, Эфес, усилились экономически и политически новые слоирабовладельцев, связанных с развитием ремёсел, торговли и боровшихся противвласти старой рабовладельческо-земледельческой знати. Это была эпохавнутреннего расцвета греческих государств. Не только политическая, но и научнаяжизнь била ключом в греческих городах – государствах (полисах). К этому времениуже появились величайшие писатели античности – Эсхил, Софокл, Еврипид. В тожевремя появляются творцы классической греческой скульптуры – Фидий и Поликлет.
Роствлияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной жизни в греческихгосударствах принесли с собой дальнейший расцвет античной науки иматериалистической философии.
Философияокончательно выделилась из единого, нерасчлененного знания, отделившись отрелигии, мифологии, конкретных наук. В это время сформировались основныефилософские понятия и категории, возникли основные философские направления.
Материализмдревней Греции получил своё классическое выражение в философской системеДемокрита. Демокрит, выдающийся материалист античности, создавал свою системувзглядов в иное время, нежели милетские философы, Гераклит и элеаты.
Всебиографические данные о Демокрите сильно разнятся. По словам Диогена Лаэрцкого,он родился в 460—457 гг. до нашей эры. По словам Фрасила, в 470 году. Такжеразнятся и сроки его жизни – одни говорят, что 90 лет, некоторые 85, иные 104,другие 109. Родился Демокрит в городе Абдеры. По одним данным: он был сыномГегестрата, по другим – Афинокрита. По словам исследователей, он выбрал меньшуючасть отцовского наследства (в основном состоящую из денег) и отправился впутешествие.
Демокритмного и долго путешествовал. По его собственным словам: «… Я объездил больше:чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя её, явидел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числомученых людей. И никто не обличил меня в ошибках при складывании линий,сопровождающихся доказательством… Я провел на чужбине около 8 лет». Демокритбыл в Египте, Персии, Вавилоне, Индии. Помимо стран востока, Демокритпутешествовал в Афины, при этом он старался остаться не узнанным. ВалерийМаксим пишет: «В Афинах он провел много лет, используя каждую минуту для того,чтобы научится мудрости и упражняться в ней». После продолжительных странствий,Демокрит вернулся в Абдеры. Путешествия Демокрита и его личные связи сфилософами и выдающимися учеными ряда стран в известной мере способствоваливозникновению такой совершенной по тому времени материалистической системы,какой являлось учение Демокрита.
ВАбдерах существовал закон, согласно которому, каждый гражданин должен былпреумножить имущество, доставшееся ему в наследство, а если гражданин нарушалэтот закон, то такого гражданина изгоняли. Демокрит же во время путешествияистратил все свое наследство и таким образом подлежал изгнанию. По словамАнтисфена, Демокрит, чтобы избежать наказания, читает на суде своё самоезначимое произведение – «Большой мирострой». Оно было оценено в такую же сумму,что и наследство Демокрита, а по некоторым источникам и в пять раз большую –500 талантов. Демокрита почтили медными статуями, за его деятельность вдальнейшем, за полезные советы городу ему дали почетное прозвище «Мудрость».Неизвестно точно, в какое время, но возможно, когда родина оказалась вопасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получил прозвище«Патриот». Демокрит был похоронен в родном городе за государственный счет. Обуважении к Демокриту его сограждан, свидетельствует древняя Абдерская монета сгербом города и надписью «При Демокрите». Демокрит был известен в античностикак большой знаток политической истории Греции. Он говорил, что «политика естьвеличайшее искусство. Выгодно изучать её и посвящать себя политическойдеятельности, которая даёт жизни человека величие и блеск». Демокрит считал,что от высшей мудрости человек имеет три результата: он должен и может хорошо мыслить,он должен хорошо говорить, и он должен хорошо делать. Хорошо делать, с точкизрения Демокрита, это значит придерживаться «золотой середины»: не вдаваться вкрайности ни в накоплении богатств, ни в политических воззрениях.
Сбольшим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью Демокритизучал эллинскую философию. Если его естественно — научные воззренияформировались под влиянием ионийцев, то первое же произведение в списке его«моральных» сочинений носит заглавие «Пифагор». Однако решающее влияние наформирование взглядов Демокрита оказал философ Левкипп. Демокрит стал еговерным учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую систему.Личность Левкиппа таинственна и спорна — о нем осталось крайне малосвидетельств, а Эпикур, прямой продолжатель атомистики, заявлял, посвидетельству Диогена Лаэрция, что философа Левкиппа не существовало. По этомуповоду в конце 19 и первой половине 20 века среди классических филологов иисториков философии разгорелся спор. В «Левкипповом вопросе» ученые разделилисьна противников и сторонников факта существования Левкиппа. В настоящее времябольшинство исследователей полностью признало его реальность. Как известно,самым серьезным источником по истории греческой философии являются сочинения Аристотеля.Он и его ближайший ученик Феофраст были авторами книг о Демокрите, которые, ксожалению, не сохранились. Аристотель пишет об учении Левкиппа – Демокрита како едином учении, но это не относится ни к началу философского пути Левкиппа ине к конкретным областям науки, где Левкиппа продолжил и опередил ученик,затмивший славой учителя.
Рядавторов сообщают, что товарищем юности и первым слушателем Демокрита былПротагор. В молодости Протагор не учился, а работал носильщиком корзин и дров,что, по свидетельству Гелия, привело к знакомству с Демокритом: «… случайноДемокрит… выйдя за черту города, увидел Протагора, когда тот легко и проворношагал с тяжелым и неудобным грузом. Демокрит подошел к нему поближе, рассмотрелрасположение и соединение поленьев, сделанное искусно и опытной рукой, ипопросил … чтобы Протагор распустил вязанку и снова сложил её таким образом».Эта просьба была выполнена. Демокрит пришел в восхищение от ловкости иостроумия этого необразованного человека. Демокрит тотчас повел Протагора, взялего к себе, назначил ему содержание и научил его философии, и сделал его таким,каким он был впоследствии». Скорее всего, это легенда. Во-первых, потому, чтоПротагор был лет на 10—11 старше Демокрита. Во-вторых, Протагор не мог быть«необразованным». И все же это не совсем вымысел. Многие источники указывают наПротагора как на ученика и слушателя Демокрита, а о его бедности говорит тотфакт, что он, в конце концов, обратился к платному преподаванию; этим онположил начало деятельности софистов – профессиональных учителей Греции. То,что Протагор много заимствовал у Демокрита, сомнений не вызывает. В дальнейшемпути Протагора и Демокрита разошлись. В то время, когда Демокрит путешествовалпо Востоку, накапливая всё новые знания, Протагор уже преподавал. В рассказах оДемокрите и его слушателях обращает на себя внимание одна повторяющая деталь,которая не может быть случайной: Демокрит с уважением относился к физическомутруду. Он считал вполне допустимым, что бедняк или бывший раб может стать выдающимсяфилософом, и даже активно этому содействовал. Об этом говорит не только легендао встрече с Протагором, но и другие источники. Итак, для Демокрита характерны:уважение к труду, сочувствие к угнетенным, оценка людей по их способностям, ане по происхождению и положению. Обращает на себя внимание один факт: слушателиДемокрита – атеисты или же становятся ими. Протагор за скептическое отношение кбогам был приговорён к смерти и погиб, убегая от приговора. Как самыйрешительный атеист прослыл в Греции и Диагор. Афиняне заочно осудили Диагора насмерть за насмешки над культом и разглашение мистерий и даже объявили наградуза его голову. Если Демокрит был учителем Диагора, то их взгляды совпадали.Материалистическое учение Демокрита, так же как и несколько раньше учениеАнаксагора из Клазомен в Ионии, было атеистично.
Атомы и пустота
СогласноДемокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, toden) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие.Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводитк гибели и разрушению последних.
Введениеатомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение.Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей.Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы былиносителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом быламетафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим«одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно,изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но насовременном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в товремя как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — визменении количества междуатомной пустоты.
Понятиепустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая чертадревней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности какбесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения илиразъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокритвообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картинемира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельныевещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новымвещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого,разъединения атомов, которые затем составляют новое целое. Согласно Демокриту,атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физическихчастей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя быминимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависитконсистенция тел.
Кромепризнаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела».Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменнуюгеометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем неограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия — формы. Атомычувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, инезаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца,проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; тольколуч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще ипотому, что не имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т. п.
Сведениестроения материи к элементарным и качественно однородным физическим единицам, чем«стихии», «четыре корня» и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело в историинауки огромное значение.
Чемже, однако, различаются между собой атомы Демокрита?
Изучаясвидетельства Феофраста, ученика Аристотеля, чьи комментарии послужилипервоисточником многих более поздних сообщений о философии греческихдосократиков, включая Демокрита, английский исследователь Мак Диармид отметилопределенное противоречие. В одних местах речь идет только о различии форматомов, в других — также о различии их порядка и положения. Однако понятьнетрудно: порядком и положением (поворотом) могут различаться не единичныеатомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле. Такиегруппы атомов могут быть расположены вверх или вниз (положение), а также в разномпорядке (как буквы НА и АН), что и видоизменяет тело, делает его другим. И хотяДемокрит не мог предугадать законов современной биохимии, но именно из этойнауки мы знаем, что, действительно, несходство двух одинаковых по составуорганических веществ, например двух полисахаридов, зависит от порядка, вкотором выстроены их молекулы. Огромное разнообразие белковых веществ зависитпреимущественно от порядка расположения в их молекулах аминокислот, причемчисло возможных комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно.Фундаментальные частицы материи, существования которых предполагал Демокрит,соединяли в себе в некоторой мере свойства атома, молекулы, микрочастицы,химического элемента и некоторых более сложных соединений.
Атомыразличались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть.Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов,которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так, например,самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня,составляющие воздух, а также душу человека.
Сформой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или«математическом атомизме» Демокрита. Ряд древнегреческих философов(пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическимиисследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит.Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой математики.Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась наатомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства добесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которыхничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Нофизический атом не совпадал с математической точкой. Согласно Демокриту, атомыимели разные размеры и формы фигуры, одни были больше, другие меньше. Ондопускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые,изогнутые – иначе бы они не сцеплялись друг с другом. Демокрит считал, что атомынеделимы физически, но мысленно в них можно выделить части — точки, которые,конечно, нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже являютсяпротяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальше неделимая,мысленная часть атома — «амера» (бесчастная). Согласно некоторым свидетельствам(среди них имеется описание так называемой «площади Демокрита» у ДжорданоБруно), в самом мелком атоме было 7 амер: верх, низ, левое, правое, переднее,заднее, середина. Это была математика, согласная с данными чувственноговосприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическое тело,например, невидимый атом, — такие части (стороны) в нем всегда можновообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно.
Изпротяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них —плоскости.Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших чувственно невоспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных основанию. Так, путемскладывания линий, сопровождающегося доказательством, Демокрит открыл теоремуоб объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием иравной высотой; так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал (и ужеиначе обосновал) Архимед.
Авторы,сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель же ипоследующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторыесовременные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита и амер уДемокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически итеоретически; но последняя точка зрения ведет к слишком большим противоречиям.Атомистическая теория математики существовала, и она возродилась впоследствии вшколе Эпикура.
Атомыбесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно),«так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этотпринцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называетсяпринципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовскогообъяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечностьдвижения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существованиебесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений искорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречами столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и являетсяестественным следствием вечного движения материи.
Овечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в вечномдвижении, ибо он в их понимании — живое существо. Совершенно иначе решаетвопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только всвязи с телом животного или человека). Вечное движение—это сталкивание,отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов вызванноепервоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение,не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать».Последнее понятие не было развито; его не заметил Эпикур, когда он скорректировалдемокритовскую теорию движения атомов, введя понятие произвольного отклоненияатомов от прямой.
Всвоей картине строения материи Демокрит исходил также из принципа, выдвинутогопредшествующей философией (сформулированного Мелиссом и повторенного Анаксагором),— принципа сохранения бытия «ничто не возникает из ничего». Он связывал его свечностью времени и движения, что означало определенное понимание единстваматерии (атомов) и форм ее существования. И если элейцы считали, что этотпринцип относится только к умопостигаемому «истинно сущему», то Демокритотносил его к реальному, объективно существующему миру, природе.
Атомистическаякартина мира представляется несложной, но она грандиозна Гипотеза об атомарномстроении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной извсех, созданных философами ранее. Она отметала самым решительным образомосновную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, овмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, ихстолкновения и сцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия.Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовскаякартина мира — это уже ярко выраженный материализм, такое философскоемиропонимание было в условиях древности максимально противоположномифологическому миропониманию.
Учение Демокрита. Атомистическийматериализм.
Атомистическаятеория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развитияпредшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можнонайти части основных материалистических систем древней Греции и древнеговостока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяженияподобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединенияпервоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философскихсистемах, предшествующих атомизму.
Однакопредпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только«готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Многиеисследователи считают, что учение об атомах возникло как ответ на вопросы,поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречия междучувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в«апориях» Зенона.
СогласноДемокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, toden) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие.Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит кгибели и разрушению последних.
Введениеатомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение.Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей.Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы былиносителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом быламетафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим«одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно,изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но насовременном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в товремя как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — визменении количества междуатомной пустоты.
Понятиепустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая чертадревней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности какбесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения илиразъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокритвообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картинемира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельныевещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новымвещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого,разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.
СогласноДемокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеютфизических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остаетсяхотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомамизависит консистенция тел.
Кромепризнаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела».Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменнуюгеометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем неограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия — формы. Атомычувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, инезаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца,проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; тольколуч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще ипотому, что не имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т.п.
Сведениестроения материи к элементарным и качественно однородным физическим единицам,чем «стихии», «четыре корня» и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело вистории науки огромное значение.
Чемже, однако, различаются между собой атомы Демокрита?
Изучаясвидетельства Феофраста, ученика Аристотеля, чьи комментарии послужилипервоисточником многих более поздних сообщений о философии греческихдосократиков, включая Демокрита, английский исследователь Мак Диармид отметилопределенное противоречие. В одних местах речь идет только о различии форматомов, в других — также о различии их порядка и положения. Однако понятьнетрудно: порядком и положением (поворотом) могут различаться не единичныеатомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле. Такиегруппы атомов могут быть расположены вверх или вниз (положение), а также вразном порядке (как буквы НА и АН), что и видоизменяет тело, делает его другим.И хотя Демокрит не мог предугадать законов современной биохимии, но именно изэтой науки мы знаем, что, действительно, несходство двух одинаковых по составуорганических веществ, например двух полисахаридов, зависит от порядка, вкотором выстроены их молекулы. Огромное разнообразие белковых веществ зависитпреимущественно от порядка расположения в их молекулах аминокислот, причемчисло возможных комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно.Фундаментальные частицы материи, существования которых предполагал Демокрит,соединяли в себе в некоторой мере свойства атома, молекулы, микрочастицы,химического элемента и некоторых более сложных соединений.
Атомыразличались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть.Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов,которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так, например,самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня,составляющие воздух, а также душу человека.
Сформой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или«математическом атомизме» Демокрита. Ряд древнегреческих философов(пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическимиисследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит.Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой математики.Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась наатомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства добесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которыхничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Нофизический атом не совпадал с математической точкой. Согласно Демокриту, атомыимели разные размеры и формы фигуры, одни были больше, другие меньше. Ондопускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые,изогнутые – иначе бы они не сцеплялись друг с другом. Демокрит считал, чтоатомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части — точки,которые, конечно, нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тожеявляются протяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальшенеделимая, мысленная часть атома — «амера» (бесчастная). Согласно некоторымсвидетельствам (среди них имеется описание так называемой «площади Демокрита» уДжордано Бруно), в самом мелком атоме было 7 амер: верх, низ, левое, правое,переднее, заднее, середина. Это была математика, согласная с даннымичувственного восприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическоетело, например, невидимый атом, — такие части (стороны) в нем всегда можновообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно.
Изпротяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них —плоскости.Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших чувственно невоспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных основанию. Так, путемскладывания линий, сопровождающегося доказательством, Демокрит открыл теоремуоб объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием иравной высотой; так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал (и ужеиначе обосновал) Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали егоматематику. Аристотель же и последующие математики ее резко отвергли, поэтомуона была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов иамер у Демокрита и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомынеделимыми и физически и теоретически; но последняя точка зрения ведет кслишком большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, иона возродилась впоследствии в школе Эпикура.
Атомыбесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно),«так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этотпринцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называетсяпринципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовскогообъяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечностьдвижения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существованиебесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений искорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречами столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и являетсяестественным следствием вечного движения материи.
Овечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в вечномдвижении, ибо он в их понимании — живое существо. Совершенно иначе решаетвопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только всвязи с телом животного или человека). Вечное движение—это сталкивание,отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов вызванноепервоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение,не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать».Последнее понятие не было развито; его не заметил Эпикур, когда онскорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя понятиепроизвольного отклонения атомов от прямой.
Всвоей картине строения материи Демокрит исходил также из принципа, выдвинутогопредшествующей философией (сформулированного Мелиссом и повторенногоАнаксагором), — принципа сохранения бытия «ничто не возникает из ничего». Онсвязывал его с вечностью времени и движения, что означало определенноепонимание единства материи (атомов) и форм ее существования. И если элейцысчитали, что этот принцип относится только к умопостигаемому «истинно сущему»,то Демокрит относил его к реальному, объективно существующему миру, природе.
Атомистическаякартина мира представляется несложной, но она грандиозна Гипотеза об атомарномстроении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной извсех, созданных философами ранее. Она отметала самым решительным образомосновную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, овмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, ихстолкновения и сцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия.Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовскаякартина мира, при всех ее недостатках, — это уже ярко выраженный материализм,такое философское миропонимание было в условиях древности максимальнопротивоположно мифологическому миропониманию.
Заключение.
Посвидетельству древних, Демокрит написал два основных произведения: «Большоймирострой» (Megas diakosmos) и «Малый мирострой» (Micros diakosmos), а такжесвыше 50 трактатов, составленных Фрасиллом, и 9 книг «Причин» (Aitiai). Частьисследователей приписывают авторство «Большого миростроя» Левкиппу. Но ничто немешает допустить, что такое же произведение, развивающее и дополняющее взглядыЛевкиппа, было и у Демокрита: одинаковые заглавия сплошь и рядом встречаются удревних философов. Остальные произведения демокритовского «корпуса» (сводасочинений) энциклопедически охватывают все известные в античности областифилософского и научного знания. Это сочинения моральные, «физические»(естественнонаучные), математические, географические, сочинения о музыке и,наконец, «технические» (по медицине, сельскому хозяйству и военному делу).Однако «ни для одного великого философа древности судьба его сочинений неоказалась такой мачехой, как для Демокрита» — его произведения погибли. Изогромного литературного достояния философа остались фрагменты, цитируемыедревними авторами, свидетельства античных историков и философов, осталисьизречения, сохраненные в различных сборниках, и, наконец, есть сведения онекоторых взглядах и содержании работ Демокрита из сочинений тех авторов,которые полемизировали с ним, иногда при этом до неузнаваемости искажая еготочку зрения. Впрочем, это касалось не только Демокрита, но и большинствадревнегреческих философов, близких к линии материализма. Материализм Демокритаимел большое значение для античности. Несколько столетии после смерти философашли споры по поводу материалистической системы великого мыслителя из Абдер.Многие крупные ученые считали себя последователями этого материалиста древнегомира; среди них были такие философы, как Эпикур (342 – 270 гг. до н. э.) иЛукреций Кар (99 – 55 гг. до н. э.). Интерес к Атомистическому материализму вРоссии складывался под влиянием французской просветительской литературы,опиравшейся на античное наследие. Труды наиболее радикальных французскихпросветителей Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Марешаля, в отличие от сочиненийВольтера, печатались в России крайне редко, c большими трудностями, частоанонимно, так как относились к тем сочинениям, против которых в 1763 г.Екатериной II было написано специальное распоряжение «О мерах противраспространения в России иностранных сочинений, направленных против религии,нравственности и самой государыни». Даже еще в первой четверти XIX в. в РоссииГельвеция обличали как последователя античного материализма: «… ни один изпоследователей Эпикура не представил учения древнего философа в виде болеепривлекательном, но не менее опасном для благосостояния общественного».
Воззренияфранцузских материалистов и Фейербаха, восходящие к идеям Демокрита и Эпикура,стали источниками философии А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова,Д. И. Писарева. Н. Г. Чернышевский вспоминал, что он в молодости был твердымсторонником того научного направления, представителями которого были античныеатомисты.
Главнаяидея Демокрита о дискретности мира, его разделенности на мельчайшие,элементарные частицы оказалась удивительно похожей на толкования современныхученых. Мнения древних мыслителей не исчезли. Они живы, поскольку живы вопросы,по поводу которых недоумевали древние и которые они по-своему решали…
Список литературы
ЧанышевА. Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии», М, «Высшая школа»,1991 г.
Философскийэнциклопедический словарь. М., «ИНФРА-М» 1997 г.
ЛурьеС. Я. «Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования», Л., 1970 г.
ОстровскийЭ. В.«Основы философских знаний», М, «К. и С.»,1998г.
ЛившицТ. М. «Свободомыслие и атеизм в древности и средние века», Минск, 1973 г.
ШахновичМ. М. «Эпикурейская традиция в русской философской мысли».