Выдержка из текста работы
Одним из важнейших направлений государственной политики в Республике Казахстан на протяжении последних лет является забота о повышении благосостояния населения, и, в частности, о преодолении бедности и её крайних проявлений. Высокая социальная и экономическая значимость проблем бедности населения вызывает необходимость совершенствования статистических исследований в данной области. Достоверная, регулярно получаемая информация о положении бедного населения необходима для установления приоритетов социально-экономической политики государства.
Рост доходов населения, обеспечивающий рост благосостояния населения и снижение бедности в стране, является наиболее важной задачей социального государства, каковым является Республика Казахстан. В Стратегии Казахстан-2030 и во всех посланиях Президента Республики Казахстан народу, начиная с 1997 г. по 2012 г., отмечено, что на первом плане государственной политики остаются вопросы социального самочувствия, процветания, улучшения благосостояния граждан Казахстана и вопросы социальной поддержки населения. В связи с чем, анализ влияния источников доходов и социальных программ на снижение бедности в Казахстане соответствует приоритетам социально-экономического развития Республики Казахстан.
Бедность в Казахстане, как и в других странах СНГ, предопределена трудностями переходного периода: общий экономический спад, неблагоприятные условия на рынке труда, а также неравенство при распределении национального богатства, возникшее по ряду геополитических и экономических причин на начальном этапе независимости и политической и экономической реструктуризации.
Бедность – фундаментальная глобальная проблема, стоящая перед мировым сообществом. Она оказывает пагубное влияние на экономику, социальные отношения, политику, культуру; она непосредственно воздействует на такие основополагающие характеристики жизни любого человека, как состояние здоровья и уровень образования. В свою очередь, бедность является порождением ряда факторов, действующих на глобальном уровне.
То обстоятельство, что сегодня нищета, бедность, отсталость характерны прежде всего для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам.
Неспособность большинства беднейших стран вырваться из нищеты собственными силами сделала проблему бедности общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Об этом свидетельствуют материалы ООН, доклады Всемирного банка, других международных организаций, повестки дня саммитов «восьмерки» и «двадцатки». Важнейшей инициативой на мировом уровне стал саммит ООН в Нью-Йорке, сформулировавший в 2000 году «Цели развития тысячелетия». Именно тогда первое место в списке задач, которые человечество должно решить к 2015 году, заняло сокращение в два раза числа нищих и голодающих людей в мире по сравнению с 1990 годом.
Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества ВВП.
Рыночный механизм распределения не учитывает моральные нормы, определяющие справедливое распределение дохода. Существует противоречие между экономической эффективностью и этической справедливостью.
Смешанная экономика лишь сглаживает неравенство распределения посредством государственного вмешательства. Нерыночные факторы, различия в способностях.
В силу разных интеллектуальных, физических, эстетических, психических способностей одни люди становятся высокооплачиваемыми спортсменами, учеными, а другие обречены на низкооплачиваемую деятельность или вообще не могут ничего зарабатывать.
Важный фактор — образование. Уровень образования и профессиональной подготовки в одном случае зависит от добровольного выбора: идти или не идти учиться, а в другом случае от невозможности оплатить учебу. Перспектива более высокого дохода заставляет людей расширять свои потенциальные возможности и предоставлять более ценные услуги.
Люди до определенной степени выбирают динамику изменения своих доходов на протяжении жизни. Студент может иметь доход, выражающийся значительной отрицательной величиной, в то время как его сверстник будет получать нормальную заработную плату за свой полуквалифицированный труд. Однако в дальнейшем у людей, имеющих профессию и занятых административной работой в компаниях, доходы с возрастом увеличиваются. Врач и адвокат достигнут своего расцвета к 50 годам, и они могут рассчитывать, что проработают дольше пенсионного возраста. У лиц, занятых низкооплачиваемым физическим трудом, доходы с возрастом не увеличиваются [1,с. 67].
Борьба с бедностью является целью государственной политики. Она включает: Программы социального страхования, которые рассматриваются как заработанное человеком право; программы государственной помощи, которые рассматриваются как благотворительность.
Нынешнее Послание главы государства Нурсултана Назарбаева в очередной раз затрагивает все социальные аспекты жизни горожан. В Стратегии «Казахстан-2050», говоря о новых принципах социальной политики, Президент особо отмечает, что бедность не должна стать социальной перспективой ни для одного казахстанца, а государство будет нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества – пенсионеров, инвалидов, нетрудоспособных, больных детей и так далее.
Будет совершенствоваться система социального и пенсионного обеспечения, под особым контролем – вопросы материнства и детства.
Особое внимание глава государства уделил вопросам здравоохранения, образования, внешней политике, патриотизму и другим немаловажным аспектам жизни всех казахстанцев.
Наряду с этим в большинстве стран мира существуют муниципальная помощь, субсидии на жилье, действует законодательство о минимальной заработной плате, субсидиях фермерам, пособиях ветеранам, а также осуществляются частные пожертвования через благотворительные общества.
Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что среди множества проблем сегодняшнего Казахстана, связанных с кризисным состоянием экономики, одной из главных является проблема низкого уровня жизни населения. Будучи следствием кризиса практически во всех сферах жизнедеятельности общества, она порождает в свою очередь такие проблемы как рост преступности, снижение рождаемости, вызванное неуверенностью в завтрашнем дне, повышение уровня смертности и другие.
Таким образом, изучение уровня бедности населения Казахстана и его динамики — важный компонент комплексного анализа социально-экономического положения страны с целью разработки адекватных мер социальной политики государства.
Цель данной работы – изучение проблем бедности в Казахстане и их государственное регулирование.
Задачи данной работы:
— рассмотреть теоретических основ бедности;
— проанализировать уровень бедности в Казахстане за 2009-2012 годы;
— изучить направления борьбы с бедности в Республике Казахстан.
Предметом исследования являются количественные и качественные характеристики уровня бедности населения Казахстана.
Объектом исследования выступает бедность, как экономическое явление в Республике Казахстан.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в том числе российских и казахстанских по статистике, эконометрике, проблематике уровня жизни, занятости и безработицы, бедности населения, а также методологические материалы Агентства Республики Казахстан по статистике.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕДНОСТИ
1.1 Понятие бедности и история её изучения
Бедность — характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.
Бедность — неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни [2,с. 116].
Бедность — это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.
Беднота — состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.
Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современного Казахстана. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий момент около 40% граждан проживает за чертой бедности [3, с.64].
Проблема бедности имела место во все времена и во всех странах, но проявлялась по-разному в зависимости от причин и в разные эпохи воспринималась обществом неодинаково. Так, например, мыслители доиндустриального общества считали бедность приемлемой формой существования, у монашеских орденов это было духовно облагораживающим условием жизни. Бедность была жизненным принципом отшельников и грешников. Помощь нищим считалась богоугодным делом. Прежде всего, проблемы бедности решала церковь, государство же занималось ими в меньшей степени.
Со временем в обществе сформировалось два подхода к проблеме бедности: одни ученые рассматривают бедность как социальное благо, делая акцент на том, что именно из низших слоев населения, не имеющих прав собственности, формируется рабочая сила, и что без распространения бедности не было бы богатства; другие считают бедность злом и выступают со стороны эгалитаризма за уравнительное распределение ресурсов и благ или же просто за уменьшение неравенства.
Во все времена большая часть населения любой страны выступала за уменьшение неравенства и бедности, и развитым западным странам во многом удалось решить некоторые аспекты данного вопроса. В Казахстане проблема бедности обострилась после известных преобразований 1990-х годов, когда произошел резкий спад производства, снижение трудовых доходов и возникновение массовой безработицы «на фоне радикальных экономических реформ и явной неэффективности системы социальной защиты населения». Тогда и появились стимулы к нелегальным видам деятельности, отмыванию денег, мошенничеству в крупных размерах, что приводило к накоплению богатства в руках малых групп, и одновременно оставалось безнаказанным ввиду неразвитости системы законодательства.
Одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения, которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов не позволяют им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей — необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного общественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека считается бедностью.
Категория минимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегда относительны и зависят от уровня развития экономики и богатства общества. Чем более богато государство, тем разнообразнее круг минимальных потребностей и выше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей и степень их удовлетворения, которые обществом признаются минимально допустимыми, в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция как с теоретической так и с эмпирической точек зрения.
Точное определение границ бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность — это «намного больше чем деньги».
Определение бедности как — состояния, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности, каково их значение для жизнедеятельности человека?
Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях человека в благах и услугах — личных потребностях. Однако их не следует абсолютизировать, так как они изменчивы, что затрудняют их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), социальные и интеллектуальные (духовные).
Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.
Социальные потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относят потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни.
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает простор для развития личности, возвышает человека, делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляются потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.
Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.
Рациональные отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании) [4,с. 118]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-экономическая политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между ее экономическим и социальным блоками. Если в рамках первого из них решаются, прежде всего, задачи макроэкономического характера, то второй — социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. Отличительной особенностью последних десятилетий является процесс «социализации» экономики, идущий не только в развитых, но и во многих развивающихся странах. Это связано с тем, что именно качество жизни сегодня выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики. Задача переноса акцента на социальную сферу в настоящее время стала весьма актуальной для Казахстана.
Несмотря на достигнутые успехи, очевидно, что до полного решения многих социальных вопросов в нашей стране еще достаточно далеко. Более того, некоторые проблемы в области обеспеченности населения жильем, социальной защиты, здравоохранения, образования и ряда других, входящих в современное понятие «качество жизни», даже имеют тенденцию к обострению. Это связано как с неадекватной ресурсной обеспеченностью социальной политики, так и с недостатками в ее практическом осуществлении. Социальная политика — как на федеральном, так и на региональном уровне — далеко не всегда реализуется как единое целое. Нередко отдельные социальные проблемы решаются автономно, без комплексной увязки с другими направлениями «социального регулирования».
Явно недостаточен учет особенностей социальной политики, реализуемой на региональном уровне, что является одним из наиболее узких мест в государственном регулировании данных процессов. Более того, роль субъектов Федерации в политике социального развития может быть усилена.
Часть населения находиться на грани опущения на «дно», ввиду сложных экономических обстоятельств. Эти люди пребывают в состоянии сложной социальной депрессии, они не живут, а стремятся выжить.
Государство ведет борьбу с бедностью, назначая различные социальные пособия и выплаты малоимущим, поощрением трудовой деятельности, укреплением законодательства о социальной защите и т.д.
Бедность по-прежнему остается важной проблемой у нас в стране и во всем мире. Её нельзя искоренить, но можно уменьшить, и только путем создания единой, пронизывающей все сферы жизни людей, социальной политики.
На основе анализа и изучения политических установок представителей власти, сделан вывод, что на современном этапе становления социального государства в Республике Казахстан устанавливаются такие приоритеты, как: демографическая политика, обеспечение достойного уровня жизни людей, социальная защита населения, усовершенствование сферы занятости, сферы охраны окружающей среды, формирование социокультурной среды, разработка и реализация стратегии управления наукой. В связи с мировым экономическим кризисом, нельзя не учесть социальные изменения внутри страны. Государство разработало программу антикризисных мер, где не малое значение отводится социальной сфере.
В дипломном проекте рассмотрена одна из наиболее важных проблем современности, это – бедность. Даны различные определения этому явлению. Установлено, что степень бедности более выражена в сельских поселениях, и по-прежнему существует резкая дифференциация в доходах населения и на основе этого, в уровне и качестве жизни людей. Измерить бедность в Казахстане, можно с помощью величины прожиточного минимума, если доход гражданина ниже данного показателя, то он относится к категории бедных. Масштабы бедности в Казахстане разнообразны, в зависимости от региона. Существует как социальное расслоение по доходу, так и сильные региональные различия.
На основе анализа общественного мнения, было выявлено, интересует ли общество социальная политика государства вообще. Было определено, что большинство интересуется и считает, что государство имеет огромное влияние на их качество жизни.
При написании дипломной работы было выявлено, что необходимо повысить адресность социальной поддержки с помощью вовлечения общественности в определение статуса нуждающегося, снизив административные барьеры в виде сбора справок или иных документов, необходимости транспортных расходов, снизив нормативы оценки дохода от личного подсобного хозяйства.
Для разработки программ необходимо более гибкое использование показателей бедности (например, глубины бедности или доли бедных) в зависимости от целевой группы (крайне бедные или малообеспеченные).
Необходимо помнить, что АСП в настоящее время направлена лишь на преодоление продуктовой бедности, и ее влияние определено на уровне 0,09%, поэтому для повышения ее потенциала необходимо использовать в качестве критерия АСП сам прожиточный минимум.
Система социальной поддержки должна стимулировать стремление выйти из бедности, а не попадание в категорию бедных, поэтому необходимо поощрение для безработных, нашедших работу и удержавшихся на рабочем месте в течение определенного времени.
Так же необходимо развивать и совершенствовать систему социального контрактирования с получателями АСП на выполнение определенных работ и условий с учетом индивидуальных особенностей каждого получателя.
Программы по поддержке инвалидов должны быть более прозрачными и вовлекать общественность в распределение средств помощи. Должна четко отслеживаться эффективность программ для инвалидов, наряду с существенным повышением их финансирования.
Вся система предоставления социальных услуг должна работать по жестким стандартам и под серьезным общественным контролем.
Измерение неравенства лучше проводить не только по потреблению, но и по среднедушевым денежным доходам, а результаты выборочного обследования домохозяйств необходимо корректировать с учетом макроэкономических показателей потребления домашних хозяйств, рассчитанного по СНС.
Стимулировать предпринимательскую активность самозанятых, составляющих 33,3% занятых в Казахстане, чтобы повысить их долю в доходах населения с 9,6% до 20%.
Так как размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии оказывают сильное влияние на уровень бедности (коэффициенты корреляции — 0,82 и — 0,97), то рекомендуется использовать этот механизм как один из возможных для снижения уровня бедности.
В целях повышения эффективности социальных программ, совершенствования методологии оценки уровня бедности в Казахстане следует разработать дифференцированные стандарты различных черт бедности в зависимости от целей и средств социальной политики.
Необходимо выделять в структуре доходов пособия на поддержку семьи, а также включить показатель «Доля бедных детей», включить в систему показателей отдельно показатель «Охват домохозяйств пособиями на детей — для поддержки семей с детьми. Для оценки степени влияния детских пособий важно рассчитывать структуру номинальных денежных доходов для семей с детьми для того, чтобы иметь возможность адекватно оценить степень влияния данного вида пособия, кроме того, возможно, для данной уязвимой группы рассчитывать уровень бедных семей с получением пособий и без получения (то есть, если пособия на детей не включать в расчет доходов). Это позволить оценивать влияние пособий на бедность среди данной категории.
При построении системы статистических индикаторов социальной защиты для оценки эффективности следует выделять группы малоимущих семей, семей с детьми и уязвимых групп с риском попадания в число бедных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Т.2.: Социальная структура и стратификация. — М.: ИНФРА — М., 2009
2 Социологический энциклопедический словарь, под ред. Г.В.Осипова.-М., 2008
3 Белоусова С.Анализ уровня бедности // Экономист – 2011 — N 10 — С.64-71
4 Асжина М.А, Чибриков Г.Г., Основы экономической теории -М.: «Норма», 2010г.
5 Закон РК «О государственной адресной социальной помощи» N 246 от 17 июля 2001 года
6 Уровень жизни. Оценка благосостояния. Агентство Республики Казахстан по статистике. Статистический бюллетень, 12 серия: Уровень жизни населения. 2011 г.
7 ООН «Цели развития тысячелетия в Казахстане», 2011 // >8 Отчет о Целях развития тысячелетия в Казахстане за 2011 год, Астана, 2011 год
9 Шишков Ю.В. Уровень бедности в современном мире. // Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — 1. — С. 3-14.
10 Сборник «Уровень жизни населения в Казахстане», Агентство Республики Казахстан по статистике, Астана, 2011 год
11 Новые подходы к решению проблемы бедности. //Экономика и управление в зарубежных странах — 2009. — 5. — С. 3-14
12 www.dw-world. de/dw/article/0,,5559621,00.html
13 >14 www.demoscope.ru
15 Уровень бедности в мире (ООН, отчет World Resources 2009)
16 www.en.wikipedia.org
17 Бюллетень «Переходный период: вопросы развития» публикуется Лондонской школой экономики и политологии для программы развития ООН №14, декабрь 2009, стр. 6.
18 Куница С.М. Анализ основных социально-экономических условий повышения уровня жизни населения в Казахстане: факторы снижения бедности и роль государства. // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. Серия экономическая. — 2009. — №6.
19 www.dw-world. de/dw/article/0,,5559621,00.html
20 Казахстан и страны СНГ. Ежеквартальный журнал // Под редакцией А. Смаилова, Астана, №4-2011, с.57
21 >22 Уровень жизни населения Казахстана 2006-2010 // Статистический сборник, Астана, 2011, с.179
23 Оплата труда в Казахстане 2006-2010 // Статистический сборник, Астана, 2011, с.264
24 Закон Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи» от 17. 07.2001 N 246-II
25 Закон Республики Казахстан «О прожиточном минимуме» от 16 ноября 1999 г. N 474, статья 4. А также Приказ Министерства труда и соцзащиты РК «Об определении черты бедности на (период)
26 Колмаков И.Б. Прогнозирование показателей дифференциации денежных доходов населения//Вопросы прогнозирования, 2010, №3, сс. 136-163.
27 Бобков В.Н. Неравенство распределения по уровню жизни как фактор ограничения его конкурентоспособности //Материалы международной научно-практической конференции «Формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в Казахстане», Алматы, Институт экономики КН МОН РК, 2010, с. 25
28 www.nomad.su
29 Казахстан и страны СНГ. Ежеквартальный журнал, №3-2012
30 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922
31 Абдыкаликова Г.Н. Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан // Материалы международной научно-практической конференции «Социальная модернизация — новая социальная политика» 30 сентября 2011 г., Астана
32 site/news/2011/08/15
33 node/244214
34 >