Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и содержания понятия «конкурентоспособность» коммерческого банка………………………………………………………………………………………………….. …6
1.2 Факторы обеспечения конкурентоспособности коммерческого бан-ка……………………………………………………………………………………………………………..22
1.3 Исследование методов оценки конкурентоспособности коммерческого банка………………………………………………………………………………………………………..29
2 ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»…………………………………………………………………………….48
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сбербанк Рос-сии»………………………………………………………………………………………………………….48
2.2 Анализ политики ОАО «Сбербанк России» по управлению рисками как залога надежности…………………………………………………………………………………….60
2.3 Оценка конкурентоспособных позиций ОАО «Сбербанк Рос-сии»………………………………………………………………………………………………………….84
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»…………………………………………………………………………….97
3.1 Повышения качества корпоративного управления как основа повышения конкурентоспособности…………………………………………………………………………….97
3.2 Инновационные инструменты повышения конкурентоспособности…….111
3.3 Маркетинговые технологии……………………………………………………………….130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..162
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..166
Выдержка из текста работы
Для современной России острейшая конкуренция в банковском бизнесе является уже объективной реальностью, которая с каждым годом по мере развития сети кредитных учреждений и других различных институтов постоянно возрастает.
Нарастающая конкуренция на финансовом рынке заставляет банкиров при выборе методов конкурентной борьбы связывать успех деятельности с развитием бизнеса своих конкурентов, инвесторов, корпоративных и частных клиентов. Все они, руководствуясь разными целями, заинтересованы в качественной оценке конкурентоспособности банка.
Данная позиция вызвана пониманием того, что во многом успешность деятельности коммерческого банка связана не только со способностью грамотно строить свою внутреннюю политику, но и приспособиться к внешним условиям с максимальной для себя пользой, предвосхищать тенденции развития рынка и получать конкурентные преимущества.
Однако, несмотря на то, что такая характеристика банка как конкурентоспособность выходит на первый план, данной категории крайне мало уделяется внимания в отечественной экономической литературе, что объясняется отсутствием единого, общепризнанного подхода к определению понятия и анализу конкурентоспособности коммерческого банка.
Теоретические и практические аспекты конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с разной степенью полноты рассматривались в трудах Д.И. Баркана, П.С. Завьялова, И.В. Корнеевой, О.И. Лаврушина, Н.К Моисеевой, А.Н. Романова, И.В. Сергеева, Р.А.Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и других.
Банковская конкурентоспособность является достаточно новой для российской науки и практики проблемой. В настоящее время в этой области получили известность работы А.Г. Баталова, А.В. Буздалина, Г.Г. Коробовой, В.С. Кромонова, Ю.С Масленченкова, Н.М. Ребельского, Г.О. Самойлова, А.М. Тавасиева и так далее.
Таким образом, современные условия жизнедеятельности банков, функционирующих в конкурентной среде, а также недостаточность научной проработки методов анализа конкурентоспособности кредитной организации, обусловили актуальность и предопределили выбор темы, постановку цели и задач курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы экономического анализа банковской деятельности, изучить основные этапы и методы анализа конкурентоспособности коммерческих банков, а так же рассмотреть направления его совершенствования.
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
— в теоретическом аспекте исследовать сущность и содержание категории «конкурентоспособность», идентифицировать причины и факторы, обусловливающие уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, раскрыть особенности ее проявления в банковском секторе;
— определить сущность и цели анализа конкурентоспособности банков;
— изучить основные этапы анализа конкурентоспособности;
— рассмотреть факторы, с помощью которых обеспечивается конкурентоспособность банка, и определить показатели, отражающие их состояние;
— охарактеризовать основные методы, используемые при оценке конкурентоспособности кредитных организаций, выявить их преимущества и недостатки;
— определить направления совершенствования приемов и методов анализа конкурентоспособности банка.
1 Сущность и этапы анализа конкурентоспособности коммерческих банков
В последнее время в мире и в России преобладает тенденция к ужесточению конкуренции на рынке банковских услуг. В этих условиях у коммерческих банков возникает потребность проводить мониторинг собственной конкурентоспособности и позиций основных конкурентов, при этом целесообразно действовать на опережение в целях поддержания и укрепления своей рыночной позиции в постоянно изменяющихся условиях рынка.
Однако объективная необходимость анализа банковской конкурентоспособности существует параллельно с отсутствием единого подхода его осуществления, учитывающего все особенности банковского бизнеса. Разногласия возникают уже при определении категории «конкурентоспособность коммерческого банка».
Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [13, с. 270].
Профессор Г.Л. Багиев определил конкурентоспособность фирмы, как реальную и потенциальную способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательных для потребителей, чем товары конкурентов [22, c.91].
По определению Н.К. Моисеевой конкурентоспособность характеризует возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке [1, с. 156].
На основе рассмотренных выше трактовок «конкурентоспособности организации» под «конкурентоспособностью коммерческого банка» следует понимать комплексный динамичный показатель сравнительного уровня развития критериев его деятельности, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг, отражающий, в конечном итоге, эффективность принятия управленческих решений его руководством.
Конкурентоспособность кредитной организации — это потенциальные и реальные возможности банка формировать положительный имидж надежного и современного банка, отвечающего всем требованиям клиентов и способного создавать и продвигать на рынок конкурентоспособные продукты [8, c.36].
Существует тесная взаимосвязь между конкурентоспособностью банка в целом и его услуг, которую наиболее четко можно проследить в приложении 1.
Анализ конкурентоспособности кредитной организации представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих исследованию конкурентной позиции на рынке, выявлению конкурентных преимуществ и определению основных направлений повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности банка [27, c.44].
Целью анализа конкурентоспособности коммерческого банка является выявление факторов, воздействующих на отношение потребителей к организации, ее продуктам (услугам) и характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности [7, с. 144]. При этом всю совокупность факторов можно разделить на три группы:
— цели, которые ставит перед собой кредитная организация;
— ресурсы, которыми располагает;
— факторы внешней среды [17, с. 78].
Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд выделяют ключевые факторы для анализа конкурентоспособности фирмы, которые с небольшими корректировками могут быть применены к коммерческому банку, среди них: качество и характеристика продукции, репутация (имидж), дилерская сеть и возможность распространения, производственные мощности, использование технологий, инновационные возможности, финансовые ресурсы, издержки по сравнению с конкурентами и обслуживание клиентов.
Е.П. Голубков предлагает расширить их количество, добавив такие факторы результативности деятельности организации, как концепция продукта, продвижение продукта на рынке, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля и так далее.
Предлагается также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации, следующие:
— критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя;
— временной критерий эффективности деятельности [14, с.72-73].
Разные авторы в зависимости от своих научных взглядов обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность банка, поэтому на рисунке 1 предложена их обобщенная классификация.
Рис. 1 Классификация факторов конкурентоспособности банка [19, с.103]
Таким образом, анализ конкурентоспособности коммерческого банка представляет собой многомерную задачу, при решении которой необходимо провести анализ различных сторон деятельности банка и его финансового состояния, которые схематично представлены на рисунке 2.
Рис. 2 Основные направления анализа конкурентоспособности коммерческого банка [26, с. 46]
В процессе анализа банковской конкурентоспособности объектами могут выступать как конкурентоспособность отдельных направлений банковского бизнеса (кредитование , привлечение средств, инвестиционная деятельность и другие), так и всей совокупной деятельности банка. В завис……..
Библиографический список
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2006.
2. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2003.
3. Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов. — СПб.: Питер, 2003.
4. Дробышевский С.М. Анализ конкуренции в российском банковском секторе / С.М. Дробышевский, С.А. Пащенко. — М.: ИЭПП, 2006.
5. Конюховский П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности. — СПб.: Питер, 2001.
6. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. — М.: Экономистъ, 2003.
7. Кузьмина Е.Е., Шаляпина Н.М. Теория и практика маркетинга: учебник /Под ред. Е.Е. Кузьминой. — М.: КНОРУС, 2005.
8. Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг: монография. — СПб.: Питер, 2003.
9. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник. — М.: Маркет ДС, 2006.
10. Самойлов Г.О., Бачалов А.Г. Банковская конкуренция: монография. — М.: Экзамен, 2002.
11. Тавасиев А.М., Ребельский Н.М. Конкуренция в банковском секторе России: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Тавасиева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
12. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. — Москва, 2005.
13. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.